Решение б/н Решение по делу от 21 ноября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 062/01/17-343/2019

21 ноября 2019 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

-<…>

-

председателя комиссии, заместителя руководителя – начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и взаимодействия со средствами массовой информации Рязанского УФАС России;

-<…>

-

члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля товарных и финансовых рынков Рязанского УФАС России;

-<…>

-

члена комиссии, начальника отдела контроля органов государственной власти Рязанского УФАС России, -

с участием на заседаниях комиссии представителя общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Центр безопасности» <…>, представителей муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети» <…>, представителя администрации города Рязани <…>, представителя муниципального казенного учреждения города Рязани «Муниципальный центр торгов» <…>, -

рассмотрев дело, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Рязанские городские распределительные электрические сети» (место нахождения: 390023, г. Рязань, ул. Радищева, д.5, ИНН 6227007428) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области в ходе рассмотрения в порядке статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобы общества с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Центр безопасности» (далее – ООО «ЧОО «Центр безопасности», заявитель) на действия муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети» (далее – МУП «РГРЭС», заказчик, ответчик) при организации закупки у единственного поставщика среди субъектов малого и среднего предпринимательства (извещение №31907986342 на сайте zakupki.gov.ru) установило следующее.

МУП «РГРЭС» является лицом, которое обязано осуществлять закупочную деятельность в порядке Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках). Во исполнение статьи 2 Закона о закупках МУП «РГРЭС» 23 мая 2019 года утвердило Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд (далее – Положение о закупках), предусматривающее проведение как конкурентных, так и неконкурентных закупочных процедур.

Основания для осуществления закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отражены в статье 27 Положения о закупках, пункт 4 который разрешает МП «РГРЭС» провести неконкурентную закупку в случае приобретения товара, работы или услуги на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей.

Изучив нормы пункта 4 статьи 27 Положения о закупках, Рязанское УФАС России пришло к предварительным выводам о нарушении МУП «РГРЭС» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции; приказом от 12.07.2019 №86 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства №062/01/17-343/2019 и создана комиссия для его рассмотрения. К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «ЧОО «Центр безопасности», администрация г. Рязани, МКУ г.Рязани «Муниципальный центр торгов».

На заседаниях комиссии Рязанского УФАС России представитель ООО «ЧОО «Центр безопасности» сообщил, что пункт 4 статьи 27 Положения о закупках наделяет МУП «РГРЭС» неоправданно широкими полномочиями по закупке товаров, работ, услуг у единственного поставщика даже в том случае, когда товар реализуется на конкурентных рынках. Сумма в пять миллионов рублей, определенная в качестве порогового значения, существенно завышена; при таком правоположении МУП «РГРЭС» практически в любой момент может уклонится от соблюдения Закона о закупках в части приобретения товаров (работ, услуг) на конкурентной основе.

Представители МУП «РГРЭС» с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились по следующим основаниям. Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает заказчикам определить в Положении о закупке наиболее приемлемые закупочные процедуры, в том числе и основания для приобретения товаров (работ, услуг) у единственного поставщика. Применительно к деятельности МУП «РГРЭС», необходимость в дополнении статьи 27 Положения о закупках искомым основанием обоснована исполнением срочных обязательств по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям. И поскольку на нормативном уровне не установлено каких-либо ограничений в величине суммы (цены договора), в пределах которой заказчики вправе осуществлять закупки на неконкурентной основе, данная величина не может быть установлена административными органами в рамках исполнения контрольных функций.

 

Изучив представленные сторонами в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей ООО «ЧОО «Центр безопасности», МУП «РГРЭС», администрации города Рязани, МКУ г. Рязани «Муниципальный центр торгов» комиссия Рязанского УФАС России пришла к следующим выводам.

Статья 17 Закона о защите конкуренции содержит антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В частности, частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Целями Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Как определено в части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 2 статьи 3 Закона о закупках определено, что положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке (часть 3.2 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно, учитывая действующие нормативные правоположения, а также особенности ведения собственной деятельности, регламентировать вопросы закупочной деятельности, в том числе определять основания для закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика.

Установлено, что закупочная деятельность ответчика осуществляется на основании Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети», утвержденного 23 мая 2019 года.

В соответствии со статьей 1 Положения о закупках под закупкой у единственного поставщика понимается неконкурентный способ закупки, при которой договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основания для закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика перечислены в статье 27 Положения о закупке. Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 27 Положения о закупке заказчик имеет право провести закупку у единственного поставщика в случае приобретения товара, работы или услуги на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей.

При этом, как определено в пункте 3 статьи 27 Положения о закупках решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимает руководитель заказчика или уполномоченное лицо на основании письменного обоснования потребности закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), Обоснование разрабатывается в соответствии с потребностями в товаре, работе, услуги. Такое обоснование должно содержать информацию о причинах заинтересованности в конкретном товаре, работе, услуге, о причинах необходимости приобрести его у конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Оценивая соответствие подпункта 4 пункта 1 статьи 27 Положения о закупках требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия Рязанского УФАС России руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, Положением о закупках МУП «РГРЭС» и учитывает следующее.

Так, Положение о закупках представляет собой нормативный правовой акт, обязательный для исполнения МУП «РГРЭС» при организации закупок товаров (работ, услуг) для собственных нужд; Положение о закупках должно соответствовать действующему законодательству Российской Федерации и содержать конкретные требования к проведению закупочных процедур.

Установлено, что Закон о закупках наделяет заказчиков правом проводить неконкурентные закупки товаров (работ, услуг) при наличии оснований, которые заказчики самостоятельно определяют в Положении о закупках. Каких-либо ограничений в определении перечня оснований для закупки у единственного поставщика, в том числе величины суммы, в пределах которой товары (работы, услуги) приобретаются вне конкурентных закупочных процедур, Закон о закупках, а также иные федеральные нормативные правовые акты не содержит.

Таким образом, законодательство Российской Федерации не запрещает заказчикам в обоснованных случаях приобретать вне конкурентных процедур товары, работы, услуги, реализующиеся на конкурентных товарных рынков.

При этом оценка соразмерности и целесообразности суммы, которую заказчики определили для себя в качестве допустимой цены договора, возможного к заключению с единственным поставщиком, должна производиться с учетом анализа всей закупочной деятельности хозяйствующего субъекта, особенностей приобретаемых им товаров (работ, услуг) и целей их приобретения.

Так, в рамках рассмотрения настоящего дела комиссией Рязанского УФАС России проведен анализ закупочной деятельности МУП «РГРЭС» за 2018 год и истекший период 2019 года; злоупотреблений правом при выборе неконкурентных способов закупки не установлено.

С учетом данных фактических обстоятельств, в ситуации отсутствия в действующем законодательстве норм, регламентирующих допустимый размер цены договора, который может быть заключен в результате проведения неконкурентного способа закупки (приобретение товара у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)), комиссия Рязанского УФАС России не может квалифицировать действия муниципального унитарного предприятия «Рязанские городские распределительные электрические сети», выразившиеся в закупке товаров (работ, услуг) на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в качестве нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По правилам пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23, 41, 48 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия Рязанского УФАС России

решила:

прекратить рассмотрение дела №062/01/17-343/2019, возбужденного по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием «Рязанские городские распределительные электрические сети» (место нахождения: 390023, г. Рязань, ул. Радищева, д.5, ИНН 6227007428) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

По правилам статьей 52 Федерального закона «О защите конкуренции» настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд либо в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <…>

Члены комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны