Решение б/н Решение по жалобе ООО «Морис» от 31 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №062/06/64-513/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

31 июля 2020 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 28 июля 2020 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России №7 от 23.01.2020 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» ˂...˃, представителя Государственного казенного учреждения «Центр закупок Рязанской области» ˂...˃, в отсутствие представителей ЭТП Газпромбанка, уведомленных надлежащим образом (исх. №4360 от 23.07.2020), представителей ООО «Морис», уведомленных надлежащим образом (исх. №4361 от 23.07.2020), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО «Морис» б/н б/д (вх. №4292 от 21.07.2020) на действия Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области») при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по ремонту автомобильной дороги: от автодороги «Москва - Егорьевск - Тума - Касимов» подъезд: Шабаево на участке км 0+024 - 1+900 в Клепиковском районе Рязанской области (извещение №0859200001120007767 от 30.06.2020) и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

Государственным казенным учреждением Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение подрядных работ по ремонту автомобильной дороги: от автодороги «Москва - Егорьевск - Тума - Касимов» подъезд: Шабаево на участке км 0+024 - 1+900 в Клепиковском районе Рязанской области (далее – электронный аукцион).

30 июня 2020 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - ЕИС).

Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» (далее – Уполномоченное учреждение).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 027 736,00 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС), а именно:

1. Заказчиком при составлении документации об электронном аукционе должно быть применено Постановление Правительства №99 от 4 февраля 2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление №99) с учетом изменений на 25.06.2020 года.

2. Заказчиком нарушаются положения ст. 64 Закона о ФКС в части установления излишних требований к составу заявки о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ.

В отзыве на жалобу №6/МС-2672-Исх от 27.07.2020 Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как при составлении аукционной документации Заказчиком соблюдены все требования Закона о ФКС.

В отзыве на жалобу №531 от 24.07.2020 Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об электронном аукционе соответствует требованиям Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о ФКС Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Постановление №99 устанавливает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.

Частью 1 Постановления №99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению №1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением №1 к настоящему Постановлению.

Согласно п. 2.2 раздела 2 «Требования к участникам осуществления закупки (участникам электронного аукциона)» аукционной документации установлено, что «дополнительные требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99:

- наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.

При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2020 №921 (далее - Постановление №921) внесены изменения в указанные положения Постановления №99 в следующей части:

«наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:

не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей».

Вместе с тем пунктом 3 Постановления №921 установлено, что постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования и применяется в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения, об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие, в которых направлены после дня вступления в силу постановления.

Постановление №921 было опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru/ - 29.06.2020.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, днем вступления в силу постановления является 10 июля 2020 года – следующий день по истечении 10 дней с момента официального опубликования данного документа.

Извещение об осуществлении спорной закупки размещено в единой информационной системе 30 июня 2020 года, т.е. на момент его публикации изменения, внесенные в Постановление №99, в законную силу не вступили.

Представитель Заявителя на заседание комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обратное, не предоставил.

2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о ФКС и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о ФКС.

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно разделу 3 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» общей части аукционной документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:

- Согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).

- Конкретные показатели товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

В разделе «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товаров (материалов), предлагаемых к использованию при выполнении подрядных работ, а именно:

1. Щебень из плотных горных пород соответствует ГОСТ 8267-93:

Горная порода: осадочная или метаморфическая.

Фракция: св. 20 до 40 мм.

Марка по дробимости: не ниже 400.

Марка по истираемости: не ниже И4.

Марка по морозостойкости: не ниже F50.

Группа щебня: 1 или 2.

2. Асфальтобетонная смесь тип ЩМА-15 соответствует ГОСТ 31015-2002: Вид крупного заполнителя: щебень из плотных горных пород должен соответствовать ГОСТ 8267, марка по дробимости не менее 1200.

3. Бортовые камни должны соответствовать техническим условиям ГОСТ 6665-91

4. Материалы для дорожной разметки должны соответствовать ГОСТ Р 52575-2006.

Вместе с тем Государственным казенным учреждением Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» не учтено то обстоятельство, что в соответствии с письмом ФАС от 25 июня 2020 № ИА/53616/20 при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику, Заказчик не вправе требовать от участника предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), а надлежащим исполнением требований Закона о ФКС является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке.

На основании изложенного, Комиссия Рязанского УФАС приходит к выводу о том, что довод Заявителя обоснован, а действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в аукционе, нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.35. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 № 727/14, Комиссия приняла решение не выдавать предписание Заказчику, так как допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не послужило основанием для отклонения заявок.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» п. 1 ч. 3 и ч. 22 ст. 99 и ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Морис» обоснованной в части установления излишних требований к составу заявки о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ.

2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области») нарушившим пункт 1 часть 2 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. В соответствии с пунктом 3.35. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 № 727/14, предписание Заказчику не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

Связанные организации

Связанные организации не указаны