Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 243-04-1/2017 от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«31» января 2018 года                                                                                          г. Рязань

 

Резолютивная часть оглашена 18 января 2018 года.

В полном объеме изготовлено 31 января 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <...>., руководителя управления,

- <...>., начальника отдела,

- <...>., заместителя начальника отдела,

- <...>., главного специалиста-эксперта,

с участием представителей:

- ответчика – <...>,

- третьего лица: ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго» – <...>,

рассмотрев дело №243-04-1/2017 по признакам нарушения ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  ОГРН 1056204000049)  пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения порядка ценообразования,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «НЭР» (юридический адрес: 191196, г. Санкт-Петербург, ул. Таллинская, д. 7, литер 0, помещение 322, место нахождения: пер. Береговой, д. 2, г. Новомичуринск, Пронский район, Рязанская область, 391160; ИНН 7806460944 КПП 780601001) на действия  ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее - ПАО «РЭСК», Ответчик).

Как следует из заявления, уведомлением от 17.02.2017 (исх. №345/1-16252) ПАО «РЭСК» уведомило ООО «НЭР», что в случае неоплаты образовавшейся задолженности по оплате за электроэнергию до 27.02.2017 следует самостоятельно произвести ограничение режима потребления электрической энергии в объеме                 200 кВт по части указанных точек поставки: ПС Новомичуринск, ф. 19: ТП-4090: промбаза.

Заявитель указывает, что у ПАО «РЭСК» отсутствовали основания как  для направления уведомления о введении ограничения потребления электроэнергии, так для введения ограничения потребления электрической энергии, так как у Общества отсутствовала задолженность по оплате за потребленный ресурс.

В соответствии с полученным актом сверки расчетов за электроэнергию за период с 01.05.2016 по 31.10.2016 на 01.11.2016 сальдо составляло 38 989,28 рублей.

Платежным поручением от 06.12.2016 за №103 ООО «НЭР» оплатило за ноябрь сумму в размере 40 000,00 рублей, тем самым, как считает заявитель, оплатив полностью образовавшуюся задолженность.

Несмотря на оплату за потребляемый ресурс, гарантирующим поставщиком 28.02.2017 введено ограничение потребления электрической энергии.

18.05.2017 Рязанским УФАС России возбуждено дело в отношении ПАО «РЭСК» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части применения неверной ценовой категории при определении размера платы за потребленную электрическую энергию.

ПАО «РЭСК» нарушения антимонопольного законодательства не признает по следующим основаниям.

Между ПАО «РЭСК» и ООО «НЭР» заключен договор энергоснабжения №230922 от 01.10.2012.

Сетевыми организациями по договору являются ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС», акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 06.08.2016) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья», филиал «Рязаньэнерго» (акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 13.04.2016).

Приложением №1 к договору определены точки поставки электрической энергии с определением сетевых организаций:

1)      Промбаза/кабельные наконечники в ячейке №19 фидера 10 кВ ПС «Новомичуринск», ОАО «ФСК ЕЭС»,

2)      Промбаза (резерв) контактные соединения шлейфов ЛР №553 на опоре №35 ВЛ 10 кВ №8 ПС «Новомичуринск», ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Максимальная мощность энергопринимающих устройств - 469,57 кВт.

Согласно договору при оплате за потребленную электроэнергию по всем точкам поставки применялась первая ценовая категория тарифа.

01.11.2016 письмом исх. №345-5375 ПАО «РЭСК» уведомило ООО «НЭР» о несоответствии применения действующего законодательства при оформлении договора энергоснабжения №230922.

Несоответствие, по мнению ПАО «РЭСК», заключалось в неверном применении ценовой категории  при определении расхода по прибору учета №285831 СЭТ3а-02-34-03/1 в точке поставки: контактные соединения шлейфов ЛР-553 на опоре №35 ВЛ-10 кВ №8 ПС Новомичуринск.

Таким образом, в период с июня по август 2016 года гарантирующим поставщиком неверно применялась ценовая категория (первая) при расчете платы за потребленную электрическую энергию, поэтому в ноябре 2016 года Обществу выставлен счет с учетом четвертой ценовой категории, что повлекло за собой занижение стоимости электроэнергии, предъявленной к оплате потребителю.

На этом основании в декабре 2016 года для ООО «НЭР» осуществлен перерасчет за потребленную энергию за июнь, июль, август 2016 года (по прибору учета №285831 СЭТ3а-02-34-03/1п в точке поставки: контактные соединения шлейфов ЛР-553 на опоре №35 ВЛ-10Кв №8 ПС Новомичуринск): за июнь в сумме 25 628,51 руб., июль – 27 515,24 руб., август – 16 706,76 руб. Итого – в сумме 69 850,51 руб.

То есть в 2016 году, за исключением июня, июля и августа 2016, когда ошибочно был применена при расчетах первая ценовая категория, применялась четвертая ценовая категория.

В октябре 2016 года потребление электроэнергии вновь производилось по точке поставки: контактные соединения шлейфов ЛР-553 на опоре №35 ВЛ-10 кВ №8 ПС Новомичуринск от сетей ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнего». Определение расхода по указанной точке в указанный период произведено по четвертой ценовой категории с применением расчетного периода.

17.02.2017 в адрес ООО «НЭР» направлено уведомление о планируемом ограничении потреблении электроэнергии  (исх. №345/1-16252) по части точек поставки: ПС Новомичуринск. Ф. 19: ТП-4000: промбаза.

Согласно акту о введении ограничения режима потребления ограничение произведено самостоятельно потребителем с 10 час. 00 мин. 28.02.2017 по точке поставки: ТП-4090, промбаза, РУ-0,4 кВ, рубильник.

После оплаты задолженности  потребителем самостоятельно произведено возобновление электроснабжения 03.03.2017, что подтверждается актом от 03.03.2017.

Представитель ответчика считает, что правовыми основаниями для применения к ООО «НЭР» указанной ценовой категории являются пункты 86, 92, 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).  По точке поставки от сетей ПАО «ФСК ЕЭС» обуславливает применение для расчетов с ООО «НЭР» за поставленную электрическую энергию четвертой ценовой категории.

Также указывает, что определение ценовой категории не ставится в зависимость от согласия потребителя, поэтому для ООО «НЭР» по договору энергоснабжения должна применяться четвертая ценовая категория.

В письменных пояснениях третьего лица по делу, ПАО «МРСК Центра и Приволжья», от 15.06.2017 (исх. №100-2-139) указано, что ООО «НЭР» имеет два источника питания: граница балансовой принадлежности проходит по контактным соединениям ЛП №553 на опоре №36 ВЛ-10 кВ ф. 8 ПС 220/110/35/10 «Новомичуринск», что закреплено  в актах об осуществлении технологического присоединения и акте разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 25.04.2014; по ф. 19 ПС 220/110/35/10 Новомичуринск ООО «НЭР» имеет границу балансовой принадлежности с ПАО «ФСК ЕЭС», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности от 06.08.2013. При этом отмечено, что основным источником питания ООО «НЭР» является ф. 19 ПС 220/110/35/10 Новомичуринск. Считает, что при расчетах с ООО «НЭР» за потребленную электрическую энергию гарантирующим поставщиком надлежит применять четвертую ценовую категорию.

На заседании 09.08.2017 представитель ПАО «ФСК ЕЭС» (Жильникова О.Ю.) пояснила, что, если потребитель не выбрал ценовую категорию для оплаты за потребленную электрическую энергию, то гарантирующий поставщик вправе самостоятельно определить нужную категорию в соответствии с абзацем 22 пункта 97 Основных положений. В соответствии с этим считает обоснованным применение ПАО «РЭСК» четвертой ценовой категории.

Заслушав аргументы сторон, изучив материалы дела, оценив доказательства по делу в их достаточности и взаимосвязи, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующему.

Публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного годовым Общим собранием акционеров ОАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» Протокол от 08.06.2015 ГС No10-15 (в редакции от 06.06.2016).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава ПАО «РЭСК» занимается деятельностью по поставке и (или) продаже электрической энергии на оптовом и розничном рынке электрической энергии (мощности) потребителям.

В соответствии с постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 13.10.2006 N 91 «О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии» для ПАО «РЭСК» согласованы границы зоны деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии.

Доля ПАО «РЭСК» в пределах Рязанской области, за исключением соответствующих зон деятельности иных гарантирующих поставщиков электрической энергии, на рынке розничной реализации электрической энергии составляет 72 (семьдесят два) процента.

Таким образом, ПАО «РЭСК» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в пределах Рязанской области в пределах своей зоны деятельности.

Согласно статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 (ред. от 14.10.2010) "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), в соответствии с пунктом 78 которых стоимость электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения должна включать в себя стоимость объема покупки электрической энергии (мощности), стоимость услуг по передаче электрической энергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям.

Установлено, что между ПАО «РЭСК» и ООО «НЭР» заключен договор энергоснабжения №230922 от 01.10.2012.

Сетевыми организациями по договору являются ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСК ЕЭС», акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 06.08.2016) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» филиал «Рязаньэнерго» (акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей от 13.04.2016).

Приложением №1 к договору определены точки поставки электрической энергии с определением сетевых организаций:

  1. Промбаза/кабельные наконечники в ячейке №19 фидера 10 кВ ПС «Новомичуринск», ПАО «ФСК ЕЭС»,
  2. Промбаза (резерв) контактные соединения шлейфов ЛР №553 на опоре №35 ВЛ 10 кВ №8 ПС «Новомичуринск», ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Максимальная мощность энергопринимающих устройств - 469,57 кВт, то есть менее 670 кВт.

В соответствии с пунктом 97 Основных положений определение гарантирующим поставщиком ценовой категории для осуществления потребителем расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю  объекты электросетевого хозяйства), осуществляется согласно порядку, описанному в том же пункте.

Этим же пунктом предусматривается, что потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе к объектам и (или) их частям, переданным организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), а также потребители, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям территориальной сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями. При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовой категории для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.

Таким образом комиссия антимонопольного органа соглашается, что по всем точкам поставки по договору энергоснабжения с ООО «НЭР»  должна применяться четвертая ценовая категория.

В соответствии с пунктом 82 Основных положений потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;

40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;

стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Расчетным периодом для осуществления расчетов потребителей (покупателей) с гарантирующими поставщиками является 1 месяц.

Согласно пп. «б» п. 2 Правил полного и (или) частичного  ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (в редакции от 20.10.2016), ограничение режима потребления вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

В случае нарушения потребителем своих обязательств по договору по оплате за поставку электрической энергии в полном объеме гарантирующий поставщик вправе направлять уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии.

В результате анализа выставленных к оплате счет-фактур за электрическую энергию и мощность и оплаченных платежных поручений за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 комиссия приходит к выводу о наличии на 01.11.2016 задолженности у потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, превышающем соответствующем размер денежного обязательства потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Таким образом, ответчик был вправе ввести в отношении заявителя ограничение поставки электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействиях).

Руководствуясь частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  ОГРН 1056204000049).

 

В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            <...>

Члены Комиссии:                                                                                        <...>

                                                                                                                      <...>

                                                                                                                      <...>

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны