Решение б/н Решение в отношении МУП города Рязани "Рязанское муниципальн... от 24 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 345-04-1/2016                                                                                                                              

Резолютивная часть решения оглашена 18 октября 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <…>,

- <…>,

- <…>,

с участием представителей:

- заявителя - <…>,

- ответчика – <…>,

- в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело №345-04-1/2016 по признакам нарушения МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (г. Рязань, ул. Костычева, д. 15а) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

04 апреля 2016 года в адрес Управления поступило заявление ООО «Мастер Медиа Групп» (ул. Праволыбедская, д. 35, корпус 2, офис 4, г. Рязань, 390000, далее – Общество, Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей»  (далее – МУП «РМПТС», Предприятие).

ООО «Мастер Медиа Групп» является средством массовой информации, выступает в защиту интересов неопределенного круга лиц, а именно жителей города Рязани, пользующихся услугами МУП «РМПТС».

Заявитель считает, что МУП «РМПТС», руководствуясь договорным нормативным графиком температуры теплоносителя в подающих трубопроводах, обязано устанавливать ее посредством заявок от диспетчера теплосетей исходя из прогноза среднесуточной температуры наружного воздуха.

Заявитель считает, что указанный график со стороны муниципального предприятия не соблюдается в зонах обеих теплоэлектроцентралей (диспетчер МУП РМПТС занижает в своих заявках температуру теплоносителя в подающих магистралях), что является одной из причин «недотопов» и многочисленных жалоб горожан на качество теплоснабжения.

В доказательство своих доводов прилагает заключения прокураты Рязанской области (от 24.03.2016 исх. №7/21218-2016), государственной жилищной инспекции Рязанской области, Приокского Управления Ростехнадзора (от 18.03.2016 исх. №28-11/4631), фиксирующие ряд нарушений температурно-гидравлического режима в сетях теплоснабжающей организации, что повлияло на качество предоставления коммунальных услуг (теплоснабжение и горячая вода) со стороны теплоснабжающей организации и управляющих компаний и товариществ собственников жилья.

Ответчик нарушения антимонопольного законодательства не признает по следующим основаниям.

Указывает, что источниками покупки и выработки тепловой энергии являются:

- ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее - Ново-Рязанская ТЭЦ, НРТЭЦ),

- ПП «Дягилевская ТЭЦ» филиала ПАО «Квадра – Генерирующая компания» (Дягилевская ТЭЦ),

- ведомственные котельные,

- собственные котельные МУП «РМПТС».

Поставка тепловой энергии и теплоносителя осуществляется в соответствии с заключенными договорами между Предприятием и генерирующими тепловую энергию организациями:

- договор <…>, заключенный между Предпритяием и ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ»,

 - договор №<…>, заключенный между Предприятием и ОАО «Квадра  – Генерирующая компания», дополнительное соглашение №1 к договору от 11.03.2016,

- соглашения об управлении системами теплоснабжения г. Рязани, заключенными со сторонними поставщиками тепловой энергии (собственниками источников тепловой энергии).

Указывает, что в соответствии с пунктом 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (зарегистрированы в Минюсте РФ 20.06.2003 №4799) и соглашениями об управлении системами теплоснабжения, заключенными со сторонними поставщиками тепловой энергии и Предприятием, право управления системой теплоснабжения во всех зонах предоставлено диспетчеру МУП «РМПТС».

При задании режимов работы системы, в том числе температур от источников тепла, диспетчерская служба предприятия руководствуется прогнозными и фактическими показателями температуры окружающей среды, фактическими режимами теплоснабжения потребителей, гидравлическими режимами  тепловых сетей и потребителей, расходом сетевой воды, температурой теплоносителя в обратном трубопроводе тепловых сетей. Последний параметр является показательным в теплоснабжении, соответствие этого параметра температурному графику показывает, что все потребители обеспечены тепловой энергией в необходимых объемах, достаточных для создания комфортных условий в помещениях. Экономические расчеты при задании диспетчером Предприятия температуры в подающем трубопроводе на выходе источника не учитываются.

Основным документом, регулирующим режим работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, является журнал параметров по Ново-Рязанской ТЭЦ и Дягилевской ТЭЦ.

Вместе с тем, температурный график не регламентируется как единая для всех норма. Он разрабатывается конкретно для каждого населенного пункта, источника тепла в зависимости от местных условий. В нем определяется, какая должна быть температура сетевой воды в тепловой сети и внутренней системе отопления при конкретной температуре наружного воздуха.

Представитель ответчика считает, что поскольку Заявитель выступает в защиту неопределенного круга лиц, а именно жителей города Рязани (население), то надо учесть следующее.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от  06.05.2011 №354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

При поступлении жалоб от собственников на качество теплоснабжения специалистами Предприятия проводились проверки с обязательным выходом на объект теплопотребления с целью установления соответствия температурного режима в помещениях требованиям санитарных норм, выявлялись причины отклонения параметров качества и виновная сторона.

Указывает, что по сравнению с предыдущими годами в течение отопительного периода 2015-2016 годов более чем на 20% снизилось количество жалоб в адрес МУП «РМПТС» на качество теплоснабжения от жителей города и учреждений соци­альной сферы.

Что касается фактов нарушения, выявленных в ходе проверок Управления Ростехнадзора, прокуратуры Рязанской области, жилищной инспекции Рязанской области, пояснил следующее.

Все предписания контролирующих органов Предприятием выполнены. Также указал, что в ходе проведения проверки Управлением Ростехнадзора установлено, что во время отопительного сезона 2015-2016 годов сетевые расходы теплоносителя и температура воды в обратных трубопроводах были завышены, что свидетельствует о нерациональном использовании потребителями тепловой энергии.

Вместе с тем сообщил, что проверки объектов теплопотребления показали, что в подавляющем большинстве причины нарушений связаны с эксплуатацией внутридомовых систем отопления. Большая часть жилого фонда эксплуатируется более 20 лет без капитального ремонта, в частности стояки отопления зашлакованы, имеют повышенное гидравлическое сопротивление, происходит изменение внутриквартирной системы отопления (замена батарей, стояков на пластиковые, занижение диаметра трубопроводов, ликвидация перемычек на батареях отопления),  что влияет на качество оказания коммунальной услуги по отоплению и горячей воде.

По результатам рассмотрения материалов 06.07.2016 возбуждено дело №345-04-1/2016 о нарушении антимонопольного законодательства части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении МУП «РМПТС».

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147 «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МУП города Рязани «РМПТС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, потребителей регламентируются следующим нормативными правовыми актами:

- Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О теплоснабжении",

- Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (ред. от 12.07.2016) "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации"),

- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") и другими.

В соответствии с требованиями вышеназванных актов рассчитываются и поддерживаются режимы работы системы централизованного отопления.

Согласно пункту 28 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация, ЕТО) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015г. №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года. Статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Рязани наделено МУП «РМПТС», как организация, соответствующая критериям, установленным в пункте 11 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808).

Системы теплоснабжения представляют собой совокупность энергообъектов (источник тепла, тепловые сети, энергопринимающие установки), связанных общностью режима работы  и имеющих единое оперативно-диспетчерское управление. В основу отпуска тепла положен график централизованного качественного, количественного либо качественно-количественного регулирования, реализуемый посредством задания температур и давления теплоносителя на источнике тепла. При задании температурного режима на источники тепла диспетчер МУП «РМПТС» руководствуется различными факторами, в том числе официальным прогнозом метеорологических условий на предстоящие сутки, фактическим температурным режимом в тепловых сетях города и др.

Договорами теплоснабжения, заключенными между генерирующими организациями и Предприятием, установлено, что тепловая энергия поставляется через присоединенную сеть в зависимости от температуры наружного воздуха в соответствии с температурным графиком, являющимся неотъемлемой частью договора.

Согласно представленным Предприятием данным поставки в январе и феврале 2016 г. потребителям тепловой энергии энергоресурса превышали по объёму поставки аналогичных периодов предыдущих лет. А именно:

Зона

теплоснабже­

ния

Январь

Февраль

2014 г.

tнв=-9,8°C

2015 г.

tнв=-5,6°C

2016 г.

tнв=-10,4°C

2014 г.

tнв=-3,7° С

2015 г.

tнв-3,4° С

2016 г.

tнв=~l,4°C

Ново-Рязанская

ТЭЦ

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Дягилевская ТЭЦ

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Ведомственные

котельные

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

Собственные котельные МУП «РМПТС»

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

ВСЕГО

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Сопоставление среднемесячных температур наружного воздуха и объёмов поставки теп­ловой энергии потребителям города в расчётных периодах полностью опровергает заявление ООО «Мастер Медиа Групп» о массовых «недотопах» жителей города.

Заявитель выступает в защиту интересов неопределенного круга лиц, а именно жителей города Рязани, пользующихся услугами МУП «РМПТС».

Вместе с тем установлено, что отсутствует документальное подтверждение того, что исполнитель коммунальных услуг теплоснабжения своими действиями, связанными с не соблюдением нормативного графика температур теплоносителя в подающих трубопроводах, допустил оказание потребителю коммунальной услуги надлежащего качества.

Заявителем было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в целях представления экспертного заключения, подтверждающего изложенное выше. На основании указанного ходатайства рассмотрение дела откладывалось.

Тем не менее, такое экспертное заключение представлено не было. Ответчиком по делу представлены акты, из содержания которых следовало, системы теплоснабжения многоквартирных домов находятся  в ненадлежащем состоянии.

В условиях отсутствия в материалах дела доказательств, однозначно и недвусмысленно доказывающих, что не соблюдение Предприятием нормативного графика температур привело к оказанию ненадлежащей коммунальной услуги, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях МУП города Рязани «РМПТС» нарушения антимонопольного законодательства. Сам по себе факт несоблюдения указанного графика ответчиком не оспаривается, однако это не свидетельствует о том, что им нарушается антимонопольное законодательство в условиях недоказанности негативных последствий этих действий для неопределенного круга потребителей.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей», не нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «РМПТС».        

 Решение должно быть изготовлено в полном объеме в течение десяти рабочих дней со дня оглашения резолютивной части решения.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.                                                                                                                                                                                 

Связанные организации

Связанные организации не указаны