Решение б/н Решение по жалобе ООО «Лаборатория цифрового зрения» от 30 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 062/06/32-203/2019 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

30 апреля 2019 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 25 апреля 2019 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 46 от 18.04.2019 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, в присутствии представителей ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» ˂...˃, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области «Центр закупок Рязанской области» ˂...˃, представителя ООО «Лаборатория цифрового зрения» ˂...˃, в отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк-АСТ», уведомленных надлежащим образом (исх. № 1531 от 23.04.2019), рассмотрев жалобу ООО «Лаборатория цифрового зрения» б/н б/д (вх. № 1964 от 19.04.2019) на действия Заказчика (ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области») при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Рязанской области с устройством автоматических пунктов весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (извещение № 0859200001119003001 от 28.03.2019) и, проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

 

ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Рязанской области с устройством автоматических пунктов весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств (далее – открытый конкурс в электронной форме).

28 марта 2019 года извещение о проведении закупки и документация об открытом конкурсе в электронной форме размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 719 555,34 руб.

Уполномоченным учреждением выступило ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области».

По мнению Заявителя, конкурсная документация не соответствует положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС) по следующим основаниям:

1. Заказчиком в конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины их значимости. Заявитель считает, что порядок оценки по нестоимостному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием предмета оценки, позволяющего определить перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией.

2. Заказчиком в конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении участником закупки в составе заявки документов, подтверждающих квалификацию участника, так как в критерии оценки заявок на участие в конкурсе данное требование не вошло, следовательно, по мнению Заявителя, не представляется возможным определить какие документы должен предоставить участник.

3. В требованиях к участникам закупки, установленных Заказчиком в конкурсной документации, установлено избыточное требование о членстве участника закупки в саморегулируемой организации изыскателей и в саморегулируемой организации строителей при выполнении проектно-изыскательных работ.

В ходе заседания Комиссии Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на жалобу № 642 от 24.04.2019 (вх. № 2041 от 25.04.2019) Заказчик сообщил, что документация об открытом конкурсе в электронной форме соответствует законодательству о ФКС.

В отзыве на жалобу № 367 от 24.04.2019 (вх. № 2026 от 24.04.2019) Уполномоченное учреждение сообщило, что документация об открытом конкурсе в электронной форме соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, и считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о ФКС.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о ФКС для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу части 8 статьи 32 Закона о ФКС порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о ФКС.

Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценок заявок), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с п. 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно пункту 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Так, в соответствии с пунктом 25 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:

а) качество товаров (качество работ, качество услуг);

б) функциональные, потребительские свойства товара.

в) соответствие экологическим нормам.

В Приложении №3 к заявке на закупку «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины их значимости» конкурсной документации Заказчиком в п.1,2 установлены критерии оценок заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и их значимость:

Критерии:

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

- цена контракта;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

Значимость критериев оценки:

1) цена контракта (величина значимости критерия - 60%);

2) качественные характеристики объекта закупки (величина значимости критерия - 40%).

Согласно п. 4 Приложения №3 к заявке на закупку «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе, критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины их значимости» в отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" устанавливается показатель «качество работ».

При оценке заявок по данному показателю учитывается соответствие предложения участника закупки о качестве работ, представленного в составе заявки на участие в конкурсе. Заданию на выполнение проектно-изыскательных работ. Показатель «качество работ» оценивается по балльной шкале от 0 до 100 баллов:

- полностью соответствует – 100 баллов;

- частично соответствует – 20 баллов;

- не соответствует – 0 баллов.

Следовательно, установление Заказчиком в конкурсной документации показателя «качество работ» нестоимостного критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» соответствует Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, проанализировав суть объекта закупки, характер работ, требуемых Заказчиком к исполнению на выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Рязанской области с устройством автоматических пунктов весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком нестоимостных критериев соотносится с предметом торгов и является допустимым для выявления участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.

2. Пунктом 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о ФКС установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе, документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Данное требование Закона о ФКС установлено Заказчиком в пп.8 п. 3.4 Раздела 3 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к составу заявки на участие в конкурсе. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса», в соответствии с которым вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя, так как требование о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, предусмотрено статьей 54.4 Закона о ФКС.

3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о ФКС при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о ФКС заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно п.3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о ФКС вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Заказчиком в пп. 1 п. 2.1 Раздела 2 «Требования к участникам осуществления закупки (участникам конкурса)» конкурсной документации установлено требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки.

Согласно пп.3 п. 3.4 Раздела 3 «Требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса, к составу заявки на участие в конкурсе. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками конкурса» в составе второй части заявки на участие в конкурсе необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие участника конкурса, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки, или копии таких документов, а именно:

- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (требование о предоставлении данного документа не распространяется на лиц, указанных в части 2.1. статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

- выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (требование о предоставлении данного документа не распространяется на лиц, указанных в части 4.1. статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проанализировав Приложение № 1 к описанию закупки «ЗАДАНИЕ на выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального значения Рязанской области с устройством автоматических пунктов весового и габаритного контроля тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств», выслушав пояснения Заказчика по данному доводу, Комиссией установлено, что при исполнении государственного контракта победителем вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме будут выполняться как работы в области инженерных изысканий, так и работы в области архитектурно-строительного проектирования.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.

Следовательно, установление в документации о закупке требований к участникам закупки об одновременном наличии членства участника закупки в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к ограничению количества участников закупки.

Вместе с тем, субподрядчики, привлекаемые исполнителем, обязаны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе иметь соответствующие лицензии, свидетельства или СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены отраслевым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные СРО, Комиссией установлено, что заказчик вправе установить требование о наличии СРО у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в документации о закупке приведет к ограничению количества участников закупки. Вместе с тем, к выполнению указанных работ исполнитель вправе привлечь субподрядчиков.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя. Действия Заказчика, установившего в конкурсной документации требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в конкурсе различных СРО, ограничивает количество участников закупки и нарушает ч.2 ст. 31 Закона о ФКС, п. 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона о ФКС.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС и пунктом 3.1.2 приказа ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Лаборатория цифрового зрения» обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком (ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области») в конкурсной документации требований к составу заявки на участие в конкурсе.

2. Признать Заказчика (ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области») нарушившим часть 2 статьи 31, пункт 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику, Уполномоченному учреждению (ГКУ РО «Центр закупок рязанской области»), Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

 

ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/06/32-203/2019

30 апреля 2019 года г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 46 от 18.04.2019 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, на основании своего решения от 30.04.2019 № 062/06/64-203/2019, предписывает:

1. Конкурсной комиссии ГКУ РО «Центр закупок Рязанской области» отменить Протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 22.04.2019 №ПРОI1.

2. Оператору электронной площадки (ЗАО «Сбербанк-АСТ»):

- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме ;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых конкурсах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

3. Заказчику (ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области»):

- привести документацию об открытом конкурсе в электронной форме в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 30.04.2019 № 062/06/64-203/2019, разместить соответствующую документацию в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);

- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 10 рабочих дней со дня размещения на Официальном сайте соответствующей документации об аукционе.

4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.

5. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии и Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 30.04.2019 № 062/06/64-203/2019.

6. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии и Оператору электронной площадки в срок до 28.05.2019 исполнить настоящее предписание и представить в Рязанское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

˂...˃

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны