Решение б/н Решение о нарушении рекламного законодательства со стороны О... от 12 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/05/21-23/2020

Резолютивная часть оглашена «29» апреля 2020

В полном объеме изготовлено «12» мая 2020

г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>, без участия представителей лиц, извещенных надлежащим образом,

рассмотрев дело № 062/05/21-23/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространении в сети Интернет в группе социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics рекламы алкогольной продукции,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России 02.12.2019 (вх. № 5737) поступило заявление <…> о распространении в сети Интернет в группе социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics рекламы алкогольной продукции с признаками нарушения рекламного законодательства.

В ходе рассмотрения заявления сотрудниками Рязанского УФАС России 09.12.2019 подтвердился факт распространения 01.12.2019 в сети Интернет по адресу: https://vk.com/rmk_clinics рекламы следующего содержания: «Дорогие наши подписчики! Запускаем новый конкурс рекостав! 3 подарка – 3 победителя. Первое место – «Ящик шампанского» с изображением ящика «Советского шампанского» «Исток».

Кроме того, на главной странице группы в социальной сети ВКонтакте «Медицинский центр «РМК-Клиник» Касимов» указана следующая информация: «http://rmk-clinic.ru/ ул. <…>». При входе по ссылке: http://rmk-clinic.ru/ происходит открытие сайта ООО «Русская Медицинская компания» (ООО «РМК») с информацией: «В разделе «О компании» указана Лицензия медицинской деятельности ООО «Русская Медицинская компания» ИНН 6226011245, адрес мест осуществления лицензируемого вида деятельности: <…>».

Данный факт подтвержден протоколом осмотра Рязанского УФАС России при проведении осмотра сайта с персонального компьютера от 09.12.2019.

Также, управлением установлено, что указанный на странице группы «Медицинский центр «РМК-Клиник» Касимов» телефонный номер <...> -<…> принадлежит ООО «Русская Медицинская Компания» (ИНН 6226011245) по договору услуг связи <…> от 25.07.2018.

На основании изложенного возбуждено дело о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО «Русская Медицинская Компания».

Определениями по делу № 062/05/21-23/2020 от 03.02.2020 (исх. № 286/1), от 27.02.2020 (исх. № 890) у ООО «Русская Медицинская Компания» запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.

При рассмотрении дела 27.02.2020 представитель ООО «Русская Медицинская Компания» пояснил, что в социальной сети ВКонтакте на страничке «РМК-Клиник» размещена акция о розыгрыше с изображением ящика шампанского среди подписчиков группы. На данном изображении не указана крепость напитка. Кроме того спорная реклама удалена в группе «Медицинский центр «РМК-Клиник» Касимов».

Документов и сведений от ООО «Русская Медицинская Компания» в адрес управления не поступили.

В связи с чем, 27.02.2020 Комиссия приняла решение отложить рассмотрение дела с целью получения запрашиваемых документов.

18.03.2020 в адрес управления поступило объяснение от ООО «Русская Медицинская Компания» (вх. № 1533), подтверждающее позицию общества, озвученную 27.02.2020 представителем на заседании комиссии.

По окончании рассмотрения дела иных дополнительных документов и сведений в материалы дела не поступило.

Комиссия управления, рассмотрев заявление и материалы дела, приводит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

В рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступает конкретный товар - алкогольная продукция наименование и марка («Советское шампанское» «Исток»), которой можно индивидуализировать и выделить из ряда однородных. Таким образом, информация, размещенная в сети Интернет на странице социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics содержит сведения рекламного характера, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а также формирует и поддерживает интерес неопределенного круга потребителей к указанному товару (алкогольной продукции).

Таким образом, спорная информация: «Дорогие наши подписчики! Запускаем новый конкурс рекостав! 3 подарка – 3 победителя. Первое место – «Ящик шампанского» с изображением ящика «Советского шампанского» «Исток», размещенная 01.12.2019 в группе социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics, является рекламой в соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе».

Исходя из требований части 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, медовуха.

Поскольку в рассматриваемой рекламе отсутствует пиктограмма, указывающая на то, что рекламируемый товар является безалкогольным, такая информация воспринимается, как реклама алкогольной продукции.

Соответственно информация с текстом: «Дорогие наши подписчики! Запускаем новый конкурс рекостав! 3 подарка – 3 победителя. Первое место – «Ящик шампанского» с изображением ящика «Советского шампанского» «Исток», признается рекламой алкогольной продукции.

При этом необходимо учитывать, что реклама алкогольной продукции может выражаться не только в демонстрации самого товара, но и в демонстрации отдельных элементов его упаковки или средств индивидуализации данного товара.

В соответствии с пунктов 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 2.1 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. Реклама вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда разрешается на выставках пищевой продукции (за исключением продуктов детского питания) и выставках организаций общественного питания.

В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Таким образом, при размещении вышепоименованной рекламы, установлено нарушение пункта 8 части 2, частей 2.1 и части 3 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

Ответственность за нарушение указанных норм ФЗ "О рекламе" несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель (ст. 38 ФЗ "О рекламе").

Рекламодателем, в силу п. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе», является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Как установлено материалами, в данном случае лицом, определившим объект рекламирования и содержание рекламной информации, т.е. - рекламодателем, и рекламораспространителем является ООО «Русская Медицинская Компания» (ИНН 6226011245; юридический адрес: Рязанская область, г. Касимов, пл. Свердлова, д.3).

При осмотре в сети Интернет в группе социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics установлено, что рассматриваемая реклама более не распространяется.

На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи ООО «Русская Медицинская Компания» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, размещенную в сети Интернет в группе социальной сети ВКонтакте по адресу: https://vk.com/rmk_clinics, со следующим содержанием: «Дорогие наши подписчики! Запускаем новый конкурс репостов! 3 подарка – 3 победителя. Первое место – «Ящик шампанского» с изображением ящика «Советского шампанского» «Исток», недостоверной, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 части 2, части 2.1, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе лицом, его совершившим.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны