Решение №4088/1 Реклама, распространенная АО "АЛЬФА-БАНК" на абонентский ном... от 9 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/05/18-430/2021

Резолютивная часть решения объявлена «29» июля 2021 года

 

«09» августа 2021 г.                                                                                                     г. Рязань

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Рязанское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - комиссия) в составе:

     Председатель комиссии – <...>, Вр.и.о. заместителя руководителя Рязанского УФАС России,

Члены комиссии – <....>, начальник отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции; <...>, главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,

     без участия сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

     рассмотрев дело №062/05/18-430/2021, возбужденное по обращению Т.Э.П. (адрес регистрации: г. Рязань, <...>) в отношении АО «Альфа-Банк» (место нахождения: 107078, г. Москва, улица Каланчёвская, д. 27) по признакам нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

установила:

 

     В Рязанское УФАС России поступило обращение потребителя рекламы Т.Э.П. по поводу рекламы, распространенной посредством смс-сообщения на телефонный номер заявителя без его предварительного согласия. В своем обращении заявитель требует решить в правовом поле поставленный вопрос, так как услугами банка не пользовался, разрешения на уведомления не давал.

     14.05.2021 Рязанским УФАС России возбуждено дело №062/05/18-430/2021 в отношении рекламораспространителей: АО «Альфа-Банк» и ПАО «Мегафон».

     В отношении ПАО «Мегафон» дело прекращено ввиду отсутствия факта нарушения законодательства о рекламе.

     13.07.2021 определением об отложении рассмотрения дела №062/05/18-430/2021 у АО «Альфа-Банк» запрошена дополнительная информация, необходимая для рассмотрения дела: доказательства получения согласия от заявителя Т.Э.П. о направлении ему смс-сообщения рекламного характера.

     Рассмотрение дела по существу состоялось 29.07.2021 в 09 часов 00 минут.

     Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России приходит к следующим выводам.

     12.03.2021 в 18:57 от буквенного номера «Alfa-Bank» на абонентский номер заявителя Т.Э.П. +7 <...> поступило смс-сообщение следующего содержания: «Управляйте счетами и картами в мобильном приложении: http://alfa.link/vHKY». Поступление вышеуказанного смс-сообщения на номер телефона +7 <...> подтверждается фотографией экрана мобильного телефона, а также детализированной выпиской от оператора связи, представленной заявителем в материалы дела.

     Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

     В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

     Таким образом, информация, распространенная посредством отправки на номер телефона заявителя +7 <...> смс-сообщения, отвечает признакам рекламы: распространена посредством смс-сообщения, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования – кредитным продуктам (счетам и картам) АО «Альфа-Банк».

     Исходя из Письма ФАС от 20.06.2018 № АД/45557/18 «Об оценке неопределенного круга лиц в рекламе» под рекламой понимается определенная не персонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе, если она направляется по конкретному адресному списку. Поэтому рассматриваемая рекламная информация спорного смс-сообщения, даже если она направлена клиенту компании, отвечает критерию пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, а именно адресованность неопределенному кругу лиц. 

     В силу части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

     По утверждению заявителя Т.Э.П. своего согласия на получение рекламной информации от АО «Альфа-Банк» он не выражал, что не соответствует требованиям, установленным в части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

     Согласно ответу ПАО «Мегафон», абонентский номер +7 <...> принадлежит заявителю – Т.Э.П. на основании заключенного договора об оказании услуг связи № <...> от 06.05.2018.

     Также ПАО «Мегафон» сообщает в своем ответе, что 12.03.2021 в 18:57 сертифицированным оборудованием Оператора зафиксировано отправление на номер +7 <...> смс-сообщения от отправителя, имеющего буквенное обозначение «Alfa-Bank», выделенное абоненту компании «Мегафон» - АО «Альфа-Банк».

     В рамках договора об оказании услуг связи, заключенного между ПАО «Мегафон» и АО «Альфа-Банк», на абонентские номера подключена услуга «Мобильное информирование». Корпоративный клиент (в данном случае - АО «Альфа-Банк»), в соответствии с условиями договора, до размещения рекламно-информационных материалов (далее – РИМ) среди конечных получателей из перечня абонентских номеров Корпоративного клиента обязан получить согласие конечного получателя на получение РИМ посредством смс-сообщений от Корпоративного клиента.

     На основании изложенного, рекламораспространителем в данном случае является лицо, определяющее объект рекламирования и использующее для распространения услуги связи – АО «Альфа-Банк».

     Сведений от АО «Альфа-Банк» о том, что заявитель Т.Э.П. является клиентом АО «Альфа-Банк» не было предоставлено.

     Таким образом, доказательств получения согласия со стороны Т.Э.П. на получение рекламы от АО «Альфа-Банк» не представлено, отправление смс-сообщения происходило без согласия абонента.

     Предоставление рекламы в указанном случае является формой навязывания информации, на получение которой заявитель не был согласен.

     Законом о рекламе установлен запрет на распространение рекламы по сетям электросвязи при отсутствии согласия абонента. Закон о рекламе возлагает обязанность доказывания факта наличия согласия на рекламораспространителя.

     Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 18 данного закона, несет рекламораспространитель.

     Следовательно, АО «Альфа-Банк» как рекламораспространитель рассматриваемой в обращении заявителя рекламы нарушил требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

     В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации является ненадлежащей.

     Таким образом, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что реклама АО «Альфа-Банк», распространенная 12.03.2021 в 18:57 от буквенного номера «Alfa-Bank» на абонентский номер заявителя Т.Э.П. +7 <...> без его предварительного согласия, является ненадлежащей, противоречащей требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

     Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 43-49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, комиссия

решила:

     1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную АО «Альфа-Банк» (место нахождения: 107078, город Москва, ул. Каланчёвская, д. 27), поступившую на мобильный номер заявителя +7 <...> Т.Э.П. (адрес регистрации: город Рязань, <...>) без предварительного согласия абонента, поскольку при ее распространении нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе;

     2. Выдать АО «Альфа-Банк» предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о рекламе;

     3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении.

     Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение 3 –х месяцев со дня вынесения соответствующего решения.

 

Председатель комиссии:                                                                                    <...>

 

Члены комиссии:                                                                                                <...>

                                                                                                                                        <...>

 

                                                                                                                 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны