Решение б/н решение о нарушении антимонопольного законодательства со сто... от 1 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №450-04-1/2018

о нарушении антимонопольного законодательства

г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 31 октября 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), при участии представителя ИП В.<…>, представителя Рязанской областной Думы – <…>, представителя ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» - <…>, рассмотрев в порядке Главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) заявление Индивидуального предпринимателя В. <…>, на действия Рязанской областной Думы (адрес: ул. Почтовая, д. 50/57, г. Рязань, 390000, ИНН 6231007692, ОГРН 1026201257928), совершенные при проведении закупочных процедур на право заключения договоров на оказание услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет (извещение от 12.02.2018 №0859200001118000156, извещение от 12.02.2018 №0859200001118000158, извещение от 12.02.2018 №0859200001118000154),

УСТАНОВИЛА:

В Рязанское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя В. <…> от 08.05.2018 (вх.№2222 от 11.05.2018) на действия Рязанской областной Думы (далее – Дума, Заказчик, Ответчик) при осуществлении закупок на электронных аукционах на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Из заявления следует, что Рязанской областной Думой проводились закупки услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет.

Заявитель полагает, что Заказчики в ходе закупки неправомерно использовали следующие виды описания объекта закупки: тематический индекс цитируемости ресурса (далее – ТИЦ) в Yandex, посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет по данным открытых статистических источников (уникальных посетителей в месяц), доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на информационном сайте в сети Интернет (количество лет).

  • полагает, что данное описание объекта закупки нарушает требования статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе) и антимонопольное законодательство, что влечет ограничение количества участников закупок, создание преимущественных условий для отдельных участников закупок.

Также Заявитель полагает, что Заказчик (Рязанская областная Дума) и Организатор торгов (ГКУ Рязанской области «Центр закупок Рязанской области») в отношении участников торгов допустили следующие нарушения антимонопольного законодательства:

1. размещение извещений о проведении трёх закупок идентичных услуг в один день (12.02.2018) с установленными Заказчиком различными требованиями в отношении показателей индекса цитирования ресурса (сайта) в Yandex, посещаемости ресурса и доступа к архиву новостей (извещение от 12.02.2018 №0859200001118000156, извещение от 12.02.2018 №0859200001118000158, извещение от 12.02.2018 №0859200001118000154), совершено в целях ограничения конкуренции и создания преимущественных условий участия в торгах для отдельных участников закупки;

  1. при проведении закупки (извещение о проведении электронного аукциона от 12.02.2018 №0859200001118000156) при рассмотрении заявки участника торгов нарушены требования закупочной документации в части соблюдения требования о посещаемости информационного ресурса (сайта) в сети Интернет по данным открытых статистических источников (уникальных посетителей в месяц), чем нарушен порядок определения победителя, а также в действиях Заказчика в данном случае может усматриваться соглашение с участником - победителем торгов, которое привело к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для победителя торгов.

Ответчик нарушение требований антимонопольного законодательства не признал.

Как следует из пояснений Рязанской областной Думы, планируемые к размещению материалы содержали информацию, необходимую для информирования населения Рязанской области о деятельности исполнительных и законодательных органов государственной власти региона (о принимаемых органами власти мерах, направленных на социальную поддержку населения, о разрабатываемом бюджете, о мерах, направленных на поддержку региональных субъектов малого предпринимательства, о деятельности Рязанской областной Думы и т.д.).

По материалам рассмотрения заявления ИП В. <…> Рязанским УФАС России приказом от 06.08.2018 №50 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело №450-04-1/2018 в отношении Рязанской областной Думы (далее – Ответчик) по признакам нарушения пунктов 1 и 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в координации деятельности участников торгов, заключении соглашения с участниками торгов, которое имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для отдельных участников; а также создании участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, которые привели к ограничению конкуренции.

Заказчик проводил электронные аукционы на право заключения договоров на оказание услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет.

Закупочная деятельность Заказчика регулируется Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон о контрактной системе).

Уполномоченным учреждением (Организатором торгов) на основании постановления Правительства Рязанской области от 08.07.2015 №164 «Об утверждении положения о региональной информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Рязанской области WEB-ТОРГИ-КС и распоряжения Правительства Рязанской области от 03.02.2016 №28-Р «О порядке взаимодействия государственного казённого учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» с заказчиками Рязанской области» выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр торгов Рязанской области» (далее – ГКУ РО «Центр торгов Рязанской области», Организатор торгов).

Информация о проведении аукционов размещалась на официальном сайте закупок Российской Федерации Http://zakupki.gov.ru.

