Решение (комиссия) №2453/24 Решение по делу № 062/07/3-388/2024 от 1 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 062/07/3-388/2024

 

 

Дата принятия решения: 26.06.2024 г. Рязань

 

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: председателя Комиссии – <...>, членов комиссии – <...>, <...>,

при участии представителей ООО «Контакты-М» - <...> (доверенность от 20.06.2024), <...>(решение единственного участника ООО «Контакты-М» от 01.06.2022), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» <...> (доверенность от 20.06.2024), <...> (доверенность от 20.06.2024), <...> (доверенность от 20.06.2024), в отсутствии представителя АО «Сбербанк-АСТ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев посредством использования системы видеокоференц-связи жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Контакты-М» (далее – Заявитель) на действия заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» (далее – ФГБОУ ВО РГАТУ, Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку нефтепродуктов (извещение № 32413696206 на сайте https://zakupki.gov.ru) (далее – закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Управление, Рязанское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки.

Пунктом 1 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положения о закупке такого заказчика.

Согласно доводам жалобы Заказчик не исполнил обязанность, установленную ч. 3 ст. 3.2 Закона о закупках, а также установил требование к способу поставки нефтепродуктов исключительно по топливным талонам, что приводит к необоснованному ограничению конкуренцию.

Заказчиком в материалы дела представлены мотивированные возражения доводам жалобы, считает их несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.

Заслушав доводы и пояснения сторон, проанализировав поступившие материалы, Комиссия Рязанского УФАС России установила следующее.

11.06.2024 Заказчиком на сайте ЕИС https://zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 32413696206 о проведении аукциона в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства № 01/24/223-ЭА на поставку нефтепродуктов.

Дата начала срока подачи заявок – 11.06.2024;

Дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени Заказчика) - 19.06.2024 10:00;

Дата и время проведения – 20.06.2024 10:00;

Начальная (максимальная) цена договора: 894 491 (Восемьсот девяносто четыре тысячи четыреста девяносто один) руб. 00 коп.

  1. Относительно довода о неисполнении Заказчиком обязанности, установленной частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках Комиссия Рязанского УФАС России сообщает следующее.

13.06.2024 ООО «Контакты-М» направило в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений с текстом запроса: «Чем обусловлена необходимость отпуска топлива по талонам? Возможна ли поставка нефтепродуктов по топливным картам?».

14.06.2024 г. Заказчиком размещено на сайте ЕИС разъяснение, согласно которому Заказчик поясняет: «Специфика бухгалтерского учета бюджетного учреждения в целях учета и контроля расходования нефтепродуктов позволяет использование исключительно талонов на бензин, Возможность использования топливных карт отсутствует».

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в ч. 2 ст. 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о выполнении Заказчиком обязанности по даче разъяснения положений документации о конкурентной закупке, ввиду чего данный довод жалобы признает необоснованным.

  1. Относительно довода об установлении Заказчиком требования к способу поставки нефтепродуктов исключительно по топливным талонам, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции, Комиссия Рязанского УФАС России сообщает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии ч. 8 ст. 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что исходя из возникшей потребности Заказчика, им совершены действия по определению поставщика путем проведения аукциона в электронной форме, где объектом закупки является поставка ГСМ.

П. 27 Информационной карты электронного аукциона регламентирует срок поставки и место поставки. Согласно данному пункту условием поставки является круглосуточная поставка товара путем его выборки Заказчиком на автозаправочных станциях поставщика по талонам.

Установлено, что Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые подходили бы для всех потенциальных участников закупки.

Вместе с тем, наилучший результат достигается путем проведения эффективной для заказчика закупки, то есть исключительно при выражении заказчиком своей объективной потребности путем включения тех или иных условий в извещение закупочной процедуры.

Установлено, что Закон о закупках не содержит отдельных требований к установлению способов и форм поставки товаров.

Также Комиссией Рязанского УФАС России отмечается, что условие о способах отпуска и поставки товара не образует описание объекта закупки, поскольку объектом закупки выступает непосредственно ГСМ.

На заседании комиссии Рязанского УФАС России Заказчик пояснил, что ФГБОУ ВО РГАТУ является бюджетной организацией, вследствие чего Заказчиком при осуществлении закупки следует исходить из принципа эффективности бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно:  при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Также Заказчик пояснил, что ему, как бюджетному учреждению, важен предварительный контроль за расходами на автотранспорт, а превысить отпускаемый по талонам объем топлива невозможно.

Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что согласно протоколу № 01/24/223-ЭА/1 от 19.06.2024 на участие в указанной закупке подано 2 заявки, при этом Заявитель заявку не подавал, документарных доказательств обоснованности жалобы, отсутствия у Заказчика необходимости в получении продукции с теми качествами, функциональными и техническими характеристиками, которые указаны в извещении о закупке, в адрес Рязанского УФАС России не представил.

Кроме того, указанное условие не создает преимуществ какой-либо конкретной организации, доказательств обратного не представлено.

Принимая во внимание объективную потребность Заказчика в использовании его сотрудниками при отпуске ГСМ талонов, а также вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в извещении о закупке условий, ведущих к ограничению конкуренции, ввиду чего доводы жалобы признаются Комиссией необоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Рязанского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Контакты-М» на действия заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку нефтепродуктов (извещение № 32413696206 на сайте https://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Рязанской области в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью «Контакты-М»
ИНН 6227005565, ОГРН 1026200870695
АО «Сбербанк - АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ФГБОУ ВО РГАТУ
ИНН 6229000643, ОГРН 1026201074998