Решение б/н Решение и предписание по делу №358/2014-Т/Д в отношении ООО ... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 358/2014-Т/Д

Резолютивная часть решения оглашена «28» ноября 2014 г.                   

В полном объеме решение изготовлено «10» декабря 2014 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольных правил в области торговой деятельности (далее - Комиссия) в составе: <…> рассмотрев дело № 358/2014-Т/Д по признакам нарушения ООО «Барс-Ритейл» группа компаний «Барс» (юридический адрес: Московское шоссе, д. 5 «а», г. Рязань, 390013; ИНН 6234110257) антимонопольных правил и требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в присутствии представителя ответчика – <…>, в отсутствии заявителя – ООО «ТД Алтайская крупа», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление о вручении № 39097176813895),

УСТАНОВИЛА:

В  адрес Рязанского УФАС России поступило заявление от 30.06.2014 года вх. № 3153э ООО «ТД Алтайская крупа» на действия ООО «Барс-Ритейл» в части создания дискриминационных условий.

Как следует из заявления, общество, изучив информацию на сайте www.gkbars.ru раздел «Как войти в сеть супермаркетов «Барс», направило ООО «Барс-Ритейл» оригиналы образцов продукции Агрохолдинга «ГУДВИЛЛ» и свое коммерческое предложение, заполнив файл «Анкета поставщика»  размещенный в указанном разделе.

Комиссия по коммерческим вопросам ООО «Барс-Ритейл» отказала в размещении круп торговой марки «ГУДВИЛЛ» в супермаркетах «Барс» в связи с нецелесообразностью расширения ассортимента в данном ценовом сегменте.

ООО «ТД Алтайская крупа» направило 12.05.2014 года письмо о предоставлении информации о существенных условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, с целью выяснения конкретных причин отказа в сотрудничестве.

Согласно сведениям размещенных на официальном сайте почта России www.russianpost.ru уведомление о вручении № EA278470444RU было вручено ООО «Барс-Ритейл» 19.05.2014 года в 16 часов 20 минут. По состоянию на 25.06.2014 года ООО «Барс-Ритейл» не представило ООО «ТД Алтайская крупа» информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

В адрес Рязанского УФАС России на заявление ООО «ТД Алтайская крупа» поступило пояснение ООО «Барс-Ритейл» (письмо от 25.07.2014 года исх. № 192 и от 18.08.2014 года исх. № 211) о том, что общество уже является стороной по договорам поставки круп заключенным с ООО «Ангстрем», ООО «Мета-РВ», ЗАО «Цитадель», ООО «Тамбовская бакалейная база». Данные поставщики предлагали более выгодные условия, в то время как ООО «ТД Алтайская крупа» не обладал значимыми конкурентными преимуществами перед товарами фактических контрагентов.

Приказом № 130 от 25.09.2014 года Рязанским УФАС России возбуждено дело и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольных правил в области торговой деятельности по признакам нарушения антимонопольных правил и требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле).

Представитель ООО «Барс-Ритейл» не согласен с доводами Комиссии, считает необходимым прекратить производство по делу, в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства, факт создания дискриминационных условий для ООО «ТД Алтайская крупа» отрицает. Поясняя, что коммерческое предложение заявителя содержит необоснованно завышенные по сравнению с конкурентами цены на товар, в связи с чем, ООО «Барс-Ритейл» не считает необходимым расширять или замещать ассортимент в данной категории.

Также представитель ответчика заявил, что ООО «Барс-Ритейл» не получало запрос от 12.05.2014 года № 2089 ООО «ТД Алтайская крупа» о существенных условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора. В связи с этим и не предоставило необходимую информацию заявителю.

По ходатайству ООО «Барс-Ритейл» Комиссией был направлен запрос (письмо от 31.10.2014 года исх. № 4938) в УФПС Рязанской области о предоставлении информации о конкретном месте здания и о лице, которому была передана 19.05.2014 года в 16 часов 20 минут корреспонденция, направленная ООО «ТД Алтайская крупа» по юридическому адресу ответчика: Московское шоссе, д. 5 «а», г. Рязань, 390013.

УФПС Рязанской области подтвердило (письмо от 17.11.2014 года исх. № 52.2.1-15/125) факт доставки EMS-отправления №ЕА278470444RU в отделение почтовой связи Рязань - 390000 19.05.2014 года и доставление письма курьером по указанному адресу: Московское шоссе, д. 5 «а», г. Рязань, 390013, которое было вручено менеджеру по закупкам ООО «Барс-Ритейл» Тихоновой.

В соответствии с частью 1 статьи 165.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Также в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридических лиц» юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Исходя из изложенного, заслушав доводы представителя ответчика и рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия пришла к следующим выводам.

В целях антимонопольного регулирования и создания равного доступа на рынок пунктом 1 статьи 9 Закона о торговле установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Данное требование Закона о торговле направлено на создание недискриминационного доступа поставщиков путем одинаковых для них условий вхождения на товарный рынок.

Изучив содержание информации на официальном сайте www.gkbars.ru раздела «Как войти в сеть супермаркетов «Барс» и представленной Анкеты, которая является утвержденной формой подачи коммерческого предложения по вводу и размещению продукции в сети супермаркетов «Барс», следует, что данная информация носит общий характер, не позволяет определить потребности торговой сети в товарах и формировать предложения по условиям поставок, что влечет невозможность для поставщика, не имеющего такую информацию конкурировать с другими поставщиками.

Сформированные в обобщенном виде (например: ценовой сегмент, длина выкладки продукции в сантиметрах, общая площадь выкладки продукции) условия вводят поставщиков в заблуждение относительно реальных потребностей торговой сети (например, возможность поставки нефасованной крупы, минимально возможная цена на продукцию) и создают условия, при которых любое предложение поставщика может быть признано несоответствующим таким условиям.

Непредставление информации об существенных условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки крупы торговой марки «ГУДВИЛЛ» в супермаркеты «Барс» и о существенных условиях такого договора, создают препятствия третьему лицу - ООО «ТД Алтайская крупа» для доступа на рынок реализации продовольственных товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле запрещается хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, создавать дискриминационные условия, в том числе создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.

Согласно данной норме закона приведенный в ней перечень действий, рассматриваемых как создание дискриминационных условий, не является закрытым.

В силу части  2 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных Законом о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 16 Закона о торговле установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства (Федеральная антимонопольная служба), и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных ст. 13-15 Закона о торговле, принимают меры в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Поскольку Закон о торговле устанавливает антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, для их регулирования следует руководствоваться основными понятиями, используемые в статье 4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Отсутствие информации об существенных условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора и непредставление этой информации по запросу хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, заведомо ставит такого поставщика в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами - такими же поставщиками, которые уже осуществляют поставки в торговую сеть, либо для которых создаются более льготные по сравнению с другими поставщиками условия вхождения в рынок.

При этом из материалов дела установлено, что договора поставки с ООО «Цитадель» и ООО «Тамбовская бакалейная база» заключены ООО «Барс-Ритейл» по результатам тендера, а с ООО «РДК» и ООО «Ангстрем» сотрудничество осуществляется по заключенным договорам поставки, без заполнения данными поставщиками «Анкета поставщика», которая размещена на официальном сайте ООО «Барс-Ритейл».

Уклонение хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети от раскрытия информации, которая в равной степени должна относится ко всем поставщикам, действующим на рынке поставок продовольственных товаров, существенно сужает конкурентную среду, поскольку не позволяет поставщику, не получившему необходимую для него информацию об условиях вхождения в торговую сеть, на равных конкурировать с другими поставщиками, имеющими такую информацию.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «Барс-Ритейл» нарушившим подпункт «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в части создания дискриминационных условий для ООО «ТД Алтайская крупа»,  путем не предоставления существенной информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки с ООО «Барс-Ритейл» и существенных условиях такого договора, что создало для ООО «ТД Алтайская крупа» препятствия для доступа на товарный рынок и доступа на рынок товара определенного производителя.
  2. Выдать ООО «Барс-Ритейл» предписание о прекращении нарушения антимонопольных правил и требований, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и о выполнении требований об устранении дискриминационных условий.
  3. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу управления для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Рязанской области.

За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

ПРЕДПИСАНИЕ № 358/2014-Т/Д 

«10» декабря 2014 года                                                                                    

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольных правил в области торговой деятельности в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от «10» декабря 2014 года по делу № 358/2013-Т/Д о нарушении ООО «Барс-Ритейл» группа компаний «Барс» (юридический адрес: Московское шоссе, д. 5 «а», г. Рязань, 390013; ИНН 6234110257) подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Барс-Ритейл» прекратить нарушение подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 13  Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», выразившееся в создании дискриминационных условий для ООО «ТД Алтайская крупа»,  путем не предоставления существенной информации об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки с ООО «Барс-Ритейл» и существенных условиях такого договора, что создало для ООО «ТД Алтайская крупа» препятствия для доступа на товарный рынок и доступа на рынок товара определенного производителя, а именно:

1) в срок до 19.12.2014 года внести изменения в форму подачи коммерческого предложения по вводу и размещению продукции в сети супермаркетов «Барс» - «Анкета поставщика», размещенную на официальном сайте www.gkbars.ru в разделе «Как войти в сеть супермаркетов «Барс», в части внесения существенных условий,  экономически и технологически обоснованных и выгодных для ООО «Барс-Ритейл», отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных  товаров  и о существенных условиях такого договора;

 2) в срок до 19.12.2014 года направить ООО «ТД Алтайская крупа» информацию о существенных условиях отбора контрагентов ООО «Барс-Ритейл» для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.

  2. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России в пятидневный срок со дня исполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность: на юридические лица от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны