Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ по делу о нарушении антимонопольного ... от 22 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 308-07-1/2018

 

           Резолютивная часть решения объявлена 13 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2018 года.

                                                                                                                                  г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>,

в отсутствии представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Бета - М» (далее – ООО «Бета - М», ответчик), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на заседании Комиссии 08.06.2018, а также заказным письмом с уведомлением (исх. от 08.06.2018 № 3014), почтовое отправление № 390971 2464741 1, в отсутствии представителя заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Альбион - 2002» (далее – ООО «Альбион-2002», заявитель), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства заказным письмом с уведомлением (исх. от 08.06.2018 № 3014), почтовое отправление № 390971 2464743 5, рассмотрев дело  № 308-07-1/2018 по признакам нарушения ООО «Бета - М» (<…>) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

            В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление  ООО «Альбион-2002» по факту совершения ООО «Бета-М» недобросовестных конкурентных действий, выразившихся в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных требованиями Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон № 15 - ФЗ) (вх. от 12.03.2018 № 984).

            Согласно представленным заявителем материалам ООО «Бета-М» реализует табачную продукцию на территории Рязанской области под коммерческим обозначением «Красное&Белое» на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (далее – 100 – метровая зона), в следующих торговых точках:

            1) в городе Рязани на улице Гагарина, дом 25 – на расстоянии 18 м от Лингвистического центра Бейкер-стрит, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Гагарина, д. 25. Представлена копия кассового чека от 04.02.2017 о приобретении сигарет «Тройка 9мг/0,6мг»;

2) в городе Рязани на улице Новоселов, дом 33 г – на расстоянии 61, 8 м от Современного технического института, расположенного по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 35 а. Представлена копия кассового чека от 04.02.2017 о приобретении сигарет «Союз Apollo C19 м/п 10 мг»;

3) в городе Рязани на улице Свободы, дом 4 – на расстоянии 75,2 м от Студии обучения «ESTEL Ryazan Studio», расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Скоморошинская, д. 9 А. Представлена копия кассового чека от 04.02.2017 о приобретении сигарет «Тройка 9мг/0,6мг»;

4) в городе Рязани на улице Татарская, дом 68 – на расстоянии 49,5 м от Рязанского дворца молодежи, расположенного по адресу: г. Рязань, пл. 50 – летия Октября, д. 1. Представлена копия кассового чека от 04.02.2017 о приобретении сигарет «Союз Apollo C19 м/п 10 мг»;

5) в Рязанской области в городе Касимов на улице Советская, 206 б – на расстоянии 68,9 м от МБДОУ «Детский сад № 17», расположенного по адресу: Рязанская область, Касимовский район, г. Касимов, ул. Советская, д. 209. Представлена копия кассового чека от 30.01.2017 о приобретении сигарет «Bond Street Compact Premium»;

6) в Рязанской области в городе Кораблино на улице Школьная, дом 19 а  – на расстоянии 79,7 м от МУЧ «Кораблинская гимназия», расположенного по адресу: Рязанская область, Кораблинский район, г. Кораблино, д 18. Представлена копия кассового чека от 03.02.2017 о приобретении сигарет «Parker&Simpson Compact».

Расстояние от указанных объектов торговли с коммерческим обозначением «Красное&Белое», расположенных по названным адресам, до учреждений, предназначенных для оказания образовательных услуг, подтверждается графическими материалами «Привязка на карте (магазин и учреждение образовательных услуг)», представленными заявителем.

В рамках возложенных на антимонопольный орган функций по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, выявлению нарушений антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства, установленных приказом ФАС России от 26.01.2011 № 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Рязанским УФАС России проведена работа по определению расстояния от объектов торговли с коммерческим обозначением «Красное&Белое», расположенных по адресам, указанным в заявлении                       ООО «Альбион - 2002», до учреждений, предназначенных для оказания образовательных услуг. Замер расстояния от торговой точки до образовательного учреждения произведен с помощью картографических сервисов Веб-приложение «Публичная кадастровая карта» Росреестр 2010-2016 и «Яндекс.Карты»                   (ООО «ЯНДЕКС»). По результатам данной работы составлены акты документирования от 05.04.2018.

В ходе детальной проверки сведений, содержащихся в заявлении ООО «Альбион-2002», Рязанским УФАС России установлен факт наличия нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в систематической реализации табачной продукции ответчиком на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, в торговых точках по следующим адресам:

1. 390005, Рязанская область, город Рязань, улица Гагарина, дом 25.

На расстоянии 18 метров от указанного адреса осуществляет свою деятельность ЧУДО «ЛЦ «Бейкер - стрит». Данное учреждение оказывает образовательные услуги на основании лицензии от 22 октября 2015 года                        № 27-2566.

2. 391300, Рязанская область, город Касимов, улица Советская, 206 б.

Точный адрес объекта установлен на основании официальных сведений, представленных администрацией муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области.

На расстоянии 68,9 метров от указанного адреса осуществляет деятельность  МБДОУ «Детский сад № 17». Данное учреждение оказывает образовательные услуги на основании лицензии от 22 декабря 2011 года № 26-0552.

3. 391200, Рязанская область, город Кораблино, улица Школьная, дом 19 а.

На расстоянии 79,7 метров от данного адреса расположена МОУ КСОШ  им. Героя РФ Сарычева И.В. Данное учреждение оказывает образовательные услуги на основании лицензии от 19 мая 2011 года № 06-0231.

На основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ                «О защите конкуренции» 09 апреля 2018 года ООО «Бета - М» выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем прекращения реализации табачной продукции в объектах торговли по вышеуказанным адресам в срок до 27 апреля 2018 года.

В установленный срок предупреждение ООО «Бета - М» не исполнено.

Ходатайства о продлении срока исполнения предупреждения не заявлялись.

04.05.2018 ответчик представил письменную позицию, в которой отрицал совершение  со своей стороны действий (бездействия), связанных с нарушением антимонопольного законодательства (вх. № 2040).

Согласно приказу ФАС России от 22.01.2016 № 57/16 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства» и Административному регламенту ФАС России «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации», утвержденному приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, в случае неисполнения предупреждения в установленный срок антимонопольный орган обязан возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании вышеизложенного приказом Рязанского УФАС России от 08.05.2018 № 38 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 308-07-1/2018 по признакам нарушения ООО «Бета - М» статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в систематической реализации табачной продукции с нарушением ограничений, установленных требованиями Закона № 15-ФЗ.

18.05.2018 определением о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства № 308-07-1/2018 к рассмотрению в качестве ответчика к участию в деле привлечено – ООО «Бета - М», в качестве заинтересованного лица –  ООО «Альбион - 2002».

Представитель ООО «Бета - М», присутствующий на заседании Комиссии 08.06.2018, поддержал ранее представленную письменную позицию, не согласившись с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, обосновав это следующим образом.

По мнению ответчика, в действиях ООО «Бета - М» отсутствует событие нарушения антимонопольного законодательства, так как ответчик не извлекает конкурентного преимущества от продажи табачной продукции с нарушением закона в силу следующего:

- помимо магазинов, которые принадлежат ООО «Бета - М», в радиусе 100 метров от заявленных образовательных учреждений, находятся и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие реализацию табачной продукции;

- антимонопольный орган не изучил рынок торговли сигаретами в данном регионе и не имеет достаточного основания предполагать наличие недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Бета - М»;

- реализация табачных изделий при наличии рядом с торговой точкой образовательного учреждения не может создать конкурентного преимущества, так как учащиеся образовательных учреждений (школ, детских садов, техникумов) зачастую являются несовершеннолетними, следовательно, приобретать табачную продукцию и создавать тем самым увеличение прибыли предприятия торговли не могут.

Также ответчик полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства причинения деятельностью ООО «Бета - М» убытков иным предприятиям торговли.

Кроме того, по мнению ООО «Бета - М», привлечение к ответственности за нарушение, связанное с реализацией табачной продукции с нарушением требований Закона № 15 - ФЗ, относится к компетенции иного органа государственной власти.

На заседаниях Комиссии представители заинтересованного лица отсутствовали, правовую позицию по существу дела не представляли.

Изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, Комиссией Рязанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.

Отношения, связанные с охраной здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, регулируются Законом № 15-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 19 Закона № 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные услуги - это услуги по осуществлению целенаправленного процесса воспитания и обучения, направленные на приобретение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Антимонопольным органом установлено, что ООО «Бета-М» на территории Рязанской области размещены объекты торговли, в которых систематически реализуются табачные изделия с нарушением требований к расстоянию до образовательных учреждений, что свидетельствует о нарушении требований Закона № 15-ФЗ.

В силу того, что ООО «Бета - М» осуществляет постоянную деятельность по реализации в объектах торговли табачной продукции, оно должно руководствоваться требованиями действующего законодательства и совершать определенные действия по их соблюдению.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В действиях ООО «Бета - М» содержатся все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, так как такие действия:

1. Направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности над конкурентами ввиду получения возможности привлечения большого количества потребителей.

Систематическая реализация табачной продукции ООО «Бета - М» создает данной организации преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед другими организациями, соблюдающими требования Закона  № 15 – ФЗ, в виде возможности увеличения продажи табачных изделий в указанных объектах торговли, привлекая наибольшее количество потребителей, получающих возможность приобрести товар в местах, для которых установлено ограничение на его реализацию.

Факт систематической торговли ООО «Бета - М» табачными изделиями помимо копий кассовых чеков с приобретенными сигаретами подтверждается данными, представленными ответчиком о количестве реализованной табачной продукции в 2017 году (вх. от 07.05.2018 № 2105).

2. Противоречат положениям Закона  № 15 – ФЗ.

Реализация табачной продукции на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, нарушает запрет, установленный  пунктом 2 части 7 статьи 19 Закона № 15 – ФЗ.

3. Способны нанести убытки иным хозяйствующим субъектам – конкурентам, в том числе заявителю.

В силу статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Исходя из этого, действия ООО «Бета – М» в части, касающейся осуществления недобросовестного конкурентного поведения на рынке реализации табачной продукции, противоречат требованиям статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Довод ответчика относительно того, что в 100 – метровой зоне осуществляют свою деятельность иные хозяйствующие субъекты, в связи с чем ООО «Бета - М» не извлекает конкурентного преимущества от продажи табачной продукции с нарушением закона, является несостоятельным.

В Рязанское УФАС России поступило заявление на действия                                ООО «Бета - М», нарушающие антимонопольное законодательство.

Заявлений в отношении иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по реализации табачной продукции в 100 – метровой зоне, в антимонопольный орган не поступало.

В связи с этим факт наличия таких хозяйствующих субъектов в рамках рассмотрения данного дела не подлежал установлению и оценке Рязанским УФАС России. Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 308-07-1/2018 рассматривается в отношении конкретного хозяйствующего субъекта, указанного в обращении заявителя.

Мнение ответчика о том, что антимонопольный орган не изучил соответствующий товарный рынок в Рязанской области, Комиссией является ошибочным.  

Антимонопольным органом произведен анализ рынка табачной продукции в пределах территорий, на которых расположены магазины ООО «Бета - М», что позволило Рязанскому УФАС России оценить, какому количеству хозяйствующих субъектов, осуществляющих фактические конкурентные отношения с                      ООО «Бета - М», действиями ответчика причинены или могут быть причинены убытки, а также определить временные, географические и  продуктовые границы данного товарного рынка в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Относительно довода ООО «Бета - М» о том, что нахождение магазинов, принадлежащих ответчику, в 100 – метровой зоне не создает конкурентного преимущества, так как учащиеся образовательных учреждений являются несовершеннолетними, следовательно, приобретать табачную продукцию и создавать тем самым увеличение прибыли предприятия торговли не могут, является не обоснованным, в силу того, что несовершеннолетних, воспитанников детских садов и учащихся школ, могут сопровождать родители, родственники и иные лица, достигшие 18 – летнего возраста, продажа табачной продукции в отношении которых не запрещена.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к образовательным организациям относятся, в том числе, организации высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования, в связи с чем учащимися образовательных учреждений могут быть и лица, достигшие совершеннолетнего возраста, получающие высшее или дополнительное профессиональное образование.

Довод ответчика, касающийся отсутствия доказательств причинения деятельностью ООО «Бета - М» убытков иным предприятиям торговли, не может быть принят Комиссией во внимание.

В соответствии с Законом о защите конкуренции основанием возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является выявление признаков нарушения, а не факта его совершения, а также вероятность наступления негативных последствий в результате действий нарушителя, а не фактическое их наступление.

Мнение ответчика о подведомственности дела о нарушении антимонопольного законодательства № 308-07-1/2018 иному органу государственной власти является ошибочным.

В действиях ООО «Бета - М» содержатся все признаки нарушения, подпадающего под сферу действия антимонопольного законодательства и влекущего за собой определенные правовые последствия.

Статьей 22 Закона о защите конкуренции к одной из функций антимонопольного органа отнесен контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, предупреждение недобросовестной конкуренции.

Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия изготовила и направила сторонам по делу заключение об обстоятельствах дела (исх. от 30.05.2018 № 2858).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Лица, участвующие в деле, пояснения, доказательства и доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела от 30.05.2018 № 2858, не представили.

            На основании изложенного, руководствуясь статьей 14.8, частью 1 статьи 39, частями 1, 2, 3, 4 статьи 41, статьей 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Рязанского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Бета - М»                    (<…>) нарушившим статью 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать предписание обществу с ограниченной ответственностью                  «Бета - М» о прекращении действий, связанных с нарушением статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                        <…>

 

Члены Комиссии:                                                                    <…>

                                                                                                    <…>

     <…>

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства                                 

№  308-07-1/2018

       22 июня 2018 года                                                                                     г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», на основании своего решения от 22 июня 2018 года по делу № 308-07-1/2018 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью «Бета - М» (<…>) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Бета - М»                                 (<…>) в срок до 13 июля 2018 года прекратить нарушение статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, путем прекращения реализации табачной продукции ответчиком на расстоянии менее 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг, в торговых точках по следующим адресам:

1. 390005, Рязанская область, город Рязань, улица Гагарина, дом 25;

2. 391300, Рязанская область, город Касимов, улица Советская, 206 б;

3. 391200, Рязанская область, город Кораблино, улица Школьная, дом 19 а.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Рязанское УФАС России в срок до 18 июля 2018 года, с приложением документов, подтверждающих исполнение настоящего предписания.

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

          Председатель Комиссии:                                                          <…>

 

          Члены Комиссии:                                                                      <…>

                                                                                                               <…>

                                                                                                               <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны