Решение б/н решение о прекращении рассмотрения дела в отношении МП «Водо... от 26 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о прекращении рассмотрения дела №217-04-1/2018

г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена «23» октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «25» октября 2018 года

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, с участием представителей Ответчика (МП «Водоканал города Рязани») - <…>, представителя заинтересованного лица – САО «ВСК» <…>, представителя заинтересованного лица – МКУ города Рязани «Муниципальный центр торгов» <…>, в отсутствие представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрев в порядке Главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) дело №217-04-1/2018 в отношении Муниципального предприятия «Водоканал города Рязани» (Касимовское шоссе, д.9, г. Рязань, 390027, ОГРН 1026200870904, ИНН 6227004811), возбужденного по признакам нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России от АО «СОГАЗ» (далее - Заявитель) поступило заявление исх. №С Гор60-19 от 18.01.2018 (вх. №158 от 18.01.2018) на действия МП «Водоканал города Рязани» (далее - Ответчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение №0859300019617002010) (далее – открытый конкурс), по признакам нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Заявление АО «СОГАЗ» и материалы проверки по данному заявлению послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения МП «Водоканал города Рязани» пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах (пункт 2 части 1), нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (пункт 3 части 1).

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Частью 2 статьи 8 Закона о ФКС запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат Закону о ФКС, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 3 статьи 24 Закона о ФКС, под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Частью 1 статьи 48 Закона о ФКС установлено, что под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

  1. приказом №22 Рязанского УФАС России возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением от 24.04.2018 дело о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению.

Рассмотрев материалы дела № 217-04-1/2018, доводы Заявителя, Ответчика, Заинтересованных лиц, Комиссия Рязанского УФАС России установила следующее.

МП «Водоканал города Рязани» инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств МП «Водоканал города Рязани» (далее – открытый конкурс).

15.12.2017 года извещение № 0859300019617002010 о проведении открытого конкурса и документация о конкурсе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченным учреждением выступило Муниципальное казенное учреждение города Рязани «Муниципальный центр торгов».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 938 586,43 руб.

Из протокола № 0859300019617002010-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе следует, что на участие в конкурсе подано две заявки (АО «СОГАЗ» и САО «ВСК»), заявки соответствуют требованиям, САО «ВСК» по результатам рассмотрения заявок присвоен порядковый №1.

30.01.2018 МП «Водоканал города Рязани» с САО «ВСК» по итогам закупочной процедуры заключен муниципальный контракт №1/18.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Закона о ФКС, поскольку применение Заказчиком критерия «Непрерывность подтверждения действительного рейтинга надежности, присвоенного агентством «Эксперт РА» не ниже А++/ruАА, количество полных лет непрерывного действия с даты присвоения соответствующего рейтинга», который подтверждается копией действующего Свидетельства, присвоенного агентством «Эксперт РА» и копией письма рейтингового агентства «Эксперт РА» о непрерывности действия рейтинга А++/ruАА, приводит к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупки.

Заявитель полагает, что Заказчик, установив в конкурсной документации критерии оценки заявок на участие в конкурсе «Квалификация участников закупки» в виде «Непрерывности подтверждения действительного рейтинга надежности, присвоенного агентством «Эксперт РА» не ниже А++/RuАА, количество полных лет непрерывного действия с даты присвоения соответствующего рейтинга (подтверждается копией действующего Свидетельства, присвоенного агентством «Эксперт РА» и копией письма рейтингового агентства «Эксперт РА» о непрерывности действия рейтинга А++/RuАА), ограничивает тем самым круг предполагаемых участников закупки, приводит к ограничению конкуренции.

Считает, что постановка критерия о полном количестве лет нахождения в рейтинге надежности не ниже указанного уровня нарушает нормы Закона о ФКС, в том числе, поскольку на момент проведения конкурса в рейтинговом агентстве «Эксперт РА» АО «СОГАЗ» имело более высокий рейтинг надежности, чем САО «ВСК» (А++), и, кроме того, имеет в отличие от САО «ВСК» аналогичный рейтинг в аккредитованном экспертном агентстве «АКРА», что, по мнению заявителя, свидетельствует о большем запасе ресурсов для выполнения взятых на себя обязательств, исходя из смысла рейтингования.

Ответчик нарушение не признал, в своих письменных пояснениях (исх. №13-08/546 от 22.02.2018 и б/н от 23.10.2018) и в ходе заседаний Комиссии указал, что действовал при проведении Закупки в соответствии с действующим законодательством, примененный критерий и показатель соответствуют требованиям части 1 статьи 32 Закона о ФКС и Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 28.11.2013 №1085 (далее – Правила).

  • Ответчик пояснил, что причиной выбора примененного им в ходе закупки оспариваемого критерия явилась необходимость установления вероятности выполнения страховой компанией её текущих и будущих обязательств перед страхователями и приобретателями как в текущий момент, так и стабильность участника рынка страховых услуг на протяжении значительного временного промежутка.

В ходе заседаний Комиссии представители Ответчика, Уполномоченного учреждения и заинтересованного лица (АО «ВСК») поддержали доводы, изложенные в отзыве Ответчика, считают доводы Заявителя необоснованными.

Изучив представленные документы и материалы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу требований конкурсной документации (раздел «Порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по её заполнению», абзац 4, пункт 6) заявка на участие в конкурсе может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о ФКС.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно разделу конкурсной документации «Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, дата рассмотрения и оценки заявок» победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер <...>

Из части 1 статьи 32 Закона о ФКС следует, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Из пункта 28 Правил следует, что оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки.

В приложении 2 к Информационной карте конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе» установлено что, для оценки заявок заказчик устанавливает следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные и функциональные характеристики объекта закупки (критерий 1);

- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (критерий 2).

Из конкурсной документации (приложение №2) следует, что оценка конкурсных заявок проводится на основании следующих критериев с установленной величиной значимости:

1. Стоимостной критерий «Цена контракта» (величина значимости - 60 процентов);

2. Нестоимостной критерий 1 «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки» (величина значимости - 5 процентов) и Нестоимостной критерий 2 «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (величина значимости - 35 процентов).

Нестоимостной критерий 1 имеет 4 показателя весом 25 каждый.

  • критерий 2 «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» имеет один показатель: «Непрерывность подтверждения действительного рейтинга надежности присвоенного агентством «Эксперт РА» не ниже А++/ruAA, количество полных лет непрерывного действия с даты присвоения соответствующего рейтинга (подтверждается копией действующего Свидетельства присвоенного агентством «Эксперт РА» и копией письма рейтингового агентства «Эксперт РА» о непрерывности действия рейтинга А++/ruAA)», вес которого составляет 100%, значение рассчитывается по формуле: отношение предложения участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается к максимальному предложению из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки, результат которого перемножается на 100.

При непредставлении подтверждающих документов (а именно: копии действующего Свидетельства присвоенного агентством «Эксперт РА» и копии письма рейтингового агентства «Эксперт РА» о непрерывности действия рейтинга А++/ruAA) по соответствующему показателю участнику выставляется 0 баллов.

В ходе заседаний Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения также пояснили, что рейтинг финансовой надежности страховой компании представляет собой рейтинг вероятности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями и выгодоприобретателями в рамках договора страхования.

Комиссия принимает во внимание следующее.

Деятельность кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 №222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон о кредитных агентствах).

Закон о кредитных агентствах устанавливает правовые основы деятельности кредитных рейтинговых агентств по оценке способности юридических лиц и публично-правовых образований исполнять принятые на себя финансовые обязательства, оценке кредитного риска их финансовых обязательств и финансовых инструментов, а также полномочия Центрального банка Российской Федерации (далее – Банк России) при осуществлении регулирования и надзора в сфере деятельности кредитных рейтинговых агентств.

Из части 1 статьи 3 Закона о кредитных агентствах следует, что рейтинговую деятельность на территории Российской Федерации вправе осуществлять юридические лица, созданные в организационно-правовой форме хозяйственного общества, после внесения сведений о таких лицах Банком России в реестр кредитных рейтинговых агентств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. Иные юридические лица не вправе осуществлять рейтинговую деятельность.

Согласно Реестра кредитных рейтинговых агентств Банка России рейтинговое агентство АО «Эксперт РА» включено в указанный перечень с 06.12.2016.

На основании статьи 2 Закона о кредитных агентствах:

- кредитный рейтинг - мнение о способности рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства (кредитоспособность, финансовая надежность, финансовая устойчивость) и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств или финансовых инструментов, выраженное с использованием рейтинговой категории.

Из части 1 статьи 14 Закона о кредитных агентствах следует, что присвоенные кредитным рейтинговым агентством кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам подлежат раскрытию на официальном сайте кредитного рейтингового агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в открытом доступе.

Таким образом, рейтинг финансовой надежности страховой компании представляет собой мнение рейтингового агентства о способности выполнения страховой компанией ее текущих и будущих обязательств перед страхователями и выгодоприобретателями в рамках договоров страхования, сострахования и перестрахования и не распространяется на прочие обязательства.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. RAEX (Эксперт РА) - крупнейшее в России рейтинговое агентство, является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России, рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциация «Россия», Агентством стратегических инициатив), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов.

Комиссия учитывает, что каждый из критериев в отдельности не является решающим при определении победителя открытого конкурса, а является лишь одним из критериев оценки заявок на участие. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключение договора, возможности соответствия требованиям документации (более низкий рейтинг, отсутствие такового), не свидетельствует об ограничении Заказчиком числа участников конкурса.

Кроме того, показатель рейтинга надежности, присвоенного агентством «Эксперт РА», относится не только к услугам ОСАГО, а к страховщику в целом и распространяется на всех участников закупки в равной степени.

Нарушений Закона о ФКС при определении победителя закупки Конкурсной комиссией не допущено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  • дела №217-04-1/2018 в отношении Муниципального предприятия «Водоканал города Рязани» (Касимовское шоссе, д. 9, г. Рязань, 390027, ОГРН 1026200870904, ИНН 6227004811) прекратить в связи с отсутствием в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны