Решение б/н решение и предписание по рассмотрению дела о нарушении антим... от 22 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № № 565-04-1/2017

 

«19» января 2018 года г. Рязань

 

Резолютивная часть решения оглашена 12 января 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 января 2018 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – <…>,

членов Комиссии: - <…>,

- <…>,

- <…>,

с участием представителя ответчика – главного инженера <…>,

рассмотрев дело №565-04-1/2017 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Быт» муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В период с 09.03.2017 по 31.03.2017 Инспекцией Рязанского УФАС России проведена плановая документарная проверка Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Быт» муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (далее - МУП ЖКХ «Быт», 390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143).

МУП ЖКХ «Быт» - коммерческая организация, основными видами деятельности которой является предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг и услуг по содержанию жилья надлежащего качества.

Учредителем предприятия является администрация Полянского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области (постановление администрации от 26.01.2009 №05).

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение требований антимонопольного законодательства МУП ЖКХ «Быт».

По результатам проведения проверки выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в том, что Предприятие, осуществляя выдачу технических условий и технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения, не обратилось в ГУ РЭК Рязанской области за установлением в законном порядке платы на технологическое присоединение (подключение) к сетям водоснабжения.

Результаты проверки отражены в Акте проверки №27 от 31.03.2017.

16.10.2017 приказом Рязанского УФАС России (№140) возбуждено дело по признакам нарушения МУП ЖКХ «Быт» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Представитель ответчика признал нарушение антимонопольного законодательства.

Указал, что в период с 01.01.2016 по 01.04.2017 Предприятием выдано более 30 технических условий, денежные средства взимались за осуществление врезки водопроводов в сумме 22 659 рублей 83 копейки. Договоры на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения в письменной форме не заключались.

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок), проведено исследование товарных рынков услуг холодного водоснабжения и услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры за 2016, 2017 годы (аналитический отчет приобщен к материалам данного дела).

Установлено, что МУП ЖКХ «Быт», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения и на рынке услуг водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенной сети, находящейся в Полянском сельском поселении Рязанского муниципального района Рязанской области.

Таким образом, на МУП ЖКХ «Быт» распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Правовое регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – ФЗ №416-ФЗ, Закон о водоснабжении и водоотведении), Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктами 4, 5, 6, 12 Постановления Правительства Российской Федерации N 406 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения.

Оплата по договору водоснабжения и водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2012 № 406 (далее – Основы ценообразования).

В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ №416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В соответствии с положениями Закона № 416-ФЗ холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения).

Следовательно, технологическое подключение (присоединение) не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка холодного водоснабжения и (или) рынка водоотведения, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.

Плата за подключение (технологическое присоединение) объекта лица, обратившегося в регулируемую организацию с заявлением о заключении договора о подключении (далее - заявитель) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения (далее - плата за подключение), определяется на основании установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) или в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим документом.

В соответствии с пунктами 81, 82, 83 Основ ценообразования размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети). Размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации следующих видов расходов:

а) расходы на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей;

б) налог на прибыль.

Аналогичное предусмотрено и частью 13 статьи 18 Закона N 416-ФЗ.

Пунктом 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э (зарегистрирован в Минюсте России 25.02.2014 N 31412), установлена формула, по которой организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), рассчитывается размер платы за подключение к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.

То есть в соответствии с нормами действующего законодательства Предприятие обязано установить тариф за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованной сети холодного водоснабжения и рассчитать плату за технологическое присоединение объекта к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения.

В нарушение вышеуказанных норм права без установления тарифа и расчета платы за технологическое присоединение Предприятие взыскало с заявителей сумму в размере 22 659 рублей 83 копейки. При этом сослалось на то, что данная сумма была взыскана за самостоятельную подрядную работу - врезку трубы, которая не относится к технологическому присоединению.

Комиссия не согласилась с мнением ответчика, указавшего, что врезка – это самостоятельная стадия технологического присоединения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и не является фактическим подключением объекта к централизованной системе холодного водоснабжения.

Врезка водопровода в существующую сеть и (или) врезка в существующую сеть водоотведения (канализации) не может являться самостоятельным видом мероприятий, не входящих в состав мероприятий по подключению (технологическому присоединению), поскольку подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения согласно Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83) - это процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов. Точкой подключения является место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) представляет собой процесс фактического осуществления организацией водопроводно-канализационного хозяйства действий по подключению объекта потребителя к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, работы МУП ЖКХ «Быт» по врезке водопровода и (или) канализации в существующую сеть являются составной частью мероприятий по подключению абонента к системе водоснабжения и (или) водоотведения, тарифы на которые в соответствии с Законом № 416-ФЗ устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

На территории Рязанской области, согласно постановлению Правительства Рязанской области от 2 июля 2008 N 121, центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое управление в указанных сферах, является Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (ГУ РЭК Рязанской области).

Постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области (далее - ГУ РЭК Рязанской области) от 07.12.2015 №205 установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, водоотведения для потребителей МУП ЖКХ «Быт» с 01 января 2016 по 31 декабря 2018 года.

Согласно информации от ГУ РЭК Рязанской области, МУП ЖКХ «Быт» в 2016-2017 годах не обращалось в регулирующий орган для установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта по нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, квалифицируются как нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На основании выше установленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП ЖКХ «Быт» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Быт» муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143 ОГРН 1096215000397), занимающее доминирующее положение на рынках услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей в Полянском сельском поселении Рязанского муниципального района Рязанской области, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

  1. Выдать Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Быт» муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области предписание об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, указанного в пункте 1 настоящего решения.

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии <…>

 

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № №565-04-1/2017

«19» января 2018 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <…>,

- <…>,

- <…>,

- <…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 19.01.2018 по делу №565-04-1/2017 о нарушении Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «Быт» муниципального образования – Полянское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области (390525, Рязанская область, Рязанский район, с. Поляны, ул. Терехина, ИНН 6215023143 ОГРН 1096215000397) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка ценообразования,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно: обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Рязанской области в сфере государственного регулирования цен, тарифов, надбавок, индексов на отдельные виды товаров и услуг (Главное управление «Региональная энергетическая компания» Рязанской области) для установления платы за технологическое присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения.

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган до 25 мая 2018 года.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии: <…>

<…>

<…>

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны