Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО "Проф Электро" от 21 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 364-05-1/2015

«08» октября 2015г.                                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе: <…>, рассмотрев дело № 364-05-1/2015 по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе), выразившихся при распространении рекламы «Победа Всероссийские государственные Лотереи…Здесь продаются билеты государственных лотерей…»;

в присутствии представителя УФНС России по Рязанской области <…>; в присутствии представителя ООО «Проф Электро» <…>, законного представителя ООО «Проф Электро» <…>,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России из УФНС России по Рязанской области 08.07.2015г. (вх. № 2669э) поступили материалы, указывающие на признаки нарушения рекламного законодательства.

Из письма УФНС России по Рязанской области следует, что до 10 июня 2015 года на территории Рязанской области осуществлялась деятельность по распространению лотерейных билетов всероссийской государственной лотереи «Победа» (далее – Лотерея «Победа»), в том числе с использованием торгового оборудования. Лотерея проводилась на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 964-р. Организатором Лотереи «Победа» являлось Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России). Оператором Лотереи «Победа», на основании Государственного контракта от 30.05.2011 № 12.28ЛТ/ФУ на оказание услуг по проведению государственных лотерей «Победа», выступало ООО «Государственные лотереи «Победа». Деятельность по распространению лотерейных билетов указанной лотереи на территории Рязанской области, на основании заключенных с оператором договоров осуществляло, в том числе ООО «Проф Электро» (ИНН 6234116925).

В соответствии с пунктом 2.5 Государственного контракта от 30.05.2011 № 12.28ЛТ/ФУ на оказание услуг по проведению государственных  лотерей «Победа», заключенного Спецстрой России с ООО «Государственные лотереи «Победа», срок проведения лотереи «Победа» составляет пять лет с даты принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 № 964-р.

Из вышеизложенного следует, что срок реализации лотерейных билетов Лотереи «Победа» был ограничен действием Государственного контракта № 12.28ЛТ/ФУ и истек 10 июня 2015 года.

Из письма налогового органа следует, что случаев реализации лотерейных билетов Лотереи «Победа» в ходе проведения налоговыми органами контрольных мероприятий по  выявлению фактов проведения лотереи без решения Правительства Российской Федерации установлено не было.

Вместе с тем, УФНС России по Рязанской области отмечает наличие на зданиях рекламы, указывающей на продажу лотерейных билетов Лотереи «Победа» следующего содержания: «Победа Всероссийские государственные Лотереи…Здесь продаются билеты государственных лотерей…».

Определением о возбуждении дела № 364-05-1/2015 по признакам нарушения пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» у ООО «Проф Электро» были затребованы документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.

В указанный в определении срок, а также на дату рассмотрения дела – 10.09.2015г. от ООО «Проф Электро» не поступило документов и сведений, затребованных определением.

На заседании Комиссии представитель ООО «Проф Электро» Рокунов И.С. пояснил, что Государственная лотерея «Победа» до настоящего времени существует, но несколько в видоизмененном виде. Дело в том, что 10 июня закончен срок реализации лотерейных билетов, но с момента окончания срока реализации выдан месяц, необходимый для выполнения всех необходимых обязательств. Под обязательствами подразумеваются невыплаченные выигрыши и соответственно все торговые места, на которых реализовывалась данная лотерея, должны были быть открыты. Т.е. торговые места существовали не для реализации билетов, а для выплаты выигрышей в установленный в государственном контракте срок. После 10 июля вся информация о лотерее «Победа» была заклеена. На фризе было указано «Здесь продаются билеты государственных лотерей», а не «Здесь продаются билеты государственной лотереи «Победа».

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, а также привлечения к участию в рассмотрении дела УФНС России по Рязанской области в качестве заинтересованного лица на основании абзацев 2, 3 пункта 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрение дела № 364-05-1/2015 было отложено.

Определением об отложении от 10.09.2015г. (исх. № 3397 от 11.09.2015г.) рассмотрение дела № 364-05-1/2015 назначено к рассмотрению на 08.10.2015г.

В адрес Рязанского УФАС России 01.10.2015г. (вх. № 3996) из УФНС России по Рязанской области поступило письмо (от 29.09.2015г. исх. № 2.11-27/10/11526) с приложением протоколов осмотра от 16.06.2015г. объектов ООО «Проф Электро» по следующим адресам:

- г. Рязань, ул. Станкозаводская, д. 27;

- г. Рязань, ул. Новоселов, д. 19;

- г. Рязань, ул. МОГЭС, д. 9;

- г. Рязань, пл. Новаторов, д. 2.

Приложенные к протоколам от 16.06.2015г. фотоснимки подтверждают наличие на зданиях информации о возможности приобрести билеты государственной лотереи «Победа».

В соответствии с определением об отложении рассмотрения дела № 364-05-1/2015 ООО «Проф Электро» 02.10.2015г. (вх. № 4010) представило письменное объяснение, из которого следует, что в определении о возбуждении дела указывается, что в действиях ООО «Проф Электро» содержатся признаки нарушения ФЗ «О рекламе», а именно вывески, расположенные на зданиях несут в себе недостоверную информацию, нарушающую пункт 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Нарушение, по мнению проверяющего органа, выражается в том, что на вывеске указываются недостоверные сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока. Данный вывод не основан на фактических материалах дела. Как указано в материалах дела ООО «Государственные лотереи «Победа» является оператором всероссийских государственных лотерей «Победа». Между ООО «Государственные лотереи «Победа» и ООО «Проф Электро» заключен договор №060СО от 21 апреля 2014г., согласно которому оператор лотереи ООО «Государственные лотереи «Победа» поручает, а распространитель лотереи ООО «Проф Электро» за вознаграждение принимает на себя обязательство по распространению лотерейных билетов всероссийских государственных лотерей «Победа». ООО «Проф Электро» осуществляло реализацию бестиражной лотереи ВГБЛ 11 «Победа» по нескольким адресам в г. Рязани:

- ул. Новоселов, 19;

- ул. Грибоедова, 3а;

- ул. МОГЭС, 9;

- пл. Новаторов, 2;

- пл. Димитрова, 2;

- ул. Станкозаводская, 27;

- ул. Сельских Строителей, 1б, стр. 1.

В соответствии с п. 2.5 государственного контракта, заключенного между ООО «Государственные лотереи «Победа» и Спецстроем РФ (организатором лотерей) срок проведения государственных лотерей 5 лет с момента вынесения распоряжения Правительства РФ о проведении данных лотерей. Таким образом, срок проведения лотерей истек 10 июня 2015г. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 ФЗ «О лотереях» в случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи обязан прекратить распространение лотерейных билетов (прием лотерейных ставок); в течение шести месяцев с даты прекращения проведения лотереи информировать об этом участников  лотереи через средства массовой информации; обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам (лотерейным ставкам) лотереи, распространенным (принятым), но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения; осуществлять выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам. Пунктом 6 статьи 20 ФЗ «О лотереях» установлено, что в бестиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей в размере до одной тысячи рублей  включительно должны осуществляться в момент определения выигрышных лотерейного билета, электронного лотерейного билета и их предъявления распространителю. Выигрыши стоимостью свыше указанной величины выплачиваются оператором лотереи участнику лотереи не позднее чем в тридцатидневный срок после предъявления выигрышных лотерейного билета, электронного лотерейного билета. Таким образом, для соблюдения прав участника оператор, распространитель лотереи обязаны в течение 30 дней выплачивать выигрыши участникам лотереи. В соответствии с договором между ООО «Государственные лотереи «Победа» и ООО «Проф Электро» обязанность выплаты выигрышей возложена на распространителя – ООО «Проф Электро». Победители ООО «Проф Электро» могли обращаться за невыплаченными выигрышами: в течение одного месяца с 10 июня 2015г. в места приобретения либо, согласно правил проведения той или иной лотереи, в зависимости от размера выигрыша:

- в течении 4-х месяцев с 10 июня 2015г. в офисах партнеров (ООО «Интерлот», ООО «ГОЛ», ООО «РГЛ»);

- после 10 октября 2015г. в офисе оператора лотерей ООО «Государственные лотереи «Победа».

Во исполнение требований ФЗ «О лотереях», а также условий контракта, заключенного с ООО «Государственные лотереи «Победа», ООО «Проф Электро» до 10 июля продолжало сохранять вывеску с указанием государственных лотерей «Победа», так как является уполномоченным оператором по выплате выигрышей участникам лотерей. Срок проверки налогового органа УФНС по Рязанской области 8 июля 2015г. Следовательно в действиях ООО «Проф Электро» не содержится признаков правонарушения в части предоставления недостоверных сведений об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока, так как обязанность уведомлять участников лотерей о месте получения призов возложена на ООО «Проф Электро» ФЗ «О лотереях».

На заседании Комиссии представитель ООО «Проф Электро» поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении, а также уточнил, что при проведении проверки налоговыми органами фактов продажи лотерейных билетов зафиксировано не было.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия по рассмотрению дела № 364-05-1/2015 пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая на представленных фотоснимках УФНС России по Рязанской области информация является рекламой, так как, соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

На дату составления протоколов осмотра ООО «Проф Электро» не осуществляло продажу лотерейных билетов государственной лотереи «Победа», как и предусмотрено пунктом 5 статьи 20 ФЗ «О лотереях», что подтверждается объяснениями ответчика, а также указано в письме УФНС России от 08.07.2015г. (вх. № 2669э), явившимся основанием для возбуждения дела.

По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работы (Пункт 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1). Вывеска - это информация о фирме, включающая в себя наименование, адрес местонахождения, вид деятельности и другие сведения. Основной задачей вывески является информирование неограниченного круга лиц о том, что данная организация находится именно в этом, а не в каком-либо другом месте.

Словесное сочетание «Здесь продаются билеты государственных лотерей», а также оформление витрин, выполненное с указанием «Победа Всероссийские государственные Лотереи», не подпадает под определение вывески и, следовательно, таковой не является, что также позволяет отнести распространяемую информацию к рекламе.

В ходе рассмотрения материалов, указывающих на признаки нарушения рекламного законодательства Рязанским УФАС России 20.07.2015г. (исх. № 2826) был направлен запрос в Управление экономики Администрации г. Рязани о необходимости представить копии выданных разрешений на установку рекламных конструкций по адресам: г. Рязань, ул. Станкозаводская, д. 27; г. Рязань, ул. Новаторов, д. 2; г. Рязань, ул. МОГЭС, д. 9; г. Рязань, ул. Новоселов, д. 19.

Из полученного Рязанским УФАС России 28.07.2015г. (вх. № 2962) ответа следует, что по указанным в запросе адресам разрешительная документация отсутствует, т.е. не выдавалась.

Определением об отложении рассмотрения дела № 364-05-1/2015 от 10.09.2015г. у ООО «Проф Электро» были затребованы копии разрешений, выданных Администрацией г. Рязани на размещение рекламы на объектах, в которых общество осуществляло продажу лотерейных билетов. На дату рассмотрения дела 08.10.2015г. ООО «Проф Электро» не представило выданные разрешения.

В соответствии с частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Таким образом, рекламные конструкции, размещенные на объектах по адресам: г. Рязань, ул. Станкозаводская, д. 27; г. Рязань, ул. Новоселов, д. 19; г. Рязань, ул. МОГЭС, д. 9; г. Рязань, пл. Новаторов, д. 2 установлены с нарушением требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

Комиссия отклонила довод о том, что информация, распространяемая в местах реализации билетов, находилась для идентификации места получения выигрышей участникам лотереи, поскольку содержала сведения не о месте получения выигрыша, а возможности приобретения билетов.

Реклама воспринимается не отдельными ее элементами, а в полном содержании. Оформление витрин объектов не содержит информацию об иных билетах государственных лотерей кроме «Победа». В связи с чем, все содержание распространяемой информации ассоциируется у потребителя с возможностью приобретения именно билетов «Всероссийской государственной лотереи «Победа», а не иных билетах государственных лотерей.

Кроме того, ООО «Проф Электро» не представило в материалы дела информацию об иных билетах государственных лотерей, реализуемых до и после 10 июня 2015г., что подтверждает только продажу билетов «Всероссийской государственной лотереи «Победа» до 10.06.2015г.

Протоколы осмотра от 16.06.2015г., представленные УФНС России по Рязанской области содержат информацию о том, что объекты, зафиксированные на фото, закрыты. Т.е. ответчик 16.06.2015г. не осуществлял выплаты выигрышей участникам лотереи, для которых якобы продолжала распространяться информация.

Пункт 6 статьи 20 ФЗ «О лотереях» обязывает в течение 30 дней выплачивать выигрыши, а не распространять рекламу о возможности приобретения билетов. Поэтому ссылка на указанный закон является неправомерной и отклоняется Комиссией поскольку для идентификации места осуществления деятельности служит вывеска, предусмотренная «О защите прав потребителей».

В рекламе, зафиксированной 16.06.2015г. в г. Рязани (ул. Станкозаводская, д. 27, ул. Новоселов, д. 19, ул. МОГЭС, д. 9, пл. Новаторов, д. 2) указана информация о возможности приобрети билеты государственной лотереи «Победа», которые, как установлено материалами дела не реализовались после 10.06.2015г. Указанная информация вводит в заблуждение потребителей рекламы и свидетельствует о нарушении требований пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет  рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет  рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем является ООО «Проф Электро» (ИНН 6234116925, 390021, г. Рязань, ул. Порядок (Солотча), д. 41).

ООО «Проф Электро» не предприняло никаких действий по соблюдению требований ФЗ «О рекламе» в результате чего произошло распространение рекламы с нарушением требований пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На дату рассмотрения дела доказательств об устранении нарушений требований рекламного законодательства от общества не поступило.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Проф Электро»: «Победа Всероссийские государственные Лотереи…Здесь продаются билеты государственных лотерей…», распространяемую 16.06.2015г. в г Рязани по следующим адресам: ул. Станкозаводская, д. 27, ул. Новоселов, д. 19, ул. МОГЭС, д. 9, пл. Новаторов, д. 2., поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3 статьи 5, части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Проф Электро» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 21 октября 2015г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

«21» октября 2015 года                                                                                       

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <…>, на основании своего решения от 21 октября 2015 года по делу № 364-05-1/2015 о признании ненадлежащей рекламы ООО «Проф Электро» и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Проф Электро» в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно, распространение ненадлежащей рекламы, указанной в пункте 1 резолютивной части раздела «Решила» решения, противоречащей  требованиям пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Проф Электро» представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 01 ноября 2015 года.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны