Решение №1054/24 Решение по делу № 062/10/18.1-110/2024 от 13.03.2024 от 22 марта 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу № 062/10/18.1-110/2024

21 марта 2024 года г. Рязань

 

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2024.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председателя комиссии: <...>        членов Комиссии: <...>   

при участии представителей Заявителя – <...>   

при участии представителя <...>   

рассмотрев жалобу <...>    (далее – Заявитель) (вх. № 1164-ЭП/24 от 12.03.2024) на действия организатора торгов – <...>    , Организатор торгов) при организации и проведении электронных торгов по продаже арестованного недвижимого имущества должника: квартиры общей площадью 44,5 кв.м., расположенная по адресу: г. Москва, Вешняки, ул. Молдагуловой,
д. 28, корп.4, кв. 115, к/н: 77:03:0007004:4915 (извещение
№ 22000138250000000904, лот №1 на сайте www.torgi.gov.ru) (далее – Торги), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Управление, Рязанское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Торгов.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Торги проводятся в соответствии со статьями 447-449 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, проведение спорных Торгов является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона Торги.

Согласно части 1 статьи 89 Закона об исполнительном производстве реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.

Извещения о проведении Торгов размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети «Интернет». Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно части 1 статьи 87 Закона об исполнительном производстве принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно доводам жалобы нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя в ходе проведения Торгов.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Организатор торгов является уполномоченной специализированной организацией на основании заключенного с ТУ Росимущества в городе Москве государственного контракта № 01-АИ/24-25 на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 14.08.2023 (далее – Государственный контракт).

На основании Государственного контракта и в соответствии с поручением ТУ Росимущества в городе Москве № Л1/23/33/ИПН-62 от 04.10.2023 Организатором торгов опубликовано извещение № 22000138250000000904 по лоту № 1 от 11.02.2024, по продаже арестованного недвижимого имущества должника – квартиры общей площадью 44,5 кв.м., расположенная по адресу: г. Москва, Вешняки, ул. Молдагуловой, д. 28, корп.4, кв. 115, к/н: 77:03:0007004:4915, начальная (минимальная) цена предмета аукциона составляет: 6 552 000 (Шесть миллионов пятьсот пятьдесят две тысячи) рублей 00 копеек. НДС не облагается, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ (далее - Извещение).

Согласно Извещению Организатором торгов установлены следующие условия проведения торгов:

Дата начала приема заявок: 12.02.2024 15:00

Дата окончания приема заявок: 22.02.2024 09:00.

Дата проведения торгов: 27.02.2024 09:00.

Комиссия установила, что в соответствии с протоколом определения участников данного аукциона Организатором торгов отказано в признании участником аукциона <...>    на основании абзаца 3 пункта 7.5 Приложения № 1 к Извещению (далее - Правила проведения торгов и подготовки заявки на торги по реализации арестованного и заложенного имущества, Правила), а именно: в представленном согласии на предоставление и обработку персональных данных от 21.02.2024 не в полном объеме указаны сведения согласно пункту 2 части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон о персональных данных) и пункту 7.8 Правил – отсутствуют реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных.

В доводах жалобы, на заседании Комиссии Заявителем указано, что согласие на обработку персональных данных заполнено в соответствии с формой, представленной Организатором торгов. При этом форма согласия на предоставление и обработку персональных данных не содержит графы с предоставлением информации реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных).

Не согласившись с мнением Заявителя, Организатор торгов в своих возражениях, на заседании комиссии указал, что претендентом указываются данные реквизитов доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных), получающем согласие субъекта персональных данных, необходимые к заполнению на основании Закона о персональных данных и пункта 7.8 Правил проведения торгов.

В свою очередь Комиссия установила, что Приложением № 1 к Государственному контракту предусмотрено Техническое задание на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации (далее — Техническое задание).

В соответствии с пунктом 8.5 Технического задания в качестве требований к содержанию информации о предмете торгов указана необходимость разместить форму заявки на приобретение имущества, а также форму заявки на участие в торгах в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов – www.torgi.gov.ru. Формы заявок должны содержать согласие лица на обработку его персональным данных в соответствии с Законом о персональных данных.

Согласно Извещению к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», предоставившие заявки на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), в том числе, согласие на обработку персональных данных (пункт 6 Порядка оформления участия в торгах).

Согласно пункту 7.5 Правил Организатор торгов отказывает заявителю в допуске на участие в торгах в следующих случаях:

- подача заявки на участие в торгах и прилагаемых к ней документов нарушением срока, установленного в информационном сообщении;

- подача предусмотренных информационным сообщением документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и информационным сообщением;

- заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

- не подтверждено поступление в установленный срок задатка.

Комиссия отмечает, что на Официальном сайте в составе документов к Извещению Организатором торгов размещены форма согласия на обработку персональных данных.

При этом Комиссия отмечает, что размещенная Организатором торгов форма согласия на предоставление и обработку персональных данных не соответствует требованиям Закона о персональных данных.

Так, перечень сведений, которые должные быть отражены в согласии на обработку персональных данных, приведены в части 4 статьи 9 Закона о персональных данных.

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

Согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных должно включать в себя, в частности:

1) фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

2) фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4) цель обработки персональных данных;

5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

8) срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9) подпись субъекта персональных данных.

Вместе с тем Комиссией установлено, что форма согласия на обработку персональных данных, размещенная Организатором торгов в составе аукционной документации, не соответствует вышеуказанным требованиям Закона о персональных данных.

Согласно размещенной Организатором торгов форме согласия на обработку персональных данных участникам Торгов необходимо указать наименование субъекта персональных данных, оператора, получающего согласие субъекта персональных данных, субъекта персональных данных, указать дату составления документа и проставить подпись.

Указание иных сведений, на которые ссылается Организатор торгов и которые должны быть отражены в согласии на обработку персональных данных в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных не предусмотрены размещенной в составе аукционной документации формой.

Таким образом, установленная Организатором торгов форма согласия на обработку персональных данных не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Комиссия, изучив документы и сведения, представленные Заявителем, установила, что представленное согласие на обработку персональных данных заполнено в соответствии с установленной формой.

Соответственно, изучив размещенную в составе документации форму согласия на обработку персональных данных, Комиссия установила, что она не соответствуют требованиям Закона о персональных данных и требованиям, установленным документации.

При этом в отношении заявки Заявителя Комиссия обращает внимание, что положениями документации о Торгах установлена возможность о предоставлении согласия на обработку персональных данных должно в свободной форме.

При этом, как было ранее указано, в аукционной документации есть форма согласия на обработку персональных данных.

В рассматриваемом случае Комиссия обращает внимание, что аукционная документация по своей сути является офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, в связи с чем не должна содержать в себе неточности и разночтения, приводящих к искажению ее смысла.

То есть, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в процедуре, документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в Торгах.

Из вышеизложенного следует, что заявка участника будет настолько конкретной и максимально отвечающей требованиям Организатора торгов, насколько конкретно Организатор торгов определил в своей документации соответствующие требования к предоставлению тех или иных документов.

Комиссия также считает необходимым отметить, что при оценке правомерности и объективности действий Организатора торгов по отклонению заявок участника необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявка участника отклонена и непосредственно заявкой отклоненного участника, т.е. оценка правомерности отклонения заявки в настоящем случае невозможна без исследования законности установления положений документации.

То есть, наличие формы согласия на обработку персональных данных и одновременная возможность предоставления таких сведений в свободной форме приводит к отсутствию единообразия при предоставлении участником указанного документа.

Таким образом, согласие на обработку персональных данных было представлено Заявителем в соответствии с требованиями Извещения, а отклонение заявки по указанному основанию неправомерно и обусловлено действиями самого Организатора торгов.

Формальное отклонение заявки за непредставление предусмотренных сведений не может являться безусловным основанием для отклонения заявки участника, если Организатором торгов не доказано реальное несоответствие такого участника требованиям.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Кроме того, целью проведения Торгов является реализация имущества должника по наибольшей цене ввиду необходимости удовлетворения требований взыскателя, в связи с чем, действуя добросовестно, Организатор торгов должен способствовать формированию максимального круга участников.

При этом отклонение заявок по формальному основанию при недоказанности действительного несоответствия участника установленным требованиям не соответствует указанной цели.

В силу изложенного, Комиссия приходит к выводу об отклонении заявки Заявителя по формальному основанию, не установленному в Извещении о проведении торгов.

Комиссия отмечает, что данные действия Организатора торгов существенно повлияли на результат Торгов и послужили препятствием для реализации цели выставления имущества на Торги - получения наивысшей цены за реализуемое имущество, что, в свою очередь, затрагивает права взыскателя.

Указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований взыскателя.

Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок не соответствует целям реализации имущества должника.

Согласно пункту 8.3 Технического задания к Государственному контракту Организатор торгов обязан оказывать Услугу способами, не допускающими ограничение, устранение конкуренции и (или) нарушение законных прав и ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Исходя из вышеуказанной нормы, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов.

Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно: действий Организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, условия государственного контракта не являются исключительно гражданско-правовыми условиями исполнения обязательств, а ненадлежащее исполнение последних влечет для Организатора торгов не только наступление санкций гражданско-правового характера, но и публичного-правового, например, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков при расторжении договора в одностороннем порядке заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением Организатором торгов обязательств по государственному контракту.

При этом наделение антимонопольного органа полномочиями по осуществлению контроля по обязательным торгам на основании статьи 18.1 Закона о защите конкуренции свидетельствует о возможности установления в действиях Организатора торгов несоблюдения публично-правого порядка их проведения, возложенного на последнего государственным контрактом.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы Заявителя и устанавливает в действиях Организатора торгов нарушение части 2 статьи 448 ГК РФ, части 1 статьи 449 ГК РФ, пунктов 8.3 и 8.5 Технического задания.

На основании изложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя — <...>    на действия Организатора торгов — <...>    при проведении Торгов обоснованной.

  2. Установить в действиях Организатора торгов нарушение части 2 статьи 448 ГК РФ, части 1 статьи 449 ГК РФ, пунктов 8.3 и 8.5 Технического задания Государственного контракта.

    3.   Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

     

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024-1185

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны