Решение б/н заключение об обстоятельствах дела от 30 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 80-04-1/2018

«29» марта 2018 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <…>,

- <…>,,

- <…>,,

- <…>,,

- <...>

с участием представителей ответчика: <…>,,

представителя заявителя: председателя ТСЖ «Город» <…>,

рассмотрев дело №80-04-1/2018 по признакам нарушения МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ул. Костычева, д. 15а, г. Рязань, 390044; ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившемся в нарушении порядка ценообразования в части начисления платы за горячую воду ТСЖ «ГОРОД»,

руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление ТСЖ «ГОРОД» (далее – Заявитель, Товарищество, ул. Зубковой, д. 30б, г. Рязань, 390048), в котором сообщается о незаконных действиях МУП города Рязани «РМПТС» (далее – Ответчик, Предприятие) в части нарушения порядка расчета платы по горячей воде за период с октября 2014 по сентябрь 2017 года.

Между МУП города Рязани «РМПТС» и ТСЖ «ГОРОД» заключен договор теплоснабжения №101 О-П от 03.12.2008.

Предметом договора является порядок поставки коммунальных ресурсов (тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды)) от сети ресурсоснабжающей организации и ее использование абонентом в целях предоставления коммунальных услуг через присоединенную сеть на ее границе, соблюдения режима потребления тепловой энергии и теплоносителя, обеспечение безопасности используемых энергетических сетей, оборудования и приборов, обязанности и права сторон, порядок учета тепловой энергии и теплоносителя и финансовых расчетов за ее потребление.

Собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Костычева, д. 15а, г. Рязань, оплачивали услуги по горячему водоснабжению по тарифам, утвержденным приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 19.12.2013 №9-т «О расчете количества тепловой энергии на подогрев 1 куб. м холодной воды для оказания услуги горячего водоснабжения на 2 полугодие 2014», в то время как Предприятие выставляло счета по общедомовому прибору учета.

Указывает, что разница в оплате составила:

- 2014 - 144 643,90 руб.,

- 2015 - 141 297,40 руб.,

- 2016 - 158 594,58 руб.,

- 2017 - 148 092,25 руб. (9 месяцев).

Итого: 592 628,13 руб.

Товарищество считает, что Предприятие, применив неправомерный порядок начисления размера платы за горячее водоснабжение по общедомовому прибору учета, нарушило порядок ценообразования, что привело к образованию и начислению на товарищество собственников жилья пеней.

Представитель Ответчика нарушение антимонопольного законодательства признал, дополнительно пояснив следующее.

Многоквартирный дом №30б по ул. Зубковой г.Рязани оборудован общедомовым прибором учета на отопление и горячую воду.

В таком случае, когда многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета на горячее водоснабжение при начислениях за тепловую энергию для предоставления собственникам/пользователям жилых помещений услуги по горячему водоснабжению, Предприятие руководствовалось условиями договора и требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя): применялись тарифы с учетом компонента на холодную воду (руб./м3) и компонента на тепловую энергию (руб./Гкал).

При выборе способа учета потребляемых коммунальных ресурсов Предприятие исходило из следующего:

  1. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
  2. В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
  3. Согласно пункту 11 статьи 7 Федерального закона от 7 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» горячее водоснабжение осуществляется в соответствии с Правилами горячего водоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642). Пункт 1 Правил горячего водоснабжения устанавливает, что данные правила регулируют отношения между организациями, осуществляющими горячее водоснабжение и абонентами, входящими в централизованную систему горячего водоснабжения, то есть в данном случае между ресурсоснабжающей организацией и ТСЖ. Из пункта 22 Правил горячего водоснабжения следует, что объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям средств измерений (приборов учета) за определенный период времени. Соответственно оплате исполнителем коммунальных услуг (управляющей организацией или ТСЖ) за коммунальный ресурс «тепловая энергия в составе горячей воды» подлежит полная тепловая энергия, определённая по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных в точке учета горячей воды.

25.08.2017 Минстрой России дало разъяснение вида коммунального ресурса (горячая вода) и порядка объёма отпущенной в многоквартирный дом горячей воды (от 25.08.2017 исх. № 303944-ОО/04).

Согласно сделанным разъяснениям обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом), то есть независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

С учетом вышеуказанного Предприятием выполнен перерасчет начислений платы за горячее водоснабжение за период с октября 2014 по сентябрь 2017 на сумму 486 617,16 руб.

Правовое регулирование порядка начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению осуществляется в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354).

В соответствии с положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона о теплоснабжении установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 88 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 13.05.2013 №406, предусмотрено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 №129 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354, и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №306.

В соответствии с пунктом 38 Правил №354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Пунктом 42 тех же Правил предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам №354 исходя из показаний приборов учета горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, а при отсутствии такого прибора учета – исходя из норматива потребления горячей воды и норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды.

Данный принцип позволяет обеспечивать справедливое распределение тепловой энергии на подогрев кубометра воды между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.

Таким образом, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.

Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами №354 не предусмотрено.

Кроме того, обязательства исполнителя коммунальных услуг (в данном случае ТСЖ «Город») перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть больше, чем обязательства собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс.

Данная позиция также отражена в разъяснениях Минстроя России от 25.08.2017 №30394-00/04.

Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Рязани наделено МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС»).

МУП города Рязани «РМПТС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах тепловых сетей.

На основании вышеустановленных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МУП города Рязани «РМПТС» нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования: неправомерному начислению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению для ТСЖ «ГОРОД».

 

Примечание: в соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии <…>,

 

Члены Комиссии <…>,

<…>,

<…>,

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны