Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО "СМУ-55" от 4 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 122-03-2/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

01 апреля 2016 г.                                                                                                                

                               Резолютивная часть решения оглашена 31 марта 2016 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: <…>, рассмотрев жалобу ООО «СМУ-55» №23/03 от 23.03.2016г. (вх. от 24.03.2016 г. № 1254э) на действия Заказчика - Министерство строительного комплекса Рязанской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: « Центр единоборств в г. Рязани» (№0859200001116000514 ) и, проведя внеплановую проверку представленных документов,

           у с т а н о в и л а:

Министерством строительного комплекса Рязанской области (далее – Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по строительству объекта: « Центр единоборств в г. Рязани» (№ 0859200001116000514) (далее – открытый конкурс).

Уполномоченным учреждением выступило ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области».

04 марта 2016 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 503 068 910,00 рублей.

По мнению Заявителя, Заказчик, формируя положения конкурсной документации, допустил следующие нарушения Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

-Заказчик в конкурсной документации установил непрозрачный порядок оценки заявок в отношении критерия «Качественные характеристики объекта закупки».

В своем отзыве на жалобу, от 30.03.2016г. № ВМ/7-928 (вх.1395 от 31.03.2016г.), Министерство строительного комплекса Рязанской области сообщило, что Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает ее необоснованной, а действия по определению содержания конкурсной документации соответствующим требованиям Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о ФКС.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о ФКС конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о ФКС на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о ФКС для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о ФКС порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В разделе II «Информационной карты» конкурсной документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию "Нестоимостные критерии оценки заявок":

1. Качественные характеристики объекта закупки

Значимость критерия: 20%.

Коэффициент значимости критерия: 0,20

Показатели критерия:

Показатель: Предложения по улучшению технического состояния объекта, ведущее к увеличению срока возникновения потребности в проведении текущего ремонта, за исключением возникновения такой потребности вследствие повреждения объекта непредвиденного или аварийного характера.

Для целей оценки предложений по данному показателю под текущим ремонтом сооружений понимается комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и отдельных его конструкций для восстановления их исправности (работоспособности).

Значимость показателя: 100%

Коэффициент значимости показателя: 1.

Оцениваются предложения с описанием конкретных мероприятий, которые влияют на улучшение технического состояния объекта строительства и как следствие, увеличивают срок эксплуатации объекта без необходимости проведения текущего ремонта. Участником представляется описание указанных мероприятий, виды улучшения технического состояния объекта строительства.

Под мероприятиями понимаются предложения в отношении применяемых материалов и/или технологии выполнения работ.

Оценке подлежат предложения в отношении применения материалов и/или технологий, направленных на улучшение технического состояния объекта посредством осуществления следующих видов работ:

 

№п/п

Наименование работ

№ сметы

1

Кладочные работы

Общестроительные работы выше отм. 0,000 (Часть АР, КЖ.)  ЛС 02-01-04

2

Изоляционные работы

Общестроительные работы выше отм. 0,000 (Часть АР, КЖ.) ЛС 02-01-04

3

Кровельные работы

Общестроительные работы выше отм. 0,000 (Часть АР, КЖ.) ЛС  02-01-04

4

Отделочные работы

Общестроительные работы выше отм. 0,000 (Часть АР, КЖ.) ЛС 02-01-04

5

Устройство полов

Общестроительные работы выше отм. 0,000 (Часть АР, КЖ.) ЛС 02-01-04

6

Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования

Внутренний водопровод  ЛС 02-01-06

Внутренняя канализация  ЛС 02-01-07

Отопление  ЛС 02-01-09

Электромонтажные работы ЛС 02-01-12

Охранная сигнализация ЛС 02-01-14

Пожарная сигнализация и СОУЭ ЛС 02-01-15

Телевидение ЛС 02-01-17

Плановый срок возникновения потребности в проведении текущего ремонта: 5 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию (не оценивается, оцениваются предложения по увеличению указанного срока).

Порядок присвоения баллов заявке по показателю критерия «Качественные характеристики объекта закупки»:

Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100.

Лучшему предложению, которое ведет к наибольшему достижению целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки, присваивается максимальное количество баллов.

Остальным заявкам по показателю баллы присваиваются по уменьшению степени достижения целей применения указанных предложений по показателю критерия оценки.

Преимущество предложений определяется комиссией по закупкам экспертным путем, а также путем сравнения и сопоставления предложений участников конкурса.

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю, с учетом коэффициента значимости показателя.

Количество баллов по критерию – это сумма количества баллов по показателям критерия «качественные характеристики объекта закупки».

Рейтинг заявки по критерию оценки - это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе не противоречит требованиям Закона о ФКС.

Таким образом, довод Заявителя, о том, что Заказчиком установлен непрозрачный порядок оценки заявок в отношении критерия «Качественные характеристики объекта закупки» не нашел своего подтверждения.

Данная позиция Комиссии подтверждается решением ФАС России № П-26/15 от 19.01.2015г.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя.

Внеплановая проверка, проведенная  в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от  19.11.2014 г. № 727/14, выявила  следующие нарушения Закона о ФКС со стороны Заказчика:

-нарушение части 5 и 8 Закона о ФКС.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о ФКС, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о ФКС, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.12.2014г. № АД/48791/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об оплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей», учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размером штрафа, предусмотренные Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1063 (далее – Правила), для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Согласно пункту 8.4.1. проекта контракта Заказчиком установлено: «За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком  обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы и составляет:

-__________руб. (5% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 3 млн. рублей  до 50 млн. рублей).

-__________  руб. (1% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 50 млн. рублей  до 100 млн. рублей).

-__________ руб. (0,5% цены Контракта, в случае если цена контракта превышает  100 млн. рублей)».

Согласно пункту 8.4.2. проекта контракта Заказчиком установлено: «Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы и составляет:

-___________ руб. (2% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 3 млн. рублей  до 50 млн. рублей).

-___________ руб.(1,5% цены Контракта, в случае если цена контракта составляет от 50 млн. рублей  до 100 млн. рублей).

 -___________ руб. (0,5% цены Контракта, в случае если цена контракта превышает 100  млн. рублей)».

Однако в соответствии с пунктом 4 Правил, установлено: «За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

   а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

   б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

   в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

   г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

В соответствии с пунктом 5 Правил, установлено: «За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

   а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

   б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

   в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей».

Таким образом, в нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о ФКС, Заказчиком не установлены все возможные значения штрафов, как для Заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с Правилами, а именно, не прописаны значения штрафов в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.

-нарушение части 7 статьи 34 Закона о ФКС.

Пунктом 8.3. проекта контракта установлено, что в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о ФКС, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 8.2. проекта контракта, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку, предусмотренную настоящим Контрактом, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим  Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком за каждый  день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства.

Далее приведена формула расчета пени согласно Правилам.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта не установлен размер пени, а именно «не менее чем 1/300», в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, как того требует часть 7 статьи 34 Закона о ФКС.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 7 статьи 34 Закона о ФКС, в части не установления в проекте контракта размера пени в соответствии с требованиями действующего законодательства.

-нарушение части 7 статьи 34 Закона о ФКС.

Пунктом 8.4. проекта контракта, установлено: «За нарушение Подрядчиком установленных Заказчиком сроков для устранения Подрядчиком дефектов, недоработок, недостатков в Проектной документации, выявленных  в период гарантийного срока, Подрядчик уплачивает Заказчику неустойку 0,1 % от стоимости Контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств.

Размер пени определяется  согласно формуле, установленной в п. 8.2. настоящего Контракта».

Вместе с тем, размер и порядок взимания с подрядчика неустойки установлен положениями Правил, а также Закона о ФКС. Указанные нормативные правовые акты не предусматривают права Заказчика на установление пени в случае и размере, описанных в пункте 8.4. проекта контракта.

Таким образом, Комиссия сочла Заказчика нарушившим часть 7 статьи 34 Закона о ФКС.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО СМУ-55» необоснованной.

2. Признать Министерство строительного комплекса Рязанской области нарушившим часть 5 и 8 статьи 34, а также часть 7 статьи 34  Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Министерству строительного комплекса Рязанской области  предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

П Р Е Д П И С А Н И Е № 122-03-2/2016

01 апреля 2016 г.                                                                                                       

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: <…>, на основании своего решения от 01.04.2016г. по делу № 122-03-2/2016, предписывает:

1. Министерству строительного комплекса Рязанской области:

- при заключении контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Центр единоборств в г. Рязани» из проекта контракта исключить пункт 8.4.;

-установить в проекте контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Центр единоборств в г. Рязани» размер штрафов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

2. Министерству строительного комплекса Рязанской области, в течение десяти дней с момента заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта: «Центр единоборств в г. Рязани» представить в Рязанское УФАС России доказательства его исполнения.

Невыполнение в установленный срок предписания Рязанского УФАС России влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны