Решение №1135/24 Решение по делу № 062/07/3-129/2024 от 19.03.2024 от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/07/3-129/2024

 

Дата принятия решения: 26.03.2024 г. Рязань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – Рязанское УФАС России) в составе:

председателя комиссии – <...>

членов комиссии – <...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу <...> (вх. № 1342-ЭП/24 от 18.03.2024) (далее – Заявитель) на действия Заказчика – <...> (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку счетчиков электрической энергии для монтажа узлов по технологическим присоединениям (извещение № 32413340523, на сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступила жалоба <...> (вх. № 1342-ЭП/24 от 18.03.2024) на действия Заказчика – <...> при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку счетчиков электрической энергии для монтажа узлов по технологическим присоединениям (извещение № 32413340523, на сайте www.zakupki.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиями пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о Закупках.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме и просил признать жалобу обоснованной; выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы.

Комиссией установлено, что 29.02.2024 Заказчик на сайте Единой электронной торговой площадки, а также на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС), разместил информацию о проведении аукциона в электронной форме на поставку счетчиков электрической энергии для монтажа узлов по технологическим присоединениям (реестровый № 32413340523) (далее – аукцион, процедура).

Начальная (максимальная) цена договора: 2 843 237 рублей.

Дата начала подачи заявок: 29.02.2024.

Дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2024 09:00.

Дата и время начала рассмотрения заявок: 11.03.2024 09:00.

Дата окончания рассмотрения заявок: 12.03.2024.

Дата проведения электронного аукциона: 15.03.2024 10:00.

Дата подведения итогов: 18.03.2024 20:00.

Дата начала срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 01.03.2024.

Дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе: 07.03.2024

В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе № 32413340523-1 от 12.03.2024, заявка под номером № 3 (1981), поданная <...> отклонена на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 17 Положения о закупке товаров, работ, услуг <...>, подпункта 2 пункта 2 раздела 2 аукционной документации, в связи с несоответствием заявки на участие в закупке требованиям, установленным в документации о закупке, а именно, в пункте 2.1 Конкретные показатели Товара, в первой части заявки на участие в закупке:

- по позиции 1 «Счетчик электрической энергии» в значении параметра «Тип модуля для передачи данных» участник указывает «сменный», тогда так Описанием предмета закупки установлено «встроенный». Согласно абзацу 3 пункта 1 раздела 4 аукционной документации первая часть заявки подается участником аукциона в соответствии с разделом 14 аукционной документации

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд <...> от 09.02.2024 (далее — Положение о закупке), а также Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно пунктам 1, 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По мнению заявителя, размещенное описание характеристик (параметров) требуемых средств измерения в рамках предмета закупки указывает на возможность поставки товаров со сменным модулем передачи данных, поскольку сменяемый модель является составной частью счетчика и является «встроенным», о чем указано в Описании Типа на приборы учета. К поставке по позиции № 1 (Раздел 14 документации «Описание предмета закупки») <...> предложено модификацию счетчика со сменным, встроенным модулем связи NBIoT/GPRS «счетчик электрической энергии однофазный прямого включения POTEK PTM-01 B2G3Y-31 Y20-O211S».

В пункте 1 разделе 14 аукционной документации «Описание Товара» указано, что счетчик электрической энергии должен иметь возможность дистанционных программирования и изменения:

- параметров фиксации индивидуальных параметров качества электроснабжения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»;

- параметров срабатывания встроенных коммутационных аппаратов (реле);

- паролей доступа;

- перечня событий, в отношении которых должно формироваться инициативное сообщение;

- встроенного программного обеспечения прибора учёта, в т.ч. модулей связи.

Интерфейс, модуль связи

оптопорт, GSM/NB-Iot

Тип модуля для передачи данных

встроенный

В пункте 2 разделе 14 аукционной документации «Описание Товара» указано, что счетчик электрической энергии должен иметь возможность дистанционных программирования и изменения:

- параметров фиксации индивидуальных параметров качества электроснабжения, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»;

- параметров срабатывания встроенных коммутационных аппаратов (реле);

- паролей доступа;

- перечня событий, в отношении которых должно формироваться инициативное сообщение;

- встроенного программного обеспечения прибора учёта, в т.ч. модулей связи.

Интерфейс, модуль связи

оптопорт, GSM/NB-Iot

Тип модуля для передачи данных

сменный

Данные два пункта с точки зрения технической реализации противоречат друг другу.

Поданная первая часть заявки участника под № 3 (1981) – <...> в пункте 1 содержит информацию о встроенном параметре модуля, но при этом уточняет возможность его сменяемости.

Указанные Заявителем обоснования также подтверждаются пунктами 2.2.35.2, 2.2.28.6, 2.2.30.1 Руководства по эксплуатации счетчиков электрической энергии РИТМ.411152.010РЭ. Модуль передачи данных (модуль связи) расположен внутри прибора учета и является «встроенным», но при необходимости, к примеру, выхода его из строя его можно сменить.

Работоспособность сменного модуля определяется по его светодиодным индикаторам. Данный сменный модуль устанавливается в корпус счетчика и дополнительно закрывается дверцей, которая имеет возможность установки дополнительной пломбы энергоснабжающей организации (пломбируется дополнительный невыпадающий пломбировочный винт). Сменные модули счетчика имеют унифицированные габаритные и установочные размеры, унифицированные посадочные места в основании корпуса для возможности замены на месте установки счетчика (п. 2.2.30.1).

Следует обратить внимание, что счетчики предложенных моделей Заявителем имеют электронные пломбы на вскрытие корпуса, крышки зажимов (клеммной колодки) и сменного модуля передачи данных (связи). При срабатывании пломбы происходит соответствующая запись в журнале событий и отображение на ЖКИ счетчика и индикаторного устройства. Счетчики производят контроль состояния электронных пломб и при отсутствии напряжения питания.

Приобретение и дальнейшая эксплуатация приборов учета, срок службы которых не менее 30 лет, увеличит расходы Заявителя в процессе замены приборов учета, в то время когда это можно устранить в период эксплуатационного обслуживания в случае выхода детали из строя, тогда как замена таких приборов будет производится до момента окончания межповерочного интервала.

Таким образом, закупка приборов учета без возможности замены деталей представляется нецелесообразным при условии наличия на функционирующем товарном рынке оборудования, соответствующего рассматриваемому требованию.

Кроме того, вышеуказанные заявленные Заказчиком функции не предусмотрены и не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 г. № 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)» (далее - постановление № 890), которое определяет перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета электрической энергии, а также требования к ним.

В связи с этим при формировании рассматриваемых требований документации о закупке Заказчик вышел за рамки параметров приборов учета, указанных в постановлении № 890.

Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя.

По результатам совокупного анализа документов, представленных сторонами дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

Все участники закупки должны находиться в равных условиях относительно требования о поставке товара, соответствующего условиям документации.

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, по формальным причинам, может повлеч необоснованное ограничение конкуренции.

В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении невозможности применения «сменного» типа модуля для передачи данных.

В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Закона о закупках заказчик имеет право обратиться к участнику о разъяснении положений заявки.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В связи с этим, в действиях Заказчика выявлены нарушения требований действующего законодательства о закупках. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (части 6 статьи 3 Закона о закупках).

Изучив положения документации об аукционе в электронной форме, выслушав доводы представителя Заявителя, представителя Заказчика, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения требований аукционной документации и требований Закона о закупках.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу <...> на действия Заказчика – <...> при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны