Решение б/н решение по результатам рассмотрения жалобы Московского регио... от 24 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 543-04-4/2017

по результатам рассмотрения жалобы Московского регионального филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

18 октября 2017 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2017 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе <…> при участии представителей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго» <…>; Московского регионального филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации <…>, рассмотрев жалобу Московского регионального филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации исх. №01-08/468 от 27.09.2017 (вх.№5294 от 29.09.2017) на действия ПАО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ» филиал «РЯЗАНЬЭНЕРГО» (далее - Заказчик, ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго») – при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 года по декабрь 2019 года (извещение в Единой информационной системе в сфере закупок №31705454354), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

29 сентября 2017 года в адрес Рязанского УФАС России (далее – Управление) поступила жалоба Московского регионального филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Заявитель) исх. №01-08/468 от 27.09.2017 (вх.№5294 от 29.09.2017) на действия ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 года по декабрь 2019 года (далее – Конкурс).

Конкурс проводился в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), на основании Единого стандарта закупок ПАО «РОССЕТИ» (Положение о закупке), утвержденного решением Совета директоров ПАО «РОССЕТИ» протокол от 30.10.2015 №206 (в редакции №269 от 31.05.2017) (далее – Положение о закупке), опубликованного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Конкурсной документацией.

Организатор конкурса – ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго».

Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация опубликованы 24.08.2017 в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте электронной торговой площадки www.b2b-center.ru. Конкурсная документация разработана в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «РОССЕТИ» (Положение о закупке), утвержденным решением Совета директоров ПАО «РОССЕТИ» протокол от 30.10.2015 №206 (в редакции №269 от 31.05.2017).

Начало срока предоставления заявок (документации): с момента публикации открытого конкурса на официальном сайте РФ http://zakupki.gov.ru, официальном сайте ПАО «МРСК Центра и Приволжья» www.mrsk-cp.ru, ЭТП www.b2b-centеr.ru.

  • и время окончания подачи заявок: 14.09.2017 не позднее 10 часов 00 минут.

Дата рассмотрения заявок: 18.09.2017 г.

Подведение итогов и подписание протокола по подведению итогов Конкурса: 20.09.2017.

Предмет Конкурса: право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 года по декабрь 2019 года.

Планируемая (предельная) цена закупки: 56 630 480 рублей 00 копеек с НДС

Согласно протоколу заседания Конкурсной комиссии Заказчика по рассмотрению заявок открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 года по декабрь 2019 года (№52904) признаны соответствующими условиям Конкурса заявки следующих участников:

- ООО «ЧОП «МОНОЛИТ» (105318, г.Москва, ул.Щербаковская, д.41А),

- ООО «ЧОП «Кодекс ЩИТ» (127051, г.Москва, Петровский бульвар, д.3, корп.2).

Согласно тому же протоколу признаны не соответствующими условиям Конкурса заявки следующих участников:

- ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России на основании несоответствия требованиям п.2.3.1.1 п.п. «д» и «е», а также п.2.3.2.3 п.п. «д» и «ж» Тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации;

- ООО «ЧОП «Рефлекс-КБ» на основании несоответствия требованиям п.2.3.2.3 п.п. «г» и «ж»

Победителем Конкурса согласно протоколу подведения итогов 317054543-54-04 от 20.09.2017 признано ООО «ЧОП «МОНОЛИТ».

На момент рассмотрения жалобы договор заключен 30.09.2017 с победителем Конкурса – ООО «ЧОП «МОНОЛИТ».

Заявитель считает, что Заказчик, установив в подпункте «е» пункта 2.3.1.1 раздела 2.3.1 «Требования к участнику конкурса» тома 1 «Общая и коммерческая части» конкурсной документации требование к участникам конкурса о предоставлении ими лицензии на право оказания охранных услуг, ограничил своими действиями конкуренцию среди потенциальных участников конкурса, создав иным участникам торгов преимущественные условия участия в торгах, чем нарушил пункт 2 части 1 ст.17 Закона о защите конкуренции.

Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно установил в подпункте «д» пункта 2.3.1.1 раздела 2.3.1 «Требования к участнику конкурса» тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации требование к участнику Конкурса застраховать гражданскую ответственность перед Заказчиком на сумму не менее 10% от стоимости заключаемого договора на весь период действия этого Договора охраны объектов заказчика (предоставить договор либо гарантийное письмо о заключении договора страхования гражданской ответственности на указанную сумму). По мнению Заявителя, данные требования Заказчика противоречат статьям 929 и 935 ГК РФ, являются дискриминационными и ограничивающими конкуренцию.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, предоставил письменные возражения, согласно которым считает жалобу необоснованной и не подлежащей рассмотрению в УФАС по Рязанской области (вх.№5383 от 06.10.2017, №5442 от 11.10.2017)

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу ст.6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее – заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможности участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение закупки и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Из части 2 статьи 2 Закона о закупках следует, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Подпунктом 4.6.3 раздела 4.6 «Общие требования к участникам закупки» Положения о закупке установлено, что в случае, если участником закупки является юридическое лицо, оно должно быть зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных разрешений (лицензий, допусков и т.п. документов) - иметь их.

Подпунктом «е» пункта 2.3.1.1 Конкурсной документации установлено, что участник конкурса, для выполнения оказанных услуг, должен обладать лицензией на право оказания охранных услуг, предусмотренной Федеральным законом №2487-1 от 11.03.1992 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации и Федеральным законом №272-ФЗ от 22.12.2008 (ред. от 07.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», оформленной в соответствие с Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 №498, и предоставляющей разрешение на предоставление следующих услуг: защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особоважное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения и перечень которых устанавливается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Подпункт 4.6.8 того же раздела 4.6 гласит, что иные требования к участникам закупки устанавливаются документацией о закупке в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительными требованиями заказчика.

Комиссия делает вывод, что требования Заказчика в виде требования к участнику иметь лицензию на право оказания охранных услуг не ограничивает конкуренцию, по следующим причинам.

Подпунктом 4.6.3 раздела 4.6 «Общие требования к участникам закупки» Положения о закупке установлено, что участник закупки для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных разрешений (лицензий, допусков и т.п. документов) – обязан иметь их.

Предметом договора, указанного в Извещении, является право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на период с октября 2017 г. по декабрь 2019 г.

  • Уставу ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, утвержденному приказом Минэнерго России от 13.06.2013 №296, данное предприятие является коммерческой организацией, создано в целях охраны объектов топливно-энергетического комплекса, иных объектов находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, обеспечения их защиты от противоправных посягательств, а также в целях получения прибыли. Предприятие имеет различные виды деятельности, в том числе защита охраняемых объектов от противоправных посягательств.

Деятельность ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России регулируется Федеральным законом №77-ФЗ от 14.04.1999 «О ведомственной охране» (далее – Закон о ведомственной охране)

В статье 8 Закона о ведомственной охране указано, что ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов.

Согласно последнему абзацу статьи 8 Закона о ведомственной охране перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом от 04.07.2016 №637 Минэнерго России «Об утверждении перечня охраняемых объектов ведомственной охраной министерства энергетики Российской Федерации объектов топливно-энергетического комплекса», утвержден перечень объектов, подлежащих охране предприятиями ведомственной охраны Минэнерго России.

В указанном перечне охраняемых ведомственной охраной Минэнерго России объекты ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго» отсутствуют.

Следовательно, установление в конкурсной документации требования к участникам закупки о предоставлении лицензии на право оказания охранных услуг не противоречит действующему законодательству.

Указанная позиция антимонопольного органа подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 05.05.2016 №307-КГ 16-830 по делу N А56-8563/2015.

Комиссия пришла к выводу, что в данной закупке ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России выступает не как ведомственное учреждение охраны, а как коммерческая организация, для которой установлено требование наличия лицензии.

Согласно подпункту «д» пункта 2.3.1.1 раздела 2.3.1 «Требования к участнику конкурса» тома 1 «Общая и коммерческая части» Конкурсной документации участник конкурса должен застраховать гражданскую ответственность перед заказчиком на сумму не менее 10% от стоимости заключаемого договора на весь период действия этого договора охраны объектов заказчика (предоставить договор либо гарантийное письмо о заключении договора страхования гражданской ответственности на указанную сумму).

Комиссия полагает, что право устанавливать в Конкурсной документации требования к участникам в виде установления гражданской ответственности перед заказчиком на сумму не менее 10% от стоимости заключаемого договора на весь период действия этого Договора охраны объектов заказчика не противоречит требованиям действующего законодательства. Комиссия полагает, что законодательством Российской Федерации не установлен запрет на страхование гражданской ответственности перед Заказчиком. Кроме того, в конкурсной документации отсутствует требование именно о страховании профессиональной охранной деятельности. Комиссия Рязанского УФАС России полагает, что Заказчик, установив требование в виде страхования гражданской ответственности, не нарушал требований действующего законодательства.

Подпунктом «ж» пункта 2.3.2.3 Конкурсной документации предусмотрено предоставление заверенных участником копий документов о правах юридического (физического) лица на имущество (свидетельство о праве собственности, договоры аренды на имущество, МТР, копии ПТС и иные документы, подтверждающие право собственности).

  • протоколу заседания постоянно действующей закупочной комиссии Заказчика по рассмотрению заявок открытого одноэтапного конкурса на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 по декабрь 2019 (№52904) ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России также не представило на Конкурс часть документации, предусмотренной пп.«ж» пункта 2.3.2.3 Конкурсной документации, а именно не предоставило заверенные копии документов о правах юридического лица на имущество (свидетельство о праве собственности, договоры аренды на имущество, МТР, копии ПТС и иные документы, подтверждающие право собственности).

Таким образом, ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России нарушены требования конкурсной документации, выразившиеся в непредставлении документов, предусмотренных подпунктом «д» пункта 2.3.1.1 (непредставление договора страхования гражданской ответственности или гарантийного письма о заключении договора страхования гражданской ответственности перед Заказчиком на сумму не менее 10% от стоимости заключаемого договора на весь период действия этого договора охраны объектов), подпунктом «е» пункта 2.3.1.1 (непредставление лицензии на право оказания охранных услуг) и пп.«ж» пункта 2.3.2.3 Конкурсной документации (непредставление документов о правах юридического лица на имущество).

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу Московского регионального филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Министерства энергетики Российской Федерации на действия ПАО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ» филиал «РЯЗАНЬЭНЕРГО» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по физической охране объектов филиала «Рязаньэнерго» на период с октября 2017 года по декабрь 2019 года (извещение №31705454354) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны