Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 15 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Директору муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» Р.В. Степанушкину

(лицо, привлекаемое к административной ответственности)

───────────────────────

ул. Костычева, д. 15А, г. Рязань, 390044

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 062/04/14.31-701/2020

об административном правонарушении

 

«15» января 2021 года г. Рязань

 

Резолютивная часть постановления оглашена 12 января 2021 года.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области «……..», рассмотрев протокол и материалы дела №062/04/14.31-701/2020 об административном правонарушении, возбужденного по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС», ул. Костычева, д. 15А, г. Рязань, ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404) в присутствии защитника по доверенности «……..»),

УСТАНОВИЛА:

Согласно протоколу №062/04/14.31-701/2020 об административном правонарушении от 25.11.2020 муниципальному унитарному предприятию города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключение субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дела явилось вступление в силу решения комиссии Рязанского УФАС России по делу №062/01/10-303/2020 от 14.10.2020, которым муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее – МУП «РМПТС», Предприятие) признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) путем отказа от определения объемов тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения №202 О-П от 25.06.2012, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Планета Техно», в нежилые помещения, расположенные в доме №14/16 по лице Новоселов города Рязани, по показаниям прибора учета тепловой энергии.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовала защитник по доверенности привлекаемого к административной ответственности лица Сергеева О.Л., которая сообщила, что МУП «РМПТС» с вменяемым правонарушением не согласно; письменные объяснения приобщены к материалам дела. О времени и месте рассмотрения административного дела законный представитель МУП «РМПТС» извещен; на рассмотрение дела направлен защитник по доверенности Сергеева О.Л.

Должностное лицо Рязанского УФАС России разъяснила защитнику права, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ; права ясны и понятны.

Изучив материалы административного дела, заслушав позицию защитника МУП «РМПТС», оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, достаточности и взаимосвязи, должностное лицо Рязанского УФАС России, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Установлено, что приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Рязани наделено МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС»).

Таким образом, МУП города Рязани «РМПТС» занимает доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах городского округа города Рязань.

Установлено, что между обществом с ограниченной ответственностью «Планета Техно» и муниципальным унитарным предприятием «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» заключен договор теплоснабжения № 202 О-П (далее также – договор), согласно которому энергоснабжающая организация отпускает поставленный ресурс.

Договором определено, что измерение и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производятся в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя (пункт 6.1 договора). При наличии у абонента (ООО «Планета Техно») приборов коммерческого учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией (МУП «РМПТС»), абонент ежемесячно не позднее 25 числа отчетного месяца представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом потреблении тепловой энергии по установленной форме за подписью руководителя и печатью предприятия (пункт 6.2 договора). Вместе с отчетом абонент представляет данные о часовых и суточных значениях параметров в электронном виде, диаграммы самопишущих приборов, а также другие материалы и сведения, касающиеся организации и ведения учета потребления тепловой энергии в отчетном месяце (пункт 6.3 договора).

В соответствии с пунктом 6.6 договора энергоснабжающая организация имеет право отказать абоненту в приеме на оплату месячного отчета о фактическом теплопотреблении и произвести расчет количества потребленной абонентом тепловой энергии в соответствии с пунктом 6.8 договора в следующих случаях:

а) узел коммерческого учета абонента не был допущен в эксплуатацию энергоснабжающей организацией;

б) при выявлении представителем энергоснабжающей организации нарушения целостности пломб на приборах или другом оборудовании узла учета, ранее установленных энергоснабжающей организации;

в) отчет абонента о фактическом потреблении не соответствует установленной форме или поступил в энергоснабжающую организацию позже согласованного срока;

г) в представленном абонентом отчете содержатся недостоверные данные, свидетельствующие о неисправности приборов учета в истекшем расчетном периоде, о которой не было своевременно сообщено в энергоснабжающую организацию;

д) при недопущении представителей энергоснабжающей организации к система потребления и (или) к приборам коммерческого учета тепловой энергии.

Установлено, что на вводе системы отопления установлен узел учета тепловой энергии, теплосчетчик КМ-5/2 , производитель ООО «Энергосервис» (г. Москва), тип, марка оборудования – КМ5С-2В-80/80; в соответствии с актом от 26.11.2010 прибор учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию.

Наличие в спорных нежилых помещениях оборудованного узла учета тепловой энергии также подтверждается следующими доказательствами:

- кадастровым паспортом помещения, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № RU62361000-29/2009/РВ от 06.05.2009 (торговый павильон (часть здания лит А2 по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, дом 14/16));

- рабочим проектом «Отключение отопления магазина от отопления жилого дома, г. Рязань, ул. Новоселов, дом 14/16, с техническими условиями № 982 от 26.05.2010 на реконструкцию системы отопления помещения ООО «АТАК»;

- проектом узла учета тепловой энергии на отопление торгового поавильона по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, дом 14/16;

- актом осмотра тепловых установок от 19.02.2018.

Также установлено, что до октября 2018 года объем потребляемой тепловой энергии осуществлялся по показаниям прибора учета тепловой энергии, установленного и допущенного в эксплуатацию в надлежащем порядке.

Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее - Правила № 1034), коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее – договор) не определена иная точка учета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), (далее – Правила № 354), Правилами (пункт 42(1)) объем коммунальных ресурсов, поставляемых по договору теплоснабжения в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению определяется:

- в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета коммунального ресурса, в жилом доме, оборудованном индивидуальным прибором учета коммунального ресурса – исходя из показаний таких приборов учета;

- в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилом доме, не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии, а также при выходе из строя, утрате, истечения срока эксплуатации общедомового (индивидуального в жилом доме) прибора учета – по расчетной формуле, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.

Установлено, что многоквартирный дом № 14/16 по улице Новоселов города Рязани не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.

Основываясь на вышеуказанном обстоятельстве и ссылаясь на положения пункта 40, 42(1) Правил № 354, МУП «РМПТС» и отказывает ООО «Планета Техно» в определении объемов потребляемой тепловой энергии по показаниям прибора учета; начиная с октября 2018 года, Предприятия выставляет счет по оплате по договору с применением норматива потребления тепловой энергии и тарифа, действующего в конкретном периоде отопительного сезона, без учета показаний прибора учета тепловой энергии.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2099 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 того же Закона до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

При этом вышеприведенные правоположения должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.

Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.

В силу указанных правоположений ввиду неисполнения собственниками жилых помещений в многоквартирном доме № 14/16 по улице Новоселов города Рязани обязанности по оснащению дома общедомовым прибором учета МУП «РМПТС» обязано было установить его в принудительном порядке до 01 июля 2013 года.

Однако МУП «РМПТС» в нарушение требований части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении не исполнило своей обязанности по установке до 01 июля 2013 года; в материалах дела отсутствуют доказательства того, что за истекшие с даты окончания указанного срока 6 лет им были предприняты какие – либо меры для установки общедомового прибора учета тепловой энергии.

Результатом вышеуказанных действий МУП «РМПТС» является ущемление интересов общества с ограниченной ответственностью «Планета Техно» и собственников нежилых помещений, расположенных в торговом павильоне, в сфере предпринимательской деятельности.

В частности, как уже указывалось ранее, отказывая ООО «Планета Техно» в учете объема тепловой энергии по показаниям прибора учета, начиная с октября 2018 года, МУП «РМПТС» выставляет ООО «Планета Техно» счета на оплату по договору № 2020 О-П от 25.06.2012 с применением норматива потребления тепловой энергии и тарифа, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, в отопительный период с сентября 2018 года по апрель 2019 года Предприятие выставило обществу с ограниченной ответственностью «Планета Техно» счета на оплату по договору за тепловую энергию в объеме 910,77 Гкал (на сумму 1 644 335,64 рублей), с сентября 2019 года по апрель 2020 года – 989,11 Гкал (на сумму 1 806 619,33 рублей).

В то время как объем потребления тепловой энергии, определяемой по показаниям прибора учета, в период с сентября 2018 года по апрель 2019 года составил 812 Гкал, с сентября 2019 года по апрель 2020 года – 531 Гкал.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Результатом вышеуказанных действий МУП «РМПТС» является ущемление интересов общества с ограниченной ответственностью «Планета Техно» и собственников нежилых помещений, расположенных в торговом павильоне, в сфере предпринимательской деятельности.

Анализ розничного рынка тепловой энергии Рязанской области показал, что МУП «РМПТС» в границах городского округа города Рязани, а также в соответствии с нормой, установленной пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признано занимающим доминирующее положение в границах зоны деятельности.

Таким образом, при осуществлении своей предпринимательской деятельности МУП «РМПТС» обязано соблюдать запреты на осуществление монополистической деятельности, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Решением комиссии Рязанского УФАС России от 14.10.2020 по делу №062/01/10-303/2020 действия (бездействия) МУП «РМПТС», выразившиеся в отказе от определения объема тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения № 202 О-П от 25.06.2012, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Планета Техно», в нежилые помещения, расположенные в доме № 14/16 по улице Новоселов города Рязани, по показаниям прибора учета тепловой энергии, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 37 Федерального закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не являются и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет привлечение к административной ответственности юридического лица по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях МУП «РМПТС» имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализируя имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении документы, материалы, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к выводу о том, что МУП «РМПТС» имело возможность соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушения, применяя фактические объемы тепловой энергии, приходящей на нежилые помещения многоквартирного дома по улице Новоселов д. 14/16, по показаниям прибора учета при расчете платы за услугу теплоснабжения.

Как следствие, в действиях (бездействии) МУП «РМПТС», имеется состав административного правонарушения, определенного по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения:

  1. с сентября 2018 года по апрель 2019 года;
  2. с сентября 2019 года по апрель 2020 года.

Проверяя соблюдение процессуальных прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек. Других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем в рассматриваемой ситуации результатом противоправных действий МУП «РМПТС» стало уклонение от определения фактических объемов тепловой энергии, поставляемой по договору №202 О-П от 25.06.2012, по показаниям прибора учета, что привело к ущемлению интересов ООО «Планета Техно» и собственников нежилых помещений, расположенных в торговом павильоне, в сфере предпринимательской деятельности, и потому правонарушение не может быть признано малозначительным.

Таким образом, основания для освобождения МУП «РМПТС» от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

При рассмотрении дела защитник МУП «РМПТС» указал, что неустановка Предприятием общедомового прибора учета тепловой энергии в доме по адресу улица Новоселов д. № 14/16 города Рязани не может свидетельствовать о нарушении МУП «РМПТС» антимонопольного законодательства, поскольку такая обязанность возлагается на лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, то есть управляющую организацию, и потому данном случае квалификация действий (бездействия) Предприятия по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не производится, такие действия необходимо оценивать на предмет наличия состава антимонопольного законодательства по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Оценивая доводы защитника МУП «РМПТС», должностное лицо Рязанского УФАС России отклоняет их на основании следующего.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 4 постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражным судами антимонопольного законодательства») при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

В рассматриваемой ситуации, добросовестным со стороны ресурсоснабжающей организации является соблюдение предусмотренных пунктом 1 части 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктами 21, 27, 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, пунктом 5,111 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 №1034, пунктами 2, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, пунктами 6.1, 6.2, 6.3 договора №2020 О-П от 25.06.2012, обязанности по определению объема поставляемого ресурса (тепловой энергии) по показаниям прибора учета тепловой энергии.

Также должностное лицо Рязанское УФАС России отмечает, что в качестве нарушения Предприятию вменяется злоупотребление доминирующим положением в части отказа от определения объема тепловой энергии и теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения № 202 О-П от 25.06.2012, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «Планета Техно», в нежилые помещения, расположенные в доме № 14/16 по улице Новоселов города Рязани, по показаниям прибора учета тепловой энергии, а не бездействие Предприятия по неисполнению обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Между тем, должностное лицо, рассматривающее административное дело, считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность совершений действий, направленных на предотвращение вредных последствий административного правонарушения.

Так, 28.12.2020 МУП «РМПТС» заключило с ООО «Опыт» (390044, г. Рязань, ул. Западная, дом 4В, ИНН 6230004000) договор на выполнение работ по установке общедомового (коллективного) прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 14/16.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МУП «РМПТС», не установлено.

Кроме того, должностное лицо, рассматривающее дело, считает возможным применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ в связи со следующим.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При применении правил назначения наказания, предусмотренных частями 3.2 и 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, в каждом конкретном случае надлежит учитывать имущественное и финансовое положение правонарушения и иные имеющиеся значения для назначения наказания обстоятельства.

При этом наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которой является предупреждение совершения административного правонарушения в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, с учетом отсутствия вредных последствий и добровольного устранения допущенного нарушения, должностное лицо Рязанского УФАС России считает возможным в рассматриваемом случае назначить МУП «РМПТС» наказание в виде административного штрафа в размере ниже минимального размера штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, с учетом пункта 2 части 1 статьи 4.2, части 3.2 статьи 4.1 и части 1 статьи 14.31, примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, накладываемого на муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей», рассчитан по формуле:

300 000 + 1/2 (1 000 000 – 300 000) – ½ (1/8 (1 000 000- 300 000)) = 281 250 рублей.

Следовательно, размер административного штрафа, накладываемого на МУП «РМПТС», определен в размере 281 250 (двести восемьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктов 2.5, 7 части 1 статьи 4.2, частью 3.2 статьи 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛА:

признать муниципальное унитарное предприятие города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС», 390044, ул. Костычева, д. 15А, г. Рязань, ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 281 250 (двести восемьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки и срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Реквизиты: Получатель платежа УФК по Рязанской области (Рязанское УФАС России) ИНН 6231010720, КПП 623401001.

Номер казначейского счета № 03100643000000015900.

Номер банковского счета, входящего в состав ЕКС № 40102810345370000051.

Банк получателя ОТДЕЛЕНИЕ РЯЗАНЬ БАНКА РОССИИ/УФК по Рязанской области г. Рязань.

БИК банка 016126031

Назначение платежа:

Код БК 16111601141010031140

УИН 16100500000000826474 (назначение платежа – штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства по постановлению Рязанского УФАС России №062/04/14.31-701/2020 от 15.01.2021.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (на адрес электронной почты: to62@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в течение 10 суток (дней) со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Заместитель руководителя управления «………….»

Связанные организации

Связанные организации не указаны