Решение б/н решение и предписание по жалобе ООО «Центр Слуха» о нарушени... от 2 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 533-03-1/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

27 сентября 2018 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 24 сентября 2018 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 53 от 06.08.2018 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, при участии представителей: Государственного учреждения – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ˂...˃, представителя ООО «Центр слуха» ˂...˃, в отсутствии представителей ООО «РТС-тендер», уведомленных надлежащим образом (исх. №4660 от 18.09.2018), рассмотрев жалобу ООО «Центр Слуха» №09-05/14/09-2 от 14.09.2018 (вх. №4175 от 17.09.2018) на действия Заказчика (Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) при проведении электронного аукциона на поставку в 2018 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) технических средств реабилитации – слуховых аппаратов (извещение №0259100000118000115 от 31.08.2018), и проведя внеплановую проверку указанного электронного аукциона,

у с т а н о в и л а:

Государственным учреждением – Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Заказчик) была инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку в 2018 году инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) ТСР - слуховых аппаратов (далее – электронный аукцион).

31 августа 2018 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 582 666,75 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС).

1. Заказчиком неправомерно установлено требование в аукционной документации о наличии у участника закупки лицензии установленного образца на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии или осуществление деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)».

2. Заказчиком в документации об электронном аукционе установлены показатели закупаемого товара, которые не соответствуют законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о стандартизации, и отсутствует документальное обоснование о необходимости установления других показателей и требований, не соответствующих законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, законодательству Российской Федерации о стандартизации.

3. Заказчиком не надлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта, так как услуги по настройке слухового аппарата являются дополнительными услугами, которые не заложены в цену контракта.

4. Заказчиком ненадлежащим образом определено место оказания услуги, поставки товара, что обуславливает «неоднозначность» информации при размещении аукционной документации и вводит участника закупки в заблуждение.

5. Заказчиком в аукционной документации не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих страну происхождения медицинских изделий, которые необходимо предоставить в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе.

В ходе заседания Комиссии, представитель Заявителя поддержал 1,2,3,5 доводы, изложенные в жалобе, от 4 довода жалобы представитель Заявителя отказался.

В отзыве на жалобу № 01-07/6204-14658 от 21.09.2018 (вх. №4271 от 24.09.2018) Заказчик сообщил, что документация об электронном аукционе соответствует Закону о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение Заказчика и Заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии со ст.31 Закона о ФКС при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки

Согласно п. 2 ч.1 ст. 66 Закона о ФКС, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Согласно п.25 раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать лицензию на медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии или осуществление деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик).

В соответствии с Разделом III «Описание объекта закупки» аукционной документации Заказчиком предусмотрена поставка требуемого товара и его настройка.

Таким образом, данная закупка является комплексной и включает в себя несколько этапов закупки:

1) поставка медицинской техники (изделия);

2) индивидуальная настройка изделия.

Согласно Приказу Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" подбор слуховых аппаратов и настройка слуховых аппаратов являются медицинскими услугами.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" работы (услуги) сурдологии-оториноларингологии включены в медицинскую деятельность.

Согласно п.46 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Следовательно, поставка слуховых аппаратов является не лицензируемым видом деятельности. В свою очередь, настройка медицинского изделия - это лицензируемый вид деятельности. При этом индивидуальная настройка слуховых аппаратов по условиям аукционной документации не является самостоятельным объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о ФКС заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно "Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, Заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.

Вместе с тем, согласно аукционной документации, работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки. Поэтому установление Заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о ФКС. При исполнении контракта Исполнитель может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, что предусмотрено проектом контракта Заказчика.

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком ч.6 ст. 31 Закона о ФКС.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Объектом закупки является поставка инвалидам (за исключением инвалидов вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) ТСР - слуховых аппаратов.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в аукционной документации должен установить требования к поставке слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Согласно Разделу III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к позициям 1,3,4:

1) 17-01-05. Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный должен иметь, в том числе:

- максимальный ВУЗД 90 должен быть не менее 142 дБ;

- максимальное усиление не менее 82 дБ;

3) 17-01-06. Слуховой аппарат цифровой заушный мощный должен иметь, в том числе:

- максимальный ВУЗД 90 должен быть не менее 127 дБ;

4) 17-01-06. Слуховой аппарат цифровой заушный мощный должен иметь, в том числе:

- максимальный ВУЗД 90 должен быть не менее 136 дБ;

В ходе заседания Комиссия представители Заказчика пояснили, что общие требования к слуховым аппаратам, реализуемым на территории Российской Федерации, должны соответствовать ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные Технические требования и испытания».

Вместе с тем, данный ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания» описывает лишь основные функциональные и технические характеристики слуховых аппаратов: максимальный ВУЗД90, максимальное усиление, диапазон частот, аудиовход, режим телефонной ракушки.

Кроме того согласно п. 4.6 ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания» в технических условиях на слуховые аппараты конкретных типов дополнительно к перечисленным должны быть приведены другие параметры в соответствии с функциональными особенностями и назначение слуховых аппаратов.

Согласно Разделу III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе для выполнения функций по обеспечению инвалидов слуховыми аппаратами в части описания функциональных и технических характеристик, заказчик руководствовался рекомендациями индивидуальных программам реабилитации или абилитации инвалида, разработанными федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, с учетом антропометрических и социально бытовых особенностей инвалидов, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

В ходе заседания Комиссии установлено, что характеристики закупаемых слуховых аппаратов не противоречат ГОСТ Р 51024-2012 «Аппараты слуховые электронные реабилитационные. Технические требования и испытания».

На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что данный довод Заявителя не обоснован, поскольку документация об электронном аукционе не противоречит положения Закона о ФКС.

3. Частью 1 статьи 99 Закона о ФКС установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;

2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона о ФКС федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, которым является Рязанское УФАС России, осуществляется контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.

Частью 8 статьи 99 Закона о ФКС установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:

- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;

При таких обстоятельствах, у Рязанского УФАС России в рамках Закона о ФКС отсутствуют полномочия по проведению проверок на предмет соблюдения требований заказчиками Закона о ФКС в части ценообразования, формирования обоснования начальной максимальной цены контракта.

Таким образом, Комиссией Рязанского УФАС России принято решение не рассматривать данный довод жалобы заявителя.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102) утверждены:

- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);

- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о ФКС вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о ФКС, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.

Согласно пп.4 п.25 раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» аукционной документации вторая часть заявки на участие должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о ФКС, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

При этом, в ходе заседания Комиссии выявлено, что Заказчиком не установлен конкретный перечень обязательных для предоставления документов в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о ФКС, подтверждающих страну происхождения медицинского изделия, являющегося предметом закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о ФКС аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч. 19 ст. 68 Закона о ФКС, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Следовательно, отсутствие в документации о закупке определенного перечня документов, которые участник закупки обязан предоставить в составе заявки, позволяет участнику закупки предоставить любой документ, при этом у аукционной комиссии Заказчика будут отсутствовать правовые основания для признания такой второй части заявки несоответствующей требованиям документации.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя. В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о ФКС в части установления требований к содержанию второй части заявки, которые не позволяют однозначно установить порядок формирования второй части заявки.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

 

р е ш и л а:

 

  1. Признать жалобу ООО «Центр слуха» обоснованной в части неправомерного установления в аукционной документации требования о предоставления лицензии установленного образца и в части не установления перечня обязательных для предоставления в составе второй части заявки документов, подтверждающих страну происхождения медицинского изделия, являющегося предметом закупки.
  2. Признать Заказчика (Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации) нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
  3. Передать материалы дела в Управление Федерального казначейства по Рязанской области для проведения проверки на предмет соответствия действий Заказчика требованиям Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» при формировании начальной максимальной цены контракта.
  4. Выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки (ООО «РТС-тендер») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 533-03-1/2018

27 сентября 2018 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 53 от 06.08.2018 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, на основании своего решения от 27.09.2018 № 533-03-1/2018, предписывает:

1. Аукционной комиссии Государственного учреждения - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отменить Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.09.2018 №0259100000118000115-0.

2. Оператору электронной площадки (ООО «РТС-тендер»):

- отменить Протокол проведения электронного аукциона от 21.09.2018 №0259100000118000115-2;

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в аукционе;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3. Заказчику (Государственное учреждение - Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации):

- привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.09.2018 № 533-03-1/2018, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дату проведения аукциона, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 15 дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.

4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- назначить время проведения аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, дате и времени проведения аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

5. Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 27.09.2018 № 533-03-1/2018.

6. Заказчику, Аукционной комиссии и Оператору электронной площадки в срок до 11.10.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС подтверждение исполнения настоящего предписания.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

˂...˃

Связанные организации

Связанные организации не указаны