Решение б/н решение от 13 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 062/06/64-320/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

13 апреля 2021 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 08 апреля 2021 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 115 от 03.11.2020 (далее – Комиссия), в составе: <…>, при участии представителей Администрации муниципального образования – Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области <…>, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» <…>, в отсутствие представителей АО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», уведомленных надлежащим образом (исх. № 1603 от 05.04.2021), в отсутствие представителей ООО «Джули», уведомленных надлежащим образом (исх. № 918 от 03.03.2021), рассмотрев жалобу ООО «Джули» б/н б/д (вх. № 1642 от 01.04.2021) на действия Заказчика (Администрация муниципального образования – Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству дома культуры на 150 мест в д. Ровное Рязанского района Рязанской области (извещение № 0859200001121002451 от 24.03.2021) и проведя внеплановую проверку,

у с т а н о в и л а:

Администрацией муниципального образования – Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству дома культуры на 150 мест в д. Ровное Рязанского района Рязанской области (далее – электронный аукцион).

24 марта 2021 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Уполномоченное учреждение).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 39 988 669, 61 рублей.

По мнению Заявителя, документация об электронном аукционе составлена Заказчиком с нарушениями положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно: Заказчик неправомерно объединил в один предмет закупки выполнение строительных работ и поставку товаров.

В отзыве на жалобу б/н от 07.04.2021 Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.

В отзыве на жалобу № 165 от 06.04.2021 Уполномоченное учреждение сообщило, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС определено, что Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о ФКС не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых, является предметом закупки.

В соответствии с п. 13 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства)

Согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

На основании ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона объектом закупки является: «Выполнение работ по строительству дома культуры на 150 мест в д. Ровное Рязанского района Рязанской области».

При этом в составе локального сметного расчета № 02-01-21, которая является неотъемлемой частью аукционной документации, необходимо поставить следующее оборудование:

«Кресло для актового зала 3-х секционное, кресло для актового зала, секция кресел 3-х секционная, стойка прямая, стойка угловая, стол письменный, ящик металлический для ключей, стол рабочий (для заседаний), пианино цифровое Casio, подставка-кафедра, кресло, стол гримировальный (туалетный), настенное зеркало, вешалка напольная для плечиков, стол эргономичный правый, тумба приставная, стол письменный (рабочий), брифинг-приставка, приставка, шкаф для одежды, шкаф закрытый со стеклом и замком, шкаф закрытый с замком, стул, электросушитель для рук, стол эргономичный, стеллаж демонстрационный библиотечный, стеллаж односторонний книжный библиотечный, стеллаж двусторонний книжный библиотечный, стол-барьер-кафедра, стол картотечный 24 ящика, шкаф закрытый, шкаф со стеклом высокий, шкаф металлический архивный, вешалка напольная, стол врача однотумбовый, кушетка медицинская мк-1, ширма медицинская, шкаф медицинский остеклённый одностворчатый, холодильник бытовой indesit, столик инструментальный, кипятильник дезинфекционный, стол палатный, столик передвижной манипуляционный, весы медицинские, весы медицинские детские, стол пеленальный, стол компьютерный, шкаф для уборочного инвентаря, стерилизатор суховоздушный, сборка немонтируемого оборудования».

Согласно позиции ФАС России, выраженной в частности в Письме Минпросвещения России от 10.04.2019 № АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

При этом для поставки оборудования в целях объекта закупки выполнения работ по строительству дома культуры на 150 мест в д. Ровное Рязанского района Рязанской области не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения капитального ремонта у Подрядчика должна быть действующая выписка реестра членов СРО в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В свою очередь при осуществлении закупок строительных работ заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, исключительно неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

С учетом вышеизложенного, по мнению Минпросвещения России и ФАС России, принимая во внимание требования Закона о ФКС выполнение работ по строительству и оснащение оборудованием осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов, в связи с чем данные закупки необходимо осуществлять различными процедурами.

Таким образом, указанные в документации об электронном аукционе на строительство и поставляемые товары не связаны технологически и функционально, поскольку поставка таких товаров как ящик металлический для ключей, стол рабочий (для заседаний), пианино цифровое casio и др. должна осуществляться в качестве следующего этапа за строительством объекта, а не как часть самого этапа строительства.

В свою очередь пояснения представителей Заказчика о том, что деление объекта закупки на выполнение работ по строительству и поставку товара невозможно, так как закупка осуществляется на основании прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, что предусматривает результатом объект строительства готового к эксплуатации, не находят своего подтверждения на основании следующего.

В соответствии с положениями статьи 112 Закона о ФКС одновременная закупка строительных работ и поставки товаров возможна при следующих условиях:

Частью 55 статьи 112 Закона о ФКС установлено, что до 1 января 2024 года Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 настоящей статьи.

Согласно ч. 56 ст. 112 Закона о ФКС в случае, предусмотренном частью 55 настоящей статьи, предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В соответствии с ч. 57 ст. 112 Закона о ФКС в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.

В связи с чем, только при наличии одновременно стадии проектирования и выполнения работ возможно включение в контракт поставки оборудования.

Однако согласно данным документации об электронном аукционе строительство объекта необходимо выполнить на основании уже разработанной и прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документации, то есть предмет закупки не предусматривает стадию проектирования.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в рассматриваемом электронном аукционе приняли участие три участника закупки, заявки двух из них были признаны комиссией Уполномоченного учреждения соответствующими документации о закупке, в связи с чем Комиссия Рязанского УФАС России полагает, что в настоящем случае формирование соответствующим образом предмета закупки не повлекло ограничение количества участников данной закупки.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 №727/14, Комиссия принимает решение предписание об устранении нарушений Закона о ФКС по данному делу не выдавать.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» п. 1 ч. 3 и ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Джули» обоснованной.

2. Признать Заказчика (Администрацию муниципального образования – Семеновское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области) нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

3. В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 № 727/14, предписание Заказчику не выдавать.

4. Передать материалы по делу №062/06/64-320/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя – начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны