Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 212-05-1/20... от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 212-05-1/2015

«13» августа 2015г.                                                                                                           

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее Комиссия): <…>;

рассмотрев дело № 212-05-1/2015 по признакам нарушения части 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе»,

в присутствии представителя ООО «Оби Франчайзинговый центр» - <…> (доверенность № 937 от 16.06.2015г.), представителя ООО «М Инвест» - <…> (доверенность № 04/15 от 01.07.2015г.),

в отсутствии представителя УГИБДД УМВД России по Рязанской области, уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <…> (вх. № 954э от 16.03.2015г.) о распространении рекламы на приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения с признаками нарушения рекламного законодательства.

Из заявления <…> следует, что 25.02.2015г. на Первомайском проспекте у дома 78/93 напротив магазина «Аквариум-Pro» размещена реклама магазина «ОБИ» с признаками нарушения части 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе». По мнению заявителя, указанная реклама представляет опасность для участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий.

В ходе рассмотрения заявления по существу, Рязанским УФАС России 02.04.2015г. был направлен запрос в Управление благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани о необходимости представить основания размещения рекламы.

Из представленных Управлением благоустройства города и дорожного хозяйства администрации города Рязани пояснений следует, что размещение знака информирования об объектах притяжения для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры  согласовано 23.12.2013г. в соответствии с требованием ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Пункт 5.7.22. указанного ГОСТа допускает размещать информацию об объектах притяжения участников движения (служебное слово, название, направление движения, расстояние до объекта, пиктограмма или символ), совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при этом:

- ее размещают на отдельном щите непосредственно под знаком индивидуального проектирования;

- щит должен конструктивно связан со знаком индивидуального проектирования;

- ширина щита должна быть равна ширине знака;

- информацию размещают на желтом фоне;

- высота отдельного щита с информацией об объектах притяжения участников дорожного движения не должна превышать 1/3 высоты знака индивидуального проектирования с информацией об объектах притяжения при высоте прописных букв на знаке 200мм и менее 1/4 - при высоте прописных букв 250 мм и более;

- при изготовлении знака, совмещенного со щитом с информацией об объектах притяжения участников дорожного движения, применяют световозвращающие пленки типа В.

Вместе с тем, в письме ФАС России от 16 марта 2012 года № ИА/7867 «О рекламе на дорожных знаках» указано следующее.

Согласно статье 4 международной Конвенции о дорожном движении, подписанной СССР 08.11.1968, вступившей в силу с 21.05.1977 и действующей для России, договаривающиеся стороны обязуются принять меры к тому, чтобы было запрещено помещать на сигнальном знаке, на его опоре или любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения, что-либо, что не имеет отношения к назначению этого сигнального знака или приспособления.

Из указанной нормы Конвенции следует, что запрет устанавливается, в частности, для размещения на сигнальном знаке, на его опоре или любом другом подобном приспособлении информации, не связанной с регулированием дорожного движения.

В согласовании с данной нормой Конвенции часть 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» закрепляет положение о запрете распространения рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.

Положения ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, допускают размещение информации об объектах притяжения участников дорожного движения (адрес, телефон, вид деятельности, направление движения, расстояние до объекта, прочая информация, в т.ч. графическая) совместно со знаками 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1, 6.12, при соблюдении определенных условий.

К такой информации могут относиться как сведения, направленные на информирование участников дорожного движения об объекте притяжения участников дорожного движения без направленности на формирование и поддержание к нему интереса, так и сведения, направленные на формирование и поддержание интереса к определенному объекту притяжения участников дорожного движения с целью продвижения его на рынке.

Поскольку Федеральный закон «О рекламе» имеет более высокую юридическую силу, чем указанный ГОСТ, положения ГОСТа, с учетом части 2 статьи 40 Федерального закона «О рекламе», применяются в части, не противоречащей Федеральному закону «О рекламе».

Соответственно, несмотря на возможность размещения в соответствии с ГОСТом на знаках дорожного движения информации о любом объекте притяжения участников дорожного движения, не допускается к размещению на знаках дорожного движения, их опоре, согласно запрету, установленному в части 3 статьи 19 Федерального закона «О рекламе», информация, формирующая интерес к определенному лицу с целью продвижения его на рынке.

К информации, направленной на формирование и поддержание интереса к определенному лицу и его продвижение на рынке, по мнению ФАС России, относится указание следующей информации о лице:

- наименование юридического лица, индивидуального предпринимателя или название торгового предприятия данного лица (независимо от указания вида деятельности), выполненное с использованием товарных знаков, логотипов или иных индивидуализирующих данное лицо обозначений, цветов,

- контактная информация о лице (почтовый адрес, телефон, адрес сайта, электронной почты и т.п.),

- характеристика, описание лица, его деятельности,

- информация о производимых или реализуемых товарах.

Такая информация является рекламой, и ее размещение на знаке дорожного движения или его опоре в силу статьи 19 Федерального закона "О рекламе" не допускается.

В ходе рассмотрения заявления <…> 02.04.2015г. был проведен осмотр места размещения информации по адресу, указанному заявителем (Протокол осмотра от 02.04.2015г.).

Знак выполнен в виде прямоугольника с незначительно закругленными гранями, с желтым фоном внутри него, окаймленным тонкой полосой черного цвета. Внутри прямоугольника расположена надпись «ОБИ», выполненная жирным шрифтом черного цвета, ниже надпись «гипермаркет для ремонта и дачи», выполненная более мелким шрифтом черного цвета. С левой стороны имеется указатель направления, выполненный жирным типом шрифта черного цвета, с правой стороны указано расстояние до объекта «4.9», выполненное с использованием шрифта черного цвета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с частью 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается.

Определением о возбуждении дела № 212-05-1/2015 по признакам нарушения части 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе» у ООО «Оби Франчайзинговый центр» и Управления ГИБДД УМВД России по Рязанской области были затребованы документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.

В соответствии с указанным определением Управление ГИБДД УМВД России по Рязанской области в своем письменном объяснении 10.06.2015г. (вх. № 2284) сообщило, что осуществление Госавтоинспекцией МВД России функций по согласованию было предусмотрено Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 08.06.1999 № 410 (зарегистрирован в Минюсте России 07.09.1999 № 1892). В настоящее время во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 19.02.2011 № Пр-418 и Председателя Правительства Российской Федерации от 14.03.2011 № ВП-П4-1502 ГУОБДД МВД России осуществляет переработку вышеуказанных нормативных правовых актов в целях их приведения в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». При этом на основании требований приказа МВД России от 11.04.2011 № 186 Наставление применяется в части, не противоречащей Федеральному закону «О полиции», установившему исчерпывающий перечень обязанностей и прав полиции, в который функции по согласованию технических средств организации дорожного движения к объекту притяжения не входят. Таким образом, никаких разрешений со стороны УГИБДД на установку знаков с информацией о гипермаркете «Оби» не выдавалось.

В указанный в определении срок – до 18.06.2015г. от ООО «Оби Франчайзинговый центр» в Рязанское УФАС России не поступило необходимой информации.

На заседании Комиссии 18.06.2015г. представитель ответчика – <…> пояснила, что ООО «Оби Франчайзинговый центр» самостоятельно не распространяло заявленную в определении от 18.05.2015г. информацию, а заключило 16.06.2010г. с ООО «М Инвест» договор № 042 МО на оказание комплекса услуг по оптимизации и маршрутному ориентированию транспортных потоков клиентов ООО «Оби Франчайзинговый центр» при их следовании к магазинам «Оби», включая подготовку схем маршрутного следования исходя из особенностей организации дорожного движения и интенсивности транспортных потоков  на заданном участке улично-дорожной сети, разработку эскизов информационных знаков индивидуального проектирования и информационно-сервисных знаков, обеспечение правомерности указания информации о магазинах ООО «Оби Франчайзинговый центр» на Информационных указателях.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 38 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламораспространителем является – ООО «М Инвест» (ИНН 7709561351, 109004, г. Москва, ул. Марксистская, д. 20, стр. 14).

В связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении данного рекламораспространителя, Комиссией принято решение об отложении дела № 212-05-1/2015 до 16.07.2015г.

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 212-05-1/2015 от 18.06.2015г.  ООО «М Инвест» 10.07.2015г. вх. 2725 представило письменное объяснение, из которого следует, что ФАС России в своих письмах от 25.04.2011г. № АК/15418, от 01.12.2011г. № АК/44573 неоднократно пыталась дать разъяснения относительно размещения рекламы на знаке дорожного движения, его опоре. Однако Министерством юстиции Российской Федерации такие попытки были признаны противоречащими действующему законодательству. Во исполнение указаний Минюста России письма были отозваны ФАС России с пометкой о недопустимости ссылки на данные письма как на нормативные правовые акты (письмо ФАС России от 01.11.2011 г. № АК/44573; письмо ФАС России от 05.06.2012 г. № АК/17602). Письмо ФАС России от 16.03.2012 г. № ИА/7867 «О рекламе на дорожных знаках» в части содержания разъяснений законодательства Российской Федерации и установления новых нормативных предписаний по смыслу совпадает с отозванными письмами ФАС России, которые, как неоднократно было установлено Минюстом России, противоречат действующему законодательству и, по указаниям самой ФАС России, не должны применяться в качестве нормативных правовых актов. Исходя из вышеизложенного, считаем, I что при оценке информации, указываемой на знаке. Письмо ФАС России от 16.03.2012 г. № ИА/7867 применению не подлежит. Надпись на знаке об Объекте ООО «ОБИ ФЦ» выполнена в полном соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004. Изображение товарного знака № 247909 и надпись на знаке маршрутного ориентирования разительно отличаются друг от друга. Кроме того, в соответствии с данными Роспатента, представленным в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации десятилетний срок действия регистрации товарного знака № 247909 истек 12.08.2012 г. Таким образом, утверждение УФАС по Рязанской области о том, что в информации, указанной на знаке, использован товарный знак № 247909, недостоверно. Целью указания информации на знаке было информирование участников дорожного движения о способе проезда к придорожному объекту. Правовой основой деятельности ООО «М Инвест» является законодательство в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004 разработаны ведущими научными учреждениями РФ - Государственным предприятием «РОСДОРНИИ» Росавтодора (ГП «РОСДОРНИИ») совместно с Научно-исследовательским центром Государственной инспекции безопасности дорожного движения (НИЦ ГИБДД) МВД России и внесены Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения», а утверждены и введены в действие Приказами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 г. № 120-ст и № 121-ст. В разделах «Сведения о стандарте» прописано, что указанные стандарты полностью соответствуют требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 г.) и Европейского соглашения, дополняющего эту Конвенцию (Женева, 1971 г.), с учетом поправок (1995 г.). I Пунктом 4 ст. 8 Конвенции о дорожных знаках и сигналах предусмотрена возможность добавлять в целях облегчения толкования сигнальных знаков надпись на прямоугольной табличке, помещаемой под сигнальным знаком, или внутри прямоугольного щитка, содержащего сигнальный знак. Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который относит обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа к вопросам местного значения городского округа, а также Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ООО «М Инвест» получило разрешение администрации г. Рязань на установку указателя к объекту ООО «ОБИ ФЦ». Установленный указатель является информационным, носит нейтральный характер, установлен в целях скорейшей ориентации водителей на дорогах, не способствует отвлечению внимания водителей от дорожной обстановки и признаками рекламы не обладает. Состав и содержание информации об объекте ООО «ОБИ ФЦ», указанной на знаке маршрутного ориентирования в г. Рязань на Первомайском проспекте у дома 78/93 напротив магазина «Аквариум-Рго» соответствует требованиям действующего законодательства РФ, а признание такой информации рекламой неправомерно. По вопросу предоставления документов и сведений о принадлежности знаков, на которых нанесена информация о гипермаркете «ОБИ», необходимо сообщить следующее. ООО «М Инвест» в правоотношениях с ООО «ОБИ ФЦ» действует в рамках Агентского договора от 20.06.2006 г. № 01/06-ДП (в редакции дополнительного соглашения от «12» марта 2015г. б/н), заключенного ООО «М Инвест» (агент) с ООО «ОДИН ПЛЮС» (принципал), ОГРН 1157746020596, ИНН 7709446711, КПП 770901001. По имеющейся у ООО «М Инвест» информации ООО «ОДИН ПЛЮС» владеет информационными знаками индивидуального проектирования на правах аренды. Условиями вышеуказанного Агентского договора обязанность принципала предоставлять агенту информацию о заключенных договорах аренды не предусмотрена.

В связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств 16.07.2015г. Комиссией было принято решение об отложении данного дела до 13.8.2015г.

Рязанским УФАС России 20.07.2015г. (исх. № 2820) был направлен запрос в адрес Федеральной службы по интеллектуальной собственности о необходимости представить товарные знаки, принадлежащие и используемые ООО «Оби Франчайзинговый центр» в своей деятельности.

В Рязанское УФАС России 13.08.2015г. (вх. № 3144) поступило письмо по поручению руководства Федеральной службы по интеллектуальной собственности из ФГБУ Федеральный институт промышленной собственности» с приложением справок в отношении товарных знаков № 268391, 503034, 502546, 090244, 249154, а также 247909. Из справки на товарный знак № 247909 следует, что 12.08.2012г. истек срок действия исключительного права на товарный знак.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения, изучив доводы ответчиков, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 5.7 ГОСТа Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст) техническим средством организации дорожного движения являются дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство; знак дорожный – это устройство в виде панели определенной формы с обозначениями или надписями, информирующими участников дорожного движения о дорожных условиях и режимах движения, о расположении населенных пунктов и других объектов; к числу дорожных знаков отнесены дорожные знаки.

Согласно пункту 5.7.1 указанного ГОСТа информационные знаки применяют для информирования участников движения о расположении на пути следования населенных пунктов и других объектов, а также об установленных и рекомендуемых режимах движения.

На основании пункта 4.1 ГОСТ Р 52290-2004 в качестве объектов, указываемых на знаках 6.9.1, 6.9.2, 6.10.1 – 6.12 могут быть: придорожные объекты (вокзалы, грузовые причалы, производственные и торговые предприятия), объекты сервиса (мотели, кемпинги, гостиницы, станции технического обслуживания и т.п.), объекты туризма и спорта (музеи, исторические памятники, памятники архитектуры, дворцы спорта, стадионы, бассейны, ипподромы, гребные каналы, автомобильно-спортивные трассы и т.п.).

Информация о торговом предприятии «Оби», размещенная на Первомайском проспекте у дома 78/93 напротив магазина «Аквариум-Pro», послужившая основанием для обращения <…> с заявлением, по своему содержанию соответствует положению пункта 5.7.22 ГОСТа Р 52289-2004.

Кроме того, в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что решая вопрос о том, является ли рекламой информация только о наименовании организации, ее местонахождении, указании направления проезда к организации, размещенная на знаках маршрутного ориентирования или совмещенная с этими знаками, а соответствующие знаки – рекламными конструкциями, суды должны учитывать следующее.

В силу пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, ГИБДД осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые регламентируют, в частности, установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения.

Согласно пункту 12 названного Положения ГИБДД предписывает или разрешает соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация информационных знаков осуществляются на основании требований ГОСТа Р 52290-2004.

Поэтому если установка знака маршрутного ориентирования либо размещение на таком знаке указанной в абзаце первом настоящего пункта информации согласовано в установленном порядке с ГИБДД и информация, размещенная на этих знаках, отвечает требованиям соответствующих ГОСТов, данная информация в силу пункта 5 части 2 статьи 2 Закона о рекламе не является рекламой, в связи с чем к ней не применяются положения статьи 14.38 КоАП РФ.

Информация, размещенная без соблюдения упомянутых требований, подлежит оценке на предмет выявления наличия в ней признаков рекламы.

В связи с тем, что в настоящее время законодательство не предусматривает указанное в пункте 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 полномочие Госавтоинспекции (ГИБДД) предписывать и разрешать установку и снятие технических средств организации дорожного движения, а знак и указанная на нем информация соответствует требованиям ГОСТа Р 52289-2004 к ней не могут быть применены требования, установленные частью 3 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Спорная информация, содержащая логотип «Оби» и «гипермаркет для ремонта и дачи» с указанием стрелки направления пути имеет общие признаки и не позволяет идентифицировать указанные надписи как рекламу конкретных видов товаров, работ, услуг.

Указанные сведения носят нейтральный характер и не могут сформировать интерес у неопределенного круга лиц и способствовать формированию или поддержанию интереса и продвижению определенных товаров на рынке, а лишь оптимизирует поиск объекта при ранее сформированном к нему интересе.

Таким образом, информационный указатель не является рекламным, его основная функция – информирование участников транспортного потока о местонахождении объекта и ориентирование водителя.

В соответствии с абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем а) пункта 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Производство по делу № 212-05-1/2015 прекратить.

Связанные организации

Связанные организации не указаны