Решение б/н Решение по делу №445/2014-М/Ф в отношении ОАО "Государственн... от 11 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 445/2014-М/Ф

Резолютивная часть решения оглашена «09» декабря 2014г.                   

В полном объеме решение изготовлено «09» декабря 2014г.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, в присутствии законного представителя ОСАО «Ингосстрах» – <...> (доверенность в порядке передоверия от 03.09.2014г.); в присутствии законного представителя ОАО «Государственная страховая компания «Югория» - <…> (доверенность №4 от 08.12.2014г.), рассмотрев дело № 445/2014-М/Ф по признакам нарушения ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (юр. адрес: ул. Комсомольская, д. 61, г. Ханты-Мансийск, 628012; адрес Рязанского филиала: Первомайский пр-кт, д. 51, г. Рязань, 390013) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России 03 октября 2014 г. поступило заявление ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в Рязанской области (391630, Рязанская область, р.п. Пителино, ул. Советская площадь, д. 3) о нарушении антимонопольного законодательства при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для Управления Федерального казначейства по Рязанской области со стороны ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (ул. Комсомольская, д. 61, г. Ханты-Мансийск, 628012).

В заявлении указано, что 23.09.2014г. на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru/ было размещено извещение № 0159100000114000091 о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для Управления Федерального казначейства по Рязанской области.

Согласно извещению заказчиком установлена начальная (максимальная) цена контракта 120000 рублей 00 копеек; объектами закупки являются: Сеть газораспределения административного здания №1, Сеть газораспределения административного здания №2, Сеть газораспределения административного здания №3.

Согласно заполненной УФК РФ по Рязанской области форме сведений об опасных производственных объектах, данные объекты страхования отвечают следующим уровням безопасности: Сеть газораспределения административного здания №1 – средний, Сеть газораспределения административного здания №2 – средний, Сеть газораспределения административного здания №3 – высокий. Данное заключение основано на методике определения уровня безопасности опасных объектов – Приложение №12 к Правилам профессиональной деятельности страховщиков.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок 0159100000114000091-П от 30 сентября 2014 года поступили заявки от 8 страховых компаний (ОСАО «Ингосстрах», ООО «Страховая компания «Северная казна», ОАО «Страховое общество газовой промышленности», ООО «Росгосстрах», ООО «Страховая группа «Компаньон», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОАО «Государственная страховая компания «Югория», СОАО «ВСК»).

По результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок комиссией было принято решение о признании победителем – ООО «Страховая компания «Северная казна» (ИНН 6608003165) заявка которого соответствует всем требованиям и содержит предложение о наиболее низкой цене услуг – 105 000 рублей 00 копеек. Участник запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий было признано ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (ИНН 8601023568).

ОСАО «Ингосстрах» считает, что ОАО «Государственная страховая компания «Югория» неправомерно применило при расчете страховой премии дополнительный понижающий коэффициент 0,7 ко всем трем объектам вследствие чего неправомерно рассчитало страховую премию в размере 105 000 рублей 00 копеек, став победителем запроса котировок и участником, предложившим наименьшую цену, в результате применения неустановленных для данного вида опасных объектов понижающих коэффициентов. Указанные действия, по мнению заявителя, противоречат требованиям статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции».

Приказом № 160 от 24.11.2014г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» возбуждено дело № 445/2014-М/Ф. Определением о назначении дела № 445/2014-М/Ф о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела назначено на 09.12.2014г.

В соответствии с определением о назначении дела № 445/2014-М/Ф о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению ОАО «Государственная страховая компания «Югория» 04.12.2014г. представило объяснение, из которого следует, что при подготовке документации для участия в запросе котировок по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, заказчиком которого является Управление Федерального казначейства по Рязанской области, была допущена техническая ошибка в расчете страховой премии, а именно неверно применен коэффициент К3.

В целях недопущения в дальнейшей деятельности подобных нарушений в ОАО «ГСК «Югория» усилен контроль за исполнением Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» путем проверки каждого расчета страховой премии на официальном сайте НССО.

Из документов, представленных с письменным объяснением, следует, что ОАО «Государственная страховая компания «Югория» является действительным членом Национального союза страховщиков ответственности, что подтверждается выпиской с сайта Национального союза страховщиков ответственности, а также выданным свидетельством (регистрационный № 033 от 21.06.2007г.).

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225).

Согласно статьи 7 ФЗ № 225 страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом страховой суммы и страхового тарифа; страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при страховой премии устанавливаются Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов; базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов.

Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте и максимально возможного количества потерпевших; отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 ФЗ № 225 страховая сумма по договору обязательного страхования для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения составляет:

а) 50 миллионов рублей – для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

б) 25 миллионов рублей – для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;

в) 10 миллионов рублей – для иных опасных объектов. 

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 № 916 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Пунктом 18 раздела IV «Страховая сумма» указанного постановления установлено, что страховая сумма по договору обязательного страхования для опасных объектов, в отношении которых законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения составляет:

50 млн. рублей – для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности;

25 млн. рублей – для сетей газопотребления и газоснабжения, в том числе межпоселковых;

10 млн. рублей – для иных опасных объектов.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2011 № 808 утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии. В соответствии с указанным постановлением базовые ставки страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте установлены по типовым видам опасных объектов. Для опасных производственных объектов газоснабжения установлена базовая ставка – 0,20.

В соответствии с частью 9 статьи 9 ФЗ № 225 при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с частью 2 статьи 24 ФЗ № 225-ФЗ страховщик должен быть членом профессионального объединения страховщиков, действующего на основании настоящего Федерального закона.

В список действительных членов Национального союза страховщиков ответственности (НССО), размещенного на официальном сайте НССО входят, в том числе, ОСАО «Ингосстрах» и ОАО «Государственная страховая компания «Югория».

«Правилами профессиональной деятельности» НССО установлены «Правила организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» из  которых следует «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта» (далее – «Порядок определения вреда»).

В соответствии с пунктом 4.1 «Правил профессиональной деятельности» в течение 2014г. коэффициент уровня безопасности может применяться в четырех возможных значениях в диапазоне от 0.7 до 1: 0.7, 0.85, 0.95, 1. Значение коэффициента 0,7 применяется для объекта с уровнем безопасности «высокий», 0,85 для объекта с уровнем безопасности «средний», 0,95 для объекта с уровнем безопасности «минимально приемлемый», 1 для объекта с уровнем безопасности «низкий».

Таким образом, минимальная цена контракта должна быть едина у всех участников закупки при соблюдении нормативных документов НССО, что подтверждается ценовыми предложениями ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Страховое общество газовой промышленности», ООО «Росгосстрах», ООО «Страховая группа «Компаньон», ОСАО «РЕСО-Гарантия», СОАО «ВСК» равными 120 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с «Правилами организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» уровень безопасности опасного объекта характеризуется лингвистическими переменными: низкий, минимально приемлемый, средний и высокий, которые страховщики обязаны перевести в значения коэффициентов уровня безопасности – 1, 0.95, 0.85, 0.7 соответственно.

ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (Рязанский филиал) в нарушение «Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» применило для всех объектов (Сеть газораспределения административного здания №1 – средний, Сеть газораспределения административного здания №2 – средний, Сеть газораспределения административного здания №3 – высокий) коэффициент уровня безопасности равный 0.7.

Применив заниженный коэффициент уровня безопасности 0,7 ОАО «Государственная страховая компания «Югория» уменьшило тем самым сумму страховой премии.

При таких обстоятельствах страховая премия, рассчитанная ОАО «Государственная страховая компания «Югория», была значительно ниже начальной (максимальной) цены контракта.

В результате уменьшения суммы по результатам рассмотрения поступивших заявок на участие в запросе котировок участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий было признано ОАО «Государственная страховая компания «Югория» (ИНН 8601023568), заявка которого содержит предложение о наиболее низкой цене услуг – 105 000 рублей 00 копеек.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Государственная страховая компания «Югория» осуществляют хозяйственную деятельность на одном товарном рынке – страхование ответственности (код ОКВЭД - 66.03.3).

Таким образом, ОСАО «Ингосстрах», ОАО «Государственная страховая компания «Югория» являются субъектами-конкурентами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» - недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Частью 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

ОАО «Государственная страховая компания «Югория» своими неправомерными действиями по применению заниженного дополнительного понижающего коэффициента 0,7 ко всем трем объектам и в итоге предложения низкой цены услуг в 105 000 рублей могло получить преимущество по сравнению с другими участниками, подавшими заявки на участие в запросе котировок, путем увеличения количества своих страхователей.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Рязанского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория» факта нарушения части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в недобросовестной конкуренции при расчете цены контракта, в поданной котировочной заявке на участие в запросе котировок на право заключения договора на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для Управления Федерального казначейства по Рязанской области.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия Рязанского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория» в лице Рязанского филиала нарушившим часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», в части совершения действий, направленных на получение преимуществ при осуществлении услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для Управления Федерального казначейства по Рязанской области (неправомерный расчет цены контракта), которые противоречат законодательству РФ и могли причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам.
  2. Предписание о прекращении антимонопольного законодательства Рязанскому филиалу ОАО «Государственная страховая компания «Югория» не выдавать.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о привлечении виновного лица к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны