Заключение б/н Заключение об обстоятельствах дела от 27 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА

№062/01/10-303/2020

«27» августа 2020 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе председателя Комиссии <…>., заместителя руководителя управления, членов Комиссии: <…>., начальника отдела контроля товарных и финансовых рынков, <…>, начальника отдела антимонопольного контроля органов власти, <…>, - специалиста 1 разряда отдела контроля товарных и финансовых рынков,

при участии представителей:

- ответчика – <…>,

- заявителя – директора <…> (личность установлена на основании паспорта), <…>. (доверенность от 01.07.2020),

рассматривая дело №062/01/10-303/2020, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404, адрес: 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Планета Техно» (далее - ООО «Планета Техно», Общество), указывающего на нарушение муниципальным унитарным предприятием «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при определении размера платы по договору теплоснабжения.

22.05.2020 приказом №33 Рязанского УФАС России возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и создана комиссия по его рассмотрению.

В ходе рассмотрения дела представители заявителя пояснили, что 25 июня 2012 года между обществом с ограниченной ответственностью «Планета Техно» (далее - ООО «Планета Техно», Общество, абонент) и муниципальным унитарным предприятием «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (далее - МУП «РМПТС», Предприятие, энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения №202 О-П, согласно которому энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент принимает и оплачивает поставленный ресурс.

Договор теплоснабжения заключался в целях теплоснабжения нежилых помещений, входящих в состав «торгового павильона» (магазина). Также отмечают, что «торговый павильон» является самостоятельным объектом недвижимости; система отопления павильона отделена от системы многоквартирного дома №14/16 по улице Новоселов города Рязани, оснащена узлом учета тепловой энергии.

С октября 2018 года (счет №6982 от 31.10.2018) Предприятием направлялись платежные документы, в которых плата за потребленную тепловую энергию в отопительный период рассчитывалась исходя из нормативов потребления, без учета показаний прибора учета тепловой энергии.

ООО «Планета Техно» считает, что действия Предприятия по расчету платы за тепловую энергию без учета показаний прибора учета тепловой энергии нарушают законодательство в сфере теплоснабжения и ущемляют законные права и интересы общества, а также третьих лиц, арендующих помещения в здании, расположенном по улице Новоселов, дом 14/16 города Рязани.

Представители ответчика сообщили, что с наличием нарушения антимонопольного законодательства в действиях МУП «РМПТС» не согласны по основаниям, изложенным в письменных пояснениях. Считают, что многоквартирный жилой дом №14/16 по улице Новоселов города Рязани является единым объектом недвижимости. То есть нежилые помещения являются частью многоквартирного дома, что также подтверждается выпиской из ЕГРН на многоквартирный дом №14/16 по улице Новоселов города Рязани. С учетом пунктов 2 и 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (в соответствии с формулами 2, 2.1, 2.3 и 2.4 приложения №2 к Правилам №354).

Одновременно с этим представители ресурсоснабжающей организации полагают, что обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии возложена на управляющую организацию (ООО «Жилсервис»). Также обращается внимание на то обстоятельство, что бездействие ресурсоснабжающей организации и невыполнение обязанности по оснащению многоквартирного дома общедомовым прибором учета не может быть квалифицировано в качестве нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку указанное действие образует событие административного правонарушения по части 12 статьи 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заслушав доводы ответчиков, изучив представленные в материалы дела доказательства, комиссия Рязанского УФАС России считает документально подтвержденным нарушение МУП города Рязани «РМПТС» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В частности, комиссией Рязанского УФАС России установлено, что приказом Минэнерго РФ от 30.09.2015 №704 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования – городской округ город Рязань на период действия до 2030 года.

Статусом единой теплоснабжающей организации на территории города Рязани наделено МУП «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (МУП «РМПТС»).

По результатам анализа товарного рынка (аналитический отчет приобщен к материалам дела) установлено, что МУП города Рязани «РМПТС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по теплоснабжению в границах тепловых сетей.

В этой связи при оказании услуг теплоснабжения МУП «РМПТС» обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения являются цены, распределение тепловой нагрузки, соблюдение правил (порядка) заключения договоров в сфере теплоснабжения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Договор теплоснабжения должен определять в числе прочего объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем (подпункт 1 части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 15 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с пунктом 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 №808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

- 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца;

- оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, а в ценовых зонах теплоснабжения объема, определенного в соответствии с порядком, предусмотренным договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц <…>, <…>, <…> <…>, <…>, <…>, являются собственниками нежилых помещений в составе торгового павильона, распложенного по адресу: ул. Новоселов, дом 14/16, г. Рязань. В торговом павильоне указанные лица осуществляют деятельность по сдаче нежилых помещений в аренду, а также торговую деятельность продовольственными и непродовольственными товарами.

Установлено, что ООО «Планета «Техно», выполняя услуги по управлению и эксплуатации торгового павильона на основании договора на оказание услуг по управлению и эксплуатации торгового павильона собственникам нежилых помещений, 25 июня 2012 года заключило с МУП «РМПТС» договор теплоснабжения №202 О-П, согласно которому энергоснабжающая организация отпускает абоненту тепловую энергию в горячей воде, а абонент принимает и оплачивает поставленный ресурс.

В соответствии с актом балансовой принадлежности тепловых сетей с перечнем абонентов, являющимся приложением №1 к договору, границы разделения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности по отношению к МУП «РМПТС» определены как «тепловые сети от наружной стены ТК-1 и внутренняя система отопления обслуживается абонентом. Перечень абонентов: ООО «Планета Техно» (торговый павильон), адрес: ул. Новоселов, дом 14/16».

Пунктом 7.1 договора установлены особенности расчетов за потребленную тепловую энергию, согласно которому расчеты производятся по тарифу, установленному Региональной энергетической комиссией Рязанской области для соответствующих групп потребителей.

Также установлено и не оспаривается лицами, привлеченными к рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства то обстоятельство, что система отопления нежилого помещения (магазина) отделена от общей системы отопления многоквартирного дома, имеет обособленный узел учета тепловой энергии, по которому до апреля 2018 года осуществлялось взимание платы за теплоснабжение с собственников нежилых помещений.

Начиная с октября 2018 года Предприятие выставляет ООО «Планета «Техно» счета на оплату по договору №202 О-П от 25.06.2012 с применением норматива потребления тепловой энергии и тарифа, действующего в конкретном периоде отопительного сезона. Так, в период с сентября 2018 года по апрель 2019 МУП «РМПТС» предъявило к оплате сумму в размере 1 898 536,42 рублей, в период с сентября 2019 года по апрель 2020 года – 2 086 626,92 рублей.

В то же время, как поясняют представители ООО «Планета «Техно», с учетом показаний прибора учета в период с сентября 2018 года по апрель 2019 года должна быть определена в размере 1 718 256,96 рублей, с сентября 2019 года по апрель 2020 года – 1 163 852,16 рубля.

Таким образом, разница между платой за услуги отопления в период с октября 2018 года по апрель 2019 года, определенной по нормативу потребления, и платой, определенной по показаниям прибора учета тепловой энергии, составила 180 279,46 рублей, в период с октября 2019 года по апрель 2020 года – 922 774,76 рубля.

При этом Комиссией Рязанского УФАС России отклоняется довод представителей МУП «РМПТС» о том, что в рассматриваемых правоотношениях теплоснабжающая организация добросовестно пользуется своими гражданскими правами, не допуская злоупотребления доминирующим положением. В частности, МУП «РМПТС» обращает внимание на то обстоятельство, что многоквартирный дом №14/16 по улице Новоселов города Рязани не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии. В силу изложенного, руководствуясь пунктом 42(1) Правил №354, расчет за услуги отопления нежилых помещений по показаниям приборов учета тепловой энергии не возможен.

Между тем в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 5 статьи 13 того же закона до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении установлено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергосбережении оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до 1 июля 2013 года в отношении объектов, предусмотренных частью 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии организации, осуществляющие снабжение в том числе тепловой энергией, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 статьи 13 Закона об энергосбережении не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

В силу указанных правоотношений лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета и не препятствовать вводу в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

В силу указанных правоположений в случае неисполнения собственниками многоквартирного дома №14/196 по улице Новоселов города Рязани обязанности по его оснащению общедомовым прибором учета тепловой энергии, МУП «РМПТС» обязано его установить в принудительном порядке.

Однако до настоящего времени единая теплоснабжающая организация обязанность по установке общедомового прибора учета тепловой энергии не исполнила.

В то же время, ссылаясь на отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии, МУП «РМПТС» отказывается от определения платы за услуги отопления с владельцем нежилых помещений, ущемляя тем самым интересы последних при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

При этом комиссия Рязанского УФАС России отклоняет доводы МУП «РМПТС» о том, что в рассматриваемом случае действия ресурсоснабжающей организации не могут быть квалифицированы по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку по факту нарушения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности ресурсоснабжающие организации несут административную ответственность, предусмотренную частью 12 статьи 9.16 КоАП РФ.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда от 30.06.2008 №30 «О некоторых вопросах, возникающих с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

В рассматриваемой ситуации добросовестным со стороны теплоснабжающей организации является соблюдение обязанности по установке общедомового прибора учета тепловой энергии и определение платы за услуги отопления собственникам нежилых помещений с учетом наличия установленного прибора учета тепловой энергии в нежилых помещениях.

Необходимо отметить, что каких-либо непреодолимых обстоятельств в совершении МУП «РМПТС» указанных действий, не имеется.

Однако в рассматриваемой ситуации злоупотребление гражданскими правами выгодно МУП «РМПТС», поскольку плата за услуги отопления, рассчитанная на основании нормативов потребления, превышает плату, определенную на основании показаний прибора учета тепловой энергии.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе, ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

С учетом положений части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 ГК РФ на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции и (или) непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

На основании изложенного, комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о том, что действия МУП «РМПТС», выразившиеся в определении платы за услуги отопления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 14/16, в ситуации уклонения от исполнения обязанности по установке в принудительном порядке общедомового прибора учета тепловой энергии, приводят к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения МУП «РМПТС» запретов части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На основании изложенного в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона «О защите конкуренции» комиссия Рязанского УФАС России

ЗАКЛЮЧИЛА:

  1. Принять данное заключение об обстоятельствах дела №062/01/10-303/2020, возбужденного по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием города Рязани «Рязанское муниципальное предприятие тепловых сетей» (ИНН 6227000888, ОГРН 1036214000404, адрес: 390044, г. Рязань, ул. Костычева, д. 15А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Направить данное заключение об обстоятельствах дела лицам, участвующим в деле.
  3. Разъяснить лицам, участвующим в деле, что они вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны