Заключение №5846 заключение об обстоятельствах от 7 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№062/01/10-560/2020

«07» октября 2020 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии

<…>, , членов Комиссии: <…>,при участии представителей:

- ответчика –<…>,

- заявителя –<…>,

- заинтересованного лица – <…>,

рассматривая дело №062/01/10-560/2020, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» (Республика Татарстан, 420111, город Казань, улица Пушкина, дом 12, офис 401; ИНН 1655063821) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступили заявления муниципального унитарного предприятия города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее также – МУП «РМПТС», заявитель, единая теплоснабжающая организация), вх. №4772 от 12.08.2020, №4829 от 14.08.2020, указывающего на ограничение обществом с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» (далее – ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», ответчик) поставки тепловой энергии и теплоносителя на объекты города Рязани в августе 2020 года.

По результатам рассмотрения заявления, 18.08.2020 приказом Рязанского УФАС России №60 в отношении ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Действия ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» предварительно квалифицированы в качестве нарушения запрета на осуществление монополистической деятельности (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

На заседаниях комиссии, состоявшихся 27.08.2020, 23.09.2020, 30.09.2020, представители МУП «РМПТС» в полном объеме поддержали доводы заявлений, а также письменные пояснения от 25.08.2020 №08/1/1-5155, от 14.09.2020 №08/1/1-5450, представленные в материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В частности, представители заявителя пояснили, что между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС» заключен договор поставки тепловой энергии и теплоносителя №42-03 от 24.01.2014 (далее также – договор поставки).

21 июля 2020 года ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило предупреждение о возможном введении ограничения тепловой энергии и теплоносителя в городе Рязани (исх. №1478-01.05) ввиду просроченной задолженности Предприятия за период с апреля по май 2020 года, которую надлежало оплатить до истечения очередного расчетного платежа (до 10.08.2020).

11 августа 2020 года ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило извещение о введении ограничения тепловой энергии и теплоносителя (исх. №1646-01.05) с 09 час. 00 мин. 13.08.2020 ввиду имеющейся просроченной задолженности МУП «РМПТС» за потребленную тепловую энергию и теплоноситель за период с апреля по июнь 2020 года путем сокращения подаваемого объема теплоносителя до снижения давления сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см² от значения, задаваемого диспетчером МУП «РМПТС» в соответствии с п. 2.1.3 договора поставки. При этом ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» отметило, что снятие режима ограничения по подаче тепловой энергии и теплоносителя будет осуществлено после погашения задолженности.

Кроме того, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», ссылаясь на пункт 94 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, указало, что имеет право прекратить подачу тепловой энергии и теплоносителя по истечении 5 дней с даты начала ограничения при условии, что потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность.

Как пояснили представители заявителя на заседаниях комиссии, 13.08.2020 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» ограничило объем подаваемого теплоносителя, что привело к невозможности МУП «РМПТС» исполнить обязательства перед своими потребителями.

В частности, пояснялось, что после 13.08.2020 в МУП «РМПТС» от жителей города Рязани стали поступать жалобы на ненадлежащее качество горячей воды.

ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» не осуществило свое намерение прекратить поставку тепловой энергии в полном объеме, однако, по мнению представителей заявителя, сам факт угрозы введения такого ограничения свидетельствует о превышении производителем тепловой энергии пределов реализации гражданских прав.

По мнению представителей МУП «РМПТС», направляя предупреждения о возможном введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 21.07.2020 №1478-01.05, извещение о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 11.08.2020 №1646-01.05, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» не учло положения Федерального закона «О теплоснабжении» (статья 13, часть 4 статьи 22), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (пункты 3,121), Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808 (пункты 92-96), постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», пункта 3.1.3 договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03.

Также обращено внимание на то обстоятельство, что наличие задолженности по оплате тепловой энергии в значительной части связано с неравномерностью поступления в МУП «РМПТС» денежных средств от населения и иных потребителей услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, которые традиционно в летние периоды не покрывает затраты заявителя на приобретение теплоносителя. Начиная с апреля 2020 года МУП «РМПТС» столкнулось с резким снижением уровня сбора платежей с населения в связи с введением санитарно-эпидемиологических мероприятий на территории Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020№239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Между тем задолженность единой теплоснабжающей организации перед производителем тепловой энергии в апреле – июле 2020 года значительно ниже задолженности аналогичного периода 2019 года.

Представители ответчика сообщили, что с наличием нарушения антимонопольного законодательства не согласны по основаниям, изложенным в письменных пояснениях от 25.08.2020 №1737-01.17, от 14.09.2020 №1894-01.17 (приобщены к материалам дела).

В частности, представители ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» сообщили о том, что в соответствии с условиями договора поставки тепловой энергии от 24.01.2014 №42-03 МУП «РМПТС» несет самостоятельные обязательства перед ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» по оплате тепловой энергии и теплоносителя независимо от фактической оплаты тепловой энергии, реализованной заявителем своим потребителям. Нормы Федерального закона «О теплоснабжении», Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808) не содержат положений, относящих теплоснабжающие организации к категории потребителей, в отношении которых исключается возможность инициирования процедуры введения режима ограничения подачи тепловой энергии в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате тепловой энергии.

При этом, по мнению представителей ответчика, к договорным отношениям ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС» не подлежат применению нормы Правил предоставления коммунальных услуг и Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку тепловая энергия, передаваемая МУП «РМПТС» с коллекторов ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», не является тем коммунальным ресурсом, который впоследствие реализуется потребителям коммунальных услуг.

Одновременно с этим представители ответчика обратили внимание на то обстоятельство, что в соответствии с условиями договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обязано в числе прочего обеспечить давление в подающих трубопроводах тепловых магистралей в летний период до 7 кгс/ см² с учетом допустимой погрешности 5%.

В связи с тем, что в соответствии с заданием диспетчера МУП «РМПТС» давление в подающих трубопроводах 13.08.2020 должно было составлять 4,5 кгс/см², его снижение на 0,2 кгс/см² находится в рамках нормируемой договором погрешности.

В этой связи, по мнению представителей ответчиков, указание в извещении о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 11.08.2020 №1646-01.05 на снижение давления сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см² не может рассматриваться как введение режима ограничения.

При этом показания прибора учета подтверждают, что фактически давление сетевой воды в подающем трубопроводе, нормируемой по 1 магистрали, не было снижено.

По 2 магистрали давление не контролировалось и потому отклонение от уровня давления, заданного диспетчером МУП «РМПТС», сверх нормативного, по 2 магистрали не является результатом инициирования ответчиком режима ограничения подачи тепловой энергии.

Одновременно с этим представители ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обратили внимание на то обстоятельство, что наличие задолженности МУП «РМПТС» не позволяет производителю тепловой энергии исполнять свои обязательства в сфере теплоснабжения.

Также представители ответчика пояснили, что после получения документов о введении режима ограничения поставки тепловой энергии, МУП «РМПТС» не приняло никаких своевременных мер по погашению задолженности и, при этом, не известило ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» о допустимых параметрах режима ограничения по подаче тепловой энергии, теплоносителя на коллекторах станции, при которых МУП «РМПТС» может применить в отношении собственных недобросовестных потребителей - неплательщиков мероприятия по ограничению или прекращению теплоснабжения (горячего водоснабжения) с сохранением качества теплоснабжения (горячего водоснабжения) для добросовестных плательщиков, населения и бюджетных организаций социальной сферы и т.п., обеспечив тем самым исполнение МУП «РМПТС» своих обязательств перед конечными потребителями, не имеющими задолженности по оплате теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Вместе с тем обращено внимание на то обстоятельство, что от диспетчерской службы МУП «РМПТС» (вне рамок процедуры задания температурного диспетчерского графика) на станцию постоянно приходят заявки о понижении температуры прямой сетевой воды до значений, ниже установленных проектным температурным графиком и пунктом 4.12.38 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации от 19.06.2003 №229. Во исполнении указанных заявок ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» отказывает МУП «РМПТС» именно в целях недопущения снижения качества и надежности теплоснабжения потребителей коммунальных услуг.

Согласно письменной позиции администрации г. Рязани (исх. от 26.08.2020 №02/1/1/1-08/2362-исх), поддержанной ее представителями на заседаниях комиссии, направленные ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в адрес МУП «РМПТС» предупреждение о возможном введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 21.07.2020 №1478-01.05 и извещение о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 11.08.2020 №1646-01.05 не соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственником и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

По мнению представителей заинтересованного лица, в случае введения ограничения подачи тепловой энергии в отношении административных, производственных зданий, центральных тепловых пунктов, насосных станций, МУП «РМПТС» не сможет исполнять свои обязательства перед населением и социально-значимыми потребителями в качестве единой теплоснабжающей организации по осуществлению горячего водоснабжения. Ограничение подачи тепловой энергии может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций вплоть до экологической катастрофы, вызванной невозможностью поставлять жителям и организациям, их обслуживающим, горячую воду по установленным нормам СанПин; невозможностью предотвращения аварий на магистральных и внутриквартирных сетях.

На заседаниях комиссии представители администрации города Рязани отметили, что отклонение давления сетевой воды на подающих трубопроводах, в том числе сверх предусмотренного договором отклонение от давления, заданного диспетчером МУП «РМПТС», в подающем трубопроводе 2 магистрали, являются результатом реализации ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» процедуры ограничения поставки тепловой энергии и теплоносителя, а не следствием технологических процессов подачи ресурса.

Заслушав доводы представителей заявителя, ответчика и заинтересованного лица, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В частности, комиссией Рязанского УФАС России установлено, что ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» представляет собой юридическое лицо, основным видом деятельности которого является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (35.11.1 ОКВЭД), генерирующая компания.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Деятельность в сфере производства и передачи пара и горячей воды (тепловой энергии) согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) относится к разделу D "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", классу 35 "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", подклассу 35.30 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха".

Товаром на данном рынке является: производство пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.3.

Несмотря на то, что перечисленные работы классифицируются под разными кодами, учитывая особенности деятельности хозяйствующих субъектов в сфере услуг теплоснабжения, их необходимо рассматривать как единый товарный рынок, поскольку все они классифицируются как единый комплекс работ, выполняемый этими субъектами, объединенный общим наименованием в ОКВЭДе 35.30 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха".

Так, дополнительными видами деятельности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» являются производство пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.1, передача пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.2, распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) - код ОКВЭД 35.30.3.

В географических границах расположения взаимосвязанных сетей теплоснабжения ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим производство, передачу и распределение пара горячей воды.

С учетом положений части 1 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» занимает доминирующее положение на товарном рынке с долей 100%.

В этой связи ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обязано соблюдать запреты, установленные антимонопольным законодательством, в том числе запрет на осуществление монополистической деятельности.

В частности, частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации (далее – ЕТО) на территории города Рязани наделено МУП города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей».

То есть Предприятие осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя населению (многоквартирные и жилые дома) и потребителям в том числе в социально значимые объекты: детские сады, учреждения образования, здравоохранения, культуры, роддома.

Так, в соответствии со схемой теплоснабжения городского округа город Рязань в зоне деятельности ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» расположены около 305 единиц предприятий социальной сферы: детские сады – 121, учебные заведения – 114, лечебные заведения – 70.

В целях исполнения обязательств единой теплоснабжающей организации 24.01.2014 МУП «РМПТС» заключило договор поставки тепловой энергии и теплоносителя №42-03 с ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ». По условиям названного договора поставщик (ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ») обязуется поставлять покупателю «МУП «РМПТС») через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а покупатель обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов учета и иного оборудования, связанного с потреблением тепловой энергии. Расчетным периодом по договору является один календарный месяц. Покупатель оплачивает потребленную тепловую энергию, теплоноситель на основании полученных от поставщика платежных документов, не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным. Оплата считается произведенной после поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика.

Установлено, что письмом от 21.07.2010 №1478-01.05, поименованным как предупреждение о возможном введении режима подачи тепловой энергии теплоносителя, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» уведомило единую теплоснабжающую организацию (а также главу администрации г. Рязани<…>,, заместителя председателя Правительства Рязанской области<…>,) о том, что МУП «РМПТС» допущено образование задолженности более чем за один период платежа, предусмотренного договором поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03.

В связи с этим, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» со ссылкой на пункт 93 Правил организации теплоснабжения предупредило МУП «РМПТС» о возможном введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в случае неуплаты указанной задолженности за период потребления с апреля по июнь 2020 года до истечения очередного расчетного платежа (до 10.08.2020).

Также ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» указало, что в случае, если по истечение 5 дней со дня введения указанного режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя просроченная дебиторская задолженность за период с апреля по июнь 2020 года не будет погашена в полном объеме, отпуск тепловой энергии, в горячей воде с коллекторов станции для МУП «РМПТС» может быть полностью прекращен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (пункт 94 Правил организации теплоснабжения).

11.08.2020 в связи с непогашением МУП «РМПТС» задолженности по договору поставки тепловой энергии, теплоносителя от 24.01.2014 №42-03 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» направило в адрес единой теплоснабжающей организации, главы администрации г. Рязани, заместителя председателя Правительства Рязанской области извещение о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя (исх. от 1646-01.05).

В частности из содержания указанного извещения следует, что ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», руководствуясь пунктами 1,2 статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении», пунктами 92, 93 Правил организации теплоснабжения, извещает о введении режима ограничения подачи тепловой энергии и теплоносителя с 09 часов 00 минут 13.08.2020.

Конкретизировано, что режим ограничения подачи тепловой энергии будет введен путем сокращения подаваемого объема теплоносителя до снижения давления сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см² от значения, задаваемого диспетчером МУП «РМПТС» в соответствии с пунктом 2.1.3 договора.

Также указано, что снятие режима ограничения по подаче тепловой энергии, теплоносителя будет осуществлено после полного погашения задолженности.

Одновременно с этим ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» указало, что МУП «РМПТС» надлежит заблаговременно принять меры к безаварийному частичному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности граждан и сохранности оборудования, в связи с вводимым ограничением подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Кроме того, обращено внимание на то, что введение режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя позволяет теплоснабжающей организации в соответствии с пунктом 94 Правил организации теплоснабжения прекратить подачу тепловой энергии и теплоносителя по истечении 5 дней с даты начала ограничения при условии, что потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность.

Установлено, что в соответствии с подпунктом 2.1.3.1 договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» обязано обеспечить режим работы тепловых сетей города с параметрами на границах раздела в соответствии с заданием диспетчера МУП «РМПТС», которые в летний период предусматривают давление в подающих трубопроводах тепловых магистралей до 7,0 кгс/см²[1].

В соответствии со срочной заявкой диспетчера тепловых сетей МУП «РМПТС» от 27.07.2020 №1871 по подающему трубопроводу 1 тепломагистрали должно быть установлено давление 4,5 кгс/см².

13.08.2020 в 11 часов 35 минут сотрудник МУП «РМПТС» <…>, принял заявку №2049, переданную сотрудником ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» <…>, следующего содержания: «13.08.2020 Рязанский филиал ООО НРТЭЦ в одностороннем порядке уведомляет Вас на основании исходящего письма №1646-0105 от 11.08.2020 на имя директора МУП «РМПТС» <…>, о снижении давления сетевой воды в подающих трубопроводах на две десятки килограмм на силу на сантиметр квадратный с 09 часов 00 минут 13.08.2020. МУП «РМПТС» подлежит заблаговременно принять меры к безаварийному частичному прекращению технологического процесса, обеспечения безопасности граждан и сохранности оборудования».

Указанное обстоятельство подтверждается приобщенными к материалам дела копией журнала заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управлении и ведении диспетчера, аудиозаписью телефонного разговора сотрудника МУП «РМПТС» и <…>, сотрудника ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» <…>,, расшифровкой данного разговора.

Таким образом, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» сообщило о снижении давления в подающем трубопроводе от заданного диспетчером МУП «РМПТС» в размере 4,5 кгс/см² на 0,2 кгс/см², то есть до 4,3 кгс/см².

Среднечасовые значения давления сетевой воды по двум магистралям (в подающих трубопроводах), которые поддерживало ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» 13.08.2020 и 14.08.2020, приведены ниже в таблице.

Период

1 т/м

2 т/м

Рпр, ати

Заданная Рпр, ати

ДР, ати

Рпр, ати

Заданная Рпр, ати

ДР, ати

13.08.2020 00-01

4,734

4,5

-0,234

4,465

4,5

0,035

13.08.2020 01-02

4,740

4,5

-0,240

4,477

4,5

0,023

13.08.2020 02-03

4,753

4,5

-0,253

4,485

4,5

0,015

13.08.2020 03-04

4,772

4,5

-0,272

4,504

4,5

-0,003

13.08.2020 04-05

4,765

4,5

-0,265

4,495

4,5

0,005

13.08.2020 05-06

4,698

4,5

-0,198

4,438

4,5

0,062

13.08.2020 06-07

4,574

4,5

-0,074

4,305

4,5

0,195

13.08.2020 07-08

4,379

4,5

0,121

4,116

4,5

0,384

13.08.2020 08-09

4,370

4,5

0,130

4,110

4,5

0,390

13.08.2020 09-10

4,364

4,5

0,136

4,099

4,5

0,402

13.08.2020 10-11

4,487

4,5

0,013

4,238

4,5

0,262

13.08.2020 11-12

4,597

4,5

-0,097

4,335

4,5

0,165

13.08.2020 12-13

4,385

4,5

0,115

4,121

4,5

0,379

13.08.2020 13-14

4,512

4,5

-0,012

4,246

4,5

0,254

13.08.2020 14-15

4,416

4,5

0,085

4,160

4,5

0,340

13.08.2020 15-16

4,470

4,5

0,030

4,202

4,5

0,298

13.08.2020 16-17

4,480

4,5

0,020

4,217

4,5

0,283

13.08.2020 17-18

4,413

4,5

0,087

4,150

4,5

0,350

13.08.2020 18-19

4,392

4,5

0,108

4,123

4,5

0,377

13.08.2020 19-20

4,455

4,5

0,045

4,189

4,5

0,311

13.08.2020 20-21

4,480

4,5

0,020

4,213

4,5

0,287

13.08.2020 21-22

4,477

4,5

0,023

4,207

4,5

0,294

13.08.2020 22-23

4,524

4,5

-0,024

4,256

4,5

0,244

13.08.2020 23-24

4,535

4,5

-0,035

4,269

4,5

0,231

Итого 13.08.2020

4,532

   

4,267

   

14.08.2020 00-01

4,243

4,5

0,257

3,983

4,5

0,517

14.08.2020 01-02

4,304

4,5

0,196

4,043

4,5

0,457

14.08.2020 02-03

4,358

4,5

0,142

4,097

4,5

0,403

14.08.2020 03-04

4,332

4,5

0,168

4,070

4,5

0,430

14.08.2020 04-05

4,286

4,5

0,215

4,023

4,5

0,477

14.08.2020 05-06

4,270

4,5

0,230

4,003

4,5

0,497

14.08.2020 06-07

4,284

4,5

0,216

4,018

4,5

0,482

14.08.2020 07-08

4,268

4,5

0,232

3,998

4,5

0,503

14.08.2020 08-09

4,502

4,5

-0,002

4,239

4,5

0,261

14.08.2020 09-10

4,595

4,5

-0,095

4,334

4,5

0,166

14.08.2020 10-11

4,425

4,5

0,075

4,162

4,5

0,338

14.08.2020 11-12

4,518

4,5

-0,018

4,254

4,5

0,246

14.08.2020 12-13

4,446

4,5

0,054

4,182

4,5

0,318

14.08.2020 13-14

4,447

4,5

0,053

4,168

4,5

0,332

14.08.2020 14-15

4,478

4,5

0,022

4,199

4,5

0,301

14.08.2020 15-16

4,239

4,5

0,261

3,967

4,5

0,533

14.08.2020 16-17

4,445

4,5

0,055

4,172

4,5

0,328

14.08.2020 17-18

4,394

4,5

0,106

4,125

4,5

0,375

14.08.2020 18-19

4,378

4,5

0,122

4,108

4,5

0,392

14.08.2020 19-20

4,353

4,5

0,147

4,086

4,5

0,414

14.08.2020 20-21

4,428

4,5

0,072

4,160

4,5

0,340

14.08.2020 21-22

4,517

4,5

-0,017

4,248

4,5

0,252

14.08.2020 22-23

4,478

4,5

0,022

4,208

4,5

0,292

14.08.2020 23-24

4,567

4,5

-0,067

4,301

4,5

0,200

Итого 14.08.2020

4,398

   

4,131

   

Основываясь на вышеприведенных среднечасовых значениях давления в подающих трубопроводах 1 и 2 магистрали, представители МУП «РМПТС» указали, что 13.08.2020 и 14.08.2020 имело место ограничение подачи тепловой энергии. При этом, если по 1 магистрали среднесуточное значение давления находилось в пределах отклонения, предусмотренного пунктом 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229 (4,532 кгс/см² - 13.08.2020, 4,398 кгс/см² - 14.08.2020), то по 2 магистрали отклонение среднесуточного давления сетевой воды превысило допустимый уровень отклонения от значения, заданного диспетчером МУП «РМПТС» (4,267 кгс/см² - 13.08.2020, 4,131 кгс/см² - 14.08.2020). По мнению представителей заявителя, 13.08.2020 и 14.08.2020 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» вопреки заявки диспетчера МУП «РМПТС» на установлению давления 4,5 кгс/см² ±5% поддерживало режим работы тепловых сетей города с иным давлением в подающих трубопроводах тепловых магистралей.

Представители единой теплоснабжающей организации пояснили, что в указанный период времени поступило значительное обращение граждан с жалобами на качество горячей воды.

Между тем согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим кодексом и другими федеральными законами. Данной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения прав на получение коммунальных услуг, который неразрывно связан с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг условием предоставления коммунальной услуги потребителю в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении) является предоставление ее потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной слуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

С другой стороны, по правилам подпункта «а» пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель ограничивает или приостанавливает представление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты последним коммунальной услуги. Вместе с тем действие указанных положений приостановлены до 01 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, ограничение (прекращение) поставки коммунального ресурса по причине наличия задолженности по его оплате до 01 января 2021 года недопустимо.

В этой связи ограничение (в том числе полное прекращение) поставки тепловой энергии в тепловые сети города Рязани приводит к невозможности МУП «РМПТС» обеспечить соблюдение прав и законных интересов собственников жилых и нежилых помещений на получение коммунальных услуг надлежащего качества, гарантированных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 №424.

В то же время в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Частью 4 статьи 22 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющим своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности), теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Из системного толкования указанных норм следует, что правовые акты, предусматривая, с одной стороны, право теплоснабжающей организации вводить в отношении потребителя – должника ограничения подачи энергии, с другой стороны, признают и закрепляют безусловное право не добросовестных потребителей на получение оплачиваемой энергии.

Одновременно с этим правоположения Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, подлежащие применению к правоотношениям, сложившимся между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС», предусматривают специальный порядок введения ограничения режима потребления в отношении социально значимых категорий потребителей, как то: органы государственной власти, медицинские учреждения, учебные заведения начального и среднего образования, учреждения социального обеспечения и т.д. (пункты 95, 96, 97).

С учетом приведенных правил МУП «РМПТС» и ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» в договоре поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03 (пункт 2.1.3.1) предусмотрели, что передача тепловой энергии и теплоносителя осуществляется непрерывно за исключением периодов вывода в ремонт оборудования ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и тепловых сетей города согласно сводному годовому плану ремонтов, утвержденному администрацией муниципального образования – городской округ город Рязань в соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (утвержденны постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 №889), и за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.1.3 договора.

При этом пунктом 3.1.3. договора предусмотрено право поставщика (ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ») прекращать поставку (отпуск) тепловой энергии полностью или частично в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации после предупреждения покупателя (МУП «РМПТС») в том числе при наличии у покупателя задолженности и нарушения сроков оплаты, установленных настоящим договором.

Вместе с тем стороны договора определили, что перерывы в подаче, прекращение или ограничение подачи тепловой энергии покупателю без предварительного согласования допускаются в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления Покупателя об этом.

Таким образом, инициировав процедуру ограничения режима поставки тепловой энергии в отношении МУП «РМПТС», которая предусматривала как частичное, так и полное прекращение поставки ресурса, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» не учло вышеприведенных положений Федерального законодательства и условий договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 24.01.2014 №42-03.

При этом комиссия Рязанского УФАС России не принимает во внимание доводы представителей ответчика о том, что обязанность по обеспечению прав и законных интересов потребителей услуг горячего водоснабжения возложена исключительно на МУП «РМПТС». В условиях технологической взаимосвязи процесса выработки тепловой энергии (теплоносителя) и поставки горячей воды конечным потребителям, ограничение (прекращение) ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» поставки ресурса МУП «РМПТС» неизбежно приводит к снижению качества (либо полному прекращению) коммунальных услуг, оказываемых неопределенному кругу лиц (население и юридические лица).

В этой связи, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, спор, возникший между ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и единой теплоснабжающей организацией, подлежал разрешению сторонами в рамках переговорного процесса либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы, без ущемления (угрозы ущемления) интересов третьих лиц.

Также комиссия Рязанского УФАС России отклоняет аргументы представителей ответчика о том, что реализация ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» действий по снижению давления сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см², что было предусмотрено извещением о введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 11.08.2020 №1646-01.05, не является ограничением режима подачи тепловой энергии, поскольку такое отклонение от режима, заданного диспетчером МУП «РМПТС», предусмотрено договором и действующим законодательством.

Согласно пункту 82 Правил организации теплоснабжения частичное ограничение режима потребления влечет за собой снижение объема или температуры теплоносителя, подаваемого потребителю, по сравнению с объемом или температурой, определенными в договоре теплоснабжения.

В рассматриваемой ситуации, согласно извещению о введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 11.08.2020 №1646-01.05, частичное ограничение режима потребления тепловой энергии предполагало сокращение объема теплоносителя путем снижения давления сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см² от значения, задаваемого диспетчером МУП «РМПТС» в соответствии с пунктом 2.1.3 Договора.

Указанное означает, что вне зависимости от параметров давления, задаваемых диспетчером МУП «РМПТС», ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», руководствуясь искомым извещением, будет поддерживать давление сетевой воды в подающих трубопроводах на 0,2 кгс/см² ниже.

Одновременно с этим, представители ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» указали, что несмотря на наличие извещения о введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 11.08.2020 №1646-01.05, по факту ограничение режима подачи тепловой энергии не вводилось. В частности, отмечено, что в период с 27.07.2020 по 25.09.2020 режим работы тепловых сетей выдерживался в соответствии с заданием диспетчера МУП «РМПТС» по 1 магистрали, с допустимым диапазоном отклонения по давлению в подающих трубопроводах ±5%. Сами отклонения, как указывает ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», вызваны постоянным изменением режима работы тепловых сетей (отключение или заполнение отдельных участков тепловых сетей в зоне эксплуатационной ответственности МУП «РМПТС»), носят непрерывный характер в режиме работы системы теплоснабжения.

Между тем, оценивая данный довод представителей ответчика, комиссия Рязанского УФАС России учитывает, что сотрудником ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» <…>, во исполнение извещения от 11.08.2020, 13.08.2020 передана сотруднику МУП «РМПТС» <…>, заявка №2049, в которой сообщается о том, что ответчик в одностороннем порядке снизил давление сетевой воды в подающих трубопроводах с 4,5 кгс/см² до 4,3 кгс/см². Указанное обстоятельство подтверждается выкопировкой из журнала заявок на вывод из работы оборудования, находящегося в управлении и ведении диспетчера, аудиозаписью телефонных разговоров между работниками ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС», состоявшегося 13.08.2020, сведениями о среднечасовых значениях давления сетевой воды в магистралях (подающие трубопроводы) имевших место 13.08.2020, 14.08.2020.

В частности, с учетом допустимого отклонения от заданного значения ООО «Ново-Рязанской ТЭЦ» во исполнение заявки диспетчера МУП «РМПТС» от 27.07.2020 №1871 обязано было поддерживать давление сетевой воды от 4,275 кгс/см² до 4,725 кгс/см². Начиная с 09 часов 00 минут 13.08.2020, давление сетевой воды на 1 магистрали в течение дня колебалось в пределах от 4,364 кгс/см² до 4,597 кгс/см² (среднеарифметическое давление – 4,46 кгс/см²); 14.08.2020 в течение дня давление сетевой воды на 1 магистрали колебалось в диапазоне от 4,243 кгс/см² до 4,595 кгс/см² (среднесуточное составило 4,398 кгс/см²).

Таким образом, в подающих трубопроводах на 1 магистрали 13.08.2020 и 14.08.2020 ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» поддерживало давление сетевой воды в пределах допустимого отклонения от диапазона, заданного диспетчером МУП «РМПТС» (4,5 кгс/см² ±5%).

При понижении давления сетевой воды ниже значения, заданного диспетчером МУП «РМПТС», что имело место 14.08.2020 в период с 00.00 до 01.00, с 05.00 до 06.00, с 07.00 до 08.00, с 15.00 до 16.00, ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» принимало меры по восстановлению давления до заданных значений.

Из материалов дела следует, что в подающем трубопроводе 2 тепломагистрали давление сетевой воды 13.08.2020 и 14.08.2020 находилось ниже давления 4,5 кгс/см²±5%. В то же время, комиссия Рязанского УФАС России принимает во внимание аргумент представителей ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» о том, что в силу технических особенностей (разная высота расположения как подающих трубопроводов, так и датчиков учета давления), в любой период времени давление сетевой воды в подающем трубопроводе 2 тепломагистрали будет ниже давления сетевой воды в трубопроводе 1 магистрали на 0,26 кгс/см². Также учтено, что работниками ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» и МУП «РМПТС» давление сетевой воды контролировалось именно на подающем трубопроводе 1 магистрали.

С учетом изложенного, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что материалами дела не подтвержден факт снижения давления сетевой воды в подающих трубопроводах до уровня 4,3 кгс/см² ±5%.

В то же время, согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как разъяснил Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) хозяйствующего субъекта как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из последствий, поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ», занимающего доминирующее положение на рынке производства электроэнергии тепловыми электростанциями, выразившиеся в инициировании процедуры введения режима ограничения поставки тепловой энергии и теплоносителя на объекты МУП «РМПТС» путем направления предупреждения о возможном введении режима ограничения подачи тепловой энергии от 21.07.2020 №1478-01.05, извещения о введении режима ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя от 11.08.2020 №1646-01.05, заявки №2049, переданной в телефонном разговоре сотрудником ООО «Ново-Рязанская ТЭЦ» <…>, 13.08.2020 в 11 часов 35 минут, влекут угрозу ущемления интересов неопределенного круга лиц (население, учреждения социального назначения, владельцы нежилых помещений и зданий) и противоречат части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/10-560/2020, возбужденного по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ново-Рязанская ТЭЦ» (Республика Татарстан, 420111, город Казань, улица Пушкина, дом 12, офис 401; ИНН 1655063821) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.
  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

  1. В соответствии с пунктом 4.11.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (утвержденные приказом Минэнерго России от 19.06.2003 №229) отклонение от заданного диспетчером тепловой сети режима должны быть не более: по температуре воды, поступающей в тепловую сеть, - ± 3%, по давлению в подающих трубопроводах - ±5%. ↑

Связанные организации

Связанные организации не указаны