Решение б/н решение и предписание по жалобе ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» о наруше... от 1 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 244-03-2/2017 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

26 мая 2017 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2017 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 65 от 28.04.2017 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, при участии представителей: Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области ˂...˃, представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» ˂...˃, в отсутствии представителей ООО «РТС-тендер», уведомленных надлежащим образом (исх. № 2033 от 19.05.2017), в отсутствии представителей ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», уведомленных надлежащим образом (исх. № 2034 от 19.05.2017), рассмотрев жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» № 25.7 от 17.05.2017 (вх. № 2924 э от 17.05.2017) на действия Заказчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по ремонту автомобильной дороги Пехлец – Кораблино – Скопин (29+250 – 40+550) на участках км 29+250 – 32+636; км 33+473 - 35+087 в Скопинском районе Рязанской области (извещение № 0859200001117003072 от 28.04.2017) и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по ремонту автомобильной дороги Пехлец – Кораблино – Скопин (29+250 – 40+550) на участках км 29+250 – 32+636; км 33+473 - 35+087 в Скопинском районе Рязанской области (далее – электронный аукцион).

28 апреля 2017 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 53 192 667,00 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), поскольку в аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

Кроме того, документация об аукционе содержит требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Заявитель также указал, что Заказчик установил в аукционной документации избыточные требования к пиломатериалам, чем нарушил п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС.

В отзыве на жалобу (вх. № 2992 от 22.05.2017) Заказчика сообщил, что положения документации об электронном аукционе соответствуют требованиям Закона о ФКС, не нарушают законных интересов участников закупки и считает жалобу необоснованной.

В отзыве на жалобу (вх. № 2995 от 22.05.2017) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе и считает жалобу необоснованной.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ несет ответственность за качество выполненных работ. Данное лицо должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

На заседании комиссии представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Пехлец – Кораблино – Скопин Скопинского района Рязанской области, которые не относятся к работам по капитальному ремонту автомобильной дороги, в связи с чем Заказчик не установил требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013 №358 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 года», участок дороги Пехлец – Кораблино – Скопин (29+250 – 40+550) на участках км 29+250 – 32+636; км 33+473 - 35+087 отнесен к ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, а не к капитальному ремонту.

Согласно раздела 2 «Требования к участникам осуществления закупки (участникам электронного аукциона)» в документации об электронном аукционе содержится дополнительное требование к участникам закупки, установленное в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договор) на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние три года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной(максимально) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Учитывая, что объект закупки не относиться к работам по капитальному ремонту, Комиссия приходит к выводу, что в документации об аукционе неправомерно установлено излишнее требование к участникам закупки о предоставлении участникам закупки наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ для подтверждения участникам закупки соответствия требованиям п. 2 приложения №1 к Постановлению Правительства №99.

Указанные действия нарушают ч. 6 ст. 31 Закона о ФКС.

2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о ФКС первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В п. 7 «Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ» раздела 13 «Описания объекта закупки» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым для выполнения работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров.

Например, в п. 10 «Асфальтобетонная смесь плотная мелкозернистая марки III типа В должна соответствовать ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 12801-98» установлены требования к товару, в том числе: «Предел прочности на сжатие при температуре 50°С; не менее 1,1 Мпа», «Предел прочности на сжатие при температуре 20°С; не менее 2,0 Мпа», «Предел прочности на сжатие при температуре 0°С; не более 12 Мпа».

В соответствии с п. 7.1.1 раздела 7 ГОСТ 9128-2013 «Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия» испытания смеси проводят в соответствии с ГОСТ 12801-98 «Межгосударственный стандарт. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний».

В п. 3 «Портландцемент М400 по ГОСТ 10178-85» установлены требования к товару, в том числе: «Массовая доля ангидрида серной кислоты(SO3) не менее 1.0% по массе и не более 3,5 % по массе», «Содержание трехкальциевого алюмината (С(3)А)*: не более 8% по массе».

В соответствии с п. 3.2 раздела 3 ГОСТ 10178-85 «Межгосударственный стандарт.

Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» испытания портландцемента проводят в соответствии с ГОСТ 5382-91 «Государственный стандарт союза ССР. Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа».

Следовательно, указать конкретный показатель по данным позициям участниками закупки не представляется возможным, так как данный показатель определяется методом испытания.

Комиссия приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе, установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о ФКС конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о ФКС не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о ФКС.

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В п.п.8 «Пиломатериалы хвойных пород» в п.7 «Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ» раздела 13 «Описания объекта закупки» Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), в том числе: «Покоробленность, продольная по пласти и кромке, крыловатость: стрела прогиба в долях длины пиломатериала не более 0,4%», «Покоробленность поперечная*: стрела прогиба в долях ширины материала не более 2%», «Грибные поражения: гнили не допускаются». Бруски обрезные по ГОСТ 8486-86.

ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия.» распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и на экспорт.

В соответствии с п. 1.1 ГОСТ 8486-86 пиломатериалы разделяются на обрезные, необрезные, доски, бруски и брусья, термины и определения - по ГОСТ 18288.

Согласно п.2.2 по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяются на пять сортов (отборный, 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й).

В соответствии с таблицей «Нормы ограничения пороков» п. 2 «Технических требований» ГОСТа 8486-86 установлены значения показателей, которые соответствуют пяти сортам пиломатериала.

В п.п.8 «Пиломатериалы хвойных пород» в п.7 «Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ» раздела 13 «Описания объекта закупки» Заказчиком установлены требования к товарам (материалам), которые соответствуют сорту 3, и не предназначены для специального судостроения, как утверждает Заявитель в своей жалобе, так как согласно «Обязательному приложению» к ГОСТу 8486-86 для специального судостроения могут применяться пиломатериалы, соответствующие отборному, 1 и 2 сорту.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления ФАС по Рязанской области пришла к выводу о необоснованности данного довода Заявителя, так как Заказчиком установлены значения показателей товаров, соответствующие требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Закону о ФКС.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Например, в п.п. 9 п. 7 «Требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ» раздела 13 «Описания объекта закупки» документации об электронном аукционе Заказчик установил, что товар (материал) «Бетон тяжелый» должен соответствовать ГОСТу 26633-2012, который утратил свою силу с 1 сентября 2016 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 17.03.2016 №165-ст.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС.

Согласно пункту 3 части 6 раздела III «Функции уполномоченного учреждения» Распоряжения Правительства Рязанской области от 03.02.2016 № 28-р «Об утверждении Порядка взаимодействия государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» с заказчиками Рязанской области» Уполномоченное учреждение в целях осуществления полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков осуществляет, в том числе следующую функцию: на основании направленной заказчиком заявки на закупку и обязательных для осуществления закупки документов формирует и подписывает посредством системы «WEB-Торги-КС» с использованием электронной подписи руководителя уполномоченного учреждения или уполномоченного лица:

- извещение об осуществлении закупки, изменения извещения об осуществлении закупки;

- документацию о закупке, изменения документации о закупке.

Таким образом, за нарушение ч. 6 ст. 31, п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС, относящееся к документации о закупке, несет ответственность Уполномоченное учреждение.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» обоснованной, в части установления излишних требований к участникам закупки, установления неправомерных требований к содержанию заявки, в части конкретных показателей товара, используемых при выполнении работ, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

2. Признать Уполномоченное Учреждение (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области») нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 и пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику (Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области»), Аукционной комиссии ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области», Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

˂...˃

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 244-03-2/2017

26 мая 2017 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 65 от 28.04.2017 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃ на основании своего решения от 26.05.2017 № 244-03-2/2017, предписывает:

1. Аукционной комиссии Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» отменить Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.05.2017 №0859200001117003072-1.

2. Оператору электронной площадки (ООО «РТС-Тендер»):

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3. В соответствие с Распоряжением Правительства Рязанской области от 03.02.2016 № 28-р «Об утверждении Порядка взаимодействия государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» с заказчиками Рязанской области» Заказчику и Уполномоченному учреждению:

- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.05.2017 по делу № 244-03-2/2017, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.

4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

5. Уполномоченному учреждению, Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 26.05.2017 по делу № 244-03-2/2017.

6. Уполномоченному учреждению, Заказчику и Оператору электронной площадки в срок до 09.07.2017 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

˂...˃

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны