Решение б/н решение и предписание по жалобе ООО «Национальный Центр Инфо... от 11 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 357-03-2/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

21 июня 2018 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2018 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 30 от 07.05.2018 (далее – Комиссия), в составе: <…>, при участии представителей ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» <…>, при участии представителя ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» <…>, при участии представителя ООО «Национальный Центр Информатизации» <…>, рассмотрев жалобу ООО «Национальный Центр Информатизации» № 439-И/ПД от 07.06.2018 (вх. №2731 от 08.06.2018) на действия Заказчика (ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба») при проведении открытого конкурса на проектирование и построение опытных участков АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Рязанской области (извещение №0859200001118004394 от 18.05.2018), и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса на проектирование и построение опытных участков АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Рязанской области (далее – открытый конкурс).

18.05.2018 года извещение о проведении открытого конкурса и документация о конкурсе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 000 000,00 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

1. Документация открытого конкурса не содержит ни запрет на допуск иностранного ПО, ни обоснование невозможности его установления.

2. Документация открытого конкурса в опубликованной редакции содержит порядок оценки заявок на участие в конкурсе, не соответствующий Закону о ФКС и не позволяющий выбрать лучшее предложение, что приводит к ограничению конкуренции среди участников закупок.

3. Документация открытого конкурса в опубликованной редакции не соответствует требованиям Закона о ФКС в части описания предмета закупки, и приводит к ограничению количества участников закупок.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на жалобу (вх. № 2821 от 15.06.2018) Заказчик сообщил, что конкурсная документация соответствует положениям Закона о ФКС и считает жалобу необоснованной.

В отзыве на жалобу (вх. № 2831 от 15.06.2018) Уполномоченное учреждение сообщило что конкурсная документация соответствует положениям Закона о ФКС и считает жалобу необоснованной.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона о ФКС под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 49 в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона о ФКС.

Согласно извещению о проведении открытого конкурса объектом закупки является проектирование и построение опытных участков АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Рязанской области.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п. 4 Информационной карты документации об открытом конкурсе объектом закупки является проектирование и построение опытных участков АПК "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований Рязанской области.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящих из иностранных государств, для целей обеспечения закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление №1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

Постановлением № 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 4 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование подготавливается и утверждается заказчиком по состоянию на день размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно п. 5 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд обоснование размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 6 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд размещение обоснования в единой информационной системе в сфере закупок осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.

Согласно п. 4.4.4 «Требования к программному обеспечению» раздела 15 конкурсной документации Заказчиком установлено требование к программному обеспечению. Кроме того Заказчиком установлено, что специальное ПО Системы должно быть реализовано на базе отечественных программных разработок.

Таким образом, Комиссия проанализировав конкурсную документацию приходит к выводу о том, что в нарушение ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 1236.

Кроме того в конкурсной документации отсутствует обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 1236.

2. Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о ФКС порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с законом о ФКС.

Согласно п. 5 ст. 53 Закона о ФКС конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

В соответствии с ч. 7 ст. 53 Закона о ФКС на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Согласно пункту 14 раздела 14 документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев. Порядок оценки заявок на участие в конкурсе» установлен нестоимостной критерий оценки заявок на участие в конкурсе под номером 3 «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки». Показатель данного критерия 3.1 «Качество выполняемых работ по созданию опытного участка аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Рязанской области первой очереди, определяемое использованием программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза». Значимость критерия установлена 60%.

Баллы по данному подкритерию выставляются следующим образом:

100 баллов предоставление документов, подтверждающих наличие у участника конкурса исключительных прав на программное обеспечение или прав на использование такого программного обеспечения включенного в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения;

0 баллов отсутствие документов подтверждающих наличие у участника конкурса исключительных прав на программное обеспечение или прав на использование такого программного обеспечения включенного в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения

В качестве документов, подтверждающих наличие у участника конкурса исключительных прав на программное обеспечение или прав на использование такого программного обеспечения, включенного в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, в составе заявки предоставляется копия приказа Минкомсвязи России о включении сведений о программном обеспечении в российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, а также документы, подтверждающие право участника на использование программного обеспечения (свидетельство о государственной регистрации программного обеспечения или действующий лицензионный договор (соглашение) с правообладателем на право распространения программного обеспечения).

Проанализировав конкурсную документацию Комиссия приходит к выводу что ввиду отсутствия в конкурсной документации запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением № 1236 критерий оценки «Качественные и функциональные характеристики объекта закупки», установленный в конкурсной документации не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и является не объективным.

Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя является обоснованным, действия Заказчика нарушают ч. 8 ст. 32 Закона о ФКС.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В разделе 15 «Описание объекта закупки» конкурсной документации установлено, что объектом закупки является проектирование и построение опытных участков АПК «Безопасный город» на территории пилотных муниципальных образований Рязанской области.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что Раздел 5 Технического задания «Состав и содержание работ по созданию системы» конкурсной документации указывает на следующие стадии: обследование, техническое и рабочее проектирование, создание КСА ЕЦОР г. Рязань, ввод опытного участка Системы в постоянную эксплуатацию.

Создание КСА ЕЦОР г. Рязань (раздел 5 Таблица «Состав и содержание работ по созданию Системы») предусматривает выполнение следующих работ:

- разработка специального программного обеспечения КСА ЕЦОР;

- установка, монтаж и настройка оборудования;

- разработка и оформление эксплуатационной документации;

- разработка спецификации на оборудование и ОПО КСА ЕЦОР.

Создание КСА ЕЦОР г. Рязань первой очереди для вышеназванных работ предусмотрено в следующем объеме для функциональных и обеспечивающих подсистем КСА ЕЦОР г. Рязань:

1) подсистема поддержки принятия решений - в части моделирования и прогнозирования (расчета предполагаемых потерь) паводков и наводнений;

2) подсистема приема и обработки обращений - в части интеграции с Системой-112 Рязанской области, указанной в Приложении №1, раздел 7;

3) подсистема комплексного мониторинга - в части:

- функций мониторинга паводковой обстановки;

- интеграции с КСЭОН Рязанской области (АСКМ);

4) интеграционная географическая информационная подсистема - на основе ГИС из состава интегрируемой в КСА ЕЦОР Системы-112;

5) подсистема комплексного информирования и оповещения - в части:

- оповещение должностных лиц по заранее определенному списку посредством телефонной связи;

- интеграции с КСЭОН Рязанской области (подсистема автоматического телефонного оповещения;

6) подсистема интеграции данных (интеграционная платформа) — в полном объеме;

7) обеспечивающие подсистемы — в объеме, достаточном для бесперебойной работы функциональных подсистем опытного участка вышеназванного состава.

Таким образом, раздел 5 Технического задания конкурсной документации указывает на состав и объем работ и содержит перечень работ, необходимых для построения опытных участков АПК «Безопасный город», в том числе предусмотрена интеграция с уже существующей у Заказчика системой с целью создания единой информационной системы. Следовательно в данной части конкурсная документация не противоречит законодательству о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя является необоснованным.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушение законодательства о контрактной системе, не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Национальный Центр Информатизации» обоснованной в части не установления в извещении о проведении открытого конкурса и конкурсной документации запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также неправомерного критерия оценки заявок на участие в конкурсе.

2. Признать Заказчика (ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба») нарушившим часть 1 статьи 48, часть 3 статьи 14, часть 8 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику (ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»), Уполномоченному учреждению (ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области») и Конкурсной комиссии ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 357-03-2/2018

21 июня 2018 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 30 от 07.05.2018 (далее – Комиссия), в составе: <…>, на основании своего решения от 21.06.2018 № 357-03-2/2018, предписывает:

1. Заказчику (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»), Конкурсной комиссии ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области», Уполномоченному учреждению ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» отменить Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 08.06.2018 №0859200001118004394-1 (далее – Протокол №0859200001118004394-1), Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 15.06.2018 №0859200001118004394-2 (далее – Протокол №№0859200001118004394-2), разместить в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) информацию об отмене Протокола №0859200001118004394-1 и Протокола №0859200001118004394-2, а также вернуть участникам закупки ранее поданные ими заявки на участие в Конкурсе с уведомлением о прекращении действия указанных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

2. Заказчику не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

3. Заказчику:

- привести Конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 21.06.2018 по делу № 357-03-2/2018, а также разместить соответствующую документацию в ЕИС;

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения заявок на участие в Конкурсе и дату подведения итогов Конкурса, а также разместить в ЕИС информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС соответствующей Конкурсной документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.

4. Заказчику, Конкурсной комиссии и Уполномоченному учреждению осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 21.06.2018 по делу № 357-03-2/2018.

5. Заказчику, Конкурсной комиссии и Уполномоченному учреждению в срок до 06.07.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.

 

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны