Решение б/н Решение и предписание в отношении филиала ПАО "ОГК-2" - Ряза... от 10 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №250-04-1/2015                                                                                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 06 августа 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 августа 2015 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе: <…>, рассмотрев дело № 250-04-1/2015 по признакам нарушения филиалом ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС (391160, Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ул. Промышленная, д. 1) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением в части препятствования перетока электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства согласно соглашению о взаимодействии № 236718 от 01.02.2008г., результатом которых явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов контрагента, в части прекращения передачи электроэнергии для ООО «ПРЕЗИДЕНТ»,

УСТАНОВИЛА:

06 ноября 2014 года в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление ООО «ПРЕЗИДЕНТ» (<…>) на действия ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» (<…>) и филиала ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС (391160, Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ул. Промышленная, д. 1), заключающиеся в необоснованном препятствовании передачи электроэнергии для энергопринимающих устройств и прекращении передачи электрической энергии ООО «ПРЕЗИДЕНТ».

06 февраля 2015 года Управлением было возбуждено дело №44-04-1/2015 по признакам нарушения ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила недискриминационного доступа).

Установлено, что земельный участок и здание, на котором находилась точка подключения для энергоснабжения Покупателя (ООО «Президент»), были приобретены ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» по договору <…> купли-продажи недвижимого имущества от <…> от бывшего собственника ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС (в настоящее время ПАО «Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» филиал ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС, далее по тексту - Филиал). По договору купли-продажи ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» приобрело имущество: <…>

В ходе рассмотрения дела №44-04-1/2015 было доказано, что объекты недвижимого имущества передавались контрагенту (ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань») без обременений в виде сохранения точки поставки для энергоснабжения ООО «Президент».

В результате рассмотрения названного дела было принято решение о прекращении рассмотрения дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань».

В ходе рассмотрения вышеназванного дела было установлено следующее.

Установлено, что между ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Президент» (Покупатель, Заявитель) заключен договор энергоснабжения <…>, согласно которому осуществляется продажа Гарантирующим поставщиком и покупка Покупателем электрической энергии. Определено, что помимо договора, отношения регулируются соглашением о взаимодействии № <…> где Генерирующей компанией выступает ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС (Передающая организация).

Гарантирующий поставщик обязуется обеспечивать поставку электрической энергии  Покупателю в точках поставки:  электроснабжение потребителя осуществлялось от сборки № 2 0,4 кВ ГЗУ, согласно акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением ниже 1000 вольт между филиалом ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС г. Новомичуринск от 01.10.2007г. (приложение №6 к соглашению о взаимодействии).

Генерирующая компания обязана обеспечивать схему электроснабжения Покупателя в соответствии с требованиями для электроприемников 3 категории (п. 3.1.1. соглашения), поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети показатели качества электроэнергии в соответствии с ГОСТ 13109-97 (п. 3.1.2 соглашения).

В рамках договора энергоснабжения № <…>. для урегулирования взаимоотношений сторон для обеспечения надежного электроснабжения между ОАО «РЭСК» (Гарантирующий поставщик), ОАО «ОГК-6» (Генерирующая компания) и ООО «Президент» (Покупатель) было заключено соглашение о взаимодействии от <…>, являющееся неотъемлемой частью вышеназванного договора энергоснабжения (далее – соглашение о взаимодействии). В обязанности ОАО «ОГК-6» входило обеспечение схемы энергоснабжения Покупателя – ООО «Президент».

Письмом исх. от <…> филиал ОАО «ОГК-2» Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО «РЭСК» об отсутствии технической возможности по обеспечению схемы электроснабжения ООО «Президент» в связи с продажей бокса №2, от которого запитан Потребитель.

Заявитель сообщил, что после получения им указанного письма электроснабжение по договору энергоснабжения № <…> было прекращено.

Установлено, что прекращение подачи электроэнергии произошло 10.08.2012г. Соответствующие документы, подтверждающие отключение электроэнергии (прекращение подачи электроэнергии), сторонами по договору энергоснабжения и соглашению о взаимодействии № <…>.,  не составлялись (акт и др.) в нарушение Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442), потому на рассмотрение дела №№44-04-1/2015 представлены не были.

Заявитель считает отключение подачи электроэнергии нарушением антимонопольного законодательства и ущемляющим его права.

Приказом Рязанского УФАС России от 16 июня 2015 № 58 было возбуждено дело № 250-04-1/2015 по признакам нарушения ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» и филиала ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

ПАО «РЭСК» (ранее ОАО «РЭСК») считает, что нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО «Президент» допущено не было, ссылаясь на следующее.

Письмом  исх. от <…> филиал ОАО «ОГК-2» – Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО «РЭСК», что здание и земельных участок, расположенные на территории ГЗУ, будут проданы и о планирующемся демонтаже бокса №2, от которого запитан объект ООО «Президент», в связи с работами по возведению завода ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань», а также об отсутствии у филиала возможности обеспечивать схему электроснабжения ООО «Президент».

На основании этого письма, ОАО «РЭСК» в адрес ООО «Президент» было направлено письмо исх. от <…>, в котором сообщалось о необходимости изменения условий договора энергоснабжения в связи с изменением владельца объектов электросетевого хозяйства, от которых запитаны энергопринимающие устройства ООО «Президент».

Одновременно в адрес Филиала со стороны ОАО «РЭСК» было направлено письмо исх. от <…> о необходимости  обеспечения электроснабжения покупателя электрической энергией, обязанности филиала ОГК-2» - Рязанская ГРЭС обеспечить передачу электрической энергии ООО «Президент» в период действия договора энергоснабжения № <…> и соглашения о взаимодействии от  <…>.

Позже ОАО «РЭСК» направило в адрес ООО «Президент» письмо исх. от <…>, в котором разъяснялась необходимость расторжения договора электроснабжения № <…>. и соглашения о взаимодействии от  <…>.

29.10.2012г. в адрес ОАО «РЭСК» поступил ответ от Общества (<…>) об отказе в расторжении вышеназванных договора и соглашения. На указанное письмо со стороны ОАО «РЭСК» направлен ответ исх. от <…>.

Гарантирующий поставщик считает, что в связи с отказом потребителя от расторжения договора электроснабжения, договор и соглашение о взаимодействии продолжили действовать на прежних условиях.

17.12.2013г. ООО «Президент» сообщил в адрес Гарантирующего поставщика о том, что  владелец электросетевого хозяйства (ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань») прекратил передачу электрической энергии Обществу.

Также представитель ПАО «РЭСК» заявил, что с августа 2012г. начисления за потребленную электроэнергию в отношении ООО «Президент» по точкам поставки не производятся в связи с отсутствием фактического расхода электроэнергии.

В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам  электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.  В данном случае, в пределах границ сетей филиала ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС.

Филиал ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС не признал в своих действиях нарушения антимонопольного законодательства, ссылаясь на следующее.

На основании совершенное сделки (договор № <…>.) Филиал направил в адрес ОАО «РЭСК» письмо исх. <…>. и с приложением дополнительного соглашения о расторжении  соглашения о взаимодействии от <…>. Данное действие осталось без ответа со стороны ОАО «РЭСК».

 В связи с тем, что 24.08.2011г. собственником энергопринимающих объектов ООО «Президент» (здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, земельный участок, общей площадью 1184 кв.м.) стало ООО «Александр Грин», Филиал считает, что Общество не является собственником энергопринимающих устройств и в соответствии с п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике новый собственник обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновения иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. Ни один из новых собственников не выполнил данную обязанность.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с законодательством об электроэнергетике договор энергоснабжения объекта может быть заключен при наличии технической возможности (отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации) и с лицом, в ведении которого находятся эксплуатируемые в целях приема энергии сети, приборы и оборудование.

Неотъемлемой частью Соглашения о взаимодействии <…> является Акт по разграничению принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением ниже 1000 вольт между Филиалом и ООО «Президент», что подтверждает, что энергопринимающие устройства Потребителя надлежаще технологически присоединены к электрическим сетям Филиала. Представители ПАО «РЭСК» и Филиала не опровергали факта надлежащего технологического присоединения ООО «Президент».

В рамках рассмотрения дела №44-04-1/2015 представитель заявителя заявил, что прекращение подачи электроэнергии произошло 10.08.2012г. Однако доказательства прекращения подачи электроэнергии ни заявитель, ни гарантирующий поставщик, ни сетевая организация, оформленное надлежащим образом, в установленном законодательством порядке не представили (акт и др.).

Решение по делу №44-04-1/2015 от 08.05.2015г., зафиксировавшее дату прекращения подачи электроэнергии ООО «Президент», не было оспорено и вступило в законную силу. Таким образом, датой прекращения подачи электроэнергии - 10.08.2012г. – считается законной.

Представитель заявителя заявил, что ПАО «РЭСК» были осуществлены все возможные действия, направленные на защиту нарушенных прав ООО «Президент», на основании чего претензий в адрес Гарантирующего поставщика Потребитель не имеет.

В соответствии с Положением (утв. 06.10.2011г. №398) основным видом деятельности Филиала  является производство электрической и тепловой энергии (мощности). Основным рынков сбыта является оптовый рынок электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 5 Правил недискриминационного доступа в случае, если энергопринимающие  устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (опосредованное присоединение), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, объекту электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство. При этом точкой поставки по договору будет точка присоединения энергопринимающего устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии. Филиал  ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС не имеет статуса сетевой организации в понимании норм законодательства об электроэнергетике Российской Федерации, так как не имеет тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике услуги по передаче электроэнергии – комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В свою очередь, Филиал, не являясь сетевой организацией, в тоже время, как владелец объектов электросетевого хозяйства, является участником комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через объекты электросетевого хозяйства на энергопринимающие устройства ООО «Президент».

За 2012 года через объекты электросетевого хозяйства Филиала до энергопринимающих устройств ООО «Президент» было передано <…>  кВт/час.

Филиал отвечал за надежность электроснабжения энергопринимающих устройств ООО «Президент» в пределах своих границ эксплуатационной ответственности и не имел правовых оснований препятствовать перетоку электрической энергии через свои объекты электросетевого хозяйства в силу прямого запрета, установленного законодательством, тем самым ущемляя интересы потребителя, при условии наличия спроса на электроэнергию потребителем.

Исходя из вышесказанного, услуги по перетоку электроэнергии являются, по своей сути, услугами по передаче электроэнергии без стоимостной составляющей, оценивающимися в натуральном выражении – в кВт/ч переданной электроэнергии (мощности).

Таким образом, Филиал находится в состоянии естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995г №147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 3 названного закона под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).

Таким образом, товар «Услуга по перетоку электрической энергии» (в соответствии с понятием «товар» - объект гражданских прав, в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу,  предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот) на товарном рынке «Услуга по перетоку электроэнергии» в географических границах электросетевого хозяйства Филиала ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС, не может быть заменен другим товаром. Для подключения потребителям необходимо заново пройти процедуру технологического присоединения, включая внесение платы за такое присоединение.

Потребители могут получать электроэнергию для энергоснабжения своих устройств (производственных помещений)  только от объектов электросетевого хозяйства Филиала ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС.

Следовательно, услуга по перетоку электрической энергии (то есть фактически услуга по передаче электроэнергии, на которую не установлен тариф) также находится в состоянии естественной монополии и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

В соответствии  с пунктом 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Учитывая изложенное, а также на основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции Комиссия признает положение Ответчика доминирующим на товарном рынке «Услуги по перетоку электроэнергии» в географических границах объектов электросетевого хозяйства Филиала ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС. Действия Филиала являются нарушением запрета, установленного пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу указания представителя заявителя о том, что не считает ПАО «РЭСК» нарушившим права и законные интересы ООО «Президент», Комиссия решила прекратить рассмотрение дела в отношении ПАО «РЭСК».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать филиал ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», в части препятствования перетоку электрической энергии через принадлежащие ему объекты электросетевого хозяйства согласно соглашения о взаимодействии № <…>, выразившегося в прекращении подачи электроэнергии на энергопринимающие устройства ООО «Президент».
  2. Выдать филиалу ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.                                                                                                                                                                                            

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

ПРЕДПИСАНИЕ №250-04-1/2015

10 августа 2015 г.                                                                                                                                                                                                       

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 10.08.2015г. по делу №250-04-1/2015 о нарушении филиалом ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС (391160, Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, ул. Промышленная, д. 1) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

филиалу ПАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС в 3-месячный срок со дня получения настоящего предписания устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно разработать и обеспечить схему энергоснабжения энергопринимающих устройств ООО «Мажор» (<…>), в том числе предоставить ООО «Мажор» точку поставки электроэнергии, ранее предоставленной ООО «Президент», по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, Пром. зона, здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, литер Б3, общей площадью 1114,1 кв. м.

О выполнении  настоящего Предписания  сообщить в Рязанское УФАС России до 01 декабря 2015г. после его исполнения.                                                                                                  

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны