Решение б/н Решение по жалобе ООО "Джомед" от 23 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 454-03-2/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

22 октября 2015 г.                                                                                           

Резолютивная часть решения оглашена 20 октября  2015 г.

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 27 от 16.04.2015г. (далее - Комиссия), в составе: < . . . >, рассмотрев жалобу ООО «Джомед» б/д, б/н (вх. от 14.10.2015г. № 4132э) на действия Заказчика – Министерство здравоохранения Рязанской области при проведении электронного аукциона на поставку аминокислотных смесей для больных фенилкетонурией (извещение № 0159200001215001015) и, проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

Министерством здравоохранения Рязанской области (далее – Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку аминокислотных смесей для больных фенилкетонурией (извещение № 0159200001215001015) (далее – электронный аукцион).

Уполномоченным органом выступило Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области.

    6 октября 2015 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе были размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

    Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 083 977,54 рублей.

По мнению Заявителя, Заказчиком допущены следующие нарушения:

Описание объекта закупки Заказчиком составлено с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС).

Общество считает, что Заказчиком неправомерно установлены характеристики к товару, которому в совокупности отвечают единственные препараты лечебного питания П-АМ 1, П-АМ 2, П-АМ 3, Производитель – SHS International Ltd, Ливерпуль, Великобритания: Импортер – ООО «Нутриция Эдванс», России, а также с нарушением составлено техническое задание документации об аукционе, так как сформировано без учета методических рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.07.2012г. № 15-1/10/2-836 «О фенилкетонурии», подготовленной группой специалистов ФГБУ «Научный центр здоровья детей РАМН», ФГБУ «НИИ питания РАМН», ФГБУ «Московский НИИ педиатрии и детской хирургии».

В соответствии с Методическими рекомендациями МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации», утвержденных 18 декабря 2008 года Главным санитарным врачом РФ, возрастная периодизация детского населения, принятая в Российской Федерации и разработанная с учетом двух факторов: биологического (онтогенетического) и социального критерия (учитывающего особенности обучения и воспитания в нашей стране), выделены в определенные возрастные периоды.

От 24 июля 2012 года Министерством здравоохранения Российской Федерации руководителям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации было направлено Методическое письмо «О Фенилкетонурии» № 15-1/10/2-836, подготовленное группой специалистов ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН, в котором дается: «Рекомендуемое содержание основных пищевых веществ и энергетическая ценность специализированных продуктов лечебного питания на основе аминокислот без фенилаланина для больных ФКУ (фенилкетонурией) различных возрастных групп» (стр. 21 Таблица 8).

По мнению Заявителя, техническое задание аукционной документации составлено без учета возрастных категорий и белкового эквивалента, которое для каждой возрастной категории должно существенно отличаться. Соответственно, по техническому заданию, составленному Заказчиком, подходит только:

- П-АМ 1 показан к применению для диетического (лечебного) питания детей, больных фенилкетонурией, от 1 года до 4 лет, при этом Белковый эквивалент составляет 75г;

- П-АМ 2 показан к применению для диетического (лечебного) питания детей, больных фенилкетонурией, с 4 до 12 лет, при этом Белковый эквивалент составляет 75г;

- П-АМ 3 показан к применению для диетического (лечебного) питания детей, больных фенилкетонурией, старше 13 лет, при этом Белковый эквивалент составляет 75г.

В настоящее время на территории Российской Федерации и государств участников Таможенного Союза зарегистрированы специализированные продукты лечебного питания для больных ФКУ (третье издание Методического письма Министерством Здравоохранения Российской Федерации «О фенилкетонурии» № 15-1/10/2-836 от 24.07.2012г. (стр. 36).

На основании вышеизложенной информации, а также данных, указанных в таблице можно увидеть, что только ПАМы проходят на данный аукцион, при этом уровень цен, заложенный заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта выше аналогов, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Соответственно, Заявитель полагает, что нарушены нормы Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а именно, статья 34 Бюджетного Кодекса Российской Федерации закрепляет принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках, установленных им бюджетных полномочий, должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», для специализированных продуктов для лечебного питания детей установлены единые санитарные требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Соответственно, продукты без фенилаланина или с низким его содержанием, предназначенные для питания детей старше года, должны содержать белка (экв.) не менее 20 г/л, а по показателям безопасности должны соответствовать требованиям  к продуктам без фенилаланина или с низким его содержанием для детей 1-го года жизни. Содержание жира и углеводов в таких продуктах не регламентируется, а содержание витаминов, минеральных солей и микроэлементов должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям. Соответственно, при формировании потребности Заказчик должен ориентироваться на содержание эквивалента белка.   

Также Общество считает необходимым отметить, что химический состав специализированных продуктов детского диетического (лечебного) питания для детей, больных фенилкетонурией П-АМ 1, П-АМ 2, П-АМ 3. Производитель – SHS International Ltd, Ливерпуль, Великобритания; Импортер – ООО «Нутриция Эдванс», Россия беден по своему составу по отношению к другим специализированным продуктам детского диетического (лечебного) питания для детей, больных фенилкетонурией. 

Кроме того, Заявитель в Приложении № 4 к своей жалобе, приводит сравнительный анализ по содержанию витаминов и минеральных веществ на соответствие Рекомендациям по нормам физиологических потребностей МР 2.3.1.2432-08, утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации 18.12.2008 г. и нормам методического письма, утвержденным заместителем председателя Ученого совета РАМН 31.01.2012 г. 

ООО «Джомед» полагает, что из приведенных данных существует значительная разница между рекомендованными и фактическими показателями по минеральным, витаминным и витаминоподобным веществам, отсутствие в составах специализированного лечебного питания П-АМ 1 и П-АМ 2 Производитель SHS International Ltd, Ливерпуль, Великобритания; Импортер – ООО «Нутриция Эдванс», Россия, также, натрия, хлоридов, витамина С, витамина К, инозита, и кроме этого в продукте П-АМ 2 также отсутствует холин и L-карнитин.

По мнению Заявителя, информация, предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, позволяет довести до участников аукциона сведения о потребности Заказчика относительно поставляемого товара, что, в свою очередь, позволяет участникам сформировать цену своего предложения на аукционе с учетом характеристик товара. Одновременно, необходимость указания в документации сведений о товаре, позволяющих определить потребность Заказчика, не должна приводить к тому, что эти требования будут установлены безосновательно, в результате чего данным требованиям будет соответствовать товар, выпускаемый одной торговой маркой или одним производителем, и соответственно влекущие за собой ограничение числа участников закупки.

Также Общество считает, что закупка специализированных продуктов детского диетического (лечебного) питания сухая смесь П-АМ 1, П-АМ 2, П-АМ 3 Производитель SHS International Ltd, Ливерпуль, Великобритания; Импортер – ООО «Нутриция Эдванс», Россия приведет к неэффективности использования бюджетных средств Заказчика.

В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В своих возражениях на жалобу от 19.10.2015г. № ИП/11-9972 (вх. от 19.10.2015г. № 4170) Министерство здравоохранения Рязанской области считает жалобу необоснованной и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечение пациенту назначает лечащий врач.

При фенилкетонурии единственным патогенетически обоснованным методом лечения является диетотерапия.

Согласно «Стандарта специализированной медицинской помощи детям при классической фенилкетонурии», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации№ 737н от 09.11.2012г., указанным пациентам необходимо соблюдение низкобелковой диеты и прием специализированного лечебного питания.

Лечащим врачом, назначающим лечение пациентов с фенилкетонурией, является врча-генетик, имеющий соответствующий диплом об образовании и сертификат специалиста. Подбор, расчет, составление диеты на основании специализированной лечебной смеси для данной категории пациентов осуществляется врачом-генетиком персонально, с учетом возраста, ростово-весовых показателей, личностных особенностей физического и психомоторного развития ребенка, а также индивидуальной переносимости продуктов специализированного лечебного питания.

Для данной конкретной группы детей больных фенилкетонурией установлены требования, адаптированные по аминокислотному, витаминному и минеральному составу, обеспечивающие безопасность и не создающие при этом дополнительных барьеров, тем самым позволяя детям получить нужную терапевтическую дозу в нужном объеме и способствуя длительности диетотерапии и приверженности лечения. В результате фенилаланин и белок крови у детей поддерживаются на нормальном уровне, что является условием нормального физического и психомоторного развития ребенка. Смеси хорошо переносятся, не вызывают диспептических явлений и аллергических реакций. Замена лечебной смеси для детей, страдающий фенилкетонурией, в том числе содержащие иное количество белка, жиров и углеводов, чем предписана врачом, недопустима. При этом смена питания возможна только при условии постоянного наблюдения врача-генетика контроля фенилаланина в крови, и может повлечь ухудшения здоровья пациента, которое может привести к возникновению у него умственной отсталости.

По мнению Заказчика, характер самой жалобы указывает на стремление Заявителя выступать в роли «эксперта врача» по вопросам применения специализированного лечебного питания у пациентов с подтвержденным диагнозом – фенилкетонурия, манипулируя выдержками из методических писем и справочников, носящих лишь рекомендательный характер, предлагая «корректировать» работу специалистов генетиков Министерства здравоохранения Рязанской области и навязывать абсолютно иные по техническим характеристикам продукты, ссылаясь на схожесть ряда параметров и извлекая при этом для себя максимальную выгоду.

Описание объекта закупки в аукционной документации содержит качественные и количественные показатели специализированных продуктов лечебного питания для больных фенилкетонурией, согласно которым к поставке требуется лечебное питание с соответствующими показателями, которые эффективны, не вызывают побочных реакций и к которым больные адаптированы для продолжения ранее начатого лечения детей с подтвержденным диагнозом фенилкетонурия и предотвращения индивидуальных нежелательных реакций.

Заказчик утверждает, что технические характеристики, заявленные им, определены главным внештатным специалистом по медицинской генетике министерства здравоохранения Рязанской области Г.И. Якубовским (приказ Министерства зравоохранения Рязанской области от 17 сентября 2014 года № 1459), и являются оптимальными для группы пациентов, что обеспечит максимальный лечебный эффект и полноценное развитие детей. Замена лечебного питания является недопустимой, может привести к отказу от приема смеси и отсутствию ожидаемого терапевтического эффекта и, как следствие, к необратимым процессам в организме, что может привести к ограничению жизнедеятельности и инвалидности.

Таким образом, Министерство здравоохранения Рязанской области указывает на то, что закупка данных продуктов лечебного питания обусловлена специальными потребностями для лечения отдельных групп больных и вынесена в отдельный аукцион.

Кроме того, Заказчиком было приложено письмо б/д б/н, подписанное главным внештатным генетиком МЗ области < . . . >, министру здравоохранения Рязанской области < . . . > с просьбой рассмотреть вопрос о централизованной закупке аминокислотных смесей, необходимых для лечения больных фенилкетонурией в 2016 году. Из приложений 1 и 2 к данному письму следует информация о потребности на 2016 год в аминокислотных смесях для больных фенилкетонурией, имеющих инвалидность (приложение 1) и о потребности на 2016 год в аминокислотных смесях для больных фенилкетонурией, не имеющих инвалидность (приложение 2).

Также Заказчиком приложено еще одно письмо от 19.10.2015г. б/н, подписанное главным внештатным генетиком МЗ области < . . . >, министру здравоохранения Рязанской области < . . . > следующего содержания: «В ответ на жалобу от ООО «ДЖОМЕД» в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области сообщаю, что соблюдение низкобелковой диеты в сочетании с приемом специализированного лечебного питания является основным методом лечения классической фенилкетонурии. В связи с этим, врачи генетики особенно тщательно подходят к подбору необходимой аминокислотной смеси, учитывая возраст, показатели физического, психомоторного развития ребенка, а также индивидуальной переносимости аминокислотных смесей. Кроме того необходимо учитывать, что каждая смесь обладает специфическими вкусовыми характеристиками. Перевод ребенка с одной аминокислотной смеси на другую нередко сопровождается диспепсическими расстройствами (рвота, расстройство стула, снижение аппетита) и как следствие этого, отказом ребенка от лечения. Все это приводит к повышению уровня фенилаланина в крови и в дальнейшем отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка, на его способностях к усвоению нового материала и успехах в учебе. Данная закупка проводится для больных фенилкетонурией, которые получают аминокислотные смеси линейки ПАМ в течение ряда лет и замена этих смесей с учетом ранее сказанного на другие является крайне нежелательным».

В своих возражениях на жалобу от 19.10.2015г. № ММ/02-24/3-225 (вх. от 19.10.2015г № 4166), Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области считает жалобу необоснованной в связи с тем, что, по мнению Уполномоченного органа, документация об электронном аукционе на поставку аминокислотных смесей для больных фенилкетонурией разработана заказчиком с учетом положений статьи 33 Закона о ФКС, содержит требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара и иные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к необоснованности доводов жалобы Заявителя и согласилась с возражениями на жалобу, представленными Министерством здравоохранения Рязанской области, по следующим основаниям.

По мнению Комиссии, данная закупка осуществлялась Заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства. Аукционная документация была составлена в соответствии с потребностями Заказчика и требованиями статьи 33 Закона о ФКС. В описании объекта закупки были указаны функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о ФКС, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Разделом 13. «Техническое задание на поставку аминокислотных смесей для больных фенилкетонурией» аукционной документацией, Заказчиком установлены продукты, необходимые к поставке и их характеристики, как например, пунктом 1 технического задания к поставке требуется: специализированный продукт детского диетического (лечебного) питания для детей от 1 года до 4 лет с осложненной фенилкетонурией, со следующими необходимыми характеристиками товара: «Порошкообразная смесь заменимых и незаменимых аминокислот, витаминов, микроэлементов и минеральных веществ, не содержащая фенилаланин. В 100 гр. сухой смеси: содержание белков не менее 75,0 гр., содержание углеводов – отсутствует, содержание жиров – отсутствует. Марганец, хром, молибден – наличие. Натрий, хлориды, витамин С – отсутствует. Энергетическая ценность – не более 300 ккал. Металлические банки – 500 гр. № 1».

Таким образом, Комиссия сделала вывод, что описание объекта закупки носит объективный характер.

Вместе с  тем сообщаем, что Комиссия Рязанского УФАС по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу на соответствие требованиям Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции».

   Внеплановая проверка, проведенная  в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от  19.11.2014 г. № 727/14, не выявила нарушений законодательства о контрактной системе со стороны Заказчика и Уполномоченного органа.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом б) пункта 1 части 3  статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

Признать жалобу ООО «Джомед» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны