Решение б/н Решение в отношении АНО ДПО "Автошкола "Анкилл" от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 191-05-2/2015

Резолютивная часть решения оглашена «17» июня 2015г.

В полном объеме решение изготовлено «29» июня 2015г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>;

в отсутствии представителей: заявителя – АНО «Рязанская городская автошкола», ответчика - АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс», уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело № 191-05-2/2015 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в использовании в рекламе, размещенной на сервисе Яндекс.Директ обозначения - «Рязанская городская автошкола», сходного до степени смешения с фирменным наименованием и тождественным коммерческому обозначению, используемому АНО «Рязанская городская автошкола» (сокращенное наименование АНО «РГА»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление АНО «Рязанская городская автошкола» (вх. № 1290э от 06.04.2015г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны Автошколы «Импульс», в части незаконного использования наименования «Рязанская городская автошкола» при размещении рекламы в интернете.

К заявлению был приложен скриншот страницы с рекламой указанной автошколы, подтверждающий распространение рекламы по адресу yandex.ru/yandsearch?text=рязанская%20городская%20автошкола&clid=1858002&lr=11 без указания даты распространения рекламы.

В соответствии со статьей 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются, в том числе, фирменные наименования и коммерческие обозначения.

Фирменное наименование - это уникальное обозначение товара, работы, услуги.

Согласно части 1 статьи 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В соответствии с частью 1 статьи 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.

Коммерческое обозначение – средство индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий.

Сочетание слов «Рязанская городская автошкола» является одновременно частью фирменного наименования и коммерческим обозначением, используемым АНО «Рязанская городская автошкола» в своей деятельности.

Согласно части 1 статьи 1539 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения, в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

В соответствии с частью 2 статьи 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Из дополнительных материалов, представленных АНО «Рязанская городская автошкола» от 28.04.2015г. (вх. № 1695 от 30.04.2015г.) следует, что организация работает на рынке образовательных услуг с 2008 года. В течение этого времени была наработана современная материально-техническая база, постоянно повышается уровень образовательных услуг, профессионализм и мастерство сотрудников. Организация является известной на данном рынке. Автошкола «Импульс» использует в своей рекламе наименование «Рязанская городская автошкола», чем вводит в заблуждение потребителей образовательных услуг и недобросовестно пользуется репутацией. Потенциальные клиенты по наименованию «Рязанская городская автошкола» попадают на сайт автошколы «Импульс», думая, что они обращаются в АНО «РГА» и записываются на обучение, не подозревая, что это другая автошкола.

В списке организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке (переподготовке) водителей, размещенном на официальном сайте Госавтоинспекции «ГУОБДД МВД России» имеется Автошкола «Импульс» (ОГРН/ИНН 1101800000334/1831140619, г. Рязань, Первомайский пр., д. 31А, лит. Н1).

По сведениям официального сайта Федеральной налоговой службы юридическое наименование автошколы «Импульс» - Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Автошкола «Анкилл» (АНО ДПО «Автошкола «Анкилл»), юридический адрес: 426033, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Школьная, д. 11, кв. 84.

Согласно части 6 статьи 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Обозначение – «Рязанская городская автошкола», используемое на сервисе Яндекс Директ является тождественным коммерческому обозначению АНО «Рязанская городская автошкола».

Частью 6 статьи 1252 ГК РФ установлено, что обладатель исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

Приказом о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 06.05.2015г. № 38, возбуждено дело № 191-05-2/2015 в отношении АНО ДПО «Автошкола «Анкилл».

Определением о назначении дела № 191-05-2/2015 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела было назначено на 27.05.2015г.

Представители заявителя и ответчика на рассмотрение дела 27.05.2015г. не явились.

В соответствии с указанным определением АНО «Рязанская городская автошкола» 22.05.2015г. (вх. № 1964) представило копии учредительных документов с приложением копий распечаток интернет-страниц, содержащих рекламу с использованием обозначения «Рязанская городская автошкола», из которых также невозможно установить дату распространения рекламы. Из свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц следует, что АНО «Рязанская городская автошкола» зарегистрировано 06.11.2012г., а не в 2008 году, как указывается в письме от 28.04.2015г. (вх. № 1695 от 30.04.2015г.).

В письменном объяснении АНО «Рязанская городская автошкола» указало, что убытки, нанесенные ответчиком можно оценить исходя из средней разницы количества обучаемых в январе, феврале и марте 2015г. по сравнению с аналогичным периодом 2014г. АНО «Рязанская городская автошкола» считает, что АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» нанесла неоценимый вред деловой репутации АНО «Рязанская городская автошкола».

В связи с отсутствием у Комиссии 27.05.2015г. сведений о своевременном извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела было принято решение об отложении данного дела. 

Определением об отложении от 27.05.2015г. (исх. 1939 от 27.05.2015г.) рассмотрение дела № 191-05-2/2015 было отложено до 17.06.2015г.

В назначенное в определении об отложении дату и время 17.06.2015г. в 10 час. 00 мин. представители заявителя и ответчика не явились.

Определение об отложении рассмотрения дела № 191-05-2/2015 было направлено почтовой связью, заказным письмом с простым уведомлением по юридическим адресам, указанным в Едином государственном реестре юридических лица, что свидетельствует о соблюдении Рязанским УФАС России требований по извещению, предусмотренных частью 2 статьи 45 ФЗ «О защите конкуренции».

Дополнительно (заблаговременно до даты рассмотрения дела 29.05.2015г.), определение об отложении рассмотрения дела № 191-05-2/2015 (исх. 1939 от 27.05.2015г.) было направлено по электронной почте, указанной на сайтах лиц, участвующих в деле (скриншоты страниц с электронной почты подтверждают направление определения об отложении дела).

Электронная почта заявителя (rga.62@mail.ru) также содержится на бланке АНО «Рязанская городская автошкола», следовательно, не может являться недействующей либо ошибочно указанной.

В соответствии с приказом ФАС России от 11.07.2011г. № 507 «Об утверждении положения об информационной политике ФАС России и ее территориальных органов» информация о дате и времени рассмотрения дела № 191-05-2/2015 была публично размещена на сайте Рязанского УФАС России в разделе «Об управлении» в «Графике рассмотрения дел».

Данные обстоятельства позволяют сделать вывод об использовании Управлением всех возможных способов для извещения лиц, участвующих в деле и рассмотреть дело № 191-05-2/2015, назначенное к рассмотрению в отсутствие лиц в нем участвующих.

Кроме того, определением об отложении рассмотрения дела № 191-05-2/2015 (исх. 1939 от 27.05.2015г.) у заявителя не были затребованы дополнительные документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, поскольку позиция заявителя была изложена в заявлении, а также дополнительных материалах, представленных в ходе рассмотрения дела.

В соответствии с определением об отложении 16.06.2015г. (вх. № 2319) АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» представило копии учредительных документов, а также письменное объяснение, из которого следует, что в лице Автошколы «Импульс» при размещении рекламы на сервисе Яндекс.Директ не использовалось обозначение «Рязанская городская автошкола».

Рассмотрев, представленные в материалы дела документы и сведения 17.06.2015г. Комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.

Как следует из материалов дела на сервисе «Яндекс.Директ» распространялась реклама следующего содержания: «Рязанская городская автошкола/impuls-as.ru Реклама impuls-as.ru Адрес и телефон, Рязань Курс обучения за 11990 р. Только сейчас! Автодром и бензин уже включены! Об обучении Фотогалерея Об автошколе +7 (4912) 50-50-27 Пн-Сб 10:00-21:00».

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра юридических лиц, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы следует, что АНО «Рязанская городская автошкола»  зарегистрировано на территории г. Рязани 06.11.2012г. Основным видом деятельности АНО «Рязанская городская автошкола» является обучение водителей транспортных средств (код ОКВЭД 80.41).

АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике 09.04.2010г. Основным видом деятельности АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» является обучение водителей транспортных средств (код ОКВЭД 80.41).

Таким образом, АНО «Рязанская городская автошкола» и АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» осуществляют деятельность на одном товарном рынке и являются субъектами-конкурентами.

Согласно пункту 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Из представленных заявителем документов следует, что использование автошколой «Импульс» обозначения явилось основанием для уменьшения количества обучаемых в АНО «Рязанская городская автошкола» по сравнению с аналогичным периодом 2014г.

Квалифицируя действия АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс», как недобросовестную конкуренцию, предусмотренную статьей 14 ФЗ «О защите конкуренции», АНО «Рязанская городская автошкола» исходило из содержания текста размещенной рекламы, однако к заявлению не были представлены доказательства, в совокупности позволяющие признать, что рекламодателем (заказчиком) рекламы, распространяемой на сервисе «Яндекс.Директ» является АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс». Материалы дела № 191-05-2/2015 также не содержат таких доказательств.

Для установления заказчика распространяемой информации Рязанским УФАС России в ходе рассмотрения заявления АНО «Рязанская городская автошкола» 10.04.2015г. (исх. № 1392) был направлен запрос в адрес ООО «Яндекс» о необходимости представить основания размещения рекламы с приложением копии договора на ее размещение.

От ООО «Яндекс» 05.05.2015г. (вх. № 1708э) поступил ответ на запрос, из которого следует, что размещение рекламы осуществлялось на основании договора, заключенного между ООО «Яндекс» (далее – Яндекс) и физическим лицом Чемпион Чемпион (далее – Рекламодатель) на условиях Оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ», расположенной в сети Интернет. Договор между Яндексом и Рекламодателем был заключен посредством акцепта Рекламодателем Оферты (оплаты Счета), в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты. Оплата рекламы производилась путем перевода денежных средств с использованием сервиса «Яндекс.Деньги» с кошелька 41001569163369.

Из ответа на запрос ООО «Яндекс» следует, что общество не обладает информацией о реквизитах данного кошелька, и предложило уточнить ее в ООО НКО «Яндекс.Деньги».

В ходе рассмотрения дела № 191-05-2/2015 Рязанским УФАС России 08.05.2015г. (исх. № 1696) в адрес ООО НКО «Яндекс.Деньги» был направлен запрос о необходимости представить реквизиты и данные владельца кошелька.

ООО НКО «Яндекс.Деньги» 18.05.2015г. (вх. № 1879) в ответ на запрос сообщило, что виртуальный счет № 41001569163369 является неперсонифицированным электронным средством платежа, в связи с чем сведения о личности его владельца у ООО НКО «Яндекс.Деньги» отсутствуют.

Ответчик в своих письменных объяснениях не признает, что распространяемая на сервисе «Яндекс.Директ» реклама была размещена по волеизъявлению АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс».

Затребованные определением об отложении рассмотрения дела № 191-05-2/2015 (исх. 1939 от 27.05.2015г.) копии договоров на размещение рекламы, документы, подтверждающие ее оплату, к письменному объяснению ответчика приложено не было.

Таким образом, поскольку факт размещения АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс» на сервисе «Яндекс.Директ» не доказан бесспорными и достаточными доказательствами, а в материалах дела отсутствуют доказательства причастности ответчика к распространяемой рекламе, то у Комиссии отсутствуют основания для признания действий АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс» нарушившими антимонопольное законодательство, а именно пункт 4 части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции». Данная позиция подтверждается выводами, изложенными в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2014 по делу № А54-6711/2013.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39 частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», пунктом 3.138 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012г. № 339, Комиссия,

РЕШИЛА:

  1. Производство по делу № 347/2014-М/Т прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях АНО ДПО «Автошкола «Анкилл» в лице Автошколы «Импульс».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны