Решение б/н Решение по делу от 23 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 062/01/17-93/2019

о нарушении антимонопольного законодательства

23 октября 2019 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

-<…>

-

председателя комиссии, заместителя руководителя – начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и взаимодействия со средствами массовой информации Рязанского УФАС России;

-<…>

-

члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рязанского УФАС России;

-<…>

-

члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков Рязанского УФАС России, -

с участием представителей заявителя – акционерного общества «Ивхимпром»: <…>,

в отсутствии представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, -

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (место нахождения: 432071, город Ульяновск, улица Можайского, дом 8/8, ИНН 7303002000, далее - ФГБОУ ВО УИ ГА) в лице Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летного училища гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (место нахождения: авиагородок, дом 42, город Сасово, Рязанская область, 391432, далее – Сасовское летное училище)

части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило обращение акционерного общества (АО) «Ивхимпром» (далее – заявитель, общество) на действия Сасовского летного училища при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд учреждения (номер извещения 0359100003718000091).

В обращении заявитель указал на следующие обстоятельства.

В аукционной документации на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд учреждения (глава III «Техническое задание», глава IV «Проект контракта на поставку авиационного бензина») поставляемый товар определен как: «авиационный бензин марки AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90». Поскольку по данному стандарту Министерства обороны Великобритании (спецификация DEF STAN 91-90) авиационный бензин изготавливается за пределами Российской Федерации Сасовское летное училище в требованиях к заявкам участников указало наличие документов, обязательных для введения на территории России товаров иностранного производства.

В частности, определено, что авиационный бензин марки AVGAS 100LL, произведенный по спецификации DEF STAN 91-90, должен иметь разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 №89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №126-ДВ). Вместе с товаром поставщик обязан предоставить заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества на каждую партию товара.

По мнению АО «Ивхимпром», данные требования нарушают антимонопольное законодательство, поскольку приводят к ограничению конкуренции между поставщиками авиационного бензина российского и иностранного производства в интересах последних.

Также заявитель обращает внимание, что в настоящее время АО «Ивхимпром» производит ту же марку авиационного бензина (AVGAS 100LL) по национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013 «БЕНЗИН АВИАЦИОННЫЙ Аvgas 100LL. Технические условия» (далее - ГОСТ Р 55493-2013), который введен в действие 01 июля 2014 года. По мнению заявителя, авиационный бензин марки AVGAS 100LL российского производства, является аналогом авиационного бензина той же марки иностранного производства, и потому может применяться Сасовским летным училищем для заправки воздушных судов.

По итогам рассмотрения обращения АО «Ивхимпром» Рязанское УФАС России возбудило в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» дело о нарушении части 2 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» №062/01/17-93/2019 (приказ от 14.03.2019 №21); определением от 24.06.2019 №3043 действия ответчика переквалифицированы на часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в ходе рассмотрения дела комиссия Рязанского УФАС России установила, что аналогичные требования к товару содержались и в иных закупках авиационного бензина марки AVGAS 100LL, ранее проводимых Сасовским летным училищем. В этой связи, определением от 24.06.2019 №3043 в качестве имеющих признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» ФГБОУ ВО УИ ГА также вменены действия при проведении закупочных процедур №№0359100003718000066, 0359100003718000068, 0359100003717000070, 0359100003717000033, 0359100003717000009.

На заседаниях комиссии Рязанского УФАС России по рассмотрению данного дела представители заявителя поддержали позицию, изложенную в обращении. В подтверждение своих доводов АО «Ивхимпром» представлены письменные пояснения (от 07.05.2019 №14-06/16, 05.06.2019 №14-06/25, от 19.07.2019 №14-06/36) и материалы (приобщены к материалам дела).

Согласно устным и письменным пояснениям представителей ФГБОУ ВО УИ ГА, приобщенным к материалам дела (исх. от 06.03.2019 №300, от 01.04.2019 №429а, от 13.05.2019 №576, от 16.08.2019 №1035), ответчик с нарушением антимонопольного законодательства не согласен. По мнению ответчика, на сегодняшний день авиационный бензин AVGAS 100LL российского производства не имеет допуска к применению на авиационной технике в соответствии с пунктом 5.1 Федеральных авиационных правил (сертификационных требований к организации авиатопливо обеспечения воздушных перевозок), утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 №89 (далее – ФАП №89); применение данного продукта угрожает безопасности полетов.

Исследовав в полном объеме документы, приобщенные к материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о том, что факт нарушения ФГБОУ ВО УИ ГА части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» документально подтвержден; в порядке статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» 09.09.2019 вынесено заключение об обстоятельствах дела №062/01/17-93/2019.

В ответ на заключение об обстоятельствах дела ФГБОУ ВО УИ ГА представило в комиссию Рязанского УФАС России дополнительные возражения и документы (исх. от 07.10.2019 №1312).

В частности, ответчик указал, что Сасовское летное училище использует воздушные суда Cessna-172S с двигателями Lycoming IO-360L2A, работающие на бензине AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90, указанном в документации по эксплуатации данного двигателя. Заключение о том, что авиационный бензин марки AVGAS 100LL, произведенный по национальному стандарту, выступает аналогом авиационного бензина той же марки иностранного производства, производитель двигателя Lycoming IO-360L2A не давал.

Также ответчик сообщил, что срок хранения авиационного бензина марки AVGAS 100LL по национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013 составляет всего 1 год, в то время как срок хранения бензина AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90 – 5 лет. Основываясь на данном утверждении ФГБОУ ВО УИ ГА делает вывод о том, что авиационный бензин российского производства быстрее теряет свои свойства и не сопоставим по качественным характеристикам с иностранным товаром.

Также ФГБОУ ВО УИ ГА указало, что авиационный бензин AVGAS 100LL, соответствующий национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013, может применяться только в поршневых авиационных двигателях беспилотных летательных аппаратов. В подтверждение данного довода представлена копия паспорта от 26.07.2017 №4/17, выданного АО «Ивхимпром» на партию бензина №4, массой 173,5 тонн, изготовленного 19.07.2017: в указанном документе содержится отметка о возможности применения бензина в поршневых авиационных двигателях беспилотных летательных аппаратов. И поскольку Сасовское летное училище такие воздушные суда не эксплуатирует, целесообразность в использовании продукции АО «Ивхимпром» у него отсутствует.

Другим основанием для сомнения в качестве изготавливаемого АО «Ивхимпром» авиационного бензина, как пояснило ФГБОУ ВО УИ ГА, стало то обстоятельство, что заявитель не проходит ежегодную проверку технологии производства.

По изложенным обстоятельствам ФГБОУ ВО УИ ГА не соглашается с тезисом о взаимозаменяемости авиационного бензина марки AVGAS 100LL, соответствующего национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013, бензину той же марки, удовлетворяющему требованиям спецификации DEF STAN 91-90.

Кроме того, ответчик просит учесть письмо федерального государственного унитарного предприятия Государственный научно-исследовательских институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА) от 14.06.2019 №НЦ-28-в, в котором сообщается, что ответственность за безопасную эксплуатацию воздушного судна возложена на эксплуатанта. Вопросы выбора марок авиационных бензинов, их производителей и поставщиков находятся в компетенции эксплуатантов в соответствии с принятой у них системой управления качеством и безопасности полетов. Выбор марки авиационного топлива производится под конкретный тип воздушного судна отечественного или импортного производства по информации, содержащейся в эксплуатационной документации ВС. Применение не указанных в эксплуатационной документации марок авиационного бензина несет прямую угрозу безопасности полетов ВС.

По указанным обстоятельствам ФГБОУ ВО УИ ГА полагает свои действия не противоречащими антимонопольному законодательству.

Изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, в том числе пояснения и материалы, направленные лицами, участвующими в деле после ознакомления с заключением об обстоятельствах дела, комиссия Рязанского УФАС России пришла к следующим выводам.

Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» является летным училищем, осуществляющим подготовку пилотов гражданской авиации.

В рамках своей деятельности Сасовское летное училище эксплуатирует воздушные судна марок Cessna-172S, для заправки которых в порядке Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) осуществляется закупка авиационного бензина марки AVGAS 100LL.

Установлено, что на территории Российской Федерации прекращалось производство авиационного бензина марки AVGAS 100LL, в связи с чем возникла необходимость в приобретении товара иностранного производства.

В 2014 году ФГУП ГосНИИ ГА проводились работы по возможности и условиям применения авиационного бензина иностранных производителей на авиационной технике гражданской авиации (оценка технологии производства, контроль его качества, проверка условий его транспортировки и хранения, наблюдение за его применением в условиях эксплуатации). По состоянию на 12.02.2017, как это следует из письма ФГУП ГосНИИ ГА № ис.ГСМ-1877 в адрес Ульяновского ВАУ ГА (И) филиала ФГБОУ ВО УИ ГА, полный цикл проверок прошел авиабензин AVGAS 100LL компании Shell, проверены производства OBR OR (Польша), AS ALEXELA TERMANAL (Эстония) и CONOCOPHILIPS COMPANY (США).

В целях повышения качества авиабензина для гражданской авиации, снижения затрат на его подготовку и транспортировку, а также реализации программ импортозамещения, возникла необходимость поиска альтернативных источников его производства на территории России. Для достижения поставленных задач ФГУП ГосНИИ ГА, во-первых, проведена проверка производства AVGAS 100LL на АО «Ивхимпром», по результатам которой подтверждено наличие необходимых условий выпуска авиационного бензина для использования на авиатехнике гражданской авиации. Во-вторых, разработана Программа наблюдения за применением авиабензина AVGAS 100LL производства АО «Ивхимпром» на авиатехнике гражданской авиации[1].

Из представленного в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства заключительного отчета по результатам наблюдения за применением авиабензина AVGAS 100LL производства АО «Ивхимпром» на авиатехнике гражданской авиации в течение 12 месяцев, утвержденного директором НЦ-28 ФГУП ГосНИИ ГА В.Ю. Санниковым, следует, что технология производства авиабензина позволяет АО «Ивхимпром» обеспечить выпуск авиабензина AVGAS 100LL, соответствующего установленным требованиям.

По результатам исследований ФГУП ГосНИИ ГА пришло к заключению, что значения физико-химических показателей качества партий авиабензина, поступивших в авиакомпании и используемых для заправки воздушных судов, по показателям качества, нормируемым ГОСТ Р 55493-2013 и предусмотренным DEF STAN 91-90, соответствуют требованиям ГОСТ Р 55493-2013 и приложения 6 ТРТС 013/2011.

На основании положительных результатов наблюдения за применением авиабензин AVGAS 100LL производства АО «Ивхимпром» рекомендован к применению в гражданской авиации в установленном порядке.

Между тем основанием для обращения АО «Ивхимпром» в антимонопольный орган стало отклонение его заявки от участия в электронном аукционе №0359000003718000091, проведенном Сасовским летным училищем в ноябре-декабре 2018 года.

Установлено, что предметом государственного контракта явилось право на заключение договора на поставку авиационного бензина AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90 в количестве 217 тонн.

Документация об электронном аукционе и извещение о его проведении размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в сети Интернет 12.11.2018.

Так, согласно Техническому заданию, являющемуся неотъемлемой частью аукционной документации, товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826 (далее ТРТС 013/2011), что подтверждается паспортом качества завода-изготовителя и декларацией о соответствии требованиям TP TC 013/2011.

Дополнительно авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90 должен иметь разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (Согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 №89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №126-ДВ). Вместе с товаром Поставщик предоставляет заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества на каждую партию товара.

Год выпуска товара – не ранее 2018 года; гарантийный срок хранения – не менее 3 лет со дня изготовления авиационного бензина AVGAS 100LL.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.11.2019 №0359100003718000091-1 на участие в электронном аукционе поступило три заявки с идентификационными номерами 1, 2, 3; заявке АО «Ивхимпром» присвоен номер <...> .

Рассмотрев первые части заявок, аукционная комиссия допустила к участию в торгах заявки, имеющие идентификационные номера 1, 2. Заявка АО «Ивхимпром» к участию в аукционе не допущена.

Основанием для принятия такого решения послужил факт указания участником в заявке товара, не соответствующего требованиям Технического задания, являющегося приложением к аукционной документации: 1) не представлено разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, 2) гарантийный срок хранения товара меньше требуемого (1 год вместо 3-х лет).

03.12.2018 в ходе проведения торгов, начавшихся в 11 ч. 43 мин., единственное предложение о снижении (на 0,5%) начальной максимальной цены контракта поступило на 39-й секунде от лица, заявка которого имела идентификационный номер <...> . Цена, предложенная данным участником, составила 27 205 290 рублей.

04.12.2018 подведены итоги электронного аукциона: комиссия признала вторую часть заявки с идентификационным номером 1 соответствующей требованиям документации и приняла решение о заключении контракта с данным участником (общество с ограниченной ответственностью «Инженерно смазочная компания (ООО) «МИСКОМ»).

Оценивая правомерность действий Сасовского летного училища, выразившихся в ограничении предмета торгов товаром исключительно иностранного производства и в предъявлении к участникам торгов требований о предоставлении документов, подтверждающих возможность обращения зарубежного товара на территории Российской Федерации, комиссия Рязанского УФАС России руководствуется следующим.

Выбор марок авиационных бензинов, производителей и поставщиков, находится в компетенции эксплуатантов в соответствии с принятой системой управления качеством, безопасностью полетов, а также рекомендациями разработчиков и производителей авиационной техники[2].

Реализуя указанную обязанность и основываясь на руководствах по эксплуатации используемых воздушных судов, Сасовское летное училище выбрало марку авиационного бензина - AVGAS 100LL. При этом авиабензин данной марки, производимый и выпускаемый в оборот за рубежом, должен по физико-химическим показателям соответствовать стандарту Министерства обороны Великобритании (спецификация DEF STAN 91-90), авиационный бензин AVGAS 100LL, производимый и выпускаемый в оборот на территории России, - национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуги и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации товар выпускается в обращение на территории Российской Федерации при наличии соответствующих разрешительных документов, заказчик обязан установить соответствующие требованиям в документации о закупке и вправе требовать от участников закупки предоставление указанных документов в составе второй части заявки.

Вместе с тем, в случае если для обращения товара на рынке не требуется разрешительный документ, то заказчик не вправе устанавливать требование о предоставлении указанного документа в документации о закупке и отклонять заявку за его отсутствие.

Применительно к правоотношениям, возникающим при введении в оборот авиационного бензина для его применения в гражданской авиации, установлено следующее.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №826 принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (далее также - Технический регламент, ТР ТС 013/2011).

Пунктом 4.13 статьи 4 Технического регламента установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать наименование и обозначение марки топлива, наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны), обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии), нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС, дату выдачи и номер паспорта, подпись лица, оформившего паспорт <...> сведения о декларации соответствия, сведения о наличии присадок в топливе.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям этого ТР ТС в форме декларирования соответствия, процедуру подтверждения которого проводит заявитель. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо его уполномоченным представителем, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к ТР ТС.

Таким образом, каждая партия авиационного бензина, вводимого в обращение, должна сопровождаться паспортом завода изготовителя и декларацией о соответствии требованиям ТР ТС 013/2011.

Воздушным законодательством Российской Федерации иных требований, предъявляемых к потенциальному производителю/ поставщику авиационного бензина, не устанавливается.

АО «Ивхимпром» имеет декларацию о соответствии (от 05.06.2018 ЕАЭС №RU Д-RU.АГ78.В.33987) бензина авиационного AVGAS 100LL требованиям ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»; каждая партия топлива сопровождается паспортом завода-изготовителя.

Как следует из содержания письма ФГУП ГосНИИ ГА в адрес АО «Ивхимпром» (от 15.03.2017 №ИЦ-28-4266), при поставке авиационного бензина зарубежного производства у поставщика отсутствует русифицированный паспорт. По указанной причине, в целях введения в оборот авиационного бензина иностранного производства ФГУП ГосНИИ ГА, по результатам исследования каждой партии товара выдает поставщику паспорт качества и заключение о соответствии товара требованиям национального стандарта ГОСТ 1012-2013 «Бензины авиационные. Технические условия».

При этом авиабензин российского производства, как поясняет ФГУП ГосНИИ ГА, поставляется в предприятия гражданской авиации с паспортом качества предприятия-изготовителя.

Таким образом, Сасовское летное училище в нарушение действующего законодательства включило в документацию об электронном аукционе на поставку авиационного бензина требование о предоставлении разрешения на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, заключение ФГУП ГосНИИ ГА по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества ФГУП ГосНИИ ГА на каждую партию товара. Кроме того, предмет торгов необоснованно ограничен товаром иностранного производства: авиационный бензин AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90, без возможности поставки аналогичного товара российского производства; гарантийный срок хранения товара необоснованно определен периодом в 3 года.

В ходе рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Рязанского УФАС России проанализировала документацию о закупках авиационного бензина, которые проводились Сасовским летным училищем начиная с 2017 года[3].

Так, в марте-апреле 2017 года ответчиком проведен электронный аукцион №0359100003717000009 на поставку 148 тонн топлива. На участие в аукционе поступили 3 заявки, одна из которых была отклонена по причине несоответствия поставляемого товара требованиям аукционной документации В результате рассмотрения вторых частей заявок (протокол от 05.04.2017) только заявка ООО «ИСК «МИСКОМ» признана соответствующей требованиям заказчика; контракт заключен с данным обществом.

В июле 2017 Сасовское летное училище провело электронный аукцион №035910000371000033 на поставку 240 тонн топлива. На участие в торгах поступило две заявки, только одна из которых признана соответствующей требованиям документации; контракт заключен с ООО «ИСК «МИСКОМ».

На электронный аукцион №0359100003717000070, проведенный в ноябре – декабре 2017 года на поставку 200 тонн топлива также поступило две заявки. Заявка, в которой содержалась информация о поставке авиационного бензина AVGAS 100LL российского производства отклонена как несоответствующая документации; контракт заключен с ООО «ИСК «МИСКОМ».

На электронный аукцион №0359100003718000066, проведенный в августе – сентябре 2018 года на поставку 102 тонн топлива поступила только заявка ООО «ИСК «МИСКОМ»; контракт заключен с данным обществом.

Аналогичная ситуация имела место при проведении в августе – сентябре 2018 года электронного аукциона №0359100003718000068 на поставку 25 тонн топлива; контракт заключен с единственным лицом, направившим заявку на участие (ООО «ИСК «МИСКОМ»).

Обстоятельства проведения в декабре 2018 года электронный аукцион №0359100003718000091 на поставку 217 тонн топлива подробно приведены выше по тексту решения (заявка АО «Ивхимпром» отклонена от участия в закупке; контракт заключен с единственным участником, вторая часть заявки которого признана удовлетворяющей требованиям заказчика (ООО «ИСК «МИСКОМ»)).

В период рассмотрения настоящего дела (август 2019 года) Сасовское летное училище провело электронный аукцион №0359100003719000067 на приобретение 38 тонн авиационного бензина. На участие в данной закупочной процедуре поступило 2 заявки. Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что вторая часть только одной заявки удовлетворяла требованиям документации; контракт заключен с ООО «ИСК «МИСКОМ».

Анализ вышеперечисленных аукционных документаций, содержащих идентичные положения относительно предмета торгов и требований к участникам и поставляемым товарам, свидетельствует о том, что в каждом случае Сасовское летное училище устанавливало условия, не позволявшие принять участие в закупках поставщиков авиационного бензина марки AVGAS 100LL российского производства.

В частности, предмет торгов всегда был определен как «авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90»; заказчик требовал предоставить разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, заключение ФГУП ГосНИИ ГА по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества на каждую партию товара, также выданный ФГУП ГосНИИ ГА.

При это вышеприведенные необоснованные требования к поставляемому товару и указание на необходимость предоставления документов, не предусмотренных действующим законодательством, ограничивали доступ к участию в торгах поставщиков авиационного бензина AVGAS 100LL российского производства, и как следствие, приводили к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции.

Так, ни в одной из перечисленных случаев не состоялось аукциона на понижение цены: в ряде случаев на участие в закупке поступала только одна заявка ООО «ИСК «МИСКОМ», в случае наличия нескольких претендентов, заявки всех иных участников отклонялись по причине их несоответствия требованиям заказчика.

Таким образом, в течение длительного периода времени Сасовское летное училище закупало авиационный бензина марки AVGAS 100LL только у ООО «ИСК «МИСКОМ»; контракты заключались по начальной максимальной цене либо с минимальным ее снижением (0,5%). Предложения о поставке авиационного бензина марки AVGAS 100LL, произведенного по национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013 отклонялись.

Между тем при осуществлении закупочной деятельности лица, организующие и проводящие конкурентные процедуры, должны соблюдать антимонопольные требования, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФГБОУ ВО УИ ГА в лице Сасовского летного училища при проведении закупок авиационного бензина марки AVGAS 100LL (№№0359100003718000066, 0359100003718000068, 0359100003717000070, 0359100003717000033, 0359100003717000009, 0359100003718000091, 0359100003719000067) нарушило требования части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», что привело к недопущению (ограничению, устранению) конкуренции на торгах.

Довод ответчика о том, что авиационный бензин марки AVGAS 100LL, соответствующий национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013, не является взаимозаменяемым авиабензину AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90, комиссией Рязанского УФАС России не принят во внимание по следующим обстоятельствам.

Согласно статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.

Установлено, что национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55493-2013 «Бензин авиационный AVGAS 100LL. Технические условия» разработан открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (ОАО «ВНИИ НП»), открытым акционерным обществом «ТНК-ВР Менеджмент» (ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» на основе собственных аутентичных переводов на русский язык нижеприведенных стандартов (и соответствует им):

- АСТМ Д 910-11 "Стандартные технические требования к авиационным бензинам" (ASTM D 910-11 "Standard specification for aviation gasolines", NEQ);

- ДЕФ СТАН 91-90/3 "Авиационный бензин: марки 80/87, 100/130 и 100/130LL. Обозначение: АВГАЗ 80, АВГАЗ 100 и АВГАЗ 100LL (DEF STAN 91-90/3 "Gasoline aviation: Grades 80/87, 100/130 and 100/130LL. Joint service designation: AVGAS 80, AVGAS 100 and AVGAS 100LL", NEQ) в части требований к авиационному бензину марки Avgas 100LL.

22.07.2019 АО «Ивхимпром» обратилось к ОАО «ВНИИ НП» (письмо №1-Д/9-176а) с просьбой дать разъяснения о соответствии авиабензина AVGAS 100LL, произведенного по спецификации DEF STAN 91-90, авиабензину той же марки, произведенному по ГОСТ Р 55493-2013. Письмом от 25.07.2019 №285/1-2473 АО «ВНИИ НП» подтвердило то обстоятельство, что ГОСТ Р 55493-2013 соответствует международному стандарту DEF STAN 91-90 в части требований к авиабензину марки AVGAS 100LL по всем показателям за исключением показателя «Устойчивость к окислению», по которому DEF STAN 91-90 установлены более жесткие нормы. Таким образом, для подтверждения соответствия качества авиационного бензина марки AVGAS 100LL по ГОСТ Р 55493-2013 требованиям стандарта DEF STAN 91-90 является достаточным проведение дополнительных испытаний по показателю «Устойчивость к окислению» по показателям DEF STAN 91-90.

При этом, АО «Ивхимпром» в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства представлены копии протоколов испытаний, из которых следует, что показатель «Устойчивость к окислению» применительно к авиационному бензину AVGAS 100LL, произведенному заявителем, соответствуют нормам спецификации DEF STAN 91-90.

Таким образом, авиабензин AVGAS 100LL российского производства сравним по цене, функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам авиационному бензину AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90.

С другой стороны, покупатели товара заменяют при потреблении авиационный бензин AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90 авиабензином AVGAS 100LL по ГОСТ Р 55493-2013.

В частности, в материалы настоящего дела предоставлена копия контракта №0372100043918000065-0001346-02, заключенного 11.12.2018 между АО «Ивхимпром» и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» (ФГБОУ ВО СПбГУ ГА) на поставку авиационного бензина АVGAS 100LL российского производства по ГОСТ Р 55493-2013 для самолетов Cessna 172S. Поставка товара по названному контракту осуществлялась в течение 2019 года. Ранее поставка авиационного бензина АVGAS 100LL российского производства ФГБОУ ВО СПбГУ ГА осуществлялась АО «Ивхимпром» на основании контракта от 30.05.2018 №0372100043918000027.

Кроме того, АО «Ивхимпром» сообщило, что поставка авиационного бензина собственного производства осуществляется также в адрес ООО «Авиакомпания Баркол» для заправки самолетов Cessna 172S, аналогичных эксплуатируемым ответчиком и ФГБОУ ВО СПбГУ ГА.

При этом комиссия Рязанского УФАС России отклоняет как противоречащий материалам дела довод Сасовского летного училища о том, что применение авиационного бензина марки АVGAS 100LL исключительно по спецификации DEF STAN 91-90 предусмотрено руководствами по летной эксплуатации самолета Cessna 172S и технической документацией на двигатель Lycoming IO-360L2A.

В частности, из руководства по летной эксплуатации самолета Cessna 172S[4] следует, что на самолетах рекомендуется применять топливо AVGAS 100/130. Каких-либо указаний о том, что данное топливо должно в обязательном порядке соответствовать исключительно спецификации DEF STAN 91-90, руководство по летной эксплуатации не содержит.

Аналогичный вывод следует и из исследования эксплуатационной документации на двигатели Lycoming IO-360L2A.

Довод ответчика о том, что авиационный бензин российского производства быстрее теряет свои свойства, поскольку срок его хранения меньше, чем срок хранения авиабензина марки AVGAS 100LL по спецификации DEF STAN 91-90, не может быть учтен при вынесении настоящего решения. Так, в соответствии с действующим законодательством качество авиационного бензина удостоверяется паспортом завода-изготовителя. При этом выводы о его несоответствии каким-то характеристикам могут быть сделаны только на основании результатов соответствующих исследований, выполненных в установленном законом порядке. Документов, свидетельствующих о несоответствии характеристик авиабензина марки AVGAS 100LL российского производства требованиям стандартов качества, Сасовским летным училищем в материалы дела не предоставлено.

Вывод о том, что авиационный бензин AVGAS 100LL, соответствующий национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013, может применяться только в поршневых авиационных двигателях беспилотных летательных аппаратов, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами. В частности, копия паспорта от 26.07.2017 №4/17, на которую ссылается ответчик, выдана АО «Ивхимпром» на партию бензина, предназначенную для использования на беспилотном летательном аппарате. Однако ГОСТ Р 55493-2013 не ограничивает область применения авиационного бензина AVGAS 100LL исключительно такими воздушными судами.

Ссылка Сасовского летного училища на Межотраслевой ограничительный перечень топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, разрешенных к применению в вооружении, военной и специальной техники, Министерства обороны Российской Федерации, в котором имеется информация о необходимости проведения проверки продукции АО «Ивхимпром» перед очередной отгрузкой, несостоятельна. Указанный перечень применим к продукции, используемой в вооружении, на военной и специальной технике, в то время как рассматриваемые в настоящем деле правоотношения касаются поставки топлива для гражданской авиации.

Согласно пункту 7.1 Технического регламента государство - член Таможенного союза обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена Таможенного союза, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза.

О принятом решении уведомляются другие государства - члены Таможенного союза.

Между тем Российская Федерация не приняла мер по изъятию из обращения авиационного бензина, производимого АО «Ивхимпром», по причине его несоответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. Напротив, топливо данной марки находится в свободном обращении на территории России и используется предприятиями при заправке воздушных судов гражданской авиации.

На основании установленных фактических обстоятельств комиссия Рязанского УФАС России приходит к итоговому выводу о том, что федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» в лице Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летного училища гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» нарушило часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» при проведении электронных аукционов №№0359100003718000091, 0359100003718000066, 0359100003718000068, 0359100003717000070, 0359100003717000033, 0359100003717000009, 0359100003719000067, путем необоснованного сужения предмета торгов до конкретизации стандарта (DEF STAN 91-90) авиационного бензина AVGAS 100LL, выпускаемого только иностранными производителями, при наличии альтернативного товара российского производства (авиационный бензин AVGAS 100LL, произведенный по национальному стандарту ГОСТ Р 55493-2013), а также в части предъявления к участникам торгов требований о предоставлении документов, непредусмотренных законодательством Российской Федерации.

По правилам части 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Применительно к рассматриваемой ситуации комиссия Рязанского УФАС России полагает необходимым выдать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 49, 50 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

решила:

  1. Признать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждением высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (место нахождения: 432071, город Ульяновск, улица Можайского, дом 8/8, ИНН 7303002000) нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении электронных аукционов №№0359100003718000091, 0359100003718000066, 0359100003718000068, 0359100003717000070, 0359100003717000033, 0359100003717000009, 0359100003719000067 в части совершения действий, которые привели к недопущению (ограничению, устранению) конкуренции на торгах.
  2. Выдать федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Решение и предписание территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд либо в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии <…>

 

Члены комиссии <…>

  1. Программа утверждена Росавиацией и согласована участниками работ: ФГУП ГосНИИ ГА, авиакомпаниями, поставщиком авиабензина (ООО «Пластнефтехим»). ↑

  2. Письмо ФАС России от 18.04.2018 №АГ/27548-пр/18, письмо ФГУП ГосНИИ ГА от 14.06.2019 №НЦ-28-в ↑

  3. Выбор такого временного интервала обусловлен положениями статьи 41.1 Федерального закона «О защите конкуренции». ↑

  4. Сокращенный вариант оригинала руководства по летной эксплуатации предоставлен в материалы дела АО «Ивхимпром». ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны