Решение б/н Решение по делу о нарушении ПАО "РЭСК" антимонопольного зако... от 17 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 674-04-1/2017

Резолютивная часть оглашена 06.08.2018

В полном объеме решение изготовлено 17.08.2018 г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии — <...>., руководителя управления, членов комиссии. <...> начальника отдела, <...> главного специалиста- эксперта, с участием представителя ПАО «РЭСК» - <...> (доверенность от 04.04.2016) при рассмотрении дела № 674-04-1/2017 о нарушении Публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания (ПАО «РЭСК») (юридический адрес: Дзержинского ул., д. 21 а, г. Рязань, 390005) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Рязанское УФАС России из Прокуратуры Сапожковского района поступило заявление о нарушении антимонопольного законодательства ПАО «РЭСК» (вх.№ 5983 от 20.11.2017).

Между ПАО «РЭСК» и управляющей компанией ООО «УК «ЖЭК» заключен договор энергоснабжения № 441355 от 20.01.2017.

В соответствии с п. 1.1 Договора энергоснабжения № 441355 от 20.01.2017 ПАО «РЭСК» является поставщиком электрической энергии для содержания общего имущества многоквартирных домов, а ООО «УК «ЖЭК» обязано оплачивать приобретаемую электрическую энергию.

В ходе исполнения данного договора у ООО «УК «ЖЭК» перед ПАО «РЭСК» образовалась задолженность, что подтверждается решениями Арбитражного суда Рязанской области от 20.02.2017, от 22.05.2017, от 09.06.2017.

В соответствии с уведомлением ПАО «РЭСК», направленным в адрес ООО «УК «ЖЭК» о задолженности в размере 231, 11 тыс. руб. и возможности введения режима ограничения потребления электроэнергии в отношении многоквартирных домов, ПАО «РЭСК» были отключены от электроэнергии места общего пользования в многоквартирных домах, расположенных по адресам: р.п. Сапожок, мкр. Северный, д.5; мкр. Северный, д. 8; р.п. Сапожок, мкр. Северный, д. 14, р.п. Сапожок, мкр. Малинники, д.90. Данные дома находятся под управлением ООО «УК «ЖЭК».

Факты отключения подъездного освещения в указанных многоквартирных домах подтверждаются актами о введении ограничения (возобновления) режима потребления электрической энергии (мощности).

Кроме того, 23.08.2017 ПАО «РЭСК» в адрес производственного отделения «Скопинские электрические сети» филиала «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» направлено уведомление об отмене подачи электроэнергии путем включения следующих объектов: пгт. Сапожок, мкр. Малинники, д. 1-А, 11-А, 12- а, 13-А, 90; пгт. Сапожок, мкр. Северный, д. 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15; пгг. Сапожок, ул. 50 ВЛКСМ, д. 1-А, 2, 8, пгг. Сапожок, ул. 50 лет Октября, д. 2, 5, 7, 11; пгг. Сапожок, ул. Вал, д. 2, 9, 11, 13, 19, 21; пгт. Сапожок, ул. Гусева, д. 41, 56-А; пгт. Сапожок, ул. Колхозная, д. 9; пгт. Сапожок, ул. Комсомольская, д. 1; пгт. Сапожок, ул. Рабочая, д. 31; пгт. Сапожок, ул. Свободы, д. 34; пгт. Сапожок, ул. Советская, д. 34, 42, 46.

Ограничение поставки электрической энергии ООО «УК «ЖЭК» лишило управляющую компанию возможности предоставлять услуги по содержанию общего имущества в многоквартирных домах.

Кроме того, данные действия повлекли обращения жителей многоквартирных домов о незаконном отключении электричества в местах общего пользования и отсутствием задолженности перед ООО «УК «ЖЭК».

Представитель ответчика пояснил, что в его действиях отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства, а произведенное ограничение потребления электроэнергии соответствует законодательству и договору.

Установлено, что ПАО «РЭСК» по поставке электрической энергии в границах зоны действия гарантирующего поставщика занимает долю 80,5 %, что превышает 50 %.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

Так как доля ответчика на рынке поставки электрической энергии в границах зоны действия гарантирующего поставщика превышает 50 %, то ПАО «РЭСК» является доминирующим хозяйствующим субъектом.

В части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлены запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов третьих лиц, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг предусмотрен разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

При этом прекращение поставки коммунального ресурса ресурсоснабжающей организации не предусмотрено в качестве основания для такого приостановления или ограничения. Напротив, пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

В адрес антимонопольного органа ООО УК «ЖЭК» представлены доказательства наличия добросовестных плательщиков (приходные кассовые ордеры об оплате ОДН жителями вышеуказанных домов).

Кроме того, сотрудниками Рязанского УФАС России осуществлен комплекс мероприятий по сбору доказательств нарушения ПАО «РЭСК» антимонопольного законодательства, в результате которых получены квитанции об оплате услуг по содержанию жилья (включая ОДН) и объяснения, свидетельствующие об отсутствии задолженности у жителей многоквартирных домов г. Сапожка Рязанской области, а именно:

<...> (адрес: <...>) объяснение от

  1. квитанции от 26.07.2017 за ОДН (июнь), от 18.05.2017 за ОДН (март- апрель), от 23.03.2017 за ОДН (февраль);

<...> (адрес: <...>) - объяснение от

  1. квитанция от 15.08.2017 за ОДН (июль);

<...> (адрес: <...>) объяснение от 06.07.2018, квитанции от 24 июля 2017 года за ОДН (июнь), от 24 мая 2017 года за ОДН (апрель), от 26 июня 2017 года за ОДН (май);

<...>. (адрес: <...>) - объяснение от 06.07.2018, квитанция от 18.08.2017 года за ОДН (июль);

<....> (адрес: <...>) — объяснение от 06.07.2018;

<...>. (адрес: р<...>) - объяснение от 06.07.2018;

<...>. (адрес: <...>) - объяснение от 06.07.2018, квитанция от 19.07.2017 за ОДН (май);

<...> (адрес р.п. <...>) — объяснение от 06.07.2018, квитанция от 19.07.2017 за ОДН (май);

<...> (адрес: <...>) объяснение от

  1. квитанция от 14.08.2017 за ОДН (июнь - июль);

<...> (адрес: <...> ) - объяснение от 06.08.2018, квитанции от 24.07.2018 за ОДН (июнь), от 19.07.2017, за ОДН (май);

<...> (адрес: <...>) - объяснение от 06.07.2018, квитанции от 26.07.2017 за ОДН (январь-март), от 07.06.2017 за ОДН (май).

Полное прекращение поставки электрической энергии ресурсоснабжающей организации свидетельствует о том, что указанными действиями нарушены права добросовестных абонентов на получение соответствующих коммунальных услуг, что подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 02.08.16 № 305-КГ 16-8448.

Вводя режим ограничения потребления электроэнергии в отношении многоквартирных домов, гарантирующий поставщик должен был убедиться в том, что в результате его действий не будут ущемлены интересы добросовестных пользователей.

По смыслу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции нарушение антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, будет иметь место тогда, когда ущемлены интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 20 декабря 2017 года № 320-КГ 17-12130, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Кроме того, действиями ПАО «РЭСК» ущемлены интересы хозяйствующего субъекта - ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационная контора» («УК «ЖЭК»).

Надо отметить, что управляющая компания действует в интересах своих потребителей (жильцов) и, вводя ограничение, ПАО «РЭСК» обязано соблюдать не только Постановление Правительства РФ № 442, но и Правила оказания коммунальных услуг, так как конечными потребителями являются именно граждане.

Таким образом, действия ПАО «РЭСК» могут быть предметом оценки на их соответствие требованиям части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта в части введения ограничения режима потребления электрической энергии, а также угрозы введения такого ограничения в отношении многоквартирных домов, расположенных в р.п. Сапожок Рязанской области (что привело к прекращению поставки электрической энергии, необходимой для освещения мест общего пользования таких домов) квалифицируются Комиссией как нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к окончательному выводу о наличии в действиях ПАО «РЭСК» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Предписание по данному делу не выдавать, так как к моменту принятия настоящего решения поставка электрической энергии в искомые дома возобновлена.

Руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать Публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ПАО РЭСК) (юридический адрес: ул. Дзержинского д. 21а, г. Рязань, 390005) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части введения ограничения режима потребления электрической энергии, а также в части угрозы введения такого ограничения.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Рязанской области.

Решение может быть также обжаловано в коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны