Решение б/н Решение по делу №446/2014-Р от 26 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 446/2014-Р

«22» января 2014г.                                                                                                      

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе:  <…>,

рассмотрев дело № 446/2014-Р по признакам нарушения пункта 3 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившихся при распространении рекламы на сайте http://proryazan.com,

в присутствии законных представителей: ООО «Центр Авто» - <…> (доверенность б/н от 12.12.2014г.), ООО «Новости региона» - <…> (доверенность №1 от 12.12.2014г.), в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

УСТАНОВИЛА:

В ходе проводимого 24.11.2014г. мониторинга средств массовой информации выявлены признаки нарушения рекламного законодательства.

На сайте http://proryazan.com, принадлежащем ООО «Новости региона» размещен баннер следующего содержания: «GRAND CHEROKEE 2014 Создан из инноваций Кредит от 5,5% годовых JEEP Центр Авто – официальный дилер JEEP в Рязани 500-700 г. Рязань, проезд Яблочкова, 9б jeep@centrauto.ryazan.ru» с изображением рекламируемого автомобиля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая ООО «Новости региона» информация является рекламой, так как, соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, указание в рекламе на возможность получения кредита является рекламой финансовой услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отчество).

В соответствии со статьей 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Требование законодательства содержать наименование или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.

Правовое регулирование обязательств по кредиту осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, где в главе 42 установлены такие виды кредитования как: банковский, товарный и коммерческий.

Каждый из предусмотренных видов кредитов имеет особенности при заключении договоров и их исполнении, которые могут влиять на оценку потребителей своих возможностей по фактическому приобретению товаров, работ, услуг.

В тексте рекламного объявления отсутствуют сведения для однозначного вывода о том, что кредит предоставляется в форме отсрочки платежа, а не банком. Следовательно реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» и содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, содержит, хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Сумма расходов, которую понесут потребители, получившие кредит формируется из тех выплат, которые осуществит заёмщик по кредитному договору в течение срока, на который выдан кредит, исходя из суммы кредита.

К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.

В рекламе, распространяемой ООО «Новости региона» указывается такое условие предоставления кредита, как процентная ставка – от 5,5% годовых.

В рассматриваемой рекламе, распространявшейся посредством сайта ООО «Новости региона», не приводятся все условия, влияющие на стоимость кредита при указании одного из таких условий.

Поскольку в рекламе указывается финансовая услуга – «кредит», которая направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредитованию, поэтому отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.

Определением о возбуждении дела № 446/2014-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрение дела было назначено к рассмотрению на 15.12.2014г.

В соответствии с указанным определением ООО «Новости региона» в своих письменных объяснениях от 08.12.2014г. (вх. № 6265) сообщило, что сайт, расположенный по адресу http://proryazan.com не принадлежит обществу. Указанный в определении баннер, содержащий признаки нарушения законодательства о рекламе, не размещало и его размещение не заказывало.

К своему объяснению ООО «Новости региона» приложило выписку, из которой следует, что имя домена http://proryazan.com зарегистрировано на <…> компанией «Региональный Сетевой Информационный Центр». В выписке также указан сайт компании http://www.nic.ru.

При обращении к сайту http://www.nic.ru, Комиссия установила, что услуги по регистрации доменов предоставляет ЗАО «Региональный Сетевой Информационный Центр».

Из объяснений ООО «Центр Авто», представленных 09.12.2014г. (вх. № 6297) следует, что ООО «Центр Авто» не заключало с ООО «Новости региона» или иным лицом никаких договоров на рекламу, не давало ООО «Новости региона» никаких указаний либо поручений на размещение указанного в определении рекламного объявления на сайте http://proryazan.com или на любом другом сайте, издании или ином носителе рекламной информации; не передавало никаких макетов рекламных объявлений и не производило никаких иных действий, направленных на опубликование (распространение) указанного в определении объявления. Каким образом объявление появилось на сайте ООО «Центр Авто» не известно, никакого волеизъявления на это со стороны ООО «Центр Авто» не было. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. ООО «Центр Авто» никаким образом не определяло объект рекламирования и (или) содержание рекламы, не имеет отношения к опубликованию объявления на сайте. Следовательно, ООО «Центр Авто» не является в отношении спорного объявления рекламодателем и не может нести ответственность за нарушение законодательства о рекламе. В связи с этим ООО «Центр Авто» просит прекратить производство о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО «Центр Авто».

Представитель ООО «Центр Авто» <…> на заседании Комиссии 15.12.2014г. поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении.

В связи с неявкой представителя ООО «Новости региона» на рассмотрение дела 15.12.2014г., а также необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией было принято решение об отложении дела до 22.01.2015г.

ООО «Новости региона» 13.01.2015г. (вх. № 26) представило дополнительное объяснение, из которого следует, что сайт http://proryazan.com действительно принадлежит генеральному директору ООО «Новости региона» <…> 24.11.2014г. генеральным директором был размещен пробный макет баннера, в котором Рязанским УФАС России было усмотрено нарушение рекламного законодательства. Размещение баннера не носило коммерческий характер и было произведено в рамках тестирования рекламных площадей сайта. Баннер был удален с сайта в тот же день.

ООО «Центр Авто» 21.01.2015г. в соответствии с определением об отложении дела представило объяснение, из которого следует, что у общества отсутствуют какие-либо договоры с финансовыми организациями на предоставление финансовых услуг, связанные с продажей автомобилей в кредит или на других условиях, либо с рекламой финансовых услуг или деятельности по продаже автомобилей. ООО «Центр Авто» в течение более чем полутора лет не ведет деятельность по продаже автомобилей, а производит сервисные и ремонтные работы. ООО «Центр Авто» не заключало с ООО «Новости региона» никаких договоров на рекламу.

На заседании Комиссии 22.01.2015г. представители ООО «Новости региона» и ООО «Центр Авто» поддержали доводы, изложенные в письменных объяснениях.

В ходе рассмотрения дела 15.12.2014г. (исх. № 6764) в адрес ЗАО «Региональный Сетевой Информационный центр» был направлен запрос о необходимости представить копию договора на регистрацию (разработку) сайта http://proryazan.com.

Из представленной 13.01.2015г. (вх. № 30) ЗАО «Региональный Сетевой Информационный центр» информации следует, что администратором домена proryazan.com является <…>, т.е. генеральный директор ООО «Новости региона».

Сайт http://proryazan.com не содержит информации личного характера, относящейся только <…> Размещенная на сайте информация позволяет сделать вывод о регистрации данного домена для ООО «Новости региона» и в его интересах, а не для личного пользования <…> В контактах данного сайта указаны реквизиты ООО «Новости региона», а не <…> как физического лица.

Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения, выслушав объяснения сторон по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия по рассмотрению дела № 446/2014-Р пришла к следующим выводам.

Поскольку ООО «Центр Авто» не имело на дату распространения рекламы договорных отношений с банками или иными финансовыми организациями нарушение части 1 и 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» отсутствует, так как финансовую услугу по продаже автомобилей в кредит ни общество, ни какой либо банк не предоставлял. Таким образом, и условий, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика, фактически не было.

Из объяснений ООО «Центр Авто» следует, что общество не заказывало размещение спорной рекламы на сайте ООО «Новости региона».

Из вышеизложенного следует, что ООО «Новости региона» самостоятельно разместило 24.11.2014г. рекламу на сайте http://proryazan.com с указанием на возможность приобретения автомобилей в «кредит от 5,5% годовых» в ООО «Центр Авто».

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Реклама, распространяемая ООО «Новости региона» содержит не соответствующие действительности сведения о возможности приобретения автомобилей в кредит в ООО «Центр Авто» с процентной ставкой 5,5% годовых.

Потребители, на восприятие которых была направлена, распространяемая ООО «Новости региона» реклама, были введены в заблуждение относительно условий приобретения товара, поскольку приобрести его в кредит невозможно.

Таким образом, реклама, размещенная ООО «Новости региона» распространялась с нарушением требований  пункта 3 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 3, части 7 стать 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Изготовителем баннера, размещенного на сайте http://proryazan.com, а также лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламы является ООО «Новости региона».

Таким образом, рекламодателем является ООО «Новости региона» (юр. адрес: 390013, г. Рязань, Первомайский пр-кт, 64; адрес редакции: 390000, г. Рязань, ул. Ленина, д. 35; ИНН 6234089037).

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

Признать ненадлежащей рекламу: «GRAND CHEROKEE 2014 Создан из инноваций Кредит от 5,5% годовых JEEP Центр Авто – официальный дилер JEEP в Рязани 500-700 г. Рязань, проезд Яблочкова, 9б jeep@centrauto.ryazan.ru», распространяемую ООО «Новости региона» на сайте http://proryazan.com, поскольку в ней нарушены требования пункта 3 части 3, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны