Предупреждение б/н Заключение об обстоятельствах дела №242-04-1/2016 от 14 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 242-04-1/2016  

«12» июня 2016 года                                                                                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии – <…>,           

          члены Комиссии: - <…>,

                                        - <…>,

                             - <…>,     

рассмотрев дело №242-04-1/2016, возбужденное 19.05.2016 по признакам нарушения ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» в лице Филиала «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Рязанской области» (далее - ОАО «СО ЕЭС», Системный оператор) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части необоснованного требования о пересмотре величины присоединяемой мощности ТГ-4 к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» или внесения соответствующих изменений в договор №070/15-510 от 26.08.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,

в присутствии на заседании представителей:

- ОАО «СО ЕЭС»: <…>,

- ООО «Ново-Рязанское ТЭЦ»: <…>

- ПАО «МРСК Центра и Приволжья»: <…>,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закона о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления поступило заявление Рязанского филиала «Ново-Рязанская ТЭЦ» (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Университетская, д. 14; адрес филиала: 390011, г. Рязань, Южный промузел, д. 23) на незаконные действия Филиала ОАО «Системный оператор единой энергетической системы» в лице Филиала «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Рязанской области» (далее - ОАО «СО ЕЭС», Системный оператор) в части необоснованного требования о пересмотре величины присоединяемой мощности ТГ-4 в составе паровой турбины типа Р-25-90 и генератора типа ТВС-30 к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» или внесения соответствующих изменений в договор №070/15-510 от 26.08.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Из заявления следовало, что в соответствии с п. 2 Схемы теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период до 2030 года, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 30.09.2015 №704, в срок до 2018 года на Ново-Рязанской ТЭЦ для обеспечения перспективной тепловой нагрузки в существующих и расширяемых зонах действия источников тепловой энергии должен быть осуществлен монтаж противодавленческой турбины типа Р-30-1,5/0,12.

Заявитель сообщил, что реализация данного мероприятия будет осуществлена вследствие реконструкции объекта «Турбина с генератором №4 ТВС-30» путем замены старой паровой турбины Р-25-90 на новую турбину типа Р-30-1,5/0,12, и восстановления ресурса существующего генератора ТВС-30 до значения не менее 45 000 часов.

Задание на проектирование «Противодавленческая турбина типа Р-30-1,5/0,12» с порядком реконструкции объекта «Турбина с генератором №4 ТВС-30» 03.12.2015г. согласовано с филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и Филиалом ОАО «СО ЕЭС» Рязанское РДУ.

Заявитель указывает, что вследствие проведенной реконструкции установленная мощность объекта «Турбина с генератором №4 ТВС-30» увеличится на 5 МВт с прежних – 25 МВт до новой установленной мощности – 30 МВт.

10.07.2015 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило в адрес сетевой организации заявку  (исх. №1079-01.05) на осуществление технологического присоединения генерирующего оборудования к сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» с указанием максимальной установленной мощности до реконструкции – 25 МВт, максимальной установленной мощности после реконструкции – 30 МВт.

В соответствии с пунктом 21 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства от 27.12.2004 N 861, далее – Правила технологического присоединения) в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору, который, в свою очередь, рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, установленная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.

11.08.2015г. технические условия №070-36-903 на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» были согласованы с филиалом ОАО «СО ЕЭС» Рязанское РДУ, 21.08.2015 – с филиалом «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Вышеназванные технические условия являются неотъемлемой частью договора №070/15-510 от 26.08.2015 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств объектов по производству электрической энергии Заявителя (ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»), максимальная мощность которых в связи с реконструкцией  увеличивается на 5 МВт.

После заключения названного договора для осуществления реконструкции объекта «Турбина с генератором №4 ТВС-30», паровая турбина Р-25-90 была выведена из эксплуатации с 01.10.2015, что подтверждается следующими документами:

  1. заключением о возможности вывода из эксплуатации турбоагрегата №4 Ново-Рязанской ТЭЦ ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (приложение к письму ОАО «СО ЕЭС» от 03.03.2015 №Б41-I-2-19-2863),
  2. приказом Министерства энергетики РФ от 28.05.2015 №323,
  3. актом о выводе из эксплуатации турбоагрегата №4 в составе паровая турбина Р-25-90- генератор ТВС-30.

Вследствие вывода из эксплуатации паровой турбины Р-25-90 для целей проведения работ по реконструкции объекта «Турбина с генератором №4 ТВС-30» установленная мощность временно снизилась на 25 МВт и составила 400 МВт (с 425 МВт до 400 МВт).

Заявитель указывает, что до момента вывода из эксплуатации паровой турбины Р-25-90 уже было присоединено 425 МВт установленной мощности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и ее снижение до 400 МВт  не могло отразиться на пропускной способности электрических сетей. То есть до вывода из эксплуатации паровой турбины Р-25-90 сети ПАО «МРСК Центра и Приволжья» готовы были принять 425 МВт мощности станций, то эта готовность осталась у них и после временного снижения установленной мощности.

Письмом от 19.01.2016 исх. №Р47-62-III-19-56 Системный оператор сообщил, что после вывода оборудования из эксплуатации (ТГ-4 в составе паровой турбины типа Р-25-90 и генератора типа ТВС-30) зафиксировано изменение (снижение) установленной мощности Ново-Рязанской ТЭЦ с 425 МВт до 400 МВт. В целях надлежащего оформления технологического присоединения нового генерирующего оборудования Ново-Рязанской ТЭЦ с соблюдением Правил технологического присоединения просит оформить соответствующую заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (объект – впервые присоединяемый ТГ-4 Ново-Рязанской ТЭЦ установленной мощностью 30 Мвт) или внести необходимые изменения в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 26.08.2015 №070/15-510.

Так, заявитель считает, что требование Системного оператора по оформлению заявки на технологическое присоединение (объект - впервые присоединяемый ТГ-4 Ново-Рязанской ТЭЦ установленной (максимальной) мощностью 30 МВт) к электрическим сетям ПАО «МРСК Центра и Приволжья» или о внесении изменений в вышеназванный договор об осуществлении технологического  присоединения, являются необоснованными и создают препятствия для доступа к услугам технологической инфраструктуры, а увеличение объема присоединяемой мощности приведет к необоснованному удорожанию стоимости договора №070/15-510 от 26.08.2015, нарушает ст. 25 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Заявитель полагает, что в случае невыполнения указанных требований Системный оператор может препятствовать вводу объекта в эксплуатацию. Считает, что поскольку в соответствии с Правилами №861 системный оператор принимает участие в проверке выполнения технических условий, то может указать, что замечания, указанные в письме от 19.01.2016 исх. №Р47-62-III-19-56, не учтены и отказать в согласовании технических условий.

Для установления фактов, имеющих значение для рассмотрения заявления, Управлением (исх. №886 от 18.03.2016) у ОАО «СО ЕЭС» запрошены документы и пояснения.

В письменных пояснениях (исх. № Р47-б1-III-19-420 от 05.04.2016) Ответчик пояснил следующее.

01.10.2015 в соответствии вышеперечисленными документами генерирующее оборудование ТГ-4 Ново-Рязанской ТЭЦ установленной мощностью 25 МВт выведено из эксплуатации. Системный оператор делает вывод, что с 01.10.2015 года установленная генерирующая мощность Ново-Рязанской ТЭЦ составила 400 МВт.

Системный оператор считает, что в технические условия и договор технологического присоединения к электрическим сетям требуется внести изменения, касающиеся текущей установленной мощности с учетом вывода из эксплуатации ТГ-4 и о величине прироста установленной мощности объекта после выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Настаивает, что после вывода объекта из эксплуатации присоединенная мощность должна уменьшаться автоматически.

По результатам анализа и исследования документов и сведений, имеющихся в материалах заявления, 19.05.2016 Управлением возбуждено дело №242-04-1/2016 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «СО ЕЭС» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении. Считает, что при выходе на рынок администратор торговой системы может отказать ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» в связи с неправильным оформлением документов.

В соответствии с пунктом 91 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, проверка выполнения технических условий в случаях, когда требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и субъектом оперативно-диспетчерского управления и включает следующие мероприятия:

а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем, требованиям технических условий;

б) осмотр сетевой организацией, а также субъектом оперативно-диспетчерского управления присоединяемых электроустановок и объектов электросетевого хозяйства, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем и сетевой организацией проектной документации.

Представитель Ответчика подтвердил, что в случае проведения проверки выполнения технических условий системный оператор укажет, что фактически выполненные работы не соответствуют техническим условиям, подтверждая  замечания, указанные в письме исх. №Р47-62-III-19-56 от 19.01.2016 года.

Договор технологического присоединения к электрическим сетям фиксирует максимальную мощность, которую может потребить (использовать) Заявитель, то есть в процессе своей деятельности может быть задействована не вся разрешенная мощность, а определенная ее часть.

И если в течение какого-то времени предприятие использует не всю разрешенную мощность, то это не означает, что автоматически происходит изменение условий заключенного договора о технологическом присоединении к электрическим сетям.

По своей природе договор о технологическом присоединении к электрическим сетям является сделкой между потребителем и сетевой организацией, на которую распространяются требования норм, изложенные в  статье 450 Гражданского кодекса РФ.

Данная норма не предусматривает изменение условий договора без взаимного согласия сторон такого договора.

Ни заявитель, ни ПАО «МРС Центра и Приволжья» не считают, что после выводы из эксплуатации Р-25-90 и генератора типа ТВС-30 присоединенная мощность изменилась с 430 МВт до 400 МВт.

Таким образом, условия договора о присоединенной мощности остаются действующими и неизменными с даты заключения договора по настоящее время, и вмешательство в данные гражданско-правовые отношения ответчика по делу недопустимо и приводит к нарушению, в том числе требований антимонопольного законодательства.

Настоящее свидетельствует о том, что в действиях Системного оператора имеется ущемление интересов хозяйствующего субъекта, связанное с возможностью неполучения доступа по поставке электроэнергии на оптовый рынок, в связи с чем Общество не будет иметь возможности реализовывать электрическую энергию.

ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в Единой энергетической  системе России. Основным видом деятельности Общества является оказание субъектам электроэнергетики, участникам рынков электрической энергии (мощности) услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в соответствии с утвержденными Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основная цель деятельности Системного оператора – обеспечение устойчивого энергоснабжения и качества электроэнергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иных нормативным правовых актов путем  непрерывного управления производством, передачей и распределением электроэнергии.

Основными функциями Системного оператора являются, в том числе, согласование вывода в ремонт и из эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и энергетических объектов по производству электрической и тепловой энергии, а также ввода их после ремонта и в эксплуатацию; участие в формировании и выдаче технологических требований при присоединении субъектов электроэнергетики к единой национальной (общероссийской) электрической сети и территориальным распределительным сетям, обеспечивающих их работу в составе Единой энергетической  системы России.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 «О естественных монополиях» услуги по оперативно-диспетчерскому управлению относятся к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «СО ЕЭС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

На основании вышеустановленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «СО ЕЭС» нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в части необоснованного требования о внесении изменении в технические условия №070-36-903 и договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №070/15-510 от 26.08.2015.

Примечание: в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Связанные организации

Связанные организации не указаны