Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 248-05-1/2015 ПО ПРИЗНАКАМ ... от 23 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 248-05-1/2015 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 О РЕКЛАМЕ

«15» июня 2015г.                                                                                                                      

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции, рассмотрев представленные материалы о распространении рекламы ГК «Стройпромсервис» с признаками нарушения пункта 4 части 3 статьи 5, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,

УСТАНОВИЛ:

В адрес Рязанского УФАС России 13.05.2015г. (вх. № 1824) поступило заявление <…> с просьбой провести проверку на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе объявление рекламного характера группы компаний «Стройпромсервис», размещенное в газете «Ярмарка» от 27 апреля 2015г.  (ярмарка № 46 (2587)) и на официальном сайте «Стройпромсервис» в сети Интернет http://www.stroy-proms.ru/actions.

Из заявления следует, что «Поводом для обращения послужило существенное несоответствие рекламного слогана – « -50% ИПОТЕКА ПОПОЛАМ», помеченного знаком «*» - реальной действительности, а также отсутствие обязательной информации. При первом, импульсивном восприятии рекламного материала возникает ложное представление, что рекламодатель обязуется выплатить 50% (целую половину!) ипотечного кредита, а именно так рассматривается в данном случае ипотека за свой счет. Однако дальнейшее изучение вопроса позволяет сделать вывод, что смысл поданной рекламы несколько иной. Указывая о половине ипотеки, группа компаний «Стройпромсервис» готова взять обязательство по оплате  лишь половины срочных процентов, начисленных по кредиту, причем, только в течение года. В сноске мелким шрифтом изложено следующее: «Предложение распространяется на покупку квартир по программе ипотечного кредитования в строящихся домах ЖК «Шереметьевский квартал», «Звездный», «Окские просторы» (1 очередь) при условии первоначального взноса не менее 50% от стоимости квартиры. Застройщик предоставляет скидку на приобретаемые квартиры эквивалентную 50% платежей на уплату срочных процентов по ипотечному кредиту за первые 12 месяцев. Предложение действительно до 31.05.2015г.». Т.е. необходимо внести половину суммы от стоимости квартиры и лишь при этих условиях начнет действовать скидка по оплате застройщиком половины, начисленных на основную сумму кредита, срочных процентов и только 12 месяцев. Иные условия предложения не указаны. По завершению льготного года, заемщик-потребитель остается один на один с заемным кредитом (основная сумма выданного кредита + проценты за пользование кредитом), который может быть взят и на больший, чем один год, срок.

Предложение группы компаний «Стройпромсервис» действует в рамках программы поддержки покупателя, о чем в рекламе имеется информация. Поддержки любого потенциального покупателя, что логично, а не только покупателя, способного внести 50% предоплату за приобретаемую квартиру. Все остальные покупатели, кто не имеет финансовой возможности разом оплатить половину стоимости жилья, не смогут рассчитывать на условия ипотеки пополам от группы компаний «Стройпромсервис», а будут вынуждены кредитоваться на общих условиях ОАО «Сбербанк», без всяких соблазнительных скидок. По определению реклама адресована неопределенному кругу потребителей рекламы и условия приобретения товара должны быть равными для всех, кто заинтересуется предложением.

Ипотека (ипотечный кредит) – это не только срочные проценты, начисляемые на ипотечный кредит, но и основная часть кредита, которые необходимо возвращать на условиях и по графику банка. Заявляя в рекламе слоган « -50% ИПОТЕКА ПОПОЛАМ» группа компаний «Стройпромсервис» вводит потребителей в заблуждение относительно истинного положения дел: застройщиком выражена готовность оплатить лишь часть одной части от ипотечного кредита и то, при определенных условиях, на которые в рекламе делается акцент, но никак не половину всего кредита в целом».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая в газете «Ярмарка» информация подпадает под определение рекламы, указанное в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Как следует из заявления, информация в рекламе « -50% ИПОТЕКА ПОПОЛАМ!» является недостоверной, поскольку фактически не соответствует действительности.

<…> к своему заявлению приложил также рекламную листовку ОАО «Сбербанк России», в которой изложены условия специальной программы по жилищному кредитованию – «Ипотека с государственной поддержкой»:

- приобретение строящегося жилья или готового жилья в новостройке;

- первоначальный взнос – от 20% стоимости кредитуемого жилого помещения;

- максимальный срок кредита по программе – 30 лет;

- максимальная сумма кредита – 8 млн. рублей.

Далее в рекламной листовке ОАО «Сбербанк России» мелким шрифтом указано: «Период выдачи кредитов по программе «Ипотека с государственной поддержкой» (далее – Программа) – с 24.03.2015 по 01.03.2016 во всех кредитующих физических лиц подразделениях ОАО «Сбербанк России». При оформлении заявки на кредит по программе Сбербанка «Приобретение строящегося жилья» или «Приобретение готового жилья», соответствующей условиям Программы, в случае положительного решения Сбербанка по кредитной заявке ставка по кредиту в рублях составит 11,9% годовых до и после регистрации ипотеки. Данная ставка не суммируется с другими акциями, особыми условиями и специальными программами Сбербанка, в том числе с «Программой плюс материнский капитал». Условия Программы: минимальная сумма кредита – 45 000 руб., максимальная сумма кредита – 8 000 000 руб. для объектов, располагающихся на территории г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга», 3 000 000 руб. для объектов, располагающихся на иных территориях РФ. Валюта кредита – рубли РФ. Первоначальный взнос – от 20% стоимости кредитуемого жилого помещения, но не менее 45 000 руб. Срок кредита – от 12 до 360 месяцев включительно. Комиссия за выдачу кредита отсутствует. Дополнительные расходы – страхование жизни и здоровья заемщика, страхование и оценка объекта недвижимости, оформляемого в залог (тарифы зависят от индивидуальных особенностей заемщика), нотариальное заверение документов. Страхование жизни и здоровья заемщика является обязательным – в случае нарушения условий кредитного договора в части продления страховки ставка по кредиту составит 12,9% годовых. Обеспечение по кредиту – залог кредитуемого или иного жилого помещения, удовлетворяющего требованиям Банка. Программа реализуется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.03.2015 № 220. Подробная информация – по телефону справочной службы 8 800 555 55 50 или на сайте Банка sberbank.ru. Условия действительны с 24.03.2015г. Изменение условий производится Банком в одностороннем порядке. Информация, представленная в данном материале, не является публичной офертой. Реклама».

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, указание в рекламе группы компаний «Стройпромсервис» на возможность получения ипотечного кредита в ОАО «Сбербанк России» является рекламой финансовой услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит в ОАО «Сбербанк России», формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В рекламе группы компаний «Стройпромсервис» указываются такие условия предоставления ипотечного кредита, как ежемесячный платеж по ипотечному кредиту при первоначальном взносе 50% - 5000 рублей в месяц, процентная ставка – 11,9 % годовых и срок кредитования – 30 лет при покупке квартиры в ЖК «Шереметьевский квартал».

В рекламе группы компаний «Стройпромсервис», распространявшейся посредством газеты «Ярмарка», отсутствует обязательное условие страхования жизни и здоровья заемщика. Также в рекламе группы компаний «Стройпромсервис» не указано, что в случае нарушения условий кредитного договора в части продления страховки ставка по кредиту составит 12,9% годовых.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «ипотечное кредитование», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к ипотечному кредиту, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об ипотечном кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Рекламораспространителем является ООО «Издательский дом «Ярмарка» (ИНН 6234100019, 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 17, корп. 3).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

  1. Возбудить производство по делу 248-05-1/2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – <…>;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе (рекламораспространитель) – ООО «Издательский дом «Ярмарка» (ИНН 6234100019, 390000, г. Рязань, ул. Семинарская, д. 17, корп. 3);

заинтересованное лицо – ОАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19).

  1. Назначить дело к рассмотрению на 15.07.2015 г. в 10 ч. 00 мин. по адресу: г. Рязань, ул. Ленина, 34, каб. 2.
  2. ООО «Издательский дом «Ярмарка» в срок до 10.07.2015г. представить в адрес Рязанского УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и сведения:

- Копию договора с рекламодателем на распространение рекламы группы компаний «Стройпромсервис», размещенное в газете «Ярмарка» от 27 апреля 2015г.  (ярмарка № 46 (2587)) с приложением визуального изображения (макета);

- Копию согласованного с рекламодателем макета рекламы;

- Копию свидетельства о регистрации газеты «Ярмарка или что Вам нужно»;

- Копию приказа о назначении главного редактора;

- Копию устава редакции газеты «Ярмарка или что Вам нужно»;

- Мотивированное письменное объяснение по существу дела.

  1. ОАО «Сбербанк России» в срок до 10.07.2015г. представить в адрес Рязанского УФАС России надлежащим образом заверенные копии следующих документов и сведения:

- условия программы по ипотечному кредитованию с процентной ставкой 11,9% годовых и сроке кредитования 30 лет;

- копию договора (соглашения), в рамках которого осуществляется продажа квартир ГК «Стройпромсервис» по программе ипотечного кредитования с процентной ставкой 11,9% годовых и сроке кредитования 30 лет;

- перечень жилых комплексов ГК «Стройпромсервис», в которых предлагаются квартиры по ипотечной программе с процентной ставкой 11,9% годовых и сроке кредитования 30 лет;

- дополнительные условия, влияющие на стоимость ипотечного кредита по программе ипотечного кредитования для ГК «Стройпромсервис»;

- письменное объяснение по существу дела.

Явка законных представителей ООО «Издательский дом «Ярмарка», ОАО «Сбербанк России» в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны