Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 22 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«22» мая 2020 года                                                                                               г. Рязань

 

Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2020 года.

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела №062/04/14.31-131/2020 об административном правонарушении, возбужденного по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее - ПАО «РЭСК»; место нахождения: ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  ОГРН 1056204000049), в отсутствие законного представителя либо защитника (извещенного надлежащим образом, определение от 13.05.2020 исх. №2662),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно протоколу №062/04/14.31-131/2020 об административном правонарушении от 06.03.2020 публичному акционерному обществу «Рязанская энергетическая сбытовая компания» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключение субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дела явилось вступление в силу решения комиссии Рязанского УФАС России по делу №134-04-1/2017, которым публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее – ПАО «РЭСК») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части нарушения порядка уведомления потребителя при инициировании процедуры ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник привлекаемого к административной ответственности лица <...>., который сообщил, что ПАО «РЭСК» с вменяемым правонарушением не согласно; письменные объяснения приобщены к материалам дела. Защитник ПАО «РЭСК» ходатайствовал в случае признания ПАО «РЭСК» виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ); о применении при определении размера административного штрафа в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учесть нарушение обязательств потребителя по оплате за потребленную электрическую энергию и оказание лицом, совершившим административное правонарушение,  содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу  в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ). Кроме того, защитник ПАО «РЭСК» заявил ходатайство о вызове свидетеля: бывшего директора ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» <...>., который, по мнению защитника Общества, может сообщить значимые для дела сведения об обстоятельствах получения и выполнения уведомлений ПАО «РЭСК» об ограничении режима потребления электрической энергии в отношении указанной организации.

Изучив  материалы  административного дела, заслушав  позицию  защитника ПАО «РЭСК», оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, достаточности и взаимосвязи, должностное лицо Рязанского УФАС России, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;                  

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено следующее.

В соответствии с постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 13.10.2006 №91 ПАО «РЭСК» является гарантирующим поставщиком в границах зоны деятельности, определенной как вся территория Рязанской  области (включая электрические сети ОАО «РЖД»), за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков ООО «РГМЭК» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» занимает доминирующее положение в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Установлено, что публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в географических границах Рязанской области с долей 80%.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о возможности ПАО «РЭСК» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара – электрической энергии (мощности).

Установлено, что между ПАО «РЭСК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (юридический адрес: 391043, Рязанская обл., Клепиковский район, п. Болонь, ул. Строителей, д. 9, кв. 17) заключен договор энергоснабжения № 361241 от 04.03.2013, на основании которого электрической энергией снабжаются несколько объектов, в том числе непосредственно используемых для централизованного водоснабжения и водоотведения (артскважины, канализационные станции и т.д.).

Так, пунктом 1 приложения №1 к договору энергоснабжения определены 6 (шесть) точек поставки электрической энергии, в том числе:

1)       ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №1 (оборудование владельца – головные водопроводные сооружения (ГВС));

2)       ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №4 (оборудование владельца – офис);

3)     ПС Болонь фидер №5 т/п 10/0,4 кВ №6 (оборудование владельца –канализационная насосная станция (КПН)).

Сетевой организацией, к сетям которой технологически присоединены объекты централизованного водоснабжения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», является АО «РОЭК».

В 2013 году АО «РОЭК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» согласовали акт технологической и аварийной брони электроснабжения, согласно которому установлена нагрузка технологической брони электроснабжения в объеме 0,029 тыс. кВт, при этом нагрузку аварийной брони потребитель не имеет.

Нагрузка технологической брони установлена для следующих объектов:

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,008 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

-   ПС Болонь, ЗТП №6, КНС, технологическая броня электроснабжения 0,010 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,011 кВт; допустимое время перерыва 24 часа.

Установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ПАО «РЭСК» направило в адрес ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 16.01.2017 (исх. № 344-63) и 31.01.2017 (№ 344-186) уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии в полном объеме в отношении следующих объектов: головные водопроводные сооружения (пос. Болонь Клепиковского района Рязанского района) и офис.

Из уведомления от 16.01.2017 (исх. №344-63) следовало, что по состоянию на 16.01.2017 у потребителя имелась задолженность в размере 16,28 тысяч рублей по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 10.01.2017 (оплата электрической энергии (мощности) в размере 30% стоимости текущего потребления в январе 2017 года). Также в уведомлении отражено, что 18.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в размере 82,73 тысяч рублей (окончательный расчет за декабрь 2016 года), 25.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии в размере 24,69 тысяч рублей (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим гарантирующий поставщик указал, что в случае неоплаты задолженности и текущих платежей на общую сумму в размере 123,70 тысяч рублей в срок до 30.01.2017 в присутствии представителя сетевой организации необходимо ввести режим частичного ограничения путем ограничения электропотребления в полном объеме по части следующих объектов:  

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №1 - головные водопроводные сооружения;

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №4 - офис.                                                                                                    

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению в указанный период, а также в случае непогашения полной задолженности 06.02.2017 в 11-00 часов ограничение будет произведено сотрудниками АО «РОЭК» в полном объеме по указанным объектам.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2  Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

В соответствии с поступившим в адрес АО «РОЭК» уведомлением ПАО «РЭСК» от 17.01.2017(исх. №395-22) сетевой организации необходимо было ввести ограничение потребления электрической энергии 30.01.2017 в отношении офиса и головного водопроводного сооружения ООО «Коммунальное хозяйства «Болоньское».

30.01.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 17.01.2017 (исх. №344-72) АО «РОЭК» прекратило подачу электрической энергии  на головном водонапорном сооружении, а также в офисных помещениях ООО «Коммунальное хозяйства «Болонское», о чем составлены акты «Об ограничении режима потребления электрической энергии (юридические лица)» от 30.01.2017 №3 и №4.

По состоянию на 31 января 2017 года у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 12,01 тысяч рублей, представляющая собой задолженность по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 25.01.2017 (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим ПАО «РЭСК» направило уведомление 31.01.2017 (№ 344-186), в котором указывалось, что согласно акту от 31 января 2017 года, представленному сетевой организацией, ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 30 января 2017 года самостоятельно произвело частичное ограничение подачи электроэнергии. В случае неоплаты  ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» задолженности по оплате электрической энергии в размере 12,01 тысяч рублей до 06.02.2017, 06.02.2017 в 11 часов 00 минут силами сетевой организации будет введен режим частичного ограничения в полном объеме по части следующих объектов: ПС Болонь ф. 2 ЗТП №1 – ГВС (головные водопроводные сооружений) и ПС Болонь ф. 2 ЗТП №4 (офис).

02.02.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 02.02.2017 (исх№344-702) АО «РОЭК» возобновило поставку электрической энергии в полном объеме на вышеуказанных объектах, о чем составлены акты от 02.02.2017 «О возобновлении подачи потребления электрической энергии  (юридические лица)» №3 и №2.

Анализируя действия ПАО «РЭСК» в контексте соблюдения требований антимонопольного законодательства, комиссия Рязанского УФАС пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 335-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ограничения).

При описанных обстоятельствах подлежат применению положения Правил ограничения, действовавших в момент совершения субъектом розничных рынков электрической энергии описанных действий (в ред. от 26.12.2016).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничения основанием для введения ограничения является нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил ограничения).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится по инициативе Гарантирующего поставщика в связи с наступлением, в том числе вышеуказанных обстоятельств, перед которым не исполнены обязательства по договору.

Пунктами 15, 17, 18 Правил ограничения установлен порядок введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 Правил ограничения инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Как следует из абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения потребителем уведомления.

В любом случае, с учетом приведенных требований положений абзаца 2 подпункта «б» пункта 2, пункта 7, абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

Однако анализируемым уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» уведомило ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» о частичном ограничении потребления, которое необходимо ввести 30.01.2017 в связи с наличием задолженности, возникшей 11.01.2017 (за 21 день до ограничения), а также в связи с возможным неисполнением 18.01.2017 потребителем обязательств по оплате электрической энергии за декабрь 2017 года (за 12 дней до ограничения) и в связи с предполагаемой неоплатой в срок до 25.01.2017 40% стоимости текущего потребления за январь  2017 года (за 5 дней до ограничения).

Как следствие, уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» ограничивало ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в праве на получение услуг энергоснабжения в течение всех 10 дней (с 26.01.2017 по 04.02.2017) с момента возникновения задолженности (в случае неоплаты авансового платежа 25.01.2017).

Также при рассмотрении дела отмечено, что согласно императивным требованиям законодательства (подпункт «б» пункт 7 Правил ограничения) гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований; применительно к рассматриваемой ситуации – при наличии задолженности в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. При этом инициирование процедуры введения режима энергопотребления в отсутствие правовых оснований, в том числе направление уведомлений об ограничении, основанных на вероятности неисполнения потребителем текущих платежей, действующее законодательство не предусматривает.

Совершение подобных действий ущемляет интересы потребителей, поскольку приводит к прекращению поставки электрической энергии по непредусмотренным законом основаниям.

К примеру, в случае погашения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» возникшей задолженности, а также оплаты в срок до 18.01.2017 потребленной в декабре 2016 года электрической энергии, но неоплаты либо частичной оплаты авансового платежа (40% текущего потребления), заявителю во исполнение уведомления ПАО «РЭСК» от 16.01.2017 (исх. №344-63) 30.01.2017  надлежало ввести частичное ограничение режима потребления.

Основанием направления уведомления от 31.01.2017 (исх. №344-186) стала неполная оплата потребителем авансового платежа, размер которого составлял 24,69 тысяч рублей. Однако по состоянию на 31.01.2017 за потребителем числилась задолженность лишь в 12,01 тысяч рублей, что менее установленного в абзаце 2 подпункта «а» пункта 2 Правил размера задолженности, который мог бы стать причиной для инициирования процедуры ограничения потребления в отношении объектов ООО  «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в указанную дату.

Таким образом, при инициировании процедуры введения ограничения электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» и направлении уведомлений от 16.01.2017 (исх. №344-63) и 31.01.2017 (исх. №344-186), ПАО «РЭСК» нарушило требования подпункта «б» пункта 2, пункта 7, подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения и ущемило интересы ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в части ограничения (угрозы ограничения) права на получение услуг энергоснабжения.

Указанные действия ПАО «РЭСК» привели к нарушению законодательства об электроэнергетике, следствием которого стало (могло стать) отсутствие возможности у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», как организации водопроводно-канализационного хозяйства в пос. Болонь Клепиковского района  Рязанской области, принять меры по надлежащему исполнению обязательств, связанных с поставкой услуг водоснабжения и водоотведения конечным потребителям.

Так, в рассматриваемой ситуации гарантирующий поставщик инициировал прекращение поставки электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения, которые отнесены законодателем к категории объектов, полное прекращение поставки которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

В связи с угрозой наступления неблагоприятных последствий в законодательстве Российской Федерации предусмотрена особая процедура ограничения энергопотребления объектами данной категории.

В частности, пунктом 17 Правил ограничения определено, что при наличии у потребителей акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «б», подпункте «д» пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Пунктом 18 Правил ограничения предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Однако в рассматриваемой ситуации без учета положений пунктов 17, 18 Правил ограничения ПАО «РЭСК» инициировало процедуру полного прекращения энергопотребления на головные водопроводные сооружения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» не соответствуют требованиям Правил ограничения и приводят (могут привести) к угрозе ущемления интересов неопределенного круга лиц (население рабочего поселка Болонь), а также прав хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности (ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское»).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующие положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Решением комиссии Рязанского УФАС России от 07.06.2019 по делу №134-04-1/2017 действия гарантирующего поставщика признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не являются и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет привлечение к административной ответственности юридического лица по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ПАО «РЭСК» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за  нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализируя имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении документы, материалы, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к выводу о том, что  ПАО «РЭСК» имело возможность соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушение порядке процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следствие, в действиях гарантирующего поставщика имеется состав административного правонарушения, определенного в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение процессуальных прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек. Других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем в рассматриваемой ситуации действия ПАО «РЭСК»  привели к полному отключению электрической энергии на социально значимых объектах, посредством которых оказываются коммунальные услуги населению, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц, и потому правонарушение не может быть признано малозначительным.

С учетом вышеизложенного, а также характера анализируемого правонарушения и его последствий, оно не может быть расценено в качестве малозначительного.

Таким образом, основания для освобождения ПАО «РЭСК» от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Обращаясь с ходатайством к должностному лицу Рязанского УФАС России, защитник ПАО «РЭСК» просит учесть следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства:

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ);

- обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: наличие оснований для ограничения режима потребления электрической энергии в отношении                 ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (наличие задолженности).

Рассмотрев указанное ходатайство, должностное лицо Рязанского УФАС России полагает, что они не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Так, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в выявлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (пункт 4 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ), учитывается должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении при условии, что ответчик (лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства) представил в антимонопольный орган доказательства совершенного им правонарушения, которые не были известны антимонопольному органу и позволили ему установить событие правонарушения и обстоятельства его совершения. Доказательства должны быть представлены до принятия комиссией антимонопольного органа решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Напротив, ПАО «РЭСК» с наличием нарушения антимонопольного законодательства не согласилось. Информация, которая предоставлялась в антимонопольный орган, направлялась исключительно в целях исполнения обязанности, предусмотренной статьей 25 Федерального закона «О защите конкуренции».

Наличие оснований для ограничения режима энергопотребления в отношении АО «ИнфраДиалог» (задолженности потребителя) также не является смягчающим административную ответственность обстоятельством. В рассматриваемой ситуации нарушение закона установлено в иных действиях привлекаемого к административной ответственности лица (ненадлежащее уведомление о введении режима ограничения энергопотребления). При этом, соблюдение лицом установленных правил при совершении одних действий не может смягчать ответственность в случае нарушения закона другими действиями.

Между тем, должностное лицо, рассматривающее административное дело, считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. В рассматриваемом случае подлежит учету исполнение ПАО «РЭСК» выданного комиссией Рязанского УФАС России предписания по делу №134-04-1/2017 от 09.06.2019 (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Иные обстоятельства, которые защитник ПАО «РЭСК» просит учесть в качестве смягчающих административную ответственность, должностным лицом Рязанского УФАС России отклоняются.

Оценивая ходатайство защитника ПАО «РЭСК» о применении части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ должностное лицо Рязанского УФАС России учитывает следующее.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Применительно к рассматриваемой ситуации должностное лицо Рязанского УФАС России отмечает, что исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «РЭСК», не  установлено.

С учетом вышеизложенного размер административного штрафа подлежит определению в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Оценивая ходатайство защитника ПАО «РЭСК» о вызове свидетеля – бывшего директора ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», должностное лицо антимонопольного органа отказывает в его удовлетворении, поскольку считает, что все фактические обстоятельства по делу установлены, необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела отсутствует. Кроме того, отмечает, что в нарушение гарантирующему поставщику вменяются действия не только по полному отключению электрической энергии на социально значимых объектах, посредством которых оказываются коммунальные услуги населению, но и включению в уведомления о планирующемся введении режима ограничения потребления электрической энергии обязательства по оплате платежей, обязанность по исполнению которых у потребителя еще не наступила.

Таким образом, с учетом пункта 7 части 1 статьи 4.2, части 1 статьи 14.31 и примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, накладываемого на публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания», определен в размере 562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 4.2, статьями 23.48, 26.11, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

признать публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  ОГРН 1056204000049) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административных  правонарушениях Российской Федерации, и назначить данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере               562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки и срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Размер штрафа, подлежащий зачислению, должен быть внесен на р/счет УФК по Рязанской области №40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань, БИК 046126001.

Получатель платежа: УФК по Рязанской области (Рязанское УФАС России л/с 04591312100), ИНН 6231010720, КПП 623401001, ОКТМО 61701000.

Назначение платежа:

Код БК 161 1 16  01141 010031140

УИН 16100500000000521385 (назначение платежа – штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства по постановлению Рязанского УФАС России №062/04/14.31-131/2020 от 20.05.2020.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (возможно направление на адрес электронной почты: to62@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в течение 10 суток (дней) со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                              И.А. Кошелева

Связанные организации

Связанные организации не указаны