Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №062/01/10-575/2020 от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ООО «Эко-Пронск»

ул. Новая, д. 22, рп. Пронск, Пронский р-н, Рязанская обл., 391140 (юр. адрес)

ул. Горького, д. 30 г. Рязань, 390023 (фактический)

info@ecopronsk.ru

Рыбаковой О.Ю.

(остальным участникам заявления для сведения)

ул. Мервинская, д. 20, кв. 214, г. Рязань, 390044

ООО «УК «Прага»

Солотчинское ш., 2 Н7, г. Рязань, 390006

pragarzn@gmail.com

 

       
       
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№062/01/10-575/2020

«16» декабря 2020 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- «………»- заместитель руководителя, председатель Комиссии;

- «………..» - начальник отдела антимонопольного контроля, член Комиссии;

- «………..» - специалист-эксперт отдела контроля государственных закупок, член Комиссии,

при участии представителей общества с ограниченной ответственностью ……), общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прага» «……..» (доверенность от «…..»),

в присутствии представителей общества с ограниченной ответственностью «ТехноСтрой» «…….» (доверенность от «……», «……..» . (доверенность от «……»), -

рассматривая дело №062-01/10-575/2020, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Эко-Пронск» (ИНН 6211007461, ОГРН 1106214000683, юридический адрес: 391140, Рязанская обл., Пронский р-н, рп. Пронск, ул. Новая, д. 22) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

07 мая 2020 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило коллективное обращение собственников помещений многоквартирного дома № 20 по ул. Мервинская, г. Рязань (вх. от 07.05.2020 № 2565) на действия общества с ограниченной ответственностью «Эко-Пронск» (далее - ООО «Эко-Пронск», региональный оператор, ответчик), выразившиеся в выставлении счетов по оплате за услуги обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) без фактического ее оказания.

Из заявления следует, что ООО «Эко-Пронск» в апреле 2020 года выставило собственникам помещений многоквартирного дома плату за вывоз ТКО начиная с января 2020 года. Однако дом практически не заселен, ведутся ремонтные работы и строительный мусор вывозится по гражданско-правовому договору третьим лицом; твердые коммунальные отходы не образуются; на придомовой территории контейнеры для сбора ТКО не размещены. «Получается, что мы собственники жилых помещений данного дома обязаны «платить за воздух», за услугу которой нет и не могло быть с января 2020 – апрель 2020 г. в силу очевидных фактов».

Приказом от 19.08.2020 №62 в отношении ООО «Эко-Пронск» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/10-575/2020 и создана комиссия для его рассмотрения; действия регионального оператора предварительно квалифицированы по части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами).

Дело рассматривалось на заседаниях комиссии, состоявшихся 09.09.2020, 08.10.2020, 06.11.2020, 19.11.2020, 09.12.2020, 16.12.2020.

При этом на рассмотрении дела заявители (жители многоквартирного дома) не присутствовали, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Представители ответчика с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились по следующим основаниям.

В силу пункта 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) ООО «Эко-Пронск» с 24 октября 2020 года заключило договор на оказание услуг по обращению с ТКО с каждым лицом, образующим ТКО на территории Рязанской области. Собственники помещений многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, на общем собрании приняли решение о заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с ТКО. Начисления производятся непосредственно собственникам с 01 января 2020 года. Действующее законодательство исключает для собственников ТКО возможность самостоятельного обращения с ТКО (транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения), либо привлечения на договорной основе любых других лиц кроме регионального оператора и не предусматривает оснований для уклонения собственников ТКО от заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО и, соответственно, от оплаты услуг регионального оператора.

То обстоятельство, что на площадке для накопления ТКО имелись только контейнеры для строительного (не бытового) мусора, по мнению представителей ООО «Эко-Пронск», значения не имеет. Представители регионального оператора указали на вероятность складирования собственниками помещений ТКО в иные контейнеры, расположенные на ул. Мервинская г. Рязани, либо его складирования в контейнеры для вывоза строительного мусора. В обоих случаях, по мнению ответчика, услуга по вывозу ТКО им предоставлялась с привлечением организаций, транспортирующих ТКО (ООО «К-СК «Дягилево», ООО «ТехноСтрой»); расчет объемов оказанной услуги осуществлялся по нормативам накопления ТКО.

В октябре 2020 года ООО «Эко-Пронск» произвело перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома, сторнировав суммы начислений за период с 01.01.2020 по 21.04.2020.

Письменные пояснения (исх. от 03.06.2020 №2286, 04.09.2020 №3968, 05.10.2020 №4732, от 18.11.2020 б/н, 16.12.2020 б/н) и представленные документы приобщены к материалам дела.

Представитель общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прага» (далее – ООО «УК «Прага», управляющая компания), привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, пояснила, что общество управляет многоквартирным домом с момента его сдачи в эксплуатацию. В октябре 2019 года собственники помещений решили заключить с региональным оператором прямые договоры на вывоз твердых коммунальных отходов, а на период ремонтных работ в квартирах – договор на вывоз строительного мусора с подрядной организацией.

До мая 2020 года осуществлялись ремонтные работы, в доме практически не было заселенных квартир, бытовой мусор не образовывался. При этом строительный мусор (разобранные стены, бетон и т.д.) образовывался в большом количестве и вывозился обществом с ограниченной ответственностью «ТехноСтрой»; два контейнера под строительный мусор арендовались у данного общества.

В апреле 2020 года ООО «УК «Прага» получило от ООО «Эко-Пронск» счета на оплату услуг по вывозу ТКО, после письменных обращений и направления в адрес регионального оператор протокола решения общего собрания собственников и их лицевых счетов в муниципальном предприятии города Рязани «Кустовой Вычислительный Центр», счета были сторнированы. Однако ООО «Эко-Пронск» выставило счета за период с января 2020 года непосредственно собственникам жилых помещений. Между тем услуга по вывозу твердых коммунальных отходов начала оказываться жителям дома только с 02.06.2020 после неоднократных обращений к региональному оператору.

Одновременно с этим представитель управляющей компании обратила внимание на то обстоятельство, что доступ к бункерам был свободным в любое время поскольку замок, закреплявший цепь перед контейнерами, никогда не закрывался на ключ.

Письменные пояснения (исх. от 09.06.2020 №33) и представленные документы приобщены к материалам дела.

Определением от 12.10.2020 к участию в деле в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Коммунально-сервисная компания «Дягилево» (далее – ООО «К-СК «Дягилево») и общество с ограниченной ответственностью «ТехноСтрой»

ООО «К-СК Дядьково» своих представителей на заседания комиссии не направляло; письменные пояснения от 18.11.2020 б/н приобщены к материалам делам. Согласно письменным пояснениям, контейнерная площадка по адресу: г.Рязань, ул. Мервинская, д.20, не была включена в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Рязанской области, утвержденную постановлением Министерства природопользования Рязанской области от 15.11.2017 №31 (далее – Территориальная схема), в связи с чем оснований для направления мусоровозов и вывоза ТКО не имелось. Начиная с 21.04.2020 мусоровозы ООО «К-СК «Дягилево» заезжали на данную контейнерную площадку, однако доступа на нее не было; мусор не вывозился. После получения доступа на контейнерную площадку начиная с 02.06.2020 вывоз ТКО осуществляется ежедневно.

Представители ООО «ТехноСтрой» сообщили, что между ООО «ТехноСтрой» и ООО «УК «Прага» заключен договор от 01.10.2019 №49/19 на вывоз строительного мусора. В период с 01.01.2020 по 30.06.2020 строительный мусор вывозился по заявке (телефонный звонок) автомобилями бункеровозами (МАЗ К369СВ62 и МАЗ Т854ТВ62).

Между ООО «ТехноСтрой» и ООО «К-СК «Дягилево» действовал договор от 22.10.2019 №СВ-3-08 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов. Однако контейнерная площадка по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, в данном договоре и в маршрутных заданиях, направляемых ООО «К-СК «Дягилево», не значилась; 31.03.2020 договор расторгнут.

На заседании комиссии, состоявшемся 09.12.2020 с перерывом до 16.12.2020 оглашено заключение об обстоятельствах дела.

Так, заслушав доводы представителей ответчика, заинтересованного лица, сообщения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение ООО «Эко-Пронск» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В частности, установлено, что в соответствии со статьей 24.6 Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (статья 1 Закона об отходах).

Таким образом, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее – схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Закона об отходах юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

13.02.2019 между ООО «Эко-Пронск» и Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Рязанской области, ООО «Эко-Пронск» назначено региональным оператором. В соответствии с данным соглашением, зоной деятельности регионального оператора является вся территория Рязанской области.

Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д. 20, введен в эксплуатацию 20.09.2019 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 20.09.2019 №62-29-60-2019). На общем собрании собственников помещений данного многоквартирного дома (протокол от 09.10.2019 №1) решено установить обязательный разовый специальный платеж за весь период проведения ремонтно-строительных работ в помещениях, а также связанных с переездом собственников в целях оплаты дополнительных лимитов вывозимых и утилизируемых отходов (пункт 10); заключить прямые договоры в порядке предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерацией между собственниками многоквартирного дома и ресурсоснабжающими организациями, в том числе с региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами, на поставку коммунальных услуг (пункт 12).

В развитие вопроса, предусмотренного пунктом 10 решения общего собрания собственников, ООО «УК «Прага» заключило с ООО «ТехноСтрой» договор на вывоз строительного мусора (договор от 01.10.2019 №49/19).

Однако заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в ООО «Эко-Пронск» не направлялась.

В соответствии с пунктом 8(17) Правил №1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Ссылаясь на пункт 8 (17) Правил №1156 и указывая на то обстоятельство, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещено на официальном сайте в сети Интернет (https://www.ecopronsk.ru/) 02.10.2019, ООО «Эко-Пронск» заключило договоры с собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, с 24.10.2019.

Между тем согласно положениям статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Между тем материалами дела подтверждается, что ООО «Эко-Пронск» вплоть до 02.06.2020 не оказывало собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Так, из письма, направленного управляющей компанией региональному оператору 09.04.2020, следует, что 01.04.2020 и 06.04.2020 в адрес ООО «УК «Прага» на сеть деловых коммуникаций и обмена электронными документами между компаниями (СБИС) поступили счета на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; в письме приложены формы (проекты) договора и заявления на заключение договора.

Однако ввиду того, что услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «УК «Прага» не оказывалось и договорных отношений между организациями не имелось, управляющая компания просила аннулировать выставленные счета.

16.04.2020 ООО «УК «Прага» повторно обратилось к ООО «Эко-Пронск» с той же просьбой: пояснить, за какие услуги произведены начисления и по какому адресу осуществлен вывоз мусора. В ту же дату управляющая компания просила разъяснить, какие именно документы и сведения необходимо предоставить ООО «Эко-Пронск» для заключения прямых договоров между региональным оператором и собственниками жилых и нежилых помещений.

Письмом от 21.04.2020 управляющая компания направила ООО «Эко-Пронск» копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома и реестр собственников, с указанием лицевых счетов объекта недвижимости, сообщив о том, что лицевые счета открыты в МП «КВЦ» только в январе 2020 года. Просила заключить с собственниками жилых и нежилых помещений прямые договоры на оказание услуг по обращению с ТКО.

Таким образом, документально подтверждено, что до 21.04.2020 ООО «Эко-Пронск» не располагало информацией о собственниках жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и их лицевых счетах.

В апреле 2020 года региональным оператором аннулированы счета, предъявленные ООО «УК «Прага», и выставлены счета за оказание услуг на обращение с ТКО непосредственно собственникам помещений многоквартирного дома; расчеты произведены начиная с января 2020 года.

При этом вплоть ООО «Эко-Пронск» до 02.06.2020 не предпринимало никаких мер для организации вывоза ТКО с искомой контейнерной площадки.

Так, письмом от 21.04.2020 ООО «УК «Прага» обратилось к ООО «Эко-Пронск» с просьбой обеспечить потребителей по адресу г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, в достаточном количестве контейнерами для накопления ТКО.

Письмом от 27.05.2020 ООО «УК «Прага» сообщило о том, что арендует два бункерных контейнера под вывоз ТКО и КГО; с января 2020 года выставляются счета на оплату услуг по обращению с ТКО, однако фактически услуги не оказываются. Просило приступить к оказанию услуг.

Согласно пункту 23 Правил №1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги (пункт 24 Правил №1156).

Существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов согласно пункту 25 Правил №1156, являются, в числе прочего: предмет договора, периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов; места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.

Установлено, что 02.07.2019 ООО «Эко-Пронск» и ООО «К-СК «Дягилево» заключили договор на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований – городской округ город Рязань, городской округ город Скопин, Рязанский, Рыбновский, Захаровский, Пронский, Михайловский, Скопинский, Милославский муниципальные районы Рязанской области в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (№21007000025190000030001).

Пунктом 2.2 вышеуказанного договора определено, что исполнитель (ООО «К-СК «Дягилево») оказывает услугу на всей территории зоны деятельности исполнителя, вне зависимости от наличия либо отсутствия в Территориальной схеме информации о местах накопления ТКО.

Вместе с тем, согласно пункту 4.1.14 договора исполнитель обязан осуществлять транспортирование ТКО с мест накопления ТКО, определенных в Приложении №5, до объектов по обращению с ТКО (объектов обработки и размещения ТКО), определенных в Приложении №4, с учетом норм действующего законодательства РФ в соответствии с Графиком вывоза ТКО и соблюдением схемы потоков ТКО, определенной в Территориальной схеме, минимизируя транзитный проезд Мусоровозов по крупным населенным пунктам.

Исполнитель обязан отвечать за обращение с ТКО с момента начала погрузки ТКО в Мусоровоз, осуществляющий транспортирование ТКО с Мест накопления ТКО, определенных в Приложении №5, и до момента передачи ТКО на объекты по обращению с ТКО (объекты обработки и размещения ТКО), определенных в Приложении №4 (пункт 4.1.17).

Исполнитель обязан вести в отношении каждого Мусоровоза Маршрутный журнал, по форме, согласованной сторонами в Приложении №8 к настоящему договору, в котором также должна указываться информация о движении Мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Маршрутный журнал может вестись в электронном виде (пункт 4.1.18).

Исполнитель обязан осуществлять фотофиксацию (с указанием даты и времени) состояния контейнерных площадок, контейнеров, бункеров-накопителей до начала погрузки и после окончания погрузки ТКО в Мусоровоз с использованием интерфейс РМ водителя АИС «Отходы» исполнителя (с указанием даты, времени и гео-тега – информация о географических координатах в системе координат WGS-84), позволяющую определить отсутствие ТКО в каждой емкости после погрузки. Несоблюдение указанного требования является основанием для отказа регионального оператора в сдаче-приемке оказанных услуг (пункт 4.1.21 договора).

При выявлении обстоятельств (в том числе климатические условия, наличие (отсутствие) подъездных путей), препятствующих осуществлению транспортирования ТКО, в соответствии с Графиком вывоза ТКО, исполнитель в срок не позднее 3 (трех) часов с момента выявления таких обстоятельств, обязан информировать регионального оператора о данном случае нарушения Графика вывоза ТКО, с указанием причины нарушения и приложением подтверждающих документов, а также не позднее 1 (одного) рабочего дня согласовать время и дату устранения указанного нарушения. Несоблюдение данного условия является основанием для досрочного расторжения региональным оператором настоящего договора в одностороннем порядке (пункт 4.1.32 договора).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4.1.3 договора ООО «К-СК «Дягилево» обязано вносить всю информацию о деятельности, связанной с исполнением услуг по настоящему договору, в АИС «Отходы». Несоблюдение данной обязанности является основанием для досрочного расторжения региональным оператором настоящего договора в одностороннем порядке.

Таким образом, согласно пунктам 4.1.14, 4.1.17 договора ООО «К-СК «Дягилево» обязано осуществлять транспортирование ТКО с мест накопления, указанных в Приложении №5 к договору. В свою очередь, приложение №5 определяет, что сведения о местах накопления, в том числе о контейнерных площадках, содержатся в действующей редакции Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с коммунальными отходами, Рязанской области.

Установлено, что сведения о контейнерной площадке по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, не содержались Территориальной схеме вплоть до июля 2020 года.

Так, 19.05.2020 ООО «УК «Прага» направило в администрацию города Рязани заявку о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20.

Письмом от 01.06.2020 ООО «УК «Прага» сообщило государственной жилищной инспекции Рязанской области о том, что им выполнены все обязанности по организации контейнерной площадки; заявка на согласование площадки находится в администрации города Рязани.

15.06.2020 по результатам рассмотрения заявки администрация города Рязани постановила согласовать ООО «УК «Прага» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов площадью 8 кв. м. в районе д.20 по Мервинской ул. города Рязани (постановление от 15.06.2020 №1920).

26.06.2020 ООО «УК «Прага» направило в администрацию г. Рязани заявку о внесении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которая была рассмотрена в июле 2020 года.

Таким образом, в рамках договора на транспортирование твердых коммунальных отходов у ООО «К-СК «Дягилево» не было оснований для вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, не внесенной в Территориальную схему и не включенной в АИС «Отходы».

Вместе с тем согласно пунктам 4.1.3, 4.1.14, 4.1.17, 4.1.18, 4.1.21 договора на транспортирование твердых коммунальных отходов доказательствами вывоза ТКО с контейнерной площадки являются: сведения из АИС «Отходы», График вывоза ТКО, маршрутный журнал, фотографии.

Таких доказательств, подтверждающих вывоз ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, в период с 01.01.2020 по 01.06.2020, в материалы дела не предоставлено.

В письменных пояснениях от 18.11.2020 ООО «К-СК «Дягилево» пояснило следующее. «В связи с тем, что контейнерная площадка на придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, не находилась в территориальной схеме и реестре мест временного накопления ТКО, который ведется органами местного самоуправления, то у нашей организации не было правовых оснований внести такую площадку в информационную систему для формирования маршрутных заданий. Для этого требуются сведения о технических характеристиках площадки и количестве и типе мусоросборников в соответствии с санитарными нормами.

Несмотря на отсутствие информации, ООО «К-СК «Дягилево» направляло наряды сотрудников на спецтехнике для получения доступа к площадке. Подтверждение направления транспортных средств в виде выгрузки треков ГЛОНАСС о движении и остановках прилагаем на материальном носителе в электронном виде. Наименование каждого файла соответствует дате. Выгрузка представлена за период с 21.04.2020 (с момента получения сведений от регионального оператора о наличии МКД в перечне домов с услугой по обращению с ТКО).

Информация о невозможности проезда к контейнерной площадке, расположенной на закрытой территории многоквартирного дома по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, направлялась региональному оператору через диспетчерскую службу.

С 02.06.2020 наша организация получила доступ на территорию контейнерной площадки. На ней расположены 2 бункера-накопителя объемом 8 куб. м. Конструктивные ограждения и контейнеры под ТКО отсутствовали. Вывоз осуществляется регулярно ежедневно».

При этом материалами дела также опровергаются доводы представителей ООО «Эко-Пронск» о том, что в период с 01.01.2020 по 01.06.2020 услуги по обращению с ТКО оказывались жителям многоквартирного дома ООО «ТехноСтрой».

Установлено, что 01.10.2019 ООО «УК «Прага» (заказчик) заключило с ООО «ТехноСтрой» (исполнитель) договор №49/19, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель обязуется выполнять работы (оказывать услуги) по вывозу крупногабаритных отходов (КГО) с территории и объектов заказчика на специализированных объектах хранения отходов. Согласно пункту 2.2 данного договора, Приложения №1 к договору, вывоз КГО производится исполнителем с контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20; периодичность вывоза – по заявке.

Из представленных в материалы дела счет-фактур следует, что в октябре 2019 года ООО «ТехноСтрой» вывезло 3 куб.м. на сумму 9000 рублей, в ноябре 2019 года – 11 куб.м. на сумму 33000 рублей, в декабре 2019 года – 20 куб.м. на сумму 60000 рублей, в январе 2020 года – 17 куб.м. на сумму 51000 рублей, в феврале 2020 года – 19 куб. м. на сумму 57000 рублей, в марте 2020 года – 19 куб.м. на сумму 57000 рублей, в апреле 2020 года – 14 куб.м. на сумму 42000 рублей, в мае 2020 года – 12 куб.м. на сумму 36000 рублей, в июне 2020 года – 2 куб.м. на сумму 7000 рублей, в июле 2020 года - 8 куб.м. мусора на сумму 28000 рублей.

Согласно письменным пояснениям ООО «ТехноСтрой» от 07.12.2020, между ООО «К-СК «Дягилево» и ООО «ТехноСтрой» действовал договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 22.10.2019 №СВ-3-08, на основании которого последнее привлекалось для оказания услуг в рамках обеспечения деятельности регионального оператора. «В приложении №2 к договору указан реестр мест накопления и сбора ТКО, в данном реестре адрес контейнерной площадки, расположенной по ул. Мервинская, д.20, г. Рязань, отсутствует.

По вышеуказанному договору транспортирование ТКО производилось автомобилями: мусоровоз с задней загрузкой МАЗ г/н Х047ТА62 и мусоровоз с боковой загрузкой МАЗ г/н М009КУ190. Данные мусоровозы были оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Водители мусоровозов (МАЗ г/н Х047ТА62 и МАЗ г/н М009КУ190) осуществляли транспортирование ТКО в строгом соответствии с маршрутными заданиями, ежедневно формируемыми ООО «К-СК «Дягилево» в системе АИС «Отходы», маршрут и передвижение мусоровозов можно подтвердить отчетами GPS-мониторинга.

В маршрутных заданиях, присылаемых ООО «К-СК «Дягилево», адрес контейнерной площадки, расположенной по ул. Мервинская, д.20, г. Рязань, также отсутствовал».

В материалы дела представлен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 22.10.2019 №СВ-3-08, заключенный ООО «К-СК «Дягилево» и ООО «ТехноСтрой».

Согласно пункту 2.3 данного договора исполнитель (ООО «ТехноСтрой») оказывает услуги по транспортированию ТКО в строгом соответствии с маршрутными заданиями (листами), ежедневно формируемыми заказчиком (ООО «К-СК «Дягилево») для исполнителя. Исполнитель не вправе изменять маршрутное задание (лист) без предварительного письменного согласования с Заказчиком.

При этом стороны договорились, что под маршрутным заданием (листом) понимается электронный или бумажный документ, в котором указывается информация о маршруте движения мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов, который ежедневно формируется заказчиком на основании Графика вывоза ТКО для исполнителя и заполняется исполнителем в отношении каждого музоровоза. Электронный маршрутный лист – это автоматизированное рабочее место водителя (АРМ водителя) в системе АИС «Отходы». Бумажный маршрутный лист – бумажная форма, носит дублирующий характер и направляется заказчиком на электронную почту исполнителя. Форма бумажного маршрутного задания согласована сторонами в Приложении №8 к настоящему договору.

Анализ представленных ООО «ТехноСтрой» в материалы дела маршрутных заданий, а также путевых листов грузовых автомобилей показал, что контейнерная площадка по адресу: г.Рязань, ул. Мервинская, д.20, в них не значится.

31.03.2020 ООО «К-СК «Дягилево» и ООО «ТехноСтрой», заключив дополнительное соглашение, расторгли договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов от 22.10.2020 №31.03.2020.

Информации о том, что какое-либо иное лицо привлекалось региональным оператором либо ООО «К-СК «Дягилево» для вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, не имеется.

Следовательно, в период с 01.01.2020 по 01.06.2020 услуга по обращению с ТКО жителям многоквартирного дома не оказывалась.

Согласно пояснениям ООО «Эко-Пронск» от 16.12.2020 б/н место временного накопления по адресу: г.Рязань, ул. Мервинская, д.20, было внесено в АИС «Отходы» 02.06.2020. Вывоз ТКО после внесения площадки в указанную систему был начат с 03.06.2020 по согласованному с ООО «УК «Прага» графику.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Установлено, что в соответствии с положениями статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «Эко-Пронск» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению с ТКО в географических границах зоны деятельности регионального оператора (Рязанская область) с долей 100%; аналитический отчет о состоянии конкурентной среды приобщен к материалам дела.

Как разъяснил Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 1 постановления от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства») cогласно части 1 статьи 2  Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона; для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия (статья 11 Закона) и на недобросовестную конкуренцию (статья 14 Закона).

Учитывая это, арбитражные суды должны иметь в виду: требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Это означает, в частности, что не подлежит признанию недействительным решение или предписание антимонопольного органа (а равно не может быть отказано антимонопольному органу в удовлетворении его исковых требований) только на основании квалификации соответствующих правоотношений с участием хозяйствующего субъекта, которому выдано предписание антимонопольного органа или к которому данным органом подан иск, как гражданско-правовых.

Согласно пункту 4 постановления ВАС РФ от 30.06.2008 №30 при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Применительно к рассматриваемой ситуации, ООО «Эко-Пронск» в силу своего особого статуса регионального оператора обязано оказывать собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, услуги по обращению с ТКО, потребители обязаны оплачивать полученные услуги.

Однако предъявлением региональным оператором к оплате счетов в тот период времени, когда услуги не оказывались (период с 01.01.2020 по 01.06.2020), свидетельствует о превышении доминирующим хозяйствующим субъектом допустимых пределов реализации своих гражданских прав. Так, ООО «Эко-Пронск», пользуясь своим особым положением на товарном рынке и злоупотребляя рыночной властью, понуждало наименее слабую сторону рассматриваемых правоотношений (население) перечислять денежных средств в условиях неоказания услуг. При этом комиссия Рязанского УФАС России обращает внимание на неоднократный характер совершения таких действий (счета выставлялись за январь-март 2020 года, за апрель 2020 года, за май 2020 года) и длительность периода бездействия (5 месяцев), за который жителям многоквартирного дома надлежало оплатить сумму в размере 125725,5 рубля.

Вместе с тем, комиссия Рязанского УФАС России учитывает то обстоятельство, что в октябре 2020 года ООО «Эко-Пронск» сделало собственникам помещений в многоквартирном доме перерасчет, сторнировав начисления, произведенные за период с 01.01.2020 по 21.04.2020. При этом за период времени с 22.04.2020 по 01.06.2020, в который собственникам помещений в многоквартирном доме услуги не оказывались, начисления не скорректированы. Аргументы представителей ООО «Эко-Пронск» о том, что региональный оператор приступил к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 21.04.2020, отклоняются, поскольку такие выводы материалами дела не подтверждаются.

Вместе с тем не могут быть учеты доводы ответчика о том, что ООО «УК «Прага» не обеспечило возможность доступа к контейнерам для накопления ТКО, а равно доводы о складировании собственниками помещений ТКО на иных местах накопления либо в бункерах для строительного мусора.

Так, по смыслу с пункта 5.4 типового договора, который заключается региональным оператором с потребителями в порядке пункта 8 (17) Правил №1156, в случае, если потребитель не исполняет свои обязательства, в том числе не обеспечивает складирование ТКО в местах накопления и не обеспечивает к ним беспрепятственный доступ, региональный оператор с участием представителя потребителя составляет акт о нарушении потребителем обязательств по настоящему договору и вручает его представителю потребителя. При неявке представителя потребителя региональный оператор составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 (двух) незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 (трех) рабочих дней направляет акт потребителю с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, предложенного региональным оператором.

Потребитель в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет региональному оператору. В случае несогласия с содержанием акта потребитель вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение региональному оператору в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения акта.

В случае невозможности устранения нарушений в сроки, предложенные региональным оператором, потребитель предлагает иные сроки для устранения выявленных нарушений.

Между тем, каких-либо актов, свидетельствующих о нарушении собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Рязань, ул. Мервинская, д.20, условий договора, в том числе путем складирования ТКО на иных площадках либо в бункеры для строительного мусора, не составлялось. Представленные ответчиком в материалы дела фотографии не могут быть признаны допустимым доказательством складирования жителями многоквартирного дома твердых коммунальных отходов в контейнеры для строительного мусора, поскольку не представляется возможным идентифицировать место и время произведения фотосьемки.

Вместе с тем, не находит также документального сопровождения довод представителей ООО «Эко-Пронск» о наличии факта препятствования со стороны ООО «УК «Прага» в вывозе ТКО (в доступе на площадку), и, напротив, имеются письма последнего, в которых содержится просьба к региональному оператору приступить к оказанию услуг.

Факт отсутствия контейнерной площадки в Территориальной схеме вопреки позиции ООО «Эко-Пронск» не является основанием для уклонения регионального оператора от исполнения своих обязанностей.

Так, в соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно Территориальной схеме в рамках действующего законодательства региональный оператор вносит предложения по изменению и дополнению перечня источников образования отходов и мест сбора и накопления отходов в соответствии с информацией, полученной при осуществлении производственной деятельности.

В соответствии с пунктом 17 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, информация о размещенных и планируемых к размещению контейнерах и бункерах с указанием их объема формируется на основании информации, предоставляемой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого размещаются места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия ООО «Эко-Пронск», выразившиеся в предъявлении собственникам помещений многоквартирного дома, по адресу: г. Рязань, ул. Мервинская, д.20, счетов за услуг по обращению с ТКО в условиях неоказания данных услуг (за период с 01.01.2020 по 01.06.2020), противоречат запретам части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Согласно части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/10-575/2020, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Эко-Пронск» (ИНН 6211007461, ОГРН 1106214000683, юридический адрес: 391140, Рязанская обл., Пронский р-н, рп. Пронск, ул. Новая, д. 22) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.
  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии «……….»

 

Члены Комиссии «……..»

«……»

Связанные организации

Связанные организации не указаны