  • установлено следующее.

Рязанской областной Думой инициированы следующие закупки.

  1. Извещение о проведении электронного аукциона от 12.02.2018 №0859200001118000156.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет.

Начальная (максимальная) цена контракта: 852 500 руб.

В соответствии с документацией о данном электронном аукционе (согласно Информационной карты Извещения, раздел «Описание объекта закупки») к участнику закупки предъявляются в том числе следующие требования:

-доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на информационном сайте в сети Интернет не менее чем за 7 (семь) лет;

-посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет, по данным открытых статистических счетчиков, должна составлять не менее 80 000 уникальных посетителей в месяц;

-индекс цитируемости ресурса в Yandex - не менее 1300.

  • протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.02.2018 №0859200001118000156-1 на участие в аукционе подана и допущена к проведению аукциона заявка одного участника; аукцион признан несостоявшимся.

Принято решение по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключить контракт с Обществом с ограниченной ответственностью "Региональное информационное агентство "МедиаРязань" (адрес: ул.Ленина, д.41, г. Рязань, 390000, .

  1. Извещение о проведении электронного аукциона от 102.2018 №0859200001118000158.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет.

Начальная (максимальная) цена контракта: 715 000 руб.

В соответствии с документацией о данном электронном аукционе к участнику закупки предъявляются в том числе следующие требования:

-доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на информационном ресурсе (сайте) в сети Интернет не менее чем за 10 (десять) лет;

-посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет, по данным открытых статистических счетчиков, должна составлять не менее 100 000 уникальных посетителей в месяц;

-индекс цитируемости ресурса в Yandex - не менее 1400.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.02.2018 №0859200001118000158-1, на участие в аукционе подана и допущена к проведению аукциона заявка одного участника; аукцион признан несостоявшимся.

Принято решение по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключить контракт с Обществом с ограниченной ответственностью «Рязань-инфо».

  1. Извещение о проведении электронного аукциона от 12.02.2018 №0859200001118000154.

Наименование объекта закупки: оказание услуг по освещению деятельности Рязанской областной Думы в сети Интернет.

Начальная (максимальная) цена контракта 889 000 руб.

В соответствии с документацией о данном электронном аукционе (согласно Информационной карты Извещения, раздел «Описание объекта закупки») к участнику закупки предъявляются в том числе следующие требования:

-доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на информационном ресурсе (сайте) в сети Интернет не менее чем за 10 (десять) лет;

-посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет, по данным открытых статистических счетчиков, должна составлять не менее 100 000 уникальных посетителей в месяц;

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.02.2018 №0859200001118000158-1, на участие в аукционе подана и допущена к проведению аукциона заявка одного участника; аукцион признан несостоявшимся.

Принято решение по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключить контракт с Обществом с ограниченной ответственностью «Медиа 7».

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).

В силу части 5 статьи 24 Закон о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закон о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в настоящей статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, исходя из приведённой нормы права, формирование закупочной документации осуществляется исключительно в зависимости от потребностей заказчика в получении тех или иных товаров, работ или услуг в необходимых последнему форме, способу, комплектации.

Учитывая специфику объекта закупки и необходимость эффективного использования денежных средств областного бюджета, направленного на определение наиболее эффективного интернет-ресурса, позволяющего донести материалы информационного характера для более широкого круга пользователей рязанского региона, антимонопольный орган считает, что установление таких показателей при описании объекта закупки, как тематический индекс цитируемости ресурса (далее – ТИЦ) в Yandex, посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет по данным открытых статистических источников (уникальных посетителей в месяц), доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на информационном сайте в сети Интернет (количество лет), направлены на наиболее широкое освещение деятельности среди населения Рязанской области через наиболее авторитетные источники информации (сайты) и не может свидетельствовать об ограничении доступа к участию в закупке.

Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителя о невозможности участия в аукционах иных лиц, кроме победителя, несостоятельны.

Так, в описании объекта закупки спорные характеристики указаны со словами «не менее».

Таким образом, в закупке могут принять участие лица, имеющие указанные и более высокие характеристики.

  • не приведено никаких иных доводов, указывающих на невозможность участия иных лиц в спорных закупках.

Показатель «доступ к архиву новостей о деятельности Рязанской областной Думы на сайте в сети Интернет», кроме того, не ограничивает конкуренцию, поскольку является необходимым для Заказчика условием закупки.

При этом Заявителем аргументированно не доказано, что формирование архива с новостями о деятельности Рязанской областной Думы за несколько лет является невозможным для потенциального участника закупки.

В отношении довода Заявителя о незаконности определения победителя электронного аукциона №0859200001118000156 от 12.02.2018 Комиссией установлено следующее.

Как следует из заявления, требование Заказчика в отношении услуги о посещаемости информационного ресурса (сайта) по данным открытых статистических источников не менее 80 000 уникальных посетителей в месяц победителем аукциона не соблюдено.

Согласно пункту 9 раздела 13 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, требованием Заказчика является «посещаемость информационного ресурса (сайта) в сети Интернет, по данным открытых статистических источников, должна составлять не менее 80 000 уникальных посетителей в месяц».

Разделом 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.

Согласно п.3.1. Раздела 3 заявка состоит из 2 частей.

Пунктом 3.2. Раздела 3 установлено, что первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Из пункта 3.3 Раздела 3 следует, что вторая часть заявки должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;

2) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки, или копии этих документов: не требуются; 3) декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пп. 2, 3, 4, 5, 5.1, 6 п. 2.1 раздела 2 настоящей документации об аукционе (рекомендуемая форма декларации представлена в Приложении № 2 к информационной карте раздела 12 настоящей документации об аукционе);

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

5) декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям;

6) копии документов, подтверждающих соответствие услуги, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к услуги: свидетельство о регистрации средства массовой информации и иного документа, подтверждающего право участника на размещение заказа размещать информационные материалы в средствах массовой информации (при необходимости).

Пунктом 5.1 Раздела 5 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» документации об электронном аукционе установлено, что в случае, если участник аукциона готов оказать услуги, соответствующие требованиям документации, он выражает свое согласие в первой части заявки.

Из пункта 5.3. Раздела 5 документации об электронном аукционе следует, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия проверяет также наличие документов и информации, предусмотренных пп. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62 Федерального закона № 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией об аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Как следует из представленных государственным казенным учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» в антимонопольный орган сведений, первая часть заявки единственного участника аукциона (ООО «РИА «МедиаРязань») содержит согласие участника аукциона поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Из второй части заявки следует, что ООО «РИА «МедиаРязань» представлены сведения, указанные в пункте 3.3 Раздела 3 документации об электронном аукционе.

Согласно части 11 статьи 61 Закона о контрактной системе ответственность за достоверность документов и информации, предоставляемых в соответствии с частями 2 и 10 настоящей статьи, в том числе усиленных электронных подписей, и соответствие указанных документов и информации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных документов и информации, за своевременное уведомление оператора электронной площадки о внесении изменений в документы и информацию, предоставляемые в соответствии с частью 2 настоящей статьи, за замену указанных в части 2 настоящей статьи документов или прекращение их действия (в том числе замену усиленной электронной подписи или прекращение ее действия) несет участник электронного аукциона, предоставивший указанные документы и информацию.

Таким образом, из аукционной документации следует, что на аукционную комиссию и Заказчика при рассмотрении заявки и заключении договора не возлагается безусловная обязанность по проверке сведений, предусмотренных разделом 13 «Описание объекта закупки».

В отношении довода Заявителя о размещении извещений о проведении трёх закупок идентичных услуг в один день (12.02.2018) с установленными Заказчиком различными требованиями в отношении показателей индекса цитирования ресурса (сайта) в Yandex, посещаемости ресурса и доступа к архиву новостей, Комиссия приходит к следующим выводам.

Как следует из пояснений представителя Рязанской областной Думы, заявки на проведение закупок с установленными требованиями к участникам закупок составлялись в различное время, что и привело к фактическому изменению указанных параметров.

Данные доводы материалами дела и собранными доказательствами не опровергаются.

Также, по мнению Комиссии, данные параметры услуги, хоть и являются различными, однако не могут свидетельствовать о заинтересованности Заказчика в определении победителя, так как указанные количественные характеристики закупаемой услуги не ограничивают количество участников закупочной процедуры - в закупке могут принять участие лица, имеющие указанные и более высокие характеристики.

Каких-либо сведений, указывающих на заинтересованность Заказчика или Организатора торгов в создании преимущественных условий отдельным участникам закупки, нарушении порядка определения победителя торгов, а также о заключении соглашений между Организатором торгов и (или) Заказчиком и участником торгов, в ходе рассмотрения дело не получено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №450-04-1/2018 в отношении Рязанской областной Думы (адрес: ул. Почтовая, д. 50/57, г. Рязань, 390000, ИНН 6231007692, ОГРН 1026201257928) прекратить в связи с отсутствием в действиях Ответчика нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 1 и 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны