Решение б/н Решение по делу №44-04-1/2015 от 12 мая 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу №44-04-1/2015
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2015 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № 44-04-1/2015 по признакам нарушения ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» <…> пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861,
УСТАНОВИЛА:
06 ноября 2014 года в адрес Рязанского УФАС России поступило заявление ООО «ПРЕЗИДЕНТ» (<…>) на действия ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» (<…>) о необоснованном препятствовании передачи электроэнергии для энергопринимающих устройств Общества и прекращении передачи электрической энергии.
27 ноября 2014 года Управление сообщило заявителю о продлении срока рассмотрения заявления в связи со сбором и анализом дополнительных доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
06 февраля 2015 года Управлением было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» (далее – Общество, Ответчик) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила недискриминационного доступа).
Установлено, что между ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (Гарантирующий поставщик) и ООО «Президент» (Покупатель, Заявитель) заключен договор энергоснабжения <…>, согласно которому осуществляется продажа Гарантирующим поставщиком и покупка Покупателем электрической энергии. Определено, что помимо договора, отношения регулируются соглашением о взаимодействии <…>, где Генерирующей компанией выступает ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС (Передающая организация, впоследствии филиал ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС).
Гарантирующий поставщик обязуется обеспечивать поставку электрической энергии Покупателю в точках поставки: электроснабжение потребителя осуществлялось от сборки № 2 0,4 кВ ГЗУ, согласно акту по разграничению балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений напряжением ниже 1000 вольт между филиалом ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС г. Новомичуринск от 01.10.2007г. (приложение №6 к соглашению о взаимодействии).
А Генерирующая компания, в свою очередь, обязана обеспечивать схему электроснабжения Покупателя в соответствии с требованиями для электроприемников 3 категории (п. 3.1.1. соглашения), поддерживать на границе балансовой принадлежности электросети показатели качества электроэнергии в соответствии с ГОСТ 13109-97 (п. 3.1.2 соглашения).
В рамках договора энергоснабжения <…> для урегулирования взаимоотношений сторон для обеспечения надежного электроснабжения между ОАО «РЭСК» (Гарантирующий поставщик), ОАО «ОГК-6» (Генерирующая компания) и ООО «Президент» (Покупатель) было заключено соглашение о взаимодействии от <…>, являющееся неотъемлемой частью вышеназванного договора энергоснабжения. ОАО «ОГК-6» (в настоящее время филиал ОАО «ОГК-2» – Рязанская ГРЭС, далее по тексту - Филиал) было привлечено в качестве сетевой организации, в обязанности которой входило обеспечение схемы энергоснабжения Покупателя.
Письмом исх. <…> филиал АОА «ОГК-2» Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО «РЭСК» об отсутствии технической возможности по обеспечению схемы электроснабжения ООО «Президент» в связи с продажей бокса №2, от которого запитан Потребитель.
Заявитель сообщил, что после получения им указанного письма электроснабжение по договору энергоснабжения <…> было прекращено.
Заявитель считает отключение подачи электроэнергии не соответствующим законодательству Российской Федерации об электроэнергетике и ущемляющим его права.
Ответчик не признал в своих действиях нарушение законодательства об электроэнергетике, ссылаясь на следующее.
Между ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС (Продавец) и ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» (Покупатель) заключен договор купли-продажи <…>., согласно которому покупатель приобрело следующее недвижимое имущество:
- здание административного корпуса гидроцеха, 209,4 кв.м.;
- здание – ремонтный блок №1, площадью 510,4 кв.м.;
- здание – ремонтный блок №2, площадью 671,1 кв.м.;
- здание – ремонтный блок №3, площадью 315,2 кв.м.;
- 2 земельных участка, площадью 59798 и 2975 кв.м.
Приобретаемое имущество не находится в залоге или под арестом и не обременено иными правами третьих лиц, что подтверждается пунктом 1.2 договора купли-продажи. Имущественный комплекс приобретался для строительства завода по производству газобетона автоклавного твердения, находящиеся на нем сооружения подлежали сносу.
Представитель ответчика заявил, что все находящиеся в эксплуатации объекты электросетевого хозяйства ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» были созданы на основании самостоятельного проекта и не предусматривали технологического подключения субабонентов, в частности, ООО «Президент».
В представленных Ответчиком материалах (разрешительная документация на строительство завода, договоры о технологическом присоединении, технические условия) отсутствуют требования о необходимости обеспечения энергоснабжения электроэнергией для ООО «Президент».
Таким образом, ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» не имеет никаких обязательств, связанных с обеспечением перетока (транзита) электроэнергии.
Также Ответчик указывает, что ООО «Президент» не является собственником устройств энергопотребления более трех лет.
С 20.08.2012 по 29.04.2014гг. (по данным выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 06.11.2014г.) ООО «Президент» находилось в стадии банкротства.
С 24.08.2011г. нижеперечисленное недвижимое имущество принадлежит на праве собственности ООО «Александр Грин», которое зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области под номерами <…> и <…>:
- земельный участок, общей площадью 1184 кв.м., находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, установлено относительно ориентира Здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом инв.№ 100063, расположенного в границах участка, кадастровый номер объекта <…>,
- здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, литер Б3, общей площадью 1114,1 кв.м., кадастровый номер объекта <…>, находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, Пром.зона.
По договору аренды имущества от 25.08.2011г. «Арендодатель» - ООО «Александр Грин» передает Арендатору – ООО «Президент» во временное владение и пользование вышеперечисленное недвижимое имущество, сроком с 25.08.2011г. по 24.07.2012г.
Таким образом, по состоянию на 24.08.2011г. ООО «Президент» не является собственником земельного участка и здания, соответственно право собственности на энергопринимающие устройства на данную дату утрачено. Юридическим последствием утраты права собственности является прекращение действия договора энергоснабжения <…> в силу ст. 168 ГК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании вышеизложенного, считает, что в действиях ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» отсутствуют признаки нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861.
Гарантирующий поставщик, ОАО «РЭСК», в своем письме исх. от <…> в адрес Управления пояснил следующее.
Письмом исх. от <…> филиал ОАО «ОГК-2» – Рязанская ГРЭС сообщил в адрес ОАО «РЭСК», что здание и земельных участок, расположенные на территории ГЗУ, будут проданы и о планирующемся демонтаже бокса №2, от которого запитан объект ООО «Президент», в связи с работами по возведению завода ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань», а также об отсутствии у филиала возможности обеспечивать схему электроснабжения ООО «Президент».
На основании этого письма, ОАО «РЭСК» в адрес ООО «Президент» было направлено письмо исх. <…>, в котором сообщалось о необходимости изменения условий договора энергоснабжения в связи с изменением владельца объектов электросетевого хозяйства, от которых запитаны энергопринимающие устройства ООО «Президент».
Одновременно в адрес Филиала со стороны ОАО «РЭСК» было направлено письмо исх. <…> о необходимости обеспечения электроснабжения покупателя электрической энергией, обязанности филиала ОГК-2» - Рязанская ГРЭС обеспечить передачу электрической энергии ООО «Президент» в период действия договора энергоснабжения <…> и соглашения о взаимодействии от <…>.
Позже ОАО «РЭСК» направило в адрес ООО «Президент» письмо исх. от <…>, в котором разъяснялась необходимость расторжения договора электроснабжения <…> и соглашения о взаимодействии от <…>.
29.10.2012г. в адрес ОАО «РЭСК» поступил ответ от Общества (<…>) об отказе в расторжении вышеназванных договора и соглашения. На указанное письмо со стороны ОАО «РЭСК» направлен ответ исх. <…>.
Гарантирующий поставщик считает, что в связи с отказом потребителя от расторжения договора электроснабжения, договор и соглашение о взаимодействии продолжили действовать на прежних условиях.
17.12.2013г. ООО «Президент» сообщил в адрес Гарантирующего поставщика о том, что владелец электросетевого хозяйства (ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань») прекратил передачу электрической энергии Обществу.
Также представитель ОАО «РЭСК» заявил, что с августа 2012г. начисления за потребленную электроэнергию в отношении ООО «Президент» по точкам поставки не производятся в связи с отсутствием фактического расхода электроэнергии.
В соответствии с пунктом 30 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442), если энергопринимающее устройство потребителя технологически присоединено к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, то гарантирующий поставщик и сетевая организация несут ответственность перед потребителем за надежность снабжения его электрической энергией и ее качество в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. В данном случае, в пределах границ сетей филиала ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС.
Таким образом, ОАО «РЭСК» считает, что нарушения законодательства в сфере электроэнергетике в отношении ООО «Президент» со стороны ОАО «РЭСК» не было допущено.
Филиал ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС пояснил, что 13.07.2011г. между Филиалом и ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества №<…>, согласно которому вместе с недвижимым имуществом ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» приобрело объекты электроэнергетики, ранее принадлежавшие ОАО «ОГК-6» Рязанская ГРЭС, а именно ремонтный блок №2, от которого был запитан ООО «Президент».
В то же время, представитель филиала подтвердил, что имущество передавалось ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» без обременений.
На основании совершенной сделки Филиал направил в адрес ОАО «РЭСК» письмо исх. <…>. и подписанное дополнительное соглашение о расторжении соглашения о взаимодействии от 01.07.2007г. Данное действие осталось без ответа.
Также представитель заинтересованного лица ссылался на требование, предусмотренное ч. 2 ст. 539 ГК РФ, а именно наличия у абонента – ООО «Президент» - права собственности на энергопринимающие устройства.
Таким образом, Филиал считает, что права ООО «Президент» не могут быть нарушены, так как договор энергоснабжения <…> и соглашение о взаимодействии от 01.07.2007г. утратили силу.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ).
Обеспечение недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетике является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетике (часть 1 статьи 6 Закона №35-ФЗ).
Контроль за соблюдением организациями коммерческой инфраструктуры порядка недискриминационного доступа к оказываемым ими услугам обеспечивает Федеральный антимонопольный орган (часть 8 статьи 25 Закона №35-ФЗ).
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяют Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г. №861 (далее – Правила недискриминационного доступа).
Пунктом 2 вышеназванного постановления (которым утверждены Правила недискриминационного доступа), Федеральная антимонопольная служба определена как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 2 названной статьи договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии к заявлению о намерении заключить договор энергоснабжения потребитель (покупатель) предоставляет документы, в частности, документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электроэнергией указано в заявлении о заключении договора.
Таким образом, договор энергоснабжения объекта может быть заключен при наличии технической возможности (отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации) и с лицом, в ведении которого находятся эксплуатируемые в целях приема энергии сети, приборы и оборудование. Аналогичная позиция содержится в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 04.12.2001 № 3018/01 и 27.03.2006 № 6223/05.
Согласно пункту 8.1 договора энергоснабжения <…> договор действует с 01 февраля 2008г. по 31 декабря 2008г., и считается продленным на следующий календарный год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Комиссией установлено, что ни заявитель, ни заинтересованные лица не представили доказательств расторжения или изменения указанного договора в установленном договором или законом порядке.
Заявитель указал, что прекращение подачи электроэнергии произошло 10.08.2012г. Однако доказательства прекращения подачи электроэнергии ни заявитель, ни гарантирующий поставщик, ни сетевая организация надлежащим образом в установленном законодательством порядке не представили (акт и др.).
Наряду с этим, лица, участвующие в деле, не представили документы, свидетельствующие об оплате за потребленную электроэнергию с 24.08.2011г.
Из материалов дела следует, что с 24.08.2011г. ООО «Александр Грин» являлось собственником нижеперечисленного недвижимого имущества:
- земельный участок, общей площадью 1184 кв.м., находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, установлено относительно ориентира Здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом инв.№ 100063, расположенного в границах участка, кадастровый номер объекта <…>,
- здание мастерской средств малой механизации с АКБ и складом, литер Б3, общей площадью 1114,1 кв.м., кадастровый номер объекта <…>, находящийся по адресу: Рязанская область, Пронский район, г. Новомичуринск, Пром.зона.
Частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. Установлено, что ни один из новых собственников (владельцев) этой обязанности не выполнил.
ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» приобрело имущественный комплекс по договору купли-продажи <…> без обременений (п.1.2. раздела 1 «Предмет договора»), в том числе по точке поставки электроэнергии ООО «Президент».
При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, об отсутствии в действиях ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань» нарушения антимонопольного законодательства в части препятствования передачи электроэнергии для энергопринимающих устройств ООО «Президент» и прекращении передачи электрической энергии.
В то же время, Комиссия считает целесообразным направить материалы дела руководителю управления для принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении филиала ОАО «ОГК-2» - Рязанская ГРЭС.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, пунктом 2 части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «ЭКО-Золопродукт Рязань».
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.