Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 2 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 062/01/17-93/2019

02 сентября 2019 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

-<…>

-

председателя комиссии, заместителя руководителя управления;

-<…>

-

члена комиссии, начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков;

-<…>

-

члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков,

с участием представителей заявителя – акционерного общества «ИВХИМПРОМ»:

- <…>,

рассматривая дело, возбужденное по признакам нарушения «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (место нахождения: 432071, город Ульяновск, улица Можайского, дом 8/8, ИНН 7303002000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило обращение акционерного общества (АО) «ИВХИМПРОМ» (далее – заявитель, Общество) на действия «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – ответчик, образовательное учреждение) при организации и проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд учреждения (номер извещения 0359100003718000091) (далее – аукцион, торги, закупка).

Данным обращением заявитель оспаривает положения главы III аукционной документации торгов, где закреплены следующие требования к качеству поставляемого товара: «Товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 826, что подтверждается паспортом качества завода-изготовителя и декларацией о соответствии требованиям TP TC 013/2011.

Авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90 должен иметь разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 №89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №126-ДВ).

Вместе с товаром Поставщик предоставляет заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества на каждую партию товара».

По мнению АО «ИВХИМПРОМ», данные требования нарушают антимонопольное законодательство, поскольку приводят к ограничению конкуренции между поставщиками авиационного бензина российского и иностранного производства в интересах последних.

По итогам рассмотрения обращения Общества, Рязанское УФАС России возбудило в отношении «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» дело о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон №135-ФЗ) №062/01/17-93/2019.

На заседаниях комиссии Рязанского УФАС России по рассмотрению данного дела представители заявителя настояли на позиции, изложенной в обращении. В подтверждение своих доводов АО «Ивхимпром» в материалы дела представлены письменные пояснения (исх. от 07.05.2019 №14-06/16, 05.06.2019 №14-06/25, от 19.07.2019 №14-06/36), каждое из которых оглашено представителями Общества в заседаниях комиссии по рассмотрению данного дела.

Ответчик на заседания комиссии Рязанского УФАС России по рассмотрению данного дела представителей не направлял, заявив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии своих представителей.

Вместе с тем суть доводов образовательного учреждения, изложенных в письменных пояснениях (исх. от 06.03.2019 №300, от 01.04.2019 №429а, от 13.05.2019 №576, от 16.08.2019 №1035), сводится к следующему.

12.11.2018 на сайте Единой информационной системы в сети Интернет размещено извещение о проведении анализируемого аукциона.

В аукционной документации установлены показатели товара в соответствии с требованиями технических регламентов спецификации DEF STAN 91-90 на основании инструкции по эксплуатации ВС.

При осуществлении обеспечения воздушных перевозок используется авиационный бензин, разрешенный к применению на авиационной технике гражданской авиации Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 Федеральных авиационных правил (сертификационных требований к организации авиатопливо обеспечения воздушных перевозок), утвержденных приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 18.04.2000 №89 (далее – ФАП №89).

Согласно пункту 5.1 ФАП №89 при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок Заявитель использует авиаГСМ, отвечающие следующим требованиям:

- допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов;

- вырабатываемые по технологии производства (регламенту), утвержденной в установленном порядке;

- имеющие паспорта качества изготовителя (для авиаГСМ зарубежного производства - сертификат качества);

- имеющие оформленные в соответствии с «Правилами сертификации нефтепродуктов», утвержденными Постановлением Госстандарта России №78 от 08.10.98 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.98, регистрационный N 1666, сертификаты соответствия (для авиаГСМ, подлежащих обязательной сертификации).

В таблице №1 «Номенклатура авиационных топлив, масел, смазок и спецжидкостей, применяемых на ВС в РФ» к приказу от 17.10.1992 №ДВ-126 «О введении в действие руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях гражданской авиации Российской Федерации» указаны ГСМ, применяемые на воздушных судах гражданской авиации. Номенклатуры авиационного бензина AVGAS 100LL в таблицах не содержится.

В соответствии с пунктом 5.2 ФАП №89 использование авиаГСМ, не внесенных в соответствующие разделы руководства по летной и технической эксплуатации воздушных судов, осуществляется в установленном порядке.

Согласно пункту 1.3 Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях воздушного транспорта Российской Федерации, утвержденному и введенному в действие Приказом Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №ДВ-126, марки авиаГСМ, не указанные в таблицах, допускаются к применению на ВС на основании положительных результатов соответствующих испытаний, после чего вносятся в таблицы Руководств по летной эксплуатации или Руководств по их обслуживанию распоряжениями Департамента воздушного транспорта Российской Федерации.

Таким образом, в связи с отсутствием авиационного бензина AVGAS 100LL в «Номенклатуре авиационных топлив, масел, смазок и спецжидкостей, применяемых на ВС РФ», введенной в действие приказом от 17.10.1992 №ДВ-126, на основании требований пункта 8.1 приказа Минтранса РФ от 31.07.2009 №128 в целях обеспечения безопасности полетов качество поставляемого авиационного бензина удостоверяется паспортом, выданным центром по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» (далее - ФГУП ГосНИИ ГА).

На основании изложенного образовательное учреждение считает, что при организации электронного аукциона на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд учреждения (извещение №0359100003718000091) нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции им не допущено.

Изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав позиции представителей заявителя и ответчика, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным факт нарушения «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» запретов части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Установлено, что 12.11.2018 «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» утверждена документация об электронном аукционе на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд бюджетного учреждения (извещение №0359100003718000091). В тот же день извещение о проведении данных торгов размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в сети Интернет.

Предметом государственного контракта явилось право на заключение договора на поставку авиационного бензина AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90 в количестве 217 тонн.

Начальная максимальная цена контракта - 27 342 000,00 рублей.

Дата начала подачи заявок определена 12.11.2018 09 ч. 19 мин., дата и время окончания подачи заявок – 28.11.2018 16 ч. 00 мин., дата окончания срока рассмотрения заявок – 30.11.2018, дата проведения электронного аукциона - 03.12.2018 (время проведения аукциона определяется сервером электронной площадки ЕЭТП автоматически).

Согласно пункту 12 информационной карты (глава II), являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика, указаны в Техническом задании.

Техническое задание изложено в главе III аукционной документации следующим образом.

№ п/п

Наименование показателя товара

Требования к значению показателя

Требования к указанию значения показателя

Авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90

1

Детонационная стойкость: октановое число по моторному методу

Не менее 100

Указывается конкретное (одно) значение показателя

2

Детонационная стойкость: сортность на богатой смеси

Не менее 130

Указывается конкретное (одно) значение показателя

3

Фракционный состав: 10% перегоняется при температуре, ºС

Не выше 75

Указывается конкретное (одно) значение показателя

4

Фракционный состав: 50% перегоняется при температуре, ºС

Не выше 105

Указывается конкретное (одно) значение показателя

5

Фракционный состав: 90% перегоняется при температуре, ºС

Не выше 135

Указывается конкретное (одно) значение показателя

6

Фракционный состав: конец кипения, ºС

Не выше 170

Указывается конкретное (одно) значение показателя

7

Фракционный состав: остаток, %

Не более 1,5

Указывается конкретное (одно) значение показателя

8

Фракционный состав: потери, %

Не более 1,5

Указывается конкретное (одно) значение показателя

9

Содержание тетраэтилсвинца, свинца на литр бензина, г

Не более 0,56

Указывается конкретное (одно) значение показателя

10

Массовая концентрация фактических смол в на 100 см3 бензина, мг

Не более 3

Значение показателя не изменяется

11

Массовая доля серы, %

Не более 0,05

Указывается конкретное (одно) значение показателя

12

Давление насыщенных паров бензина, кПА

38,0 - 49,0

Указывается конкретное (одно) значение показателя

13

Температура начала кристаллизации, ºС

Не выше - 60

Значение показателя не изменяется

14

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Значение показателя не изменяется

15

Содержание мехпримесей и воды

Отсутствие

Значение показателя не изменяется

16

Цвет

Голубой

Значение показателя не изменяется

17

Прозрачность

Прозрачный

Значение показателя не изменяется

Количество – 217 т.

Требования к качеству товара:

Товар должен соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 года № 826, что подтверждается паспортом качества завода-изготовителя и декларацией о соответствии требованиям TP TC 013/2011.

Авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90 должен иметь разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (Согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 №89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №126-ДВ).

Вместе с товаром Поставщик предоставляет заключение по результатам исследования проб авиационного бензина AVGAS 100LL и паспорт качества на каждую партию товара.

Год выпуска товара – не ранее 2018 г.

Гарантийный срок хранения – не менее 3 лет со дня изготовления авиационного бензина AVGAS 100LL.

Согласно протоколу от 30.11.2019 №0359100003718000091-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на участие в данных торгах поступили три заявки (с идентификационными номерами 1, 2, 3). Рассмотрев первые части заявок, аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в торгах заявок, имеющих идентификационные номера 1, 2.

Заявка, которой присвоен №3, к участию в аукционе не допущена. Основанием для принятия такого решения послужил факт указания участником в заявке товара, несоответствующего требованиям Технического задания, являющегося приложением к аукционной документации.

03.12.2018 в ходе проведения торгов, начавшихся в 11 ч. 43 мин. единственное предложение о снижении (на 0,5%) начальной максимальной цены контракта поступило на 39-й секунде от лица, заявка которого имела идентификационный номер <...> . Цена, предложенная данным участником, составила 27 205 290, 00 рублей.

04.12.2018 подведены итоги электронного аукциона (извещение №0359100003718000091). Так, комиссия заказчика, рассмотрев вторую часть заявки лица, подавшего ценовое предложение, признала ее соответствующей требованиям документации электронного аукциона и приняла решение о заключении контракта с обществом с ограниченной ответственностью «Инженерно смазочная компания (ООО) «МИСКОМ» по цене 27 205 290, 00 рублей.

Кроме того, комиссией Рязанского УФАС России также выполнен анализ торгов на покупку авиационного бензина для нужд Училища за последние 3 года (номера извещений №0359100003718000066, №0359100003718000068, №0359100003717000070, №0359100003717000033, №0359100003717000009, №0359100003719000067).

Изучив аукционные документации данных конкурентных процедур, комиссия Рязанского УФАС России установила, что торги, имеющие номера извещений №0359100003718000091, №0359100003718000066, №0359100003718000068, №0359100003717000070, №0359100003717000033, №0359100003717000009, №0359100003719000067 содержат аналогичные требования к качеству закупаемого товара.

Между тем, в течение длительного времени (с 2017 года) образовательное учреждение осуществляет закупки только авиационного бензина спецификации DEF STAN 91-90, победителем таких конкурентных процедур всегда является ООО «Инженерно смазочная компания «МИСКОМ».

Оценивая правомерность действий «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева», выразившихся во включении спорных требований к закупаемому авиационному бензину, комиссия Рязанского УФАС России руководствуется следующими положениями законодательства.

При осуществлении закупочной деятельности лица, организующие и проводящие конкурентные процедуры, должны соблюдать требования и запреты статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку закрепленные в данной норме запреты распространяются на торги, запросы котировок цен на товары, запросы предложений и иные способы закупок, проводимые в Российской Федерации, как обязательные в силу закона, так и необязательные.

В частности, часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений устанавливает запрет на совершение действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Следовательно, образовательное учреждение в рассматриваемой ситуации, при организации и проведении аукционов в электронной форме №0359100003718000091, №0359100003718000066, №0359100003718000068, №0359100003717000070, №0359100003717000033, №0359100003717000009, №0359100003719000067 должно было учитывать требования антимонопольного законодательства.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №826 принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) (далее также - Технический регламент, ТР ТС 013/2011).

Технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо и устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности (пункты 1.1, 1.2 статьи 1 ТР ТС 013/2011).

В силу пункта 3.1 статьи 3 Технического регламента допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 ТР ТС.

Положениями пункта 4.10. статьи 4 Технического регламента закреплено, что авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.

Пунктом 4.13 статьи 4 Технического регламента установлено, что каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом), который должен содержать наименование и обозначение марки топлива, наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны), обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии), нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС, дату выдачи и номер паспорта, подпись лица, оформившего паспорт <...> сведения о декларации соответствия, сведения о наличии присадок в топливе.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011 перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям этого ТР ТС в форме декларирования соответствия, процедуру подтверждения которого проводит заявитель. При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо его уполномоченным представителем, либо импортером. Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования, установленным в статье 6 и описанным в приложении 8 к ТР ТС.

АО «Ивхимпром» в отношении производимого им авиационного бензина AVGAS 100LL в материалы дела представлены копия паспорта №2/19 от 18 апреля 2019 года и копия Декларации о соответствии, выданная Евразийским экономическим союзом, содержащие сведения о соответствии данного топлива ГОСТ Р 55493-2013 «Бензин авиационный AVGAS 100LL.Технические условия», ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».

В соответствии с пунктом 8.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 №128, заправка воздушных судов горючими и смазочными материалами, не имеющими паспортов качества, запрещается.

Согласно пункту 32 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлива, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда», утвержденных приказом Минтранса РФ от 07.10.2002 №126, основаниями для оформления паспорта качества являются допуск авиаГСМ к применению в авиационной технике.

Приказом ФСВТ РФ от 06.07.2000 №217 «Об установлении количества центров сертификации, испытательных центров (лабораторий), необходимых для функционирования Системы сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации» утвержден Состав (перечень) и предельное количество центров сертификации, испытательных центров (лабораторий), функционирующих в Системе сертификации на воздушном транспорте Российской Федерации и обеспечивающих деятельность органов по сертификации, созданных на базе управлений ФСВТ России.

Согласно пункту 3 приложения к указанному приказу ФСВТ РФ органом по сертификации авиационно-технических средств гражданской авиации в части авиаГСМ и специальных жидкостей является Центр сертификации авиаГСМ и специальных жидкостей ГосНИИ ГА.

Распоряжением Минтранса РФ от 29.09.2003 №НА-287-р «О количестве центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и их дислокации в Системе сертификации в гражданской авиации в Российской Федерации» утверждена дислокация и предельное количество центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), функционирующих в Системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации и обеспечивающих деятельность органов по сертификации, согласно которой единственным органом сертификации является Центр сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей ФГУП ГосНИИ ГА.

Пунктом 3 приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 №ДВ-126 «О введении в действие Руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях гражданской авиации Российской Федерации», ГосНИИ ГА назначен головной организацией в гражданской авиации по вопросам рационального применения, унификации, внедрения новых и модифицированных марок авиаГСМ и разработки методических рекомендаций по сбору отработанных авиаГСМ.

Согласно пункту 5.1 Федеральных авиационных правил. Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок, утвержденных приказом ФСВТ РФ от 18.04.2000 №89, при осуществлении авиатопливообеспечения воздушных перевозок Заявитель использует авиаГСМ, отвечающие следующим требованиям:

- допущенные к применению в установленном порядке и внесенные в соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов;

- вырабатываемые по технологии производства (регламенту), утвержденной в установленном порядке;

- имеющие паспорта качества изготовителя (для авиаГСМ зарубежного производства - сертификат качества);

- имеющие оформленные в соответствии с Правилами сертификации нефтепродуктов, утвержденными постановлением Госстандарта России от 08.10.1998 №78 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.12.1998, регистрационный №1666, сертификаты соответствия (для авиаГСМ, подлежащих обязательной сертификации).

В силу приведенной нормы лицо, участвующее в торгах, намеревающееся поставить авиационный бензин российского производства должно представить паспорт качества завода-изготовителя.

Данный вывод подтверждается письмом Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» от 15.03.2017 №ИЦ-28-4266, содержащим следующее «Наличие паспорта и заключения ФГУП ГосНИИ ГА на авиабензин зарубежного производства вызвано отсутствием у поставщика авиабензина русифицированного паспорта, что не позволяет использовать его в гражданской авиации по прямому назначению в установленном порядке.

Авиабензин российского производства производится и поставляется в предприятия гражданской авиации с паспортом качества предприятия- изготовителя».

Однако заказчик в аукционной документации закрепил в числе требований к качеству товара условие об одновременном предоставлении как паспорта качества завода-изготовителя, так и разрешения на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, что заведомо исключает возможность участия в проводимых торгах поставщиков авиационного бензина российского производства.

Помимо прочего, в аукционной документации прямо указано, что закупается авиационный бензин иностранного производства (AVGAS 100LL спецификации DEF STAN 91-90). Как следствие, хозяйствующие субъекты, располагающие аналогичным по свойствам авиационным бензином российского производства (например, AVGAS 100LL, произведенный по ГОСТ Р 55493-2013 «Бензин авиационный AVGAS 100LL.Технические условия») не имеют возможности принять участие в торгах, проводимых ответчиком.

Однако в ходе рассмотрения дела установлено, что показатели авиационного бензина AVGAS 100LL, производимого АО «Ивхимпром», за исключением показателя «Устойчивость к окислению», соответствуют показателям авиационного бензина AVGAS спецификации DEF STAN 91-90.

Акционерное общество «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» письмом от 25.07.2019 №2/5/1-2473 сообщило заявителю, что для подтверждения по данному показателю соответствия авиационного бензина AVGAS 100LL, производимого по ГОСТ Р 55493-2013 «Бензин авиационный AVGAS 100LL.Технические условия», требованиям стандарта DEF STAN 91-90 необходимо провести дополнительные испытания именно по спорному показателю.

В свою очередь АО «Ивхимпром» такие испытания проведены в период с 07 мая 2019 года по 08 мая 2019 года. Из содержания протокола испытаний №110/12-19 от 08 мая 2019 года следует, что фактическое значение показателя «Устойчивость к окислению» авиационного бензина AVGAS 100LL, произведенного по ГОСТ Р 55493-2013, соответствует требованиям стандарта DEF STAN 91-90.

В то же время согласно пункту 7.1 Технического регламента государство - член Таможенного союза обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена Таможенного союза, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза.

О принятом решении уведомляются другие государства - члены Таможенного союза.

Между тем Российская Федерация не приняла мер по изъятию из обращения, авиационного бензина, производимого АО «Ивхимпром» по причине его несоответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза. Напротив, топливо данной марки находится в свободном обращении на территории нашей страны. Так, авиационный бензин AVGAS 100LL, произведенный по ГОСТ Р 55493-2013, поставляется АО «Ивхимпром» Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования (ФГБОУВО) «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» для использования на самолетах марки Cessna 172S в количестве 243 000 (двести сорок три тысячи) кг. Данный факт подтверждается договором от 11 декабря 2018 года №0372100043918000065-0001346-02, заключенным между ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» и АО «Ивхимпром», явившимся победителем закупки, имеющей идентификационный код: 181781025163078100100100850660000000.

Кроме того, АО «Ивхимпром» сообщило, что авиационный бензин AVGAS 100LL, произведенный по ГОСТ Р 55493-2013, им поставляется обществу с ограниченной ответственностью «Авиакомпания Баркол» для использования на воздушных суднах марок Robinson R44, Cessna 172S.

«Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» письмом от 16 августа 2019 года №1035 сообщило, что им для собственных нужд используются летательные аппараты марок Cessna 172S, Diamond DA 42 NG, Л410 УВП-Э20. Установлено, что за три последние года образовательное учреждение иных торгов на покупку авиационного топлива, кроме аукционов, имеющих номера: №0359100003718000091, №0359100003718000066, №0359100003718000068, №0359100003717000070, №0359100003717000033, №0359100003717000009, №0359100003719000067, не проводило. Следовательно, авиационный бензин, приобретенный по результатам данных торгов, «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» использует на имеющихся воздушных судах марок Cessna 172S, Diamond DA 42 NG, Л410 УВП-Э20.

Таким образом, авиационный бензин AVGAS 100LL, производимый АО «Ивхимпром» по ГОСТ Р 55493-2013, является взаимозаменяемым DEF STAN 91-90 и может применяться «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» для собственных нужд.

Следовательно, результатом исследуемых действий «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» стало ограничение, недопущение и устранение конкуренции при организации и проведении торгов на право заключения договора на поставку авиационного бензина для нужд учреждения.

Комиссия Рязанского УФАС России считает, что материалами дела подтверждается факт нарушения «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении электронных аукционов, имеющих номера: №0359100003718000091, №0359100003718000066, №0359100003718000068, №0359100003717000070, №0359100003717000033, №0359100003717000009, №0359100003719000067, заключающегося в необоснованном сужении предмета данных торгов до конкретизации спецификации (DEF STAN 91-90) авиационного бензина AVGAS 100LL, выпускаемого иностранными производителями, при наличии альтернативного товара российского производства (авиационный бензин AVGAS 100LL, произведенный по ГОСТ Р 55493-2013).

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия

заключила:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела № 062/01/17-93/2019, возбужденного по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (место нахождения: 432071, город Ульяновск, улица Можайского, дом 8/8, ИНН 7303002000) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Направить данное заключение об обстоятельствах № 062/01/17-93/2019 дела лицам, участвующим в деле заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручить его под расписку уполномоченным представителям.
  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны