Решение б/н Решение по делу от 7 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №134-04-1/2017

«07» июня 2019 года г. Рязань

Резолютивная часть оглашена 24 мая 2019 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07 июня 2019 года.


Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

председателя Комиссии - <…>,

членов Комиссии: <…>, <…>,

с участием представителя ПАО «РЭСК» <…> и представителя АО «РОЭК» <…>,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, -

рассмотрев дело №134-04-1/2017, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания (ПАО «РЭСК», ул. Дзержинского, д.21а, г. Рязань, 390005) и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (ул. Право-Лыбедская, дом 27, литера А2, г. Рязань, 390000) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Действуя в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Рязанским УФАС России проведен анализ соблюдения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее также – ПАО «РЭСК», гарантирующий поставщик) и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (далее – АО «РОЭК», сетевая организация) требований антимонопольного законодательства при инициировании процедуры введения ограничения энергопотребления в отношении потребителей услуг.

Установив признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях гарантирующего поставщика при введении ограничения потребления электрической энергии на объекты общества с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (далее – ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», заинтересованное лицо), Рязанское УФАС России приказом от 04.04.2017 (№55) возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 15.01.2019 (исх. №137) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО «РОЭК»; определением от 18.03.2019 (исх. №876) АО «РОЭК» привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

В ходе рассмотрения дела ни ПАО «РЭСК», ни АО «РОЭК» с вменяемым нарушением запретов на осуществление монополистической деятельности не согласились по основаниям, указанным в письменных пояснениях (от 05.05.2017, от 26.05.2017, от 27.06.2017, от 11.03.2019; от 06.03.2019), приобщенных к материалам дела.

Согласно позиции ПАО «РЭСК», у гарантирующего поставщика имелись законные основания для направления в адрес потребителя уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии, поскольку ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по договору энергоснабжения и имело задолженность, превышающую стоимость потребленных энергоресурсов за расчетный период.

По состоянию на 16.01.2017 у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» образовалась задолженность по оплате электроэнергии в размере 16,28 тысяч рублей; 18.01.2017 истекал срок на оплату электрической энергии за декабрь 2019 года в размере 82,73 тысяч рублей, 25.01.2017 – истекал срок исполнения текущих обязательств по оплате 40% энергопотребления за январь 2017 года (24,69 тысяч рублей). Итоговая сумма обязательств составила 123,70 тысяч рублей.

Основанием для направления уведомления от 31.01.2017 явилось также неисполнение потребителем своих обязательств по оплате платежей, указанных в уведомлении от 16.01.2017 (оплата осуществлена частично), в силу чего у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» по состоянию на 31.01.2017 имелась задолженность в размере 12,01 тысяч рублей.

В соответствии с пояснениями представителей АО «РОЭК», сетевая организация не ограничивала поставку электрической энергии на объекты социального назначения (артскважины); акт об ограничении режима потребления от 30.01.2017 (№ 4) и акт о возобновлении потребления электрической энергии от 02.02.2017 (№2) составлены ошибочно.

Заслушав доводы ответчиков, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся в том числе: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона №416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В силу части 6 статьи 38 Закона № 416-ФЗ порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения (далее - Правила № 782). Согласно определенным в пункте 2 вышеуказанных Правил №782 понятиям, схемы водоснабжения и водоотведения - это совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

25.06.2014 администрацией муниципального образования – Болоньское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области на период до 2028 года утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования - Болоньское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области.

Согласно утвержденной схеме на территории муниципального образования - Болоньское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области (далее – сельского поселения) имеются следующие объекты системы водоснабжения и водоотведения: водозабор (подземный), насосные станции, магистральные сети водопровода, сети водоотведения, канализационные насосные станции.

Процесс водоснабжения и водоотведения в п. Болонь Рязанской области устроен следующим образом.

Добыча пресных подземных вод ведется одним водозабором, состоящим из двух эксплуатационных скважин №34855, №34862.

Помимо указанных артезианских скважин основными элементами водозаборного сооружения являются: насосная станция второго подъема, два водосборных резервуара (железобетонные) по 500 м³ каждый.

Водоподъемным оборудованием являются глубинные насосы:

- артскважина №1 – насос ЭЦВ-8,

- артскважина №2 – насос ЭЦВ-10.

Предприятием Болоньского сельского поселения Клепиковского района Рязанской области, обеспечивающим потребителей питьевой водой и оказывающим услуги по водоотведению и очистке сточных вод по централизованной системе, является общество с ограниченной ответственностью «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (далее – ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», заинтересованное лицо).

Установлено, что между ПАО «РЭСК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (юридический адрес: 391043, Рязанская обл., Клепиковский р-н, п. Болонь, ул. Строителей, д. 9, кв. 17) заключен договор энергоснабжения № 361241 от 04.03.2013, на основании которого электрической энергией снабжаются несколько объектов, в том числе непосредственно используемых для централизованного водоснабжения и водоотведения (артскважины, канализационные станции и т.д.).

Так, пунктом 1 приложения №1 к договору энергоснабжения определены 6 (шесть) точек поставки электрической энергии, в том числе:

  1. ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №1 (оборудование владельца – головные водопроводные сооружения (ГВС));
  2. ПС Болонь фидер №2 т/п 10/0,4 кВ №4 (оборудование владельца – офис);

3) ПС Болонь фидер №5 т/п 10/0,4 кВ №6 (оборудование владельца –канализационная насосная станция (КПН)).

Сетевой организацией, к сетям которой технологически присоединены объекты централизованного водоснабжения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», является АО «РОЭК».

В 2013 году АО «РОЭК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» согласовали акт технологической и аварийной брони электроснабжения, согласно которому установлена нагрузка технологической брони электроснабжения в объеме 0,029 тыс. кВт, при этом нагрузку аварийной брони потребитель не имеет.

Нагрузка технологической брони установлена для следующих объектов:

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,008 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

- ПС Болонь, ЗТП №6, КНС, технологическая броня электроснабжения 0,010 кВт; допустимое время перерыва 24 часа;

- ПС Болонь, ЗТП №1, артскважина, технологическая броня электроснабжения 0,011 кВт; допустимое время перерыва 24 часа.

Установлено, что ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» ненадлежащим образом исполняло свои обязательства по оплате электрической энергии, в связи с чем ПАО «РЭСК» направило в адрес ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 16.01.2017 (исх. № 344-63) и 31.01.2017 (№ 344-186) уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии в полном объеме в отношении следующих объектов: головные водопроводные сооружения (пос. Болонь Клепиковского района Рязанского района) и офис.

Из уведомления от 16.01.2017 (исх. №344-63) следовало, что по состоянию на 16.01.2017 у потребителя имелась задолженность в размере 16,28 тысяч рублей по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 10.01.2017 (оплата электрической энергии (мощности) в размере 30% стоимости текущего потребления в январе 2017 года). Также в уведомлении отражено, что 18.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в размере 82,73 тысяч рублей (окончательный расчет за декабрь 2016 года), 25.01.2017 истекает срок исполнения текущих обязательств по оплате электрической энергии в размере 24,69 тысяч рублей (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим гарантирующий поставщик указал, что в случае неоплаты задолженности и текущих платежей на общую сумму в размере 123,70 тысяч рублей в срок до 30.01.2017 в присутствии представителя сетевой организации необходимо ввести режим частичного ограничения путем ограничения электропотребления в полном объеме по части следующих объектов:

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №1 - головные водопроводные сооружения;

- ПС Болонь ф.2 ЗТП №4 - офис.

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению в указанный период, а также в случае непогашения полной задолженности 06.02.2017 в 11-00 часов ограничение будет произведено сотрудниками АО «РОЭК» в полном объеме по указанным объектам.

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

В соответствии с поступившим в адрес АО «РОЭК» уведомлением ПАО «РЭСК» от 17.01.2017(исх. №395-22) сетевой организации необходимо было ввести ограничение потребления электрической энергии 30.01.2017 в отношении офиса и головного водопроводного сооружения ООО «Коммунальное хозяйства «Болоньское».

30.01.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 17.01.2017 (исх. №344-72) АО «РОЭК» прекратило подачу электрической энергии на головном водонапорном сооружении, а также в офисных помещениях ООО «Коммунальное хозяйства «Болонское», о чем составлены акты «Об ограничении режима потребления электрической энергии (юридические лица)» от 30.01.2017 №3 и №4.

По состоянию на 31 января 2017 года у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 12,01 тысяч рублей, представляющая собой задолженность по обязательствам, срок исполнения которых приходился до 25.01.2017 (оплата 40% стоимости текущего потребления в январе 2017 года).

В связи с этим ПАО «РЭСК» направило уведомление 31.01.2017 (№ 344-186), в котором указывалось, что согласно акту от 31 января 2017 года, представленному сетевой организацией, ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» 30 января 2017 года самостоятельно произвело частичное ограничение подачи электроэнергии[1]. В случае неоплаты ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» задолженности по оплате электрической энергии в размере 12,01 тысяч рублей до 06.02.2017, 06.02.2017 в 11 часов 00 минут силами сетевой организации будет введен режим частичного ограничения в полном объеме по части следующих объектов: ПС Болонь ф. 2 ЗТП №1 – ГВС (головные водопроводные сооружений) и ПС Болонь ф. 2 ЗТП №4 (офис).

02.02.2017 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 02.02.2017 (исх№344-702) АО «РОЭК» возобновило поставку электрической энергии в полном объеме на вышеуказанных объектах, о чем составлены акты от 02.02.2017 «О возобновлении подачи потребления электрической энергии (юридические лица)» №3 и №2.

Анализируя действия ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» в контексте соблюдения требований антимонопольного законодательства, комиссия Рязанского УФАС России полагает необходимым обратить внимание на следующее.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 335-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ограничения).

В настоящем решении применяются положения Правил ограничения, действовавших в момент совершения субъектами розничных рынков электрической энергии рассматриваемых комиссией действий (в ред. от 26.12.2016).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил ограничения основанием для введения ограничения является нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил ограничения).

Ограничение режима потребления электрической энергии вводится по инициативе Гарантирующего поставщика в связи с наступлением, в том числе вышеуказанных обстоятельств, перед которым не исполнены обязательства по договору.

Пунктами 15, 17, 18 Правил ограничения установлен порядок введения режима ограничения потребления электрической энергии, с учетом категории потребителей и наличия/отсутствия соответствующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 7 Правил ограничения инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.

Как следует из абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения потребителем уведомления.

В любом случае, с учетом приведенных требований положений абзаца 2 подпункта «б» пункта 2, пункта 7, абзаца 2 подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения дата предполагаемого частичного ограничения режима потребления не может быть определена ранее десяти дней с даты возникновения задолженности.

Однако анализируемым уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» уведомило ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» о частичном ограничении потребления, которое необходимо ввести 30.01.2017 в связи с наличием задолженности, возникшей 11.01.2017 (за 21 день до ограничения), а также в связи с возможным неисполнением 18.01.2017 потребителем обязательств по оплате электрической энергии за декабрь 2017 года (за 12 дней до ограничения) и в связи с предполагаемой неоплатой в срок до 25.01.2017 40% стоимости текущего потребления за январь 2017 года (за 5 дней до ограничения).

Как следствие, уведомлением от 16.01.2017 (исх. №344-63) ПАО «РЭСК» ограничивало ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в праве на получение услуг энергоснабжения в течение всех 10 дней (с 26.01.2017 по 04.02.2017) с момента возникновения задолженности (в случае неоплаты авансового платежа 25.01.2017).

Также комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что согласно императивным требованиям законодательства (подпункт «б» пункт 7 Правил ограничения) гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований; применительно к рассматриваемой ситуации – при наличии задолженности в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа. При этом инициирование процедуры введения режима энергопотребления в отсутствие правовых оснований, в том числе направление уведомлений об ограничении, основанных на вероятности неисполнения потребителем текущих платежей, действующее законодательство не предусматривает.

Совершение подобных действий ущемляет интересы потребителей, поскольку приводит к прекращению поставки электрической энергии по непредусмотренным законом основаниям.

К примеру, в случае погашения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» возникшей задолженности, а также оплаты в срок до 18.01.2017 потребленной в декабре 2016 года электрической энергии, но неоплаты либо частичной оплаты авансового платежа (40% текущего потребления), заявителю во исполнение уведомления ПАО «РЭСК» от 16.01.2017 (исх. №344-63) 30.01.2017 надлежало ввести частичное ограничение режима потребления.

Основанием направления уведомления от 31.01.2017 (исх. №344-186) стала неполная оплата потребителем авансового платежа, размер которого составлял 24,69 тысяч рублей. Однако по состоянию на 31.01.2017 за потребителем числилась задолженность лишь в 12,01 тысяч рублей, что менее установленного в абзаце 2 подпункта «а» пункта 2 Правил размера задолженности, который мог бы стать причиной для инициирования процедуры ограничения потребления в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в указанную дату.

Таким образом, при инициировании процедуры введения ограничения электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» и направлении уведомлений от 16.01.2017 (исх. №344-63) и 31.01.2017 (исх. №344-186), ПАО «РЭСК» нарушило требования подпункта «б» пункта 2, пункта 7, подпункта «а» пункта 15 Правил ограничения и ущемило интересы ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в части ограничения (угрозы ограничения) права на получение услуг энергоснабжения.

Указанные действия ПАО «РЭСК» привели к нарушению законодательства об электроэнергетике, следствием которого стало (могло стать) отсутствие возможности у ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», как организации водопроводно-канализационного хозяйства в пос. Болонь Клепиковского района Рязанской области, принять меры по надлежащему исполнению обязательств, связанных с поставкой услуг водоснабжения и водоотведения конечным потребителям.

Так, комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что в рассматриваемой ситуации гарантирующий поставщик прекратил поставку электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения, которые отнесены законодателем к категории объектов, полное прекращение поставки которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Однако, в связи с угрозой наступления неблагоприятных последствий в законодательстве Российской Федерации предусмотрена особая процедура ограничения энергопотребления объектами данной категории.

В частности, пунктом 17 Правил ограничения определено, что при наличии у потребителей акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", подпункте "д" пункта 2 настоящих Правил, вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

б) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) информирует о планируемом ограничении режима потребления помимо потребителя также уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

в) при невыполнении потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, а по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони, если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони, - до уровня аварийной брони;

г) при невыполнении потребителем в указанный в уведомлении срок действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления до уровня технологической или аварийной брони исполнитель (субисполнитель) не производит действия по ограничению режима потребления и не позднее 1 рабочего дня извещает об этом инициатора введения ограничения, а если ограничение режима потребления вводится субисполнителем, то субисполнитель незамедлительно извещает об этом исполнителя, который не позднее следующих суток обязан известить об этом инициатора введения ограничения;

д) если по истечении 5 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони потребителем не будет погашена задолженность в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и указанных в подпункте "г" настоящего пункта органов государственной власти о дате и времени введения полного ограничения режима потребления, но не позднее 1 рабочего дня до даты введения такого ограничения;

е) возобновление подачи электрической энергии осуществляется после добровольного погашения потребителем задолженности в размере, указанном в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, либо по соглашению сторон, либо на основании решения суда.

Пунктом 18 Правил ограничения предусмотрено, что в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Однако в рассматриваемой ситуации без учета положений пунктов 17, 18 Правил ограничения ПАО «РЭСК» инициировало процедуру полного прекращения энергопотребления на головные водопроводные сооружения ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

Довод представителя ПАО «РЭСК» о том, что головные водопроводные сооружения не являются объектами централизованного водоснабжения, комиссией Рязанского УФАС России отклоняется как противоречащий установленным фактическим обстоятельствам, подтвержденным материалами дела.

Так, из системного анализа условий договора энергоснабжения (приложение №1), акта согласования аварийной и технологической брони, схемы водоснабжения, утвержденной администрацией муниципального образования – Болоньское сельское поселение Клепиковского муниципального района Рязанской области, письменных пояснений АО «РОЭК» (письмо от 06.03.2019 исх. №280) и устных пояснений директора филиала АО «РОЭК» «Клепиковский район электрических сетей» <…> (протокол заседания комиссии от 15.05.2019, аудиозапись) к ЗТП №1 (фидер №2) подключены 2 артскважины; в договоре энергоснабжения указанные объекты поименованы как «ГВС» (головные водопроводные сооружения). В тоже время артезианские скважины являются основными элементами водозаборного сооружения, без которого было бы невозможно оказание услуг централизованного водоснабжения жителей рабочего поселка Болонь Клепиковского района Рязанской области. Таким образом, гарантирующий поставщик незаконно инициировал процедуру полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объекта, полное ограничение которого может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

С другой стороны, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях сетевой организации, исполнившей незаконное требование гарантирующего поставщика (заявка от 17.01.2017 исх. 344-72), также имеется нарушение пунктов 17, 18 Правил ограничения.

В частности, предусмотренный Правилами ограничения особый порядок ограничения энергопотребления в отношении категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, распространяются не только на инициатора введения ограничения, но и на его исполнителя.

Так, во исполнение пункта 18 Правил ограничения исполнитель также не вправе ввести ограничение режима энергопотребления ниже величины аварийной брони в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

В связи с этим у АО «РОЭК» отсутствовали законные основания для полного ограничения энергопотребления в отношении отдельных объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

Доводы представителей АО «РОЭК» о том, что фактических действий по отключению от электропитания артезианских скважин не осуществлялось, комиссией Рязанского УФАС России отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 12 Правил ограничения документом, подтверждающим факт введения ограничения режима потребления, является акт о введении ограничения режима потребления, который составляется в трех экземплярах и подписывается присутствующими исполнителем (субисполнителем, инициатором введения ограничения), потребителем.

Применительно к рассматриваемой ситуации в материалы дела представлен акт, свидетельствующий об отключении от электропитания головных водопроводных сооружений (акт №4 от 30.01.2017).

Из указанного документа следует, что в определенную гарантирующим поставщиком дату директор ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» (<…>) и уполномоченный представитель АО «РОЭК» «Клепиковский район электрических сетей» (<…>) явились в ЗТП №1 для ограничения режима потребления электрической энергии головными водопроводными сооружениями. Указанные лица установили тип прибора учета (СЭТЗа-02-34-03), заводской номер прибора учета электрической энергии (заводской №009082024002627) и его показания на момент отключения (014868,7), что наряду с другими обязательными требованиями отразили в акте об отключении.

В соответствии с пунктом 12 Правил ограничения в акте о введении режима потребления указываются причины, по которым не было введено ограничение режима потребления (в случае, если ограничение режима потребления не было введено). Однако в акте от 30.01.2017 №4 причин, по которым ограничение режима потребления не вводилось, не отражено, а напротив содержится информация о том, что режим энергопотребления ограничен «путем отключения». Указанный акт в установленном порядке зарегистрирован и направлен гарантирующему поставщику в качестве документа, подтверждающего исполнение его заявки на ограничение.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что АО «РОЭК» принято решение о неисполнении (частичном исполнении) заявки гарантирующего поставщика от 17.01.2017 (исх. №395-22) и неотключении от питания артезианских скважин. В частности, не имеется обращений сетевой организации в ПАО «РЭСК» с указанием на отказ от исполнения заявки от 17.01.2017 в части ограничения энергоснабжения объектов централизованного водоснабжения. Сама заявка от 17.01.2017 передана директором филиала АО «РОЭК» в работу начальнику службы энергобаланса <…> без каких-либо оговорок и резолюций о невозможности ее исполнения в полном объеме и необходимости оставления энергоснабжения объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», подключенных к фидеру №2 ЗТП №1. На заседании комиссии Рязанского УФАС России 14.05.2019 <…> также подтвердил, что никаких особых распоряжений относительно артезианских скважин ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» он своим сотрудникам не давал.

В этой связи, комиссия Рязанского УФАС России критически относится к пояснениям директора ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» <…> (письмо от 27.03.2019 исх. №5, 27.05.2019 №7) и представителей АО «РОЭК» (объяснительная записка директора филиала АО «РОЭК» <…>), содержание которых заключается в «ошибочности» составления акта о введении режима ограничения потребления электрической энергии от 30.01.2017 №4.

Так, по мнению комиссии антимонопольного органа, наличие на данном акте подписей двух лиц, присутствовавших в момент ограничения энергопотребления (<…> и <…>), исключает вероятность ошибочного поведения, которое возможно только для одного человека.

С другой стороны, ранее на заседаниях комиссии антимонопольного органа участвующие в деле лица не заявляли доводов о том, что фактических действий по отключению артезианских скважин не производилось; указанные аргументы возникли только после привлечения АО «РОЭК» к участию в деле в качестве ответчика.

При этом, до указанного момента, в том числе в письменных пояснениях от 06.03.2019 (исх. №280) сетевая организация придерживалась иной позиции и сообщала, что «… филиал АО «РОЭК» «Клепиковский район электрических сетей» на основании уведомления от 17.01.2017 года №344-72 ПАО «РЭСК» «О необходимости введения ограничения режима потребления электрической энергии (мощности)» прекратил 30.01.2017 года подачу электрической энергии на головном водопроводном сооружении ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское».

ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», участвующее в деле в качестве заинтересованного лица и располагающее информацией о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, до 27.03.2019 также не представляло каких-либо опровержений факта отключения от питания головных водопроводных сооружений в период с 30.01.2017 по 02.02.2017.

Более того, в материалах дела имеется акт о возобновлении подачи электрической энергии на артезианские скважины от 02.02.2017 №2, также подписанный директором ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» <…> и представителем АО «РОЭК» <…>.

Однако в случае соответствия действительности информации, которую сообщили комиссии антимонопольного органа ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» и АО «РОЭК», необходимость в возобновлении подачи электрической энергии на головные водопроводные сооружения и составлении данного акта отсутствовала.

При этом комиссией антимонопольного органа отмечается, что одновременно с отключением от питания артскважин также была ограничена подача электрической энергии на офисное помещение. Указанный факт участвующими в деле лицами под сомнение не ставится, однако документально он подтверждается такими же актами, составленными теми же лицами (акт №3 от 30.01.2017 и акт №2 от 02.02.2017).

С учетом анализа изложенных обстоятельств комиссия Рязанского УФАС России полагает установленным факт прекращения поставки электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения в рабочем поселке Болонь Клепиковского района Рязанской области; доводы АО «РОЭК» и ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» об обратном отклоняются как противоречащие документально подтвержденным обстоятельствам.

Как следствие АО «РОЭК» нарушило пункты 17, 18 Правил ограничения при введении ограничения режима энергопотребления в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим и социальным последствиям.

Резюмируя изложенное, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» не соответствуют требованиям Правил ограничения и приводят (могут привести) к угрозе ущемления интересов неопределенного круга лиц (население рабочего поселка Болонь), а также прав хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности (ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское»).

Частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Установлено, что публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в географических границах Рязанской области с долей 80%.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о возможности ПАО «РЭСК» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара – электрической энергии (мощности).

Акционерное общество «Рязанская областная электросетевая компания» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «РОЭК» занимает доминирующее положение на товарном рынке по оказанию услуг по передаче электрической энергии.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 4 постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства») при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся в необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В рассматриваемой ситуации, добросовестным со стороны гарантирующего поставщика является поведение, недопускающее включение в уведомление о введении ограничения режима энергопотребления указания на необходимость оплаты текущих платежей в качестве основания для отмены ограничения энергопотребления, а равно исключающее полное ограничение энергопотребления объектов, имеющих экономическое, экологическое или социальное назначение. Добросовестным со стороны сетевой организации является поведение, не допускающее полное прекращение энергоснабжения объектов, непосредственно используемых в оказании услуг централизованного водоснабжения (водоотведения).

Следовательно, при осуществлении своей деятельности на соответствующих товарных рынках ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК», злоупотребив своим доминирующим положением, превысили допустимые пределы реализации гражданских прав.

С учетом вышеизложенных обстоятельств комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания и акционерное общество «Рязанская областная электросетевая компания» нарушили часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания (ПАО «РЭСК», ул. Дзержинского, д.21а, г. Рязань, 390005) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при инициировании процедуры ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское» в части включения в обязательства потребителю оплаты текущих платежей в качестве основания для отмены режима ограничения энергопотребления, а также в части инициирования полного ограничения режима потребления электрической энергии на объекты централизованного водоснабжения и водоотведения.

2. Выдать публичному акционерному обществу «Рязанская энергетическая сбытовая компания» предписания о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

3. Признать акционерное общество «Рязанская областная электросетевая компания» (ул. Право-Лыбедская, дом 27, литера А2, г. Рязань, 390000) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Коммунальное хозяйство «Болоньское», полное ограничение энергопотребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

4. Выдать акционерному обществу «Рязанская областная электросетевая компания» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

  1. Согласно устным пояснениям представителя ПАО «РЭСК» дата акта (30.01.2017) в письме от 31.01.2017 №344-186 указана ошибочно, акты об ограничении энергопотребления составлены 30.01.2017. ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны