Решение б/н Решение по жалобе на действия организатора торгов – общества... от 29 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу

№ 062/10/18.1-661/2020

29 сентября 2020 года г. Рязань

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьёй 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», в составе: <...>, —

без участия представителей,

рассмотрев жалобу П.М.С. (далее – заявитель, П.М.С.) на действия организатора торгов – общества с ограниченной ответственностью «АГРО-С62» (далее – Общество, организатор торгов) при организации торгов по продаже имущества должника: квартиры №54, расположенной по адресу: г. Москва, <…> (номер извещения 090720/41192504/03 (лот № 1)), —

установила:

П.М.С., будучи заинтересованной в приобретении на торгах имущества должника – квартиры №54, расположенной по адресу: г. Москва, <…> и направившая соответствующую заявку Обществу, обжалует в антимонопольном органе его действия, связанные с нарушением порядка организации и проведения торгов.

По мнению П.М.С., её заявка на участие в торгах вместе с ценовым предложением направлена представителем А.А.В. на электронную торговую площадку, вместе с тем данная заявка необоснованно отклонена по причине того, что необходимый пакет документов не направлен на электронную почту организатора торгов.

Вместе с тем заявитель считает, что применительно к той форме проведения торгов (открытый аукцион с закрытой формой предложений о цене), которую избрал их организатор, требование о предоставлении необходимого пакета документов на электронную почту организатора торгов является избыточным, противоречит сути проводимой процедуры, поскольку не позволяет обеспечить конфиденциальность ценового предложения участника (цена становится доступной третьим лицам, имеющим возможность подать большее ценовое предложение, нежели заявитель). Подробно доводы заявителя изложены в жалобе.

Заявитель, ООО «АГРО-С62» на рассмотрение дела представителей не направили. Общество в письменных пояснениях по существу дела сообщило, что его требование о подаче ценового предложения на электронную почту организатора торгов, которое П.М.С. (А.А.В.) не выполнено, оправданно, поскольку некоторые электронные площадки предоставляют файлы, направленные участниками, в формате, не позволяющем их распознать и соответственно корректно рассматривать.

Кроме того, ООО «АГРО-С62» ссылается на то, что заявитель не представил сведения, указанные в опросном листе, размещённом в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; поданная заявителем анкета не содержит данных о представителе, имеющем право на заключение сделки; заявка на электронной торговой площадке подана от лица А.А.В. в интересах П.М.С., что недопустимо; заявка П.М.С. не соответствует нормам стандартизации оформления заявок; ФАС России 24.09.2020, рассмотрев жалобу П.М.С., признала её необоснованной.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, комиссия приходит к следующему.

Установлено по делу, что на основании исполнительного листа от 30.08.2018 серия ФС № 017499806, выданного Коптевским районным судом, судебным приставом-исполнителем МО по ОИПНХ УФССП России по Москве 06.09.2018 в отношении Б.А.А. в пользу взыскателя ПАО «Сбербанк России» возбуждено исполнительное производство № 25270/18/77039-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ОИПНХ УФССП России по Москве от 04.03.2020 на реализацию на открытых торгах в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее – ТУ Росимущества в городе Москве) передано арестованное имущество: однокомнатная квартира площадью 39 кв.м, расположенная по адресу: г. Москва, р-н Нагатинский Затон, ул. <….>.

Между ООО «АГРО-С62» и ТУ Росимущества в городе Москве заключен договор на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации от 18.02.2020 № 19-АИ/2020.

Антимонопольным органом установлено, что во исполнение данного договора на основании Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ООО «АГРО-С62» на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru/ 09.07.2020 размещено извещение о проведении открытого аукциона № 090720/41192504/03.

Предмет аукциона: арестованное имущество - квартира № 54, расположенная по адресу: г. Москва, <…>.

Дата начала подачи заявок: 09.07.2020; дата и время окончания подачи заявок: 07.08.2020 в 11.00; дата и время проведения торгов: 13.08.2020 в 11.30.

Исходя из извещения, торги проводятся с закрытой формой предложений о цене.

Установлено по делу, что в соответствии с требованиями извещения о проведении аукциона к торгам допускаются любые лица, зарегистрированные на ЭТП, находящейся в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://afina.market/, предоставившие заявки и ценовые предложения на участие в торгах с помощью электронного документооборота на ЭТП, подписанные ЭЦП с необходимым комплектом документов (электронные скан-копии с подлинника документа), с направлением необходимого комплекта документов на электронную почту организатора торгов: заявка на участие в торгах по установленной форме; платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий перечисление претендентом установленной суммы задатка на указанный в извещении о проведении торгов счет (оригинал); сведения, указанные в опросном листе, размещенном на ЭТП в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма»; подписанная участником опись предоставляемых документов по установленной форме; ценовое предложение по установленной форме. Физические лица также представляют копии паспорта заявителя (все листы) или заменяющего его документа; нотариально удостоверенное согласие супруга/супруги на заключение сделки купли – продажи (при наличии супруга/супруги), или нотариально заверенное заявление об отсутствии брака (если требует законодательство РФ); свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) заявителя; иные документы, предусмотренные Российским законодательством.

В извещении о проведении аукциона также указано, что организатор торгов вправе отклонять представленные заявки, если они не соответствуют требованиям (формам), установленным в извещении о проведении аукциона.

При рассмотрении заявок на участие в аукционе заявки не допускаются организатором торгов к участию в аукционе в случае: а) не предоставления документов, определённых в ИЗВЕЩЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, либо наличия в таких документах недостоверных сведений о заявителе; б) несоответствия заявителя требованиям, установленным в ИЗВЕЩЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ; в) невнесения задатка (обеспечение заявки), если требование о внесении задатка (обеспечение заявки) указано в ИЗВЕЩЕНИИ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ; г) несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям, установленным в ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ. Любые расхождения и (или) разночтения в представленных сведениях и (или) документах, расцениваются Организатором торгов, как непредставление таких сведений, документов.

Как усматривается из имеющихся материалов, П.М.С. организатору торгов направлены заявка на участие в торгах по установленной форме; документ, подтверждающий перечисление претендентом установленной суммы задатка на указанный в извещении о проведении торгов счет; сведения, указанные в опросном листе, размещенном на ЭТП в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем, и финансированию терроризма»; подписанная опись предоставляемых документов по установленной форме; ценовое предложение по установленной форме; копия паспорта заявителя (все листы); свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (ИНН) заявителя, нотариально заверенное заявление об отсутствии брака, то есть те документы, которые определены извещением. При этом комиссия отмечает, что документы заявителя составлены строго на основании форм, предложенных организатором торгов.

Также выяснено, что к заявке П.М.С. прилагалась доверенность от 29.03.2020 № 77 АГ 3774573 на А.А.В., наделяющая его правом участвовать от её имени в любых торгах, в том числе подавать заявку, делать ценовые предложения и т.п.

Между тем и заявка на участие в торгах, и иные представленные документы подписаны непосредственно П.М.С., она же оплатила задаток на участие в торгах. Сам по себе факт направления в составе заявки П.М.С. доверенности от 29.03.2020 № 77 АГ 3774573 на А.А.В. не означает, что участником торгов является А.А.В., поскольку заявка исходила лично от П.М.С., именно она является покупателем по сделке, на заключение которой направлена процедура проведения торгов.

Вопреки указанным обстоятельствам в протоколе об определении участников торгов, подписанном организатором торгов 10.09.2020, результат рассмотрения заявки П.М.С. вообще не отражён, отклонена заявка А.А.В., что уже само по себе позволяет считать организатора торгов допустившим нарушение порядка их проведения.

Вместе с тем, по мнению комиссии антимонопольного органа, указанное несоответствие не повлияло бы на результат проведения аукциона при надлежащем рассмотрении заявки П.М.С. (А.А.В.).

Однако не может комиссия согласиться и с мотивами, положенными в обоснование решения об отклонении спорной заявки, по существу.

Так, требование организатора торгов о необходимости направления комплекта документов, помимо электронной торговой площадки, на электронную почту организатора торгов, противоречит сути проводимой процедуры, поскольку смысл и ценность её проведения состоит в том, что предложения претендентов до окончания даты и времени приёма заявок никому, в том числе организатору торгов, не известны. В противном случае, как правильно отметил заявитель, зная ценовые предложения, поданные участниками, иные лица получают реальную возможность назвать предложение по цене в большем размере и за счёт этого фактора одержать победу на торгах.

В любом случае, даже если организатор торгов такое требование и установил, исходя, как он указывает, из того, что некоторые электронные площадки предоставляют файлы, направленные участниками, в формате, не позволяющем их распознать, он не вправе отклонять заявки по причине несоблюдения данного требования. Кроме того, в рассматриваемом случае отсутствуют основания для вывода о том, что данные заявки П.М.С. представлены в ненадлежащем формате, нераспознаваемы либо нечитаемы.

По изложенным причинам комиссия считает, что у ООО «АГРО-С62» отсутствовали основания для отказа заявителю в допуске к участию в проведённом аукционе, вследствие чего решение, отражённое в протоколе об определении участников торгов, подписанном организатором торгов 10.09.2020, так и последующее решение, изложенное в протоколе о результатах проведения торгов от 10.09.2020, являются неправомерными.

Доводы Общества о непредставлении заявителем сведений, указанных в опросном листе, размещённом в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, поскольку в действительности таковые в заявке П.М.С. направлены.

Аргументы организатора торгов о том, что поданная заявителем анкета не содержит данных о представителе, имеющем право на заключение сделки, не изменяют итогового вывода комиссии антимонопольного органа: заявка, как отмечено выше, исходила от П.М.С., личность представителя и его полномочия в связи с этим обстоятельством на этой стадии проведения торгов (до момента подписания договора), равно как и то обстоятельство, что отдельные поданные документы подписаны как П.М.С., так и А.А.В. (который уполномочен на эти действия упомянутой доверенностью), не имеют какого-либо правового значения.

Непосредственно в заявке П.М.С., где перечислены исчерпывающие данные о заявителе, содержится ссылка на прилагаемое к заявке согласие на обработку персональных данных, в связи с чем считать, что оно не представлено у организатора торгов оснований не имелось. Тем более, что само согласие, как отмечалось выше, составлено строго по образцу, размещённому Обществом.

Позиция Общества, настаивающего на том, что заявка П.М.С. не соответствует нормам стандартизации оформления заявок, подлежат отклонению, поскольку представленные заявителем документы, поданные в составе аукционной заявки, читаемы, непротиворечивы, недвусмысленны и никаким «нормам стандартизации оформления заявок» не противоречат. Не имеется в материалах настоящего дела и не представлено ООО «АГРО-С62» и какого-либо решения ФАС России, согласно которому жалоба П.М.С. на аналогичные действия Общества признана необоснованной. Согласно уведомлению от 23.09.2020 № АК/51486/20 ФАС России рассматривалась жалоба П.М.С. на действия электронной торговой площадки, а не организатора торгов.

То обстоятельство, что заявка на электронной торговой площадке подана от лица А.А.В. в интересах П.М.С., также не обусловливает возможность отклонения поданной заявки, которая соответствует юридически значимым требованиям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени, лица, лишь передающие выраженную в надлежащей форме волю другого лица, а также лица, уполномоченные на вступление в переговоры относительно возможных в будущем сделок.

В рассматриваемом случае, подавая со своего «личного кабинета» заявку П.М.С., А.А.В. лишь передал выраженную в надлежащей форме волю П.М.С., а значит, совершая эти действия, он действовал с точки зрения гражданского законодательства не в качестве представителя и какая-либо доверенность на подачу заявки от П.М.С. ему не требовалась.

Таким образом, жалоба П.М.С. является обоснованной.

Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции определено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрена выдача, в частности, организатору торгов, обязательных для исполнения предписаний о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе предписаний об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

С учётом признания жалобы П.М.С. обоснованной комиссия выдаёт ООО «АГРО-С62» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов (номер извещения на сайте www.torgi.gov.ru –090720/41192504/03 (лот № 1)), а именно: об отмене протокола об определении участников торгов, подписанного организатором торгов 10.09.2020, протокола итогов торгов от 10.09.2020 и повторном рассмотрении заявок, поданных для участия в данных торгах, в том числе заявки П.М.С., с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по настоящему делу.

С учетом изложенного, руководствуясь статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Рязанского УФАС России

решила:

жалобу П.М.С.на действия организатора торгов – общества с ограниченной ответственностью «АГРО-С62» при организации торгов по продаже имущества должника: квартиры №54, расположенной по адресу: г. Москва, ул. <…> (номер извещения 090720/41192504/03 (лот № 1)) признать обоснованной.

Выдать организатору торгов – ООО «АГРО-С62» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: в течение пяти рабочих дней со дня получения решения и предписания по настоящему делу отменить протокол об определении участников торгов, подписанный организатором торгов 10.09.2020, протокол итогов торгов от 10.09.2020 и повторно рассмотреть заявки, поданные для участия в данных торгах, в том числе заявку П.М.С., с учётом выводов, содержащихся в решении комиссии антимонопольного органа по настоящему делу.

В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» решение и (или) предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения (выдачи предписания).

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны