Решение б/н Решение от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №062/06/54.3-748/2020 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок

12 ноября 2020 года г. Рязань

Резолютивная часть решения оглашена 10 ноября 2020 года

Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России № 115 от 03.11.2020 (далее – Комиссия), в составе: ˂...˃, в присутствии и.о. генерального директора Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области» ˂...˃ представителей Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области» ˂...˃, представителей АО «Почта России» (УФПС Рязанской области) ˂...˃, представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу УФПС Рязанской области №Ф62-06/4665 от 02.11.2020 (вх. №6345 от 02.11.2020) на действия Заказчика (Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области») при проведении открытого конкурса в электронной форме на комплекс услуг по формированию, распечатке, адресной доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений (физическим лицам), централизованной обработке (в том числе начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за их просрочку) и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области (извещение №2059000000120000211 от 15.10.2020) и проведя внеплановую проверку представленных документов,

у с т а н о в и л а:

Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области» (далее – Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на комплекс услуг по формированию, распечатке, адресной доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений (физическим лицам), централизованной обработке (в том числе начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за их просрочку) и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области (далее – открытый конкурс).

15 октября 2020 года извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и документация об открытом конкурсе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 54 066 184,74 руб.

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о ФКС).

1. Заказчиком в документации об открытом конкурсе установлены избыточные требования к передвижным пунктам приема платежей, а именно: Тип кузова – цельнометаллический грузовой фургон. Корпус: отсек для водителя, отсек для кассира, отсек для нахождения плательщиков, покрытие пола – противоскользящее, класс бронирования – 2 класс, тип остекления кабины водителя – бронированный, тонировка боковых стекол. Дополнительное оборудование: кондиционирование; дополнительный источник электроэнергии – мощность 5 кВ, тип – дизель-генератор; силовой кабель для подключения к внешней сети – длина не менее 25м, используемая внешняя сеть 220В; система тревожной сигнализации – тип - звуковая система, мощность – 105 дБ; система пожаротушения; система видеонаблюдения; оборудование помещения кассира – площадь не менее 2,55кв.м., переговорное устройство с кабиной водителя, переговорное устройство с отсеком плательщика, перегородка от помещения плательщиков, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции.

Кроме того, включение в конкурсную документацию вышеуказанных требований к передвижным пунктам без соответствующего обоснования необходимости их использования нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64 Закон о ФКС.

2. Конкурсная документация в нарушение ч. 24 ст. 22 Закона о ФКС не содержит указание на начальную цену единицы товара, работы, услуги, поскольку объем, подлежащих оказанию услуг, невозможно определить, что не позволяет потенциальному участнику закупки подать ценовое предложение.

3. Конкурсная документация содержит неправомерное условие о необходимости заключить соглашение с не менее чем 3 (тремя) кредитными организациями и с не менее 1 (одной) иной организацией, уполномоченными осуществлять прием платежей и перевод денежных средств от физических лиц.

В ходе заседания Комиссии представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.

В отзыве на жалобу №10/19055 от 06.11.2020 (вх. №6427 от 06.11.2020) Заказчик сообщил, что считает доводы жалобы необоснованными, так как Заказчиком при составлении конкурсной документации соблюдены все требования Закона о ФКС.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, и сообщили, что считают жалобу необоснованной.

Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, Заказчик, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в документацию об открытом конкурсе такие товары и требования к товару, их техническим и функциональным характеристикам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.

Согласно разделу III «Описание объекта закупки» Технического задания объектом рассматриваемой закупки является комплекс услуг по формированию, распечатке, адресной доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений (физическим лицам), централизованной обработке (в том числе начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за их просрочку) и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области.

В п. 2.6 Технического задания документации об открытом конкурсе установлено, что Исполнитель обязан обеспечить наличие не менее 2 (двух) передвижных пунктов приема платежей с графиком работы, согласованным с Заказчиком.

Пунктом 2.8 предусмотрены требования к передвижным пунктам: Тип кузова – цельнометаллический грузовой фургон. Корпус: отсек для водителя, отсек для кассира, отсек для нахождения плательщиков, покрытие пола – противоскользящее, класс бронирования – 2 класс, тип остекления кабины водителя – бронированный, тонировка боковых стекол. Дополнительное оборудование: кондиционирование; дополнительный источник электроэнергии – мощность 5 кВ, тип – дизель-генератор; силовой кабель для подключения к внешней сети – длина не менее 25м, используемая внешняя сеть 220В; система тревожной сигнализации – тип - звуковая система, мощность – 105 дБ; система пожаротушения; система видеонаблюдения; оборудование помещения кассира – площадь не менее 2,55кв.м., переговорное устройство с кабиной водителя, переговорное устройство с отсеком плательщика, перегородка от помещения плательщиков.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что кассовые операции, хранение наличных денег должны осуществляться в условиях, обеспечивающих защиту жизни работников по приему платежей, сохранность наличных денег и технических средств, что достигается с помощью применения защитных средств.

В соответствии с пунктом 7 Указаний Банка России от 11.09.2014 №3210-У мероприятия по обеспечению сохранности наличных денежных средств, в случае необходимости их транспортировки, определяются юридическим лицом.

Представители Заказчика также пояснили, что на передвижные пункты приема платежей распространяются требования ГОСТ Р 53814-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний» (далее – ГОСТ Р 53814-2010).

Кроме того, в течение одного дня указанные передвижные пункты, в целях снижения стоимости затрат, будут вынуждены организовать прием взносов на капитальный ремонт в нескольких населенных пунктах области с последующей передачей собранных денежных средств в пункты инкассации, требования ГОСТ Р 53814-2010 «Автомобили для перевозки денежной выручки и ценных грузов. Технические требования и методы испытаний» к передвижным пунктам приема платежей являются обязательными.

Вышеуказанные ГОСТ распространяется на специальные транспортные средства категорий M1, N1, N2, N3 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для перевозки денежной выручки и ценных грузов (далее - СТС) и эксплуатируемые на дорогах общего пользования Российской Федерации и, по мнению Заявителя, не может быть применим, поскольку эксплуатация передвижных пунктов производится не с целью перевозки денежной выручки, а с целью обслуживания клиентов.

Комиссия Рязанского УФАС России считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.

ГОСТ Р 52051 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» классифицирует транспортные средства по различным категориям, в том числе:

M1 - Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения

N1 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

N2 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

N3 - Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу более 12 т.

Вместе с тем п. 6.1 ГОСТ Р 52051 предусмотрено, что к транспортным средствам специального назначения относятся транспортные средства категорий M, N и O, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования, в том числе бронированное транспортное средство - транспортное средство, оснащенное пуленепробиваемой броневой обшивкой, предназначенной для защиты перевозимых пассажиров и/или грузов.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика также пояснили, что передвижные пункты приема платежей необходимы для повышения стандартов качества обслуживания населения, проживающего в населенных пунктах, удаленных от областного и районных центров. Требования, установленные в документации к передвижным пунктам, обусловлены реальными потребностями Заказчика.

На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что положения ГОСТ Р 53814-2010 распространяются на передвижные пункты приема платежей, требования к которым изложены Заказчиком в документации об открытом конкурсе.

Требования к передвижным пунктам приема платежей, изложенные в Техническом задании конкурсной документации, являются требованиями, предъявляемыми к качеству оказания услуг, являющихся объектом закупки, и не являются предметом оценки.

Кроме того, согласно пояснениям Заказчика требование к передвижным пунктам, установленные в п. 2.7 документации об открытом конкурсе, может быть исполнено путем заключения договора аренды специальных автомобилей, соответствующих условиям конкурсной документации.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о ФКС к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод об установлении в документации о закупке требований, ограничивающих количество участников закупки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС приходит к выводу, что доводы Заявителя не обоснованы, поскольку документация об открытом конкурсе в части требований, установленных к передвижным пунктам, не противоречит требованиям Закона о ФКС и не ограничивает потенциальный круг участников закупки.

2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о ФКС конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно п. 2 ст. 42 Закона о ФКС Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта.

В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о ФКС в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

В п. 3.1 проекта контракта установлено, что количество Платежных документов, подлежащее формированию, распечатке и доставке, в рамках исполнения Контракта определяется Заказчиком самостоятельно ежемесячно. Ориентировочное количество Платежных документов в месяц составляет: 332 444 штуки. Указанное количество лицевых счетов может быть изменено в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе в связи с изменением собственниками помещений способа формирования фонда капитального ремонта, согласно требованиям, установленным ЖК РФ.

Точное количество Платежных документов принимается в соответствии с количеством, указанным в Акте приема-передачи электронных данных Платежных документов (приложение № 1 Техническое задание).

Кроме того, в ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что начальная (максимальная) цена Контракта определена за 1 условную единицу (комплекс услуг) при условии 100 % собираемости взносов на капитальный ремонт. Фактически эта цифра не является постоянной и зависит от платежеспособности населения.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное положение документации об открытом конкурсе свидетельствует о том, что Заказчиком не определен конкретный объем услуг по формированию, распечатке, адресной доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений (физическим лицам), централизованной обработке (в том числе начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за их просрочку) и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области, и конкурсная документация не содержит в себе начальную цена единицы товара, работы, услуги.

На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно разделу III «Описание объекта закупки» Технического задания объектом рассматриваемой закупки является комплекс услуг по формированию, распечатке, адресной доставке ежемесячных платежных документов собственникам помещений (физическим лицам), централизованной обработке (в том числе начислению взносов на капитальный ремонт и пеней за их просрочку) и сбору взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Рязанской области.

В п. 2.2 раздела 2 «Услуги по централизованной обработке и приему от населения взносов на капитальный ремонт» конкурсной документации установлено, что Исполнитель обязан заключить Соглашения с не менее чем 3 (тремя) кредитными организациями и с не менее 1 (одной) иной организацией, уполномоченными осуществлять прием платежей и перевод денежных средств от физических лиц (в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от физических лиц), на оказание услуг по приему взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в МКД. Прием взносов и перевод денежных средств от плательщиков должен быть осуществлен без взимания Исполнителем, либо организациями, с которыми у Исполнителя будет заключен Контракт на оказание услуг по приему или переводу платежей по взносам на капитальный ремонт, комиссионного вознаграждения с плательщиков. Счет за комиссионное вознаграждение должен быть выставлен Фонду с приложением расшифровки счета с указанием наименования лица, осуществившего прием платежа, суммы принятого платежа, суммы перечисленного платежа, процента комиссионного вознаграждения, суммы комиссионного вознаграждения.

В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно п. 7 ч. 2 ст. 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации региональный оператор обязан аккумулировать взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, Заказчик обязан обеспечить собственникам помещений возможность оплаты взносов на капитальный ремонт в независимости от их места нахождения, в т. ч. за пределами Рязанской области.

Для выполнения своих обязанностей Фондом предусмотрено условие в документации о необходимости привлечения исполнителем услуг платежных агентов (к примеру расчетно-кассовый центр и т.д.) и кредитной организации.

Согласно части 9 статьи 105 Закона о ФКС к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем Заявитель не предоставил документального подтверждения довода жалобы с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о наличии избыточных требований, установленных с целью ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован.

Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок

р е ш и л а:

1. Признать жалобу УФПС Рязанской области обоснованной в части отсутствия в документации об открытом конкурсе в электронной форме указания на начальную цену единицы товара, работы, услуги.

2. Признать Заказчика (Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области») нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание Заказчику (Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Рязанской области») и Оператору электронной площадки (ООО «РТС-тендер») об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы по делу №062/06/54.3-748/2020 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя – начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

˂...˃

Связанные организации

Связанные организации не указаны