Решение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 113-04-1/2017 от 22 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 113-04-1/2017

«14» июня 2017 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии – <…>.,

с участием представителей:

- заявителя – <…>;

- ответчика – <…>;

- третьего лица: администрации муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области – <…>,

в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело №113-04-1/2017 по признакам нарушения Муниципальным казенным предприятием "Кораблинская транспортная компания" (391200, Рязанская область, Кораблинский район, город Кораблино, улица Зубковой, 2 А) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <…> от 19.12.2016 (вх. от 21.12.2016 №6828), указывающее на незаконные действия Муниципального казенного предприятия «Кораблинская транспортная компания» по взиманию платы за водоснабжение и водоотведение для потребителей муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области с февраля 2014 года.

Из заявления следует, что до февраля 2014 года услуги по водоснабжению и водоотведению для населения Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области осуществляло ООО «Пехлецкое». Расчеты осуществлялись по тарифам, установленным Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 16.12.2013 №249 для потребителей ООО «Пехлецкое».

С февраля 2014 года услуги по водоснабжению и водоотведению для потребителей Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области оказывало МКП "Кораблинская транспортная компания" с применением тарифа, установленного для ООО «Пехлецкое».

По результатам рассмотрения материалов 21.03.2017 возбуждено дело №113-04-1/2017 (приказ Рязанского УФАС России №50) о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МКП "Кораблинская транспортная компания" (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Представитель Ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства признал и пояснил следующее.

МКП "Кораблинская транспортная компания" (далее – Предприятие, Ответчик) является коммерческой организацией, учредителем которой является муниципальное образование – Кораблинский муниципальный район Рязанской области. Одним из видов деятельности Предприятия является выполнение работ, производство продукции, оказание услуг в сфере производства услуг: поднятие воды из скважин с последующей реализацией потребителям, оказание услуг в сфере приема и удаления хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации и далее на очистные сооружения.

С февраля 2014 года Предприятие стало оказывать потребителям Кораблинского муниципального района Рязанской области, в том числе Ключанского сельского поселения, услуги по водоснабжению и водоотведению.

Поводом для этого послужило принятое на основании решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Кораблинского района от 19.02.2014 №4 постановление главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 21.02.2014 №115.

Подтвердил, что с февраля 2014 года Предприятием применялись тарифы, утвержденные для ООО «Пехлецкое».

До 24.01.2016 Предприятие неоднократно обращалось в Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области за установлением тарифа на водоснабжение и водоотведение. Однако регулирующий орган неоднократно отказывал в установлении тарифа по причине предоставления неполного пакета документов.

25.01.2016 ГУ РЭК Рязанской области постановлением №6 установило тарифы на питьевую воду в сфере водоснабжения и водоотведения для потребителей МКП "Кораблинская транспортная компания".

Представитель третьего лица изложил позицию в письменных пояснениях (от 24.03.2017 исх. №477, от 20.04.2017 исх. №670).

В связи с прекращением оказания услуги по водоснабжению и водоотведению ООО «Пехлецкое» в феврале 2014 года, в соответствии с нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области (далее – Администрация) взяла на себя ответственность за организацию оказания услуг по водоснабжению и водоотведению населению сельских поселений района.

Указал, что передача Предприятию объектов водоснабжения и водоотведения на территории Кораблинского муниципального район Рязанской области, в том числе Ключанского сельского поселения, связана с возникновением чрезвычайной ситуации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Чрезвычайная ситуация, по мнению третьего лица, выразилась в том, что на начало 2014 года ООО «Пехлецкое», оказывавшее в указанный период услуги по водоснабжению и водоотведение населению района, фактически прекратило свою деятельность. Возникшая задолженность по оплате за электрическую энергию грозила прекращением энергоснабжения объектов водоснабжения, что в свою очередь могло повлечь за собой экологическую катастрофу и повысить социальную напряженность в районе.

В связи с этим Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации Кораблинского района от 19.02.2014 №4 главам сельских поселений было рекомендовано заключить с МКП «Кораблинская транспортная компания» договоры аренды имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения.

С целью недопущения нарушения прав потребителей постановлением главы администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 21.02.2014 №115 - МКП «Кораблинская транспортная компания» разрешено применять тариф, ранее установленный для ООО «Пехлецкое».

Распоряжением администрации муниципального образования - Кораблинский муниципальный район Рязанской области от 17.03.2014 №148 - МКП "Кораблинская транспортная компания" разрешено применять тарифы на холодную воду, установленные для ООО «Пехлецкое», до утверждения тарифов в установленном порядке.

Распоряжением администрации муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области от 31.03.2014 №2 МКП "Кораблинская транспортная компания" признано гарантирующей организацией по водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования - Ключанское сельское поселение Кораблинского муниципального района Рязанской области.

Таким образом, представитель третьего лица считает, что действия администрации муниципального района могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Правовое регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы на питьевую воду и водоотведение подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 406 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Оплата по договору водоснабжения и водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2012 № 406 (далее – Основы ценообразования).

Частью 12 Основ ценообразования регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2012 № 406, иными нормативными правовыми актами в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, кроме прочего, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения – уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

На территории Рязанской области, согласно постановлению Рязанской области от 2 июля 2008 N 121, центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах, является Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ГУ РЭК Рязанской области).

Постановлением ГУ РЭК Рязанской области от 16.12.2013 N 249 установлен тариф на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей ООО "Пехлецкое" в Ключанском сельском поселении Кораблинского муниципального района.

Тарифы, установленные данным документом, действовали с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.

Как следует из материалов дела, с февраля 2014 года Предприятие начинает оказывать услугу по водоснабжению и водоотведению потребителям Ключанского сельского поселения Кораблинского муниципального района Рязанской области.

25.01.2016 ГУ РЭК Рязанской области постановлением №6 установило для МКП "Кораблинская транспортная компания" тарифы за водоснабжение и водоотведение. Данный документ вступил в силу на следующий день после официального опубликования ("Рязанские ведомости", N 15, 30.01.2016).

На деятельность Предприятия распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 вышеназванного закона услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МКП «Кораблинская транспортная компания», оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, осуществляет деятельность в условиях естественной монополии и, как следствие, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, а, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Установлено, что в период с 01 марта 2014 года по 25 января 2016 Предприятие применяло тариф на холодное водоснабжение и водоотведение, не утвержденный в установленном порядке.

На основании вышеустановленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МКП «Кораблинская транспортная компания» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Примечание: в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны