Решение б/н Решение и предписание по жалобе ПАО "Ростелеком" от 6 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 625-04-4/2016

29 ноября 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>,

с участием: <…>, рассмотрев жалобу ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», заявитель) на действия заказчика – ООО «Новомичуринские Электрические Сети», при проведении открытого конкурса на право модернизации ПС 110/10/6 кВ «Стекольная», в части строительства волоконно-оптических систем передачи ПС 110/6кВ «Скопин» - ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» до Центров Диспетчерского Управления (извещение № 31604217012) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

22.11.2016 в Рязанское УФАС России поступила жалоба ПАО «Ростелеком» на действия заказчика – ООО «Новомичуринские Электрические Сети» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право модернизации ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» в части строительства волоконно-оптических систем передачи ПС 110/6кВ «Скопин» - ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» до Центров Диспетчерского Управления (извещение № 31604217012) (далее – открытый конкурс).

18.10.2016 размещено на официальном сайте: http://zakupki.gov.ru извещение о проведении открытого конкурса и документация открытого конкурса (далее – извещение, документация).

07.11.2016 заказчиком внесены изменения в Порядок оценки заявок и продлен срок подачи заявок в извещении и документации.

23.11.2016 в 18:00 - дата и время окончания подачи заявок.

24.11.2016 в 10:00 - дата и время рассмотрения заявок.

24.11.2016 в 10:00 - Дата и время подведения итогов открытого конкурса.

Из жалобы следует, что при проведении открытого конкурса заказчиком нарушены положения Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), а именно пункт 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках: некорректно установлены критерии и порядок оценки заявок – «Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)», в документации, тем самым не соблюдены требования к содержанию извещения и документации.

Также заявитель считает, что заказчик, изменив срок окончания  подачи заявок на 15 дней, сместил срок заключения контракта на 15 дней, а значит уменьшил срок выполнения работ на 1 этапе, что может повлечь за собой ограничение количества потенциальных участников закупки в связи с большой затруднительностью выполнения заявленного в закупочной документации объема работ в сокращенные сроки.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении открытого конкурса заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ООО «Новомичуринские Электрические Сети» (далее – Положение о закупке).

Также на момент подведения итогов открытого конкурса заявитель не являлся участником открытого конкурса ввиду отзыва заявки 23.11.2016 в 16:38 и, следовательно, данный расчет оценки заявки не был применён к заявке ПАО «Ростелеком». Таким образом, права и интересы заявителя не были нарушены.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей заказчика, заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Часть 10 статьи 4 Закона о закупках содержит перечень сведений, определенных положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Данная норма направлена на обеспечение прозрачности процедуры оценки заявок на участие в закупке и защиты прав участников закупочной процедуры.

Оценка и сопоставление заявок на участие в закупочной процедуре представляет собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки.

В соответствии с пунктом 4.8.3. Документации для оценки заявок используются следующие критерии с соответствующими предельными значимостями:

Номер критерия оценки

Наименование критерия

оценки заявок

Критерии

оценки заявок

Значимость критериев в процентах

1.

Стоимость договора

Стоимость договора указывается в Извещении (Приложение № 1 Информационная карта Документации).

50 %

2.

Опыт поставки аналогичных товаров (выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг)

Опыт поставок аналогичных товаров (выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг) (форма 4 ч.1.4. приложения №3 Документации) оценивается по следующей градации:

- менее чем за два года +   5 баллов;

- от  двух  до  пяти  лет + 10 баллов;

- более чем за пять  лет + 15 баллов.

10 %

3.

Стоимость выполненных ранее аналогичных поставок продукции

Стоимость выполненных ранее поставок аналогичных товаров (выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг) (форма 4 ч.1.4. приложения №3 Документации) оценивается по следующей градации:

- на сумму менее трех млн.руб. + 5 баллов;

- на сумму от трех до семи млн.руб. + 15 баллов;

- на сумму более семи млн.руб. + 25 баллов.

10 %

4.

Срок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг)

Максимальный приемлемый срок установлен в Извещении (Приложение № 1 Информационная карта Документации).

15 %

5.

Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

Оценивается предлагаемый срок  оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг), максимальный срок установлен в Извещении (Приложение № 1 Информационная карта Документации).

  1.  

Максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в извещении и информационной карте документации установлен не ранее 30 (тридцати) банковских дней с момента подписания Акта приемки в промышленную эксплуатацию.

Согласно пункту 4.9.1. Документации оценка заявок осуществляется в следующем порядке: рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Срок оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг)», определяется по формуле:

где:

Rci - рейтинг, присуждаемый i-й Заявке по указанному критерию;

Cmin - минимальный срок оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг), установленный в Документации, в единицах измерения срока (периода) оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты исполнения договора. В случае если минимальный срок не указан, то такой срок принимается равным нулю;

Ci - предложение, содержащееся в i-й Заявке по сроку оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг), в единицах измерения срока (периода) оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (количество лет, кварталов, месяцев, недель, дней, часов) с даты исполнения договора.

В соответствии с пунктом 4.9.2. Документации в случае отсутствия (не предоставления) информации для оценки по тому или иному критерию оценки, рейтинг по такому критерию оценки не начисляется или принимается равным нулю.

Минимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в документации не установлен.

Таким образом, Cmin = 0, то при делении на ноль рейтинг не определен, так как деление любой величины на 0, математически означает неопределенность, обозначаемую символом ∞ («бесконечность»).

Следовательно, установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию «Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)» не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, присвоить высший балл по данному критерию участнику предложившего наилучшее условие, поскольку не определен алгоритм подсчета баллов в зависимости от представленного предложения участником.

Комиссия приходит к выводу, что указанные действия заказчика нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части ненадлежащим образом установления критерия «Срок оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг)» и порядка оценки заявок по указанному критерию.

Отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок также противоречит целям Закона о закупках, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам закупки неизвестен порядок, при котором та или иная заявка участника признается победителем закупочной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в закупке, создает условия злоупотребления со стороны заказчика.

В соответствии с пунктом 6.1.3. Положения о закупке заказчик вправе продлить срок подачи заявок на участие в любой процедуре в любое время до истечения первоначально объявленного срока (в первоначальном извещении заказчика дата окончания подачи заявок установлена 09.11.2016), если в закупочной документации не было установлено дополнительных ограничений.

В документации заказчика не установлены дополнительные ограничения, таким образом, заказчик правомерно продлил срок подачи заявок.

Согласно пункту 6.1.4. Положения о закупке заказчик вправе  устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям её поставки и определить необходимые документы, подтверждающие соответствие этим требованиям.

Заказчик установил в извещении и документации необходимый и конкретный срок выполнения работ:

I этап - монтаж и наладка оборудования - не позднее 30 декабря 2016 года,

II этап - проведение предварительных, опытных испытаний и ввод в эксплуатацию - не позднее 30 июня 2017 года.

Заказчик при установлении сроков выполнения работ руководствуется своими производственными задачами и потребностями. Участники конкурса вправе согласиться на предложенные заказчиком сроки или предложить свои сроки выполнения работ в заявке, исходя из своих производственных возможностей и ресурсов на рассмотрение заказчика.

Также в соответствии с пунктом 3.7.1. Документации участник закупки вправе изменить или отозвать свою конкурсную заявку до истечения срока подачи конкурсных заявок.

Таким образом, довод о том, что заказчик, изменив срок окончания  подачи заявок на 15 дней, уменьшил срок выполнения работ на 1 этапе, что может повлечь за собой ограничение количества потенциальных участников закупки в связи с большой затруднительностью выполнения заявленного в закупочной документации объема работ в сокращенные сроки, Комиссия считает необоснованным.

Согласно пункту 8.1.7.10. Положения о закупке срок, в течение которого победитель конкурса обязан подписать договор, указывается в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 5.1. Документации договор по результатам конкурса заключается в бумажном виде. Заказчик в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения и оценки заявок передает победителю конкурса договор, который составляется путем включения условий исполнения договора, предложенных победителем в заявке, в проект договора, прилагаемый к конкурсной документации.

А победитель обязан в течение пяти рабочих дней с момента получения договора от Заказчика надлежащим образом оформить полученный договор и вернуть Заказчику один экземпляр. Участник закупки, не оформивший договор в установленный срок, может быть признан Заказчиком уклонившимся от заключения договора (пункт 5.2. Документации).

Таким образом, срок заключения заказчиком договора может составлять до 10 дней и менее.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Включение в документацию условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, нарушает положение части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупке, а также документация должны соответствовать требованиям, установленным Законом о закупках и Законом о защите конкуренции, в соответствии с которыми порядок заключения договоров направлен на обеспечение участникам закупки возможности реализации их права на обжалование действий заказчика (организатора торгов) в антимонопольный орган в процедуре, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014, а также в п. 12 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком в названной части требований пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ПАО «Ростелеком» на действия заказчика – ООО «Новомичуринские Электрические Сети» при проведении открытого конкурса на право модернизации ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» в части строительства волоконно-оптических систем передачи ПС 110/6кВ «Скопин» - ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» до Центров Диспетчерского Управления (извещение № 31604217012) обоснованной в части ненадлежащим образом установления критерия «Срок оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг)» и порядка оценки заявок по указанному критерию.

Признать в действиях ООО «Новомичуринские Электрические Сети» нарушения пунктов 2, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Выдать обязательное для исполнения предписание с учетом принятого решения № 625-04-4/2016 от 29.11.2016, направленное на устранение выявленных нарушений.

Передать соответствующему должностному лицу Управления антимонопольной службы по Рязанской области  материалы дела № 625-04-4/2016 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 625-04-4/2016

29 ноября 2016 года                                                                                     

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе: <…>, руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 29.11.2016 по делу № 625-04-4/2016 о нарушении заказчиком – ООО «Новомичуринские Электрические Сети» (ИНН 6234072107, ОГРН 1096234007814, юридический адрес: пр-кт Энергетиков, д. 41/4, г. Новомичуринск, Рязанская обл., 391160) - пунктов 2, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при проведении открытого конкурса на право модернизации ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» в части строительства волоконно-оптических систем передачи ПС 110/6кВ «Скопин» - ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» до Центров Диспетчерского Управления (извещение № 31604217012) в части ненадлежащим образом установления критерия «Срок оплаты поставленных  товаров (выполненных работ, оказанных услуг)» и порядка оценки заявок по указанному критерию,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Новомичуринские Электрические Сети» в срок до 12 декабря 2016 года внести изменения в конкурсную документацию открытого конкурса на модернизацию ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» в части строительства волоконно-оптических систем передачи ПС 110/6кВ «Скопин» - ПС 110/10/6 кВ «Стекольная» до Центров Диспетчерского Управления (извещение № 31604217012), а именно:

а) Установить конкретный критерий «Срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)» и надлежащий порядок оценки заявок по указанному критерию;

б) Установить срок, до истечения которого договор не может быть заключен, не менее срока, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

  1. Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области в срок до 13 декабря 2016 года.

Предписание может быть  обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны