Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по д... от 24 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

«24» июня 2020 года                                                                                            г. Рязань

 

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2020 года.

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области <...>, рассмотрев протокол и материалы дела №062/04/14.31-371/2020, возбужденного в отношении публичного акционерного общества «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ПАО «РЭСК», ул. Дзержинского, д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014, КПП 623401001), в присутствии защитника <...> (доверенность от 04.04.2016),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Согласно протоколу №062/04/14.31-371/2020 об административном правонарушении от 08.06.2020 публичному акционерному обществу «Рязанская энергетическая сбытовая компания» вменяется совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключение субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимым в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) поводом к возбуждению дела явилось вступление в силу решения комиссии Рязанского УФАС России от 09.09.2019 по делу №062/01/10-338/2019, которым публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (далее – ПАО «РЭСК») признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части включения в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии №№ 345-0-313, 345-0-314, 345-0-315 от 18.03.2019 и №№ 345-0-356, 345¬0-357, 345-0-358 от 18.04.2019, направленные в муниципальное унитарное предприятие «Водоканал», обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию, срок исполнения которых на дату направления уведомлений не истек.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал защитник привлекаемого к административной ответственности лица <...>, который сообщил, что ПАО «РЭСК» с вменяемым правонарушением не согласно; письменные объяснения приобщены к материалам дела. Защитник ПАО «РЭСК» ходатайствовал в случае признания ПАО «РЭСК» виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ (часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ); о применении при определении размера административного штрафа в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, учесть добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного его органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль, а также  нарушение обязательств потребителя по оплате за потребленную электрическую энергию и оказание лицом, совершившим административное правонарушение.

Изучив  материалы  административного дела, заслушав  позицию  защитника ПАО «РЭСК», оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, достаточности и взаимосвязи, должностное лицо Рязанского УФАС России, рассматривающее дело, приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;                 

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлено следующее.

В соответствии с постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области от 13.10.2006 №91 ПАО «РЭСК» является гарантирующим поставщиком в границах зоны деятельности, определенной как вся территория Рязанской  области (включая электрические сети ОАО «РЖД»), за исключением зоны деятельности гарантирующих поставщиков ООО «РГМЭК» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» занимает доминирующее положение в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Установлено, что публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» занимает доминирующее положение на рынке розничной реализации электрической энергии (мощности) в географических границах Рязанской области с долей 80%.

Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о возможности ПАО «РЭСК» оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара – электрической энергии (мощности).

Установлено, что МУП «Водоканал» является организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению потребителей на территории городского округа город Касимов Рязанской области.

Между ПАО «РЭСК» и МУП «Водоканал» заключен договор энергоснабжения №311052 от 29.04.2013, на основании которого электрической энергией снабжаются несколько объектов, в том числе непосредственно используемых для централизованного водоснабжения и водоотведения (артезианские скважины, канализационные станции и т.д.).

В связи с возникшей задолженностью по оплате за электроэнергию 18.03.2019   ПАО «РЭСК» направило в адрес МУГ1 «Водоканал» уведомления № №345-0-313, 345-0-314, 345-0-315, а 18.04.2019 - уведомления №№ 345-0-356, 345¬0-357, 345-0-358, о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов водоснабжения и водоотведения города Касимова Рязанской области.

Из уведомления от 18.03.2019 (исх. №345-0-313) следовало, что по состоянию на 18.03.2019 у потребителя имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 3042,41 тыс. руб., в том числе: 177,29 тыс. руб. необходимо было оплатить в срок до 18.02.2019; 1255,02 тыс. руб. - до 25.02.2019; 925,58 тыс. руб. - до 10.03.2019; 684,52 тыс. руб. - до 18.03.2019. Также необходимо оплатить 1091,50 тыс. руб. до 25.03.2019. В уведомлении отражено, что в случае неоплаты возникшей задолженности и текущих платежей в размере 4133,91 тыс. руб. в срок до 29.03.2019 МУП «Водоканал» необходимо до 12.00 ч.

29.03.2019 самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой организации и (или) сетевой организации ввести режим частичного ограничения электропотребления до уровня технологической брони, которая составляет 1039 кВт, путем отключения/сокращения потребления электроэнергии по следующим объектам: админ.здание Водоканала ф.№5 ТП57, сч.009082056000583, Водоз. ул.Восточная ТП-71 Ф10, сч.09881307; Водозабор ул.Лесок ТП19 Ф.2 сч.24482004; Водозаб. ул. Набережная д.2 ТГ1-22 Ф.9, сч.009072067001009; водозаб. ул. Набережная д.2 ТП-22 Ф.9, сч.009082053004084; водозабор Сиверка ТП-110 ф.9 и ф.2 сч.341961, сч.342718; Водозабор, ул. Спортивная ТП-27 Ф.10 сч.009131058005832; Водозабор Старый Посад ТП-7 ф.9 сч.ОЗ811481; КНС-1 ул. Набережная ТП-61 ф.2 сч.009130054012248, сч.011070074006237; КНС-2, мкр-н Приборного завода, ул. Советская 195а ТП-81 сч.009082056001083; КНС-2 ТП-68 резерв сч.009082058002996; КНС Лесок ТП-19 Ф.2 сч.009131054015598; КНС-4               ул. Московская ТП-86 сч.011070070002599; КНС ул.Северная ТП-50, сч. 123171371; насос хол.воды Ленина дом 56а ТП 70, сч.09896842; насос хол.воды ул. Федорова ТП№8, сч.2739429; Очистные 1-я очередь ТП-