Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 1 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 116-03-2/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

      30 марта 2016 г.                                                                                                

Резолютивная часть решения оглашена 28 марта 2016 г.

         Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» от 22.03.2016г. б/н (вх. от 22.03.2016г. № 1165э) на действия Министерства строительного комплекса Рязанской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г. Спасск-Рязанский» (извещение № 0859200001116000126) и, проведя внеплановую проверку представленных документов,

           у с т а н о в и л а:

 Министерством строительного комплекса Рязанской области (далее – Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г. Спасск-Рязанский» (извещение № 0859200001116000126) (далее – электронный аукцион).

Уполномоченным учреждением выступило ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области».

   20 февраля 2016 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

   1 марта 2016 года, 4 марта 2016 года в 18:23 (МСК), 4 марта 2016 года в 21:56 (МСК) были опубликованы изменения извещения.

    Начальная (максимальная) цена контракта составила 124 963 850,00 рублей.

 По мнению Заявителя, Заказчик, формируя положения аукционной документации, допустил следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС):

1) В пунктах 8.4.1. и 8.4.2. проекта контракта не установил надлежащим образом величины штрафов в соответствии с «Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063 (далее – Правила);

2) В аукционной документации установил излишнее требование к участникам закупки, а именно Лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о ФКС;

3) Ненадлежащим образом установлен размер пени для поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок ее определения согласно Правилам.

В своих возражениях на жалобу от 25.03.2016г. № ВМ/7-870 (вх. от 25.03.2016г. № 1292), Министерство строительного комплекса Рязанской области сообщает следующее.

1) В пунктах 8.4.1. и 8.4.2. проекта контракта под отлагательным условием установлены все возможные значения размеров штрафов, предусмотренные Правилами.

2) Согласно изменением извещения о проведении электронного аукциона от 04.03.2016г. №ИИЗ, последняя редакция аукционной документации не содержит требования о предоставлении участником закупки в составе вторых частей заявок лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

3) По мнению Заказчика, Заявитель не указывает, в чем конкретно состоит данное несоответствие, а только переписывает нормы самих правил и разъяснения контролирующего органа.

Заказчик утверждает, что пункты 8.2. и 8.3. проекта контракта подержат порядок расчета пеней за нарушение сроков исполнения обязательств сторонами в полном соответствии с требованиями Правил.

Согласно возражениям на жалобу от 25.03.2016г. № 154 (вх. от 25.03.2016г. № 1288), ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» считает, что в соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки государственным заказчиком указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Кроме того, аукционная документация и обязательные для осуществления закупки документы, представленные государственным заказчиком, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг, а также содержат все необходимые сведения, касающиеся объекта закупки. Положения аукционной документации и обязательных для осуществления закупки документов, являются согласованными, не содержат внутренних противоречий, учитывают специфику предмета закупки.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в объяснениях на жалобу.

Кроме того, на обозрение Комиссии, представителями Заказчика представлено письмо ООО «Проектный институт «ПРОМГРАЖДАНПРОЕКТ» от 28 марта 2016 года № 47, согласно которому генеральный директор данного общества подтверждает, что проектная документация Заказчика разработана в полном соответствии с нормами действующего законодательства и сметная часть данной документации полностью соответствует графической части.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1) Согласно части 5 статьи 34 Закона о ФКС, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о ФКС, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.12.2014г. № АД/48791/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об оплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей», учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размером штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1063 (далее – Правила), для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Согласно пункту 8.4.1. проекта контракта Заказчиком установлено: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком  обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет:

-__________  руб. (5% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 3 млн. рублей  до 50 млн. рублей).

-__________  руб. (1% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 50 млн. рублей  до 100 млн. рублей).

-__________ руб. (0,5% цены Контракта, в случае если цена контракта превышает  100 млн. рублей)».

Согласно пункту 8.4.2. проекта контракта Заказчиком установлено: «Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы и составляет:

-___________ руб. (2% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 3 млн. рублей  до 50 млн. рублей).

-___________ руб.(1,5% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 50 млн. рублей  до 100 млн. рублей).

 -___________ руб. (0,5% цены Контракта, в случае если цена контракта превышает 100  млн. рублей)».

Однако, в соответствии с пунктом 4 Правил, установлено: «За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

   а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

   б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

   в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

   г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

  В соответствии с пунктом 5 Правил, установлено: «За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

   а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

   б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

   в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

   г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

  Таким образом, в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о ФКС, Заказчиком не установлены все возможные значения штрафов, как для Заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с Правилами, а именно, не прописаны значения штрафов в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

  Следовательно, данный довод Заявителя, Комиссия сочла обоснованным.

  2) Довод Заявителя касаемо требования, установленного в аукционной документации о наличии лицензии МЧС, Комиссия сочла необоснованным, поскольку, согласно пункту 2) части 3.3. раздела 3. «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» изменений извещения от 04.03.2016г. 21:56 (МСК) №ИИЗ (информация об изменении извещения № 0859200001116000126 и документации об электронном аукционе на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г. Спасск Рязанский»), Заказчиком установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии этих документов:

- действующее свидетельство о допуске к выполнению работ в соответствии с перечнем видов работ, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, включающее в себя следующий вид работ.

Таким образом, требование о наличии действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений  или действующей лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, прописанное в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона от 20.02.2016г. исключено.

Соответственно, Комиссия сочла данный довод жалобы Заявителя необоснованным.

3) Пунктом 8.3. проекта контракта, Заказчиком, согласно требованиям части 5 статьи 34 Закона о ФКС, установлен порядок и размер пени в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о ФКС, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 8.2. проекта контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку, предусмотренную настоящим Контрактом, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим  Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком за каждый  день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения  срока исполнения обязательства.

Далее приведена формула расчета пени согласно Правилам.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не установлен размер пени, а именно «не менее чем 1/300», в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, как того требует часть 7 статьи 34 Закона о ФКС.

Следовательно, Комиссия сочла данный довод жалобы Заявителя обоснованным, а Заказчика нарушившим часть 7 статьи 34 Закона о ФКС, в части не установления в проекте контракта размера пени в соответствии с требованиями действующего законодательства.

    Внеплановая проверка, проведенная  в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от  19.11.2014 г. № 727/14, выявила следующие нарушения Закона о ФКС со стороны Заказчика:

    - части 7 статьи 34 Закона о ФКС. Пунктом 8.4. проекта контракта, установлено: «За нарушение Подрядчиком установленных Заказчиком сроков для устранения Подрядчиком дефектов, недоработок, недостатков в Проектной документации, выявленных  в период гарантийного срока, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку 0,1 % от стоимости Контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств.

 Размер пени определяется  согласно формуле, установленной в п. 8.2. настоящего Контракта».

    Вместе с тем, размер и порядок взимания с подрядчика неустойки установлен положениями Правил, а также Закона о ФКС. Указанные нормативные правовые акты не предусматривают права Заказчика на установление пени в случае и размере, описанных в пункте 8.4. проекта контракта.

    Таким образом, Комиссия сочла Заказчика нарушившим часть 7 статьи 34 Закона о ФКС.

  На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3,  пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» обоснованной в части первого довода жалобы – об отсутствии в проекте контракта всех возможных значений штрафов как для Заказчика так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), а также третьего довода жалобы – в части не установления размера пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, как того требует часть 7 статьи 34 Закона о ФКС.

2. Признать Министерство строительного комплекса Рязанской области  нарушившим часть 5 и 8 статьи 34, а также часть 7 статьи 34 (2 раза) Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству строительного комплекса Рязанской области  предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 116-03-2/2016

  30 марта 2016 г.                                                                                                        

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, на основании своего решения от 30.03.2016г. по делу № 116-03-2/2015, предписывает:

1. Министерству строительного комплекса Рязанской области:

- при заключении контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г.Спасск-Рязанский» из проекта контракта исключить пункт 8.4.;

- установить в проекте контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г.Спасск-Рязанский» размер штрафов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

2. Министерству строительного комплекса Рязанской области, в течение десяти дней с момента заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г.Спасск-Рязанский» представить в Рязанское УФАС России доказательства его исполнения.         

Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны