Заключение б/н ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА №062/01/10-273/2021 о на... от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

28.05.2021 №2664

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№062/01/10-273/2021 о нарушении антимонопольного законодательства

«26» мая 2021 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя комиссии <…> заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <…>, начальника отдела антимонопольного контроля, <…>., специалиста–эксперта отдела антимонопольного контроля,

при участии представителей:

- ответчиков – ПАО «РЭСК» <…>. (доверенность от 25.12.2020 №25-РЭСК), АО «РОЭК» - <…>. (доверенность от 12.11.2019 №67),

- заявителя – МКП «Касимовсервис» - <…> (доверенность от 21.05.2021 №1),

в отсутствие представителя Касимовской межрайонной прокуратуры, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассматривая дело №062/01/10-273/2021, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ул. Дзержинского, д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014, ОГРН 1056204000049) и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (ул. Право-Лыбедская, дом 27, литера А2, г. Рязань, 390000) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам проверки материалов, поступивших в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от Касимовской межрайонной прокуратуры, а также муниципального казенного предприятия «Касимовсервис» муниципального образования – городской округ город Касимов (далее также – МКП «Касимовсервис», Предприятие, потребитель) и указывающих на нарушение публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее также – ПАО «РЭСК», гарантирующий поставщик) и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (далее также - АО «РОЭК, сетевая организация) антимонопольного законодательства в части создания угрозы и (либо) введения ограничения потребления электрической энергии на расположенные в городе Касимов Рязанской области объекты, ограничение режима энергопотребления которых может привести к негативным социальным, экономическим, экологическим последствиям, 25.03.2021 Рязанским УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия для его рассмотрения.

В частности, на соответствие требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) подлежат оценке действия гарантирующего поставщика, инициировавшего 29.07.2020 процедуру ограничения режима потребления электрической энергии в отношении объектов МКП «Касимовсервис», участвующих в оказании населению услуг горячего водоснабжения (котельные, автономные тепловые пункты), а также действия сетевой организации, исполнившей 17.08.2020 уведомление ПАО «РЭСК» (от 29.07.2020 №1833) в части введения полного режима потребления электрической энергии.

Так, направив в антимонопольный орган материалы (письмо от 02.09.2020 №809ж-2019), Касимовская межрайонная прокуратура указала, что «17 и 18 августа 2020 года сотрудниками АО «РОЭК» был введен режим полного ограничения электропотребления в отношении точек поставки: котельная №1 50 лет СССР, резерв №034230-03, 14; котельная №1 50 лет СССР №113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. №10 ТП-8 №009071031003464; котельная ул. Комарова ф. 9 РП 24 №070827050280054; котельная ул. Комарова ф. №2 РП-24 №50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф.№9 ТП10 №009131063038499; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06,14; котельная Ленина №00746714000748; котельная Ленина (резерв) №07477709032734534; котельная Ленина (резерв) №21198341; котельная Ленина №352903; котельная Чижова ф. №8 ТП-9 №007856028000839; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП №58 №009072031003629.

В результате отключения электрической энергии на территории г. Касимова была остановлена работа 8 котельных, в связи с чем без горячего водоснабжения осталось 68 многоквартирных жилых домов, 9 детских дошкольных учреждений, 3 школы».

Из заявления МКП «Касимовсервис» (вх. от 19.08.2020 №4923) следует, что «отключение котельных МКП «Касимовсервис» от электроэнергии приведет к остановке горячего водоснабжения населения г. Касимов, в том числе социально значимых объектов – детских садов, учебных учреждений, Касимовского специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, многоквартирных домов.

В результате отключения электроэнергии от объектов центрального теплоснабжения, обеспечение жизнедеятельности населения будет остановлено, что повлечет нарушение прав и законных интересов населения.

Учитывая, что в настоящее время в условиях пандемии на территории Российской Федерации и непосредственно г. Касимова, население находится в тяжелом психоэмоциональном и экономически нестабильном состоянии, отключение подачи коммунальных ресурсов приведет к напряженной социальной обстановке и вызовет сильное возмущение у населения.

Прекращение подачи коммунальных ресурсов приведет к невозможности соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, что будет способствовать ускорению распространения коронавирусной инфекции на территории г. Касимова.

Непрерывность процесса работы котельных и иных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность г. Касимов, характеризует невозможность отключения указанных объектов от электроснабжения, так как эти действия могут привести к выходу оборудования из строя, в результате чего МКП «Касимовсервис» понесет существенные финансовые убытки, что усугубит уже сложившееся катастрофическое финансовое положение предприятия, а также отразится на бюджете города.

МКП «Касимовсервис» является единственной ресурсоснабжающей организацией на территории г. Касимов, обеспечивающей население и социальные объекты тепловой энергией и горячим водоснабжением. Введение полного режима потребления электроэнергии в отношении котельных остановит процесс подготовки объектов предприятия к предстоящему отопительному сезону 2020-2021 гг. и повлечет нарушение прав местных жителей».

В ходе рассмотрения дела в заседаниях, состоявшихся 20.05.2021, 26.05.2021, представитель МКП «Касимовсервис» поддержала доводы заявления в полном объеме.

Представители ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились.

Представитель ПАО «РЭСК» отметил, что у гарантирующего поставщика имелись правовые основания для направления потребителю уведомления о планируемом введении режима ограничения потребления электрической энергии – наличие задолженности по оплате за потребленную электрическую энергию (мощность). Уточнил, что режим ограничения энергопотребления был введен только по части точек поставки, не относимых к объектам, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (гараж, контора, котельные, которые не участвуют в приготовлении горячей воды). Кроме того обратил внимание комиссии на то обстоятельство, что МКП «Касимовсервис» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, утверждаемый в соответствии с пунктом 15 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Правила ограничения).

Представитель АО «РОЭК» пояснил, что не все объекты теплоснабжения, указанные в уведомлении ПАО «РЭСК», могут быть задействованы в процессе приготовления горячей воды для населения города Касимов, в связи с чем не могут быть отнесены к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В связи с чем, сетевая организация не нарушила запреты статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», исполнив уведомление ПАО «РЭСК» от 29.07.2020 №1833.

Заслушав доводы ответчиков, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика с учетом положений пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимает доминирующее положение на товарном рынке (аналитический отчет о состоянии конкуренции приобщен к материалам дела).

АО «РОЭК» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» является субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, АО «РОЭК» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных электрических сетей (аналитический отчет о состоянии конкуренции приобщен к материалам дела).

С учетом вышеизложенного, при осуществлении своей предпринимательской деятельности ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» обязаны соблюдать запреты на осуществление монополистической деятельности, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, определены Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и /или пресечение действий/бездействия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребление доминирующим положением на оптовом и розничных рынках (часть 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Установлено, что МКП «Касимовсервис» является предприятием, оказывающим услуги отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, на территории муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области.

Между МКП «Касимовсервис» и ПАО «РЭСК» заключен договор энергоснабжения №311792 от 15.04.2020, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по точкам поставки, указанным в приложении №1 к договору.

В связи с образованием у потребителя задолженности по оплате электрической энергии (мощности) в размере 23401,57 тыс. руб. 29 июля 2020 года ПАО «РЭСК» направило в адрес МКП «Касимовсервис», администрацию – городской округ город Касимов Рязанской области, Главное управление МЧС России по Рязанской области уведомление (исх. №345-0-1833) о планируемом ограничении электропотребления по следующим 36 точкам поставки:

- ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. №9 №009072031002966;

- котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП №9 №007791086013190;

- гараж ул. Советская 226 ТП 58ф. №2 №113345647;

- контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП58 №007856028000297;

- котельная №1 50 лет СССР резерв №034230-03,14;

- котельная №1 50 лет СССР №113346143;

- котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003882;

- котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003812;

- котельная ул. Чижова, ф. №10 ТП-8 №009071031003464;

- котельная ул. Комарова, ф. №9 РП 24 №0708270502800544;

- котельная ул. Комарова ф. №2 РП-24 №50815675;

- автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф№9 ТП10 №3668799-04,14;

- котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП№6 №403110;

- автономная газовая котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06,14;

- котельная Ленина №00746714000748;

- котельная Ленина (резерв) №0747770903273453;

- котельная Ленина (резерв) №21198341;

- котельная Ленина №352903;

- котельная Чижова ф. №8 ТП-9 №007856028000839;

- мастерские ул. Советская 226а ПС Касимов Ф№2 ТП58 №007856028000276;

- насос ИРS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов Ф№2 ТП4 №007791059008888;

- теплопункт Дет/сад №6 ф. №2 ТП №1 №009073023012612;

- теплоп. «Ветеран» ул. Крылова, Ф№9 ТП №28 №0746881006075415;

- теплопункт Лесок ф. №2 ТП-31 №007468024000977;

- теплоп. Музей ф. №9 ТП-28 №109145205;

- теплопункт Набережная д. 21 ф №2 ТП-4 №0712980903677388;

- теплоп. Пл. Победы ф. №9 ТП-28 №009130059007890;

- теплоп. Пл. Соборная ф. №2 ТП-29 №007468024001535;

- теплоп. Школа ф. №2 ТП-1 №7468024001434;

- теплопункт Ленина 48а ф. №10 ТП-92 №0712980903677197;

- теплопункт Д/сад №10 Ф. №9 ТП-28 №009072031002894;

- ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №00392307;

- ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №078270409873429;

- котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП №58 №009072031003629;

- котельная КСК резерв №1102130147;

- котельная КСК №1112122138.

Уведомление получено 30.07.2020.

В уведомлении указано на необходимость в случае неоплаты возникшей задолженности в срок до 10.08.2020 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой компании и сетевой организации ввести до 12:00 11.08.2020 режим частичного ограничения электропотребления в отношении перечисленных объектов до уровня технологической брони.

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный в уведомлении срок, частичное ограничение будет произведено 11.08.2020 после 12 час. 00 мин. с питающих центров сетевой организации персоналом АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей» путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки.

В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, МКП «Касимовсервис» будет необходимо до 12 час. 00 мин. 17.08.2020 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой и сетевой организаций ввести режим полного ограничения энергопотребления путем отключения вышеуказанных точек поставки.

В случае невыполнения действий по самостоятельному полному ограничению режима потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок, полное ограничение будет произведено после 12 час. 00 мин. 17.08.2020 с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей» путем отключения вышеуказанных точек поставки.

Одновременно с этим разъяснено, что в случае невыполнения требований о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии или необеспечения потребителем электрической энергии доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам, статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность – наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

29.07.2020 ПАО «РЭСК» направило АО «РОЭК» уведомление №1833, согласно которому сетевой организации требуется в 10:00 11.08.2020 осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности). Ограничение подачи электроэнергии должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя (МКП «Касимовсервис») путем сокращения потребления электроэнергии: ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. №9 №009072031002966; котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП №9 №007791086013190; гараж ул. Советская 226 ТП 58ф. №2 №113345647; контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП58 №007856028000297; котельная №1 50 лет СССР резерв №034230-03,14; котельная №1 50 лет СССР №113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. №10 ТП-8 №009071031003464; котельная ул. Комарова, ф. №9 РП 24 №0708270502800544; котельная ул. Комарова ф. №2 РП-24 №50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф№9 ТП10 №3668799-04,14; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП№6 №403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06,14; котельная Ленина №00746714000748; котельная Ленина (резерв) №0747770903273453; котельная Ленина (резерв) №21198341; котельная Ленина №352903; котельная Чижова ф. №8 ТП-9 №007856028000839; мастерские ул. Советская 226а ПС Касимов Ф№2 ТП58 №007856028000276; насос ИРS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов Ф№2 ТП4 №007791059008888; теплопункт Дет/сад №6 ф. №2 ТП №1 №009073023012612; теплоп. «Ветеран» ул. Крылова, Ф№9 ТП №28 №0746881006075415; теплопункт Лесок ф. №2 ТП-31 №007468024000977; теплоп. Музей ф. №9 ТП-28 №109145205; теплопункт Набережная д. 21 ф №2 ТП-4 №0712980903677388; теплоп. Пл. Победы ф. №9 ТП-28 №009130059007890; теплоп. Пл. Соборная ф. №2 ТП-29 №007468024001535; теплоп. Школа ф. №2 ТП-1 №7468024001434; теплопункт Ленина 48а ф. №10 ТП-92 №0712980903677197; теплопункт Д/сад №10 Ф. №9 ТП-28 №009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №00392307; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №078270409873429; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП №58 №009072031003629; котельная КСК резерв №1102130147; котельная КСК №1112122138 до уровня технологической брони.

В случае невыполнения действий по самостоятельному ограничению в срок, указанный в пункте 1, требуется после 10:00 11.08.2020 ввести частичное ограничение подачи электрической энергии (мощности) потребителю, путем сокращения подачи электроэнергии вышеуказанных точек поставки с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей», до уровня технологической брони.

Также из уведомления следует, что в 10:00 17.08.2020 необходимо осуществить контроль проведения ограничения подачи электрической энергии (мощности), которое должно быть произведено самостоятельно персоналом потребителя, путем полного ограничения режима потребления вышеуказанных точек поставки. Требуется после 10:00 17.08.2020 ввести полное ограничение режима потребления путем отключения вышеуказанных точек поставки. Ограничение подачи электроэнергии производится с питающих центров персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей». Факт проведения (непроведения) ограничения необходимо оформить соответствующим актом и представить его в адрес ПАО «РЭСК» в течение 1 рабочего дня со дня подписания.

10.08.2020 МКП «Касимовсервис» письмом исх. №1137 сообщило ПАО «РЭСК» о том, что в ответ на уведомление от 29.07.2020 предприятием принимаются меры для погашения задолженности МКП «Касимовсервис» перед ПАО «РЭСК». Также в письме отмечено, что согласно актам о введении ограничения режима потребления подачи электроэнергии от 24.07.2020 в отношении большинства точек поставки, указанных в уведомлении от 29.07.2020 №315-0-1833, введение ограничения невозможно ввиду отсутствия технической возможности введения ограничения подачи электроэнергии до величины технологической брони с питающих центров филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей» по потребителю МКП «Касимовсервис».

11.08.2020 согласно актам АО «РОЭК» введен режим полного ограничения энергопотребления по следующим точкам поставки: мастерская ул. Советская 226; гараж ул. Советская 226а; контора ул. Советская 226 а.

В отношении объектов: ЦТП Приборного завода ТП-81 ф. №9 №009072031002966; котельная ул. Широкая, д. 11 ПС Ашуково ф. 28 ТП №9 №007791086013190; котельная №1 50 лет СССР резерв №124401695; котельная №1 50 лет СССР резерв №113346143; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003882; котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003812; котельная ул. Чижова, ф. №10 ТП-8 №009071031003464; котельная ул. Комарова, ф. №9 РП 24 №0708270502800544; котельная ул. Комарова ф. №2 РП-24 №50815675; автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф№9 ТП10 №3668799-04,14; котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП№6 №403110; автономная газовая котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06,14; котельная Ленина №00746714000748; котельная Ленина (резерв) №0747770903273453; котельная Ленина (резерв) №21198341; котельная Ленина №352903; котельная Чижова ф. №8 ТП-9 №007856028000839; насос ИРS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов Ф№2 ТП4 №007791059008888; теплопункт Дет/сад №6 ф. №2 ТП №1 №009073023012612; теплоп. «Ветеран» ул. Крылова, Ф№9 ТП №28 №0746881006075415; теплопункт Лесок ф. №2 ТП-31 №007468024000977; теплопункт Набережная д. 21 ф №2 ТП-4 №0712980903677388; теплопункт Пл. Победы ф. №9 ТП-28 №009130059007890; теплоп. Пл. Соборная ф. №2 ТП-29 №34884191; теплопункт Школа ф. №2 ТП-1 №7468024001434; теплопункт Ленина 48а ф. №10 ТП-92 №0712980903677197; теплопункт Д/сад №10 Ф. №9 ТП-28 №009072031002894; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №078270409873429; ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №34290278; котельная ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП №58 №009072031003629; котельная КСК резерв №1102130147; котельная КСК №1112122138, частичное ограничение режима потребления электрической энергии не исполнено в виду отсутствия технической возможности.

17.08.2020 сетевая организация ввела полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении следующих объектов:

-котельная (теплопункт) ул. Широкая, д.11 ПС Ашуково ф. 28 ТП №9 №007791086013190;

- котельная ул. Советская 226а ПС Касимов, ТП-58 ф. №2 №009072031003629;

- гараж ул. Советская 226 ТП-58 ф. №2 №113345647;

- мастерская ул. Советская 226 а ПС Касимов ф. №2 ТП-58, №007856028000276;

- контора ул. Советская 226а ПС Касимов ф. №2 ТП58 №007856028000297;

- котельная №1 50 лет СССР резерв №124401695;

- котельная №1 50 лет СССР №113346143;

- котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003882;

- котельная Зоовет, ул. Северная, д. 1 №0009359024003812;

- автономная газовая котельная п. Фабрика ПС Касимов ф№9 ТП10 №009131063038499;

- котельная ул. Железнодорожная ПС Ашуково Ф28 ТП№6 №403110;

- автономная газовая котельная Затон ПС Касимов Ф№9 ТП11 №369773-06,14;

- котельная Ленина №00746714000748;

- котельная Ленина (резерв) №0747770903273453;

- котельная Ленина (резерв) №21198341;

- котельная Ленина №352903;

- насос ИРS40-80 ул. Дзержинского ПС Касимов Ф№2 ТП4 №007791059008888;

- теплопункт Дет/сад №6 ф. №2 ТП №1 №009073023012612;

- теплопункт «Ветеран» ул. Крылова, Ф№9 ТП №28 №0746881006075415;

- теплопункт Лесок ф. №2 ТП-31 №007468024000977;

- теплопункт Пл. Победы ф. №9 ТП-28 №009130059007890;

- теплопункт Пл. Соборная ф. №2 ТП-29 №007468024001535;

- теплопункт Ленина 48а ф. №10 ТП-92 №0712980903677197;

- теплопункт Д/сад №10 Ф. №9 ТП-28 №009072031002894;

- ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №34290278;

- ЦТП Приокский ПС Ашуково ф. №22 ТП-2 №078270409873429;

- котельная КСК резерв №1102130147;

- котельная КСК №1112122138;

- котельная ул. Комарова ф. №2 РП – 24, №078270502800544;

- котельная ул. Комарова ф. №2 РП – 24, №50815675;

- котельная ул. Чижова ф. №10 ТП – 8, №007856028000839;

- котельная ул. Чижова ф. №8 ТП – 9, №009072031003464.

18.08.2020 МКП «Касимовсервис» обратилось в Касимовскую межрайонную прокуратуру с письмом (исх. №1164), в котором сообщалось об отключении с 17.08.2020 следующих объектов:

№ п/п

Автономные тепловые пункты

Котельные

1

Пл. Победы, д. 16

Ул. Северная, ГВС

2

Мкр. Лесок – только отопление

Ул. Ленина – ГВС

3

Ул. Свердлова (МБДОУ «Д/С №16»)

Ул. 50 лет СССР – ГВС

4

Дом «Ветеран» (ул. Крылова) - отопление

Ул. Советская (КСК) – ГВС

5

Школа искусств (ул. Железнодорожная), - только отопление

Пос. Фабрика – ГВС

6

Ул. Широкая, д. 11 - ГВС

Ул. Чижова – ГВС

7

Ул. Соборная, д. 10 - отопление

Ул. Комарова – только отопление

8

Ул. Ленина, д. 48 - отопление

Мкр. Затон – ГВС

9

МБДОУ «Д/С №10» - отопление

 

Также в письме содержалось указание на то, что по причине отключения электрической энергии на данных объектах отсутствует горячее водоснабжение.

18.08.2020 МКП «Касимовсервис» направило в Рязанское УФАС России заявление о нарушении ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» антимонопольного законодательства.

19.08.2020 на основании уведомления ПАО «РЭСК» от 19.08.2020 (исх. №345-0-76) поставка электрической энергии на объекты МКП «Касимовсервис» была возобновлена, что подтверждается актами о возобновлении подачи электроэнергии.

Между тем основы регулирования отношений, связанных с введением полного или частичного режима потребления электрической энергии потребителям электрической энергии (мощности) – участникам оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности) установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Правила ограничения).

Пунктом 2 Правил ограничения предусмотрены основания, при наступлении которых может быть введен режим ограничения потребления электрической энергии. В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Правил ограничения ограничение режима энергопотребления вводится в том числе в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Установлено, что по состоянию на 29.07.2020 у МКП «Касимовсервис» имелась задолженность за потребленную электрическую энергию в размере 23401,57 тыс. рублей. Таким образом, основания для введения режима потребления электрической энергии у ПАО «РЭСК» имелись.

Между тем Правилами ограничения установлен особый порядок введения режима ограничения энергопотребления в отношении объектов, прекращение поставки электрической энергии на которые может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; указанный порядок обязаны соблюдать как гарантирующий поставщик, так и сетевая организация.

При этом материалами дела подтверждается, что объекты МКП «Касимовсервис», поименованные в уведомлении ПАО «РЭСК» от 29.07.2020, относятся к категории объектов, ограничение энергопотребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. В частности, согласно Приложению №2 к Правилам ограничения организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, отнесены к категории потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно пояснениям МКП «Касимовсервис» (письмо от 21.05.2021 исх. №895) в приготовлении горячей воды участвовали следующие объекты: котельная ул. Северная, д. 1; котельная ул. Ленина; котельная ул. 50 лет СССР; котельная ул. 50 лет Советская (КСК); котельная пос. Фабрики д. 14В; АТП МДОУ «Детский сад №6» ул. Свердлова; АТП МДОУ «Детский сад №10» пл. Победы; АТП ул. Широкая д. 11; сеть теплоснабжения мкр. Приокский ЦТП. Прекращение подачи электрической энергии на них привело к невозможности оказывать услуги горячего водоснабжения.

В соответствии с пунктом 5 Правил ограничения частичное ограничение режима потребления вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителей, имеющих в отношении этих устройств и (или) объектов составленный и согласованный в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

Согласно абзацу 6 пункта 5 Правил ограничения в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором не указан уровень технологической брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления такого потребителя о введении ограничения режима потребления.

Установлено, что между сетевой организацией и заявителем подписан акт согласования технологической и (или) аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии (мощности), в котором согласован уровень технологической брони (допустимое время перерыва электроснабжения энергопринимающего устройства, подключенного к токоприемникам, в том числе технологической брони) в отношении следующих объектов: тепловой пункт д/сад №6 (ТП-1), тепловой пункт «Ветеран» (ТП-108), автономный тепловой пункт (ТП-10), котельная фабрики (ТП-10), котельная Сиверка и котельная Сиверка 2 ввод (ТП-110), котельная Чижова (ТП-8), ЦТП (ТП-58), АТП д/сад (ТП-34), котельная 50 лет СССР (ТП-76), котельная КСК (ТП-60), котельная Ленина (ТП-91), котельная 50 лет СССР (ТП-76), тепловой пункт площадь Победы, 16 (ТП-9), котельная ул. Чижова (РП-24), котельная ул. Комарова (РП-24), котельная Комарова (ТП-31), теплопункт (ТП-31), котельная КСК (ТП-60), центральный тепловой пункт ЦТП (ТП-2), тепловой пункт Ленина, д. 48 (ТП-92), котельная затон (ТП-11). Аварийная бронь между МКП «Касимовсервис» и АО «РОЭК» не согласована.

Согласно пункту 7.1 статьи 38 Закона об электроэнергетике в случае возникновения оснований для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, указанные потребители обязаны устранить причины, являющиеся основанием для введения ограничения их режима потребления, либо выполнить мероприятия, обеспечивающие готовность потребителей электрической энергии к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления.

Состав указанных мероприятий определяется потребителями электрической энергии самостоятельно в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком и может включать мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, мероприятия по установке потребителями за свой счет автономных резервных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией энергопринимающих устройств потребителей в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями после введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

В соответствии с пунктом 8.2 Правил ограничения уведомление о введении ограничения режима потребления, направляемое потребителю, отнесенному к потребителям, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, дополнительно к информации, указанной в пункте 8.1 настоящих Правил, должно содержать следующую информацию:

а) дата введения частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

б) уровень аварийной брони потребителя - если у потребителя имеется акт согласования технологической и (или) аварийной брони с указанным в нем уровнем аварийной брони;

в) информация о том, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

В случае если ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, и инициатором введения ограничения режима потребления является энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, к уведомлению о необходимости введения ограничения режима потребления прилагается выписка из договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), нарушение потребителем обязательств по которому послужило основанием для введения ограничения, содержащая сведения о наличии договорных отношений между инициатором введения ограничения и потребителем, о реквизитах лица, выступающего потребителем по этому договору, а также перечень точек поставки, в которых энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией по данному договору исполняются обязательства по продаже (поставке) электрической энергии (мощности).

В соответствии с требованиями Правил ограничения потребитель электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, должен направить гарантирующему поставщику план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима, затем выполнить мероприятия, указание в плате мероприятий, после чего направить инициатору уведомление о готовности к ведению режима ограничения потребления электрической энергии.

В силу пункта 10 (1) Правил ограничения введение полного ограничения режима потребления в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, до получения от него исполнителем (субисполнителем) уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления не допускается.

Согласно пункту 16 (1) Правил ограничения потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, не устранивший основания для введения ограничения режима потребления, обязан после дня введения в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики частичного ограничения режима потребления до уровня аварийной брони либо после дня уведомления его о введении частичного ограничения режима потребления (если у такого потребителя отсутствует акт согласования технологической и (или) аварийной брони или в этом акте не указан уровень аварийной брони):

- в течение 3 дней представить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения утвержденный план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления;

- в срок, предусмотренный соответствующим планом, выполнить указанные мероприятия;

- в течение 2 месяцев выполнить мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих безопасное функционирование его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики без необходимости потребления электрической энергии из внешней сети, - в случае если в установленный настоящим пунктом срок исполнителю (субисполнителю) не был представлен утвержденный план указанных мероприятий либо если предусмотренный планом срок проведения указанных мероприятий превышает срок, указанный в пункте 16 настоящих Правил.

После выполнения этих мероприятий потребитель обязан направить исполнителю (субисполнителю) и инициатору введения ограничения уведомление о готовности к введению полного ограничения режима потребления.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что у потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, должно быть достаточно времени для предотвращения экономических, экологических или социальных последствий.

Таким образом, в нарушение пунктов 8(2) и 16 (1) Правил №442, уведомление ПАО «РЭСК» не содержит указание на то, что полное ограничение режима потребления в отношении потребителя будет введено в течение одного рабочего дня после дня получения исполнителем (субисполнителем) от него уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления, и необходимости направления МКП «Касимовсервис» плана мероприятий по обеспечению готовности.

Как следствие, МКП «Касимовсервис» было лишено возможности предпринять необходимые мероприятия для обеспечения безопасного функционирования энергопринимающих установок (котельных и автономных тепловых пунктов) и предотвращения перерыва в оказании коммунальных услуг горячего водоснабжения.

Результатом действий гарантирующего поставщика стало прекращение поставки горячей воды в многоквартирные дома и иные объекты, в том числе учреждения социальной сферы города Касимов Рязанской области в период с 17.08.2020 по 19.08.2020.

Оценивая довод представителя ПАО «РЭСК» о том, что МКП «Касимовсервис» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (далее - Перечень), Комиссия Рязанского УФАС Росси отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 15 Правил ограничения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно, до 1 июля, утверждает Перечень на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков.

Потребители, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязаны направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращения о включении в указанный перечень информации о принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающих устройствах и (или) объектах электроэнергетики, ограничение режима потребления которыми может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и о наличии либо об отсутствии соответствующих актов согласования технологической и (или) аварийной брони, а сетевые организации и гарантирующие поставщики при наличии у них соответствующей информации вправе направлять такие обращения в отношении указанных потребителей.

Согласно пункту 15(2) Правил ограничения высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение 10 рабочих дней после дня утверждения перечня обеспечивает размещение Перечня на своем официальном сайте в сети "Интернет" и его опубликование в периодическом печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано осуществлять актуализацию Перечня на основании обращений потребителей, сетевых организаций, гарантирующих поставщиков в порядке, установленном пунктами 15, 15(1) настоящих Правил и абзацем первым настоящего пункта. При этом в случае если указанным должностным лицом принято решение о включении информации, содержащейся в таких обращениях, в Перечень, актуализированная редакция утверждается в срок, не превышающий 30 дней после дня поступления соответствующего обращения.

Установлено, что МКП «Касимовсервис» не включено в перечень потребителей, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, с соответствующим обращением к руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не обращалось.

Однако толкование вышеназванных норм предусматривает то, что в этот Перечень входят не все организации - потребители электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а только те, в отношении которых подано обращение.

Между тем прекращение и ограничение подачи электроэнергии на объекты МКП «Касимовсервис», указанные в уведомлении ПАО «РЭСК» от 29.07.2020, исключает возможность обеспечения горячим водоснабжением большинства граждан, своевременно и добросовестно оплачивающих указанные коммунальные услуги, а также социально значимых объектов, что в целом создает угрозу возникновения и распространения различного рода заболеваний, то есть угрозу для жизни и здоровья граждан, причиняет вред публичным интересам и нарушает права неограниченного круга лиц на обеспечение нормативного уровня и режима обеспечения населения города Касимова Рязанской области (согласно точек подключения) коммунальными услугами по горячему водоснабжению).

Таким образом, действия ПАО «РЭСК», выразившиеся в инициировании процедуры полного ограничения режима потребления электрической энергии, в отношении объектов МКП «Касимовсервис», используемых для оказания услуг горячего водоснабжения города Касимов Рязанской области (уведомление от 29.07.2020 исх. №345-0-1833), приводят к ущемлению интересов неопределённого круга лиц (население, объекты социального значения).

С учетом вышеизложенного, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается нарушение ПАО «РЭСК» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Также комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях сетевой организации, исполнившей незаконное требование гарантирующего поставщика (заявка №1833 от 29.07.2020), также имеется нарушение пункта 10 (1) Правил, и, как следствие, запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Установлено, что сетевая организация ввела режима полного ограничения потребления электрической энергии (мощности) в отсутствие от МКП «Касимовсервис» уведомления о готовности к введению полного ограничения режима потребления и направления плана мероприятий по обеспечению готовности.

01.09.2020 в Рязанское УФАС России (вх. №5182) поступило ходатайство от МКП «Касимовсервис» о прекращении рассмотрения заявления.

Между тем, комиссия Рязанского УФАС России отмечает, что позиция заявителя о необходимости прекращении рассмотрения заявления при наличии доказательств нарушения ПАО «РЭСК» и АО «РОЭК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции учтена быть не может. Так, в ходе рассмотрения дела оценке подлежат действия, затрагивающие публичные правоотношения в сфере защиты конкуренции; по указанной причине мнение указанного лица относительно данного спора юридического значения не имеет.

Вместе с тем, на заседаниях комиссии, состоявшихся 20.05.2021, 26.05.2021, представитель заявителя поддержала свое заявление в полном объеме, просила антимонопольный орган встать на защиту интересов неопределенного круга лиц (жителей города Касимов Рязанской области).

С учетом вышеизложенных обстоятельств комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что факт нарушения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» запретов части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» документально подтвержден.

Согласно части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №134-04-1/2017, возбужденного по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Рязанская энергетическая сбытовая компания (ПАО «РЭСК», ул. Дзержинского, д.21а, г. Рязань, 390005) и акционерным обществом «Рязанская областная электросетевая компания» (ул. Право-Лыбедская, дом 27, литера А2, г. Рязань, 390000) части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».
  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.
  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны