Решение б/н Решение в отношении МУП г. Рязани "Управление Рязанского тро... от 11 января 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 501-07-3/2015
Резолютивная часть решения оглашена «15» декабря 2015г.
В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2015г.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе <…>, в отсутствии представителя МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (уведомлены надлежащим образом) рассмотрев дело № 501-07-3/2015 по признакам нарушения МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (ул. Дзержинского, д.21, г. Рязань, 390005), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Рязанское УФАС России поступила информация Администрации города Рязани (вх. от 22.10.2015г. № 4244) из которой следует, что контрольно-аналитическим отделом администрации города Рязани на основании постановления администрации города Рязани от 25.06.2015 № 2844 «Об утверждении плана контрольных мероприятий на 2 полугодие 2015 года» проведена ревизия муниципального унитарного предприятия города Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» на предмет соблюдение требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
По результатам ревизии МУП г. Рязани «УРТ» исполнения отдельных требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) и Положения о закупке товаров, работ, услуг МУП г. Рязани «УРТ» (далее - Положение) установлено следующее.
В извещение № 31502106500 предъявлены требование к участникам конкурса, не предусмотренное Положением о закупке, а именно «Отсутствие в предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа».
Без проведения конкурентных процедур, МУП г. Рязани «УРТ» закупило у двух поставщиков — запасные части, узлы и агрегаты для транспортных средств, в том числе:
№ п/п |
№ договора, дата заключения |
Наименование поставщика |
Предмет договора |
Сумма, руб |
1 |
ЗП/15/026 от 09.02.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
91 875,00 |
2 |
ЗП/15/027 от 10.02.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
91 875,00 |
3 |
ЗП/15/028 от 11.02.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
91 785,00 |
4 |
ЗП/15/029 от 12.02.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
91 785,00 |
5 |
ЗП/15/035 от 01.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
74 750,00 |
6 |
ЗП/15/036 от 02.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
74 750,00 |
7 |
ЗП/15/037 от 03.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
80 500,00 |
8 |
ЗП/15/038 от 15.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
88 800,00 |
9 |
ЗП/15/039 от 16.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
88 800,00 |
10 |
ЗП/15/040 от 17.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
88 800,00 |
11 |
ЗП/15/041 от 20.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
88 800,00 |
12 |
ЗП/15/042 от 21.04.2015 |
ООО «Автобус 62» |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
88 800,00 |
13 |
ЗП/15/001 от 30.04.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
98 000,00 |
14 |
ЗП/15/002 от 30.04.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
98 000,00 |
15 |
ЗП/15/003 от 30.04.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
98 000,00 |
16 |
ЗП/15/004 от 30.04.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
73 500,00 |
17 |
ЗП/15/009 от 08.06.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
87 677,00 |
18 |
ЗП/15/010 от 09.06.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
92 959,10 |
19 |
ЗП/15/011 от 10.06.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
94 812,40 |
20 |
ЗП/15/012 от 11.06.2015 |
ИП Марков Вячеслав Александрович |
Поставка запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств |
87 958,15 |
21 |
|
|
|
1 772 406,65 |
Проведение закупок (извещение № 31502273539, № 31502273552, № 31502409113, №31502273547, №31502409128) в форме запроса цен.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012г. № 616 закупка подобных товаров должна проводиться в электронной форме.
По мнению Администрации г. Рязани, МУП г. Рязани «УРТ» в один день была совершена умышленная разбивка на несколько сумм, с целью не проводить закупку в электронной форме, при этом в спецификации контрактов отсутствует цена по каждой позиции наименования запасных частей.
Ответчиком в мотивированном письменном объяснение (вх. от 11.12.2015г. №5128) заявлено следующее.
Правовой основой закупки товаров, работ и услуг для МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (далее – МУП г. Рязани «УРТ») согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках является Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП г. Рязани «УРТ» (далее – Положение о закупках), (утверждено в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, 16. 09.2014г директором МУП г. Рязани «УРТ» Куликом Сергеем Николаевичем).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 15 статьи 4 Закона о закупках Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей. В случае если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ услуг, стоимость которых не превышает пятисот тысяч рублей.
В соответствии с доводами ответчика, положение Закона о закупках не содержит запретов на количество закупок Заказчиком на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках и статьей 3 Положения о закупке предусмотрено, что целями данного закона и Положения о закупке являются расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и развитие добросовестной конкуренции.
В ходе рассмотрения дела и представленных материалов Комиссией было установлено следующие.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.02.2015г. № Д28и-205 злоупотребление заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика может привести к недобросовестной конкуренции и повлечь формирование прецедента для заказчика.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, приведенный в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции перечень неправомерных действий (п. 1-4) не является закрытым.
Установлено, что МУП г. Рязани «УРТ» были заключены договора на поставку запасных частей, узлов и агрегатов для транспортных средств.
Общая сумма договоров заключенных с ООО «Автобус 62» за февраль и апрель составила - 1 041 500, 00 руб., с ИП Марков Вячеслав Александрович за апрель и июнь составила — 730 906, 65 руб.
Таким образом, осуществление закупки у двух хозяйствующих субъектов, на сумму не превышающие 100 тысяч рублей в короткий период времени, является злоупотреблением заказчиком правом осуществления закупки у единственного поставщика, и противоречит требованиям ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 10 марта 2015 года МУП г. Рязани «УРТ» разместило извещение № 31502106500 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.zakupki.gov.ru о проведении открытого конкурса на оказание услуг по заключению договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее — открытый конкурс).
На момент проведения открытого конкурса у МУП г. Рязани «УРТ» было утверждено в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона о закупках и действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг Муниципального унитарного предприятия г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» от 16.09.2014г.
В пункте 5 части 2 статьи 11 «Требование к участникам закупки» Положении о закупке установлено требование: «отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки (подтверждается письмом за подписью руководителя на бланке организации)», в то время как пунктом 9.5 раздела 9 «Требования к участникам закупки» документации открытого конкурса (извещение № 31502106500) установлено требование, не предусмотренное Положением о закупке, а именно: «Отсутствие в предусмотренных Федеральным законом № 94-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике размещения заказа.
Согласно ч.6 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Исходя из этого, действия МУП г. Рязани «УРТ» по предъявлению требований к участникам конкурса, не предусмотренных Положением о закупке, противоречат требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.
Согласно ч. 4 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Во исполнении вышеуказанной нормы закона установлен Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012г. № 616 (далее — Перечень).
Агрегаты, узлы и детали троллейбусов (кроме электрооборудования) (код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993г. № 17) [3430230], включен в данный Перечень.
Таким образом, следует, что в случае закупки товаров, работ и услуг, перечисленных в Перечне, МУП г. Рязани «УРТ» должно проводить такие закупки в электронной форме.
Установлено, что закупки (извещение № 31502273539, № 31502273552, № 31502409113, №31502273547, №31502409128) были проведены в иной форме, а именно в форме запроса цен.
Исходя из этого, данные действия нарушают ч. 4 ст. 3 Закона о закупках.
Таким образом, МУП г. Рязани «УРТ» провело с нарушениями следующие закупки:
№ п/п |
№ договора, дата заключения |
Наименование поставщика |
Предмет договора |
Сумма, руб. |
1 |
17 от 28.04.2015 |
ООО «Электромаш-сервис» |
Поставка запасных частей |
597 261,60 |
2 |
18 от 28.04.2015 |
ООО «Электромаш-сервис» |
Поставка запасных частей |
599 393,46 |
3 |
19 от 28.04.2015 |
ООО «Электромаш-сервис» |
Поставка запасных частей |
598 800,00 |
4 |
20 от 28.04.2015 |
ООО «ЭЛТРАНСМАШ» |
Поставка запасных частей |
355 103,00 |
5 |
23 от 05.06.2015 |
ООО «ЭЛТРАНСМАШ» |
Поставка запасных частей |
339 131,00 |
|
|
|
|
1 795 455,06 |
Общая сумма договоров заключенных с ООО «Электромашсервис» составила 1 795 455,06 руб., с ООО «ЭЛТРАНСМАШ» - 694 234 руб.
Установление данной формы торгов (запрос цен) может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры, то есть неправомерному уменьшению количества хозяйствующих субъектов, потенциальных участников торгов, являющихся конкурентами, не входящих в одну группу лиц.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России согласилась с доводами Администрации г. Рязани и признала действия МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса», противоречащими требованиям Федерального закона от 26 июля 2006г. № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 18.07.2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия МУП г. Рязани «Управление Рязанского троллейбуса» (ул. Дзержинского, д.21, г. Рязань, 390005), выразившиеся в злоупотреблении правом осуществления закупки у единственного поставщика, противоречащими части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Признать действия, выразившиеся в предъявлении требования к участникам конкурса (извещение № 31502106500), не предусмотренного Положением о закупке, противоречащими требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Признать действия по проведению запроса цен (извещение № 31502273539, № 31502273552, № 31502409113, №31502273547, №31502409128) в нарушении требований части 4 статьи 3 Закона о закупках, так как в соответствии с Постановлением Правительства от 21 июня 2012г. № 616 закупка из данного перечня товаров осуществляется в электронной форме.
4. Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства не выдавать.
5. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для принятия решения о привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.