Решение б/н Решение по жалобе ООО НПП "Территория" от 13 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 132-03-2/2016 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

      12 апреля 2016 г.                                                                                               

                    Резолютивная часть решения оглашена 7 апреля 2016 г.

         Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО НПП «Территория» от 30.03.2016г. № 65 (вх. от 31.03.2016г. № 1404) на действия Министерства лесного хозяйства Рязанской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по лесоустройству на землях лесного фонда Рязанской области (извещение № 0859200001116001085) и, проведя внеплановую проверку представленных документов,

           у с т а н о в и л а:

 Министерством лесного хозяйства Рязанской области (далее – Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса на выполнение работ по лесоустройству на землях лесного фонда Рязанской области (извещение № 0859200001116001085) (далее – открытый конкурс).

Уполномоченным учреждением выступило ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Уполномоченное учреждение).

   28 марта 2016 года извещение о проведении открытого конкурса и  конкурсная документация были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 930 000,00 рублей.

    По мнению Заявителя, Заказчик, неверно определил способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для проведения данной закупки.

   Заявитель утверждает, что Перечень товаров, работ, услуг в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013г. № 2019-р. Согласно вышеуказанному распоряжению Правительства Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить (электронный аукцион) основывается на общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, принятым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007г. № 329-ст.

    Данным перечнем установлено, что закупки товаров, работ, услуг с кодом 02 по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности заказчики обязаны осуществлять путем проведения электронного аукциона. К коду 02 общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности относятся продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги, в том числе услуги по управлению лесным хозяйством, охране и защите леса, а также услуги по таксации лесов, которые являются неотъемлемыми частями лесоустройства (статья 68 Лесного Кодекса Российской Федерации).

В своих возражениях на жалобу от 06.04.2016г. № 193 (вх. от 06.04.2016г. № 1544), ГКУ Рязанской области считает доводы жалобы Заявителя необоснованными по следующим основаниям.

    В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Такой перечень утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016г. № 471-р и включает продукцию лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги (с кодом ОКПД-2). Расшифровка продукции и услуг, включенных в данный ОКПД-2 приведена в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014г. № 14-ст.

    Вместе с тем, объектом оспариваемой закупки является выполнение работ по лесоустройству на землях лесного фонда Рязанской области. Государственным заказчиком данные работы отнесены к коду ОКПД-2 – 84.13.11.000, что наиболее полно и точно отражает специфику закупки.

    Кроме того, в настоящее время законодательство Российской Федерации не содержит положений, ограничивающих возможность государственного заказчика в самостоятельном определении ОКПД-2 проводимых закупок.

    Таким образом, по мнению Уполномоченного учреждения, государственным заказчиком избран надлежащий способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Помимо изложенного, необходимо отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016г. № 471-р признано утратившим силу распоряжение от 31.10.2013г. № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводит аукцион в электронной форме (электронный аукцион), на которое ссылается Заявитель жалобы.

В своих возражениях на жалобу от 06.04.2016г. № СК/15-1624 (вх. от 06.04.2016г. № 1551), Министерство лесного хозяйства Рязанской области считает свои действия правомерными по следующим основаниям.

Лесоустройство - это система государственных мероприятий, направленных на обеспечение рационального использования, повышение продуктивности, воспроизводство, охрану и защиту лесов, а также повышение культуры лесного хозяйства. Лесоустройство является проводником технической политики и научно обоснованных форм лесоуправления, ведения лесного хозяйства и рационального использования лесных ресурсов, устанавливает оптимальные нормы непрерывного и неистощительного пользования лесом, предоставляет планирующим органам всех уровней управления лесным хозяйством систематическую информацию о наличии лесных ресурсов, динамике лесного фонда, проектирует меры по улучшению его состояния, повышению продуктивности лесов и стабилизации экологического состояния окружающей среды.

Лесным законодательством установлено, что документы лесоустройства, утвержденные в установленном порядке, являются обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства, текущего и перспективного планирования, прогнозирования пользования лесным фондом и финансирования лесохозяйственных работ.

Материалы лесоустройства по изученности лесов, наличию и состоянию лесных ресурсов являются основной информационной базой технического проектирования в лесном хозяйстве и других отраслях экономики страны, использующих древесные и недревесные ресурсы, экологические, санитарно-гигиенические, рекреационные, природоохранные и иные полезные свойства лесов.

В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) проведение лесоустройства на землях лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса, относится к отдельным полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета.

Согласно статьи 70 Лесного кодекса органы государственной власти осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) установлено, что при осуществлении закупок могут использоваться конкурентные способы определения исполнителей работ, в том числе конкурсы и аукционы.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

В жалобе ООО НПП «Территория» от 30.03.2016г. № 65 указана устаревшая информация о том, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

В настоящее время Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 471-р утвержден новый Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

Проведение лесоустроительных работ, предусмотренных статьей 68 Лесного кодекса, в данный Перечень не входит, и в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, относится к услугам государственного управления, обеспечивающим эффективное ведение хозяйственной деятельности, в том числе в области лесного хозяйства.

Кроме того, в настоящее время Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) не имеет ссылки на услуги по лесоустройству, но имеет группировку, включающую понятие инвентаризации леса.

Вместе с тем лесоустройство и инвентаризация лесов являются самостоятельными и независимыми друг от друга видами лесоучётных работ.

Государственная инвентаризация лесов относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства и представляет собой мероприятия по проверке состояния лесов, их количественных и качественных характеристик и является неотъемлемой частью управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Лесоустройство, в соответствии со ст. 68 Лесного кодекса, включает в себя такие виды работ, как проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Учитывая изложенное, государственным заказчиком лесоустройство рассматривается как услуги государственного управления, связанные с сельским хозяйствам, лесным хозяйством, рыболовством и охотой, относящимся к разделу 84.13.11.000 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

В состав работ по лесоустройству на площади 81941 га входят работы, которые могут быть выполнены только достаточным количеством специалистов, имеющих необходимую квалификацию.

К таким работам, в частности, относятся:

-          Таксация по I лесотаксационному разряду по материалам ДЗЗ
(выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик
лесных ресурсов) глазомерно-измерительным способом в соответствии с
п.77 Лесоустроительной инструкции;

Дополнительное проведение в категориях защитных лесов «Лесопарковые зоны» ландшафтной таксации;

-          Проведение при таксации лесов дополнительных изысканий для
последующего проектирования мероприятий по охране, защите и
воспроизводству лесов.

-          Изучение особенностей роста и состояния лесов: измерения модельных
деревьев, закладка площадок для измерения сумм площадей сечения,
обследование лесных культур ревизионного периода и хода естественного
возобновления под пологом леса и на землях, не покрытых лесной
растительностью и т.п.

Определение санитарного состояния насаждений, выявление повреждённых и погибших насаждений вследствие воздействия животных-дендрофагов, болезней и вредителей леса, антропогенных, природно-климатических и иных факторов.

-          Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству
лесов во время проведения полевых работ при натурной таксации в лесу.

Составление ведомостей лесных культур, объектов ЕГСК и их согласование.

-          Заполнение карточки таксации на каждый лесотаксационный выдел на
бумажном носителе или в электронном виде, полекамеральное оформление
таксационных описаний и абрисов.

Статьей 12 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрен принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, который устанавливает, что Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2593-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы (далее - Программа), разработанная с учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства.   Одной   из   основных   стратегических   целей   развития  лесного комплекса предусматривается необходимость обеспечения устойчивого управления лесами.

            Достижение цели и задач Программы обеспечивается реализацией ряда подпрограмм, в том числе подпрограммой «Обеспечение использования лесов». Одним из основных мероприятий, предусматриваемых к реализации данной подпрограммой, является проведение мероприятий лесоустройства.

   Пунктом 2д перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 года Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры, направленные на проведение лесоустроительных работ в границах лесных участков, предоставляемых в аренду.

    Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная совместным приказом Минпромторга России №248 и Минсельхоза России № 482 от 31.10.2008, а также указанные документы определяют лесоустройство как важный элемент государственного управления лесами и организации их использования, а материалы лесоустройства - основой финансовой комплексной оценки лесных участков и лесных ресурсов России.

     Исходя из необходимости достижения результатов, предусмотренных утвержденной Правительством Российской Федерации Программы, выполнения пункта 2д перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 апреля 2013 года, учитывая, что выполнение предусмотренных Техническим заданием работ по лесоустройству на площади 81 941 га возможно только достаточным количеством квалифицированных специалистов, имеющих необходимый успешный опыт выполнения таких работ, руководствуясь принципом ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, министерством лесного хозяйства Рязанской области было принято решение об осуществлении определения поставщика путем проведения открытого конкурса, в документации о котором были установлены соответствующие критерии.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в объяснениях на жалобу.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к необоснованности доводов жалобы Заявителя по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о ФКС, Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о ФКС, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р, включает код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) <1>: 02 – «Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги».

Однако, объектом оспариваемой закупки является выполнение работ по лесоустройству на землях лесного фонда Рязанской области, что не содержится в расшифровке данного вышеуказанного кода.

Таким образом, Заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих достоверность и правомерность его выводов. Данный довод своей жалобы Заявителем не доказан.

Следовательно, Комиссия сочла довод жалобы Заявителя необоснованным.

   Внеплановая проверка, проведенная  в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от  19.11.2014 г. № 727/14, не выявила нарушений Закона о ФКС со стороны Заказчика и Уполномоченного учреждения.

   Вместе с  тем сообщаем, что Комиссия Рязанского УФАС по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу на соответствие требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

  На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3  статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО НПП «Территория» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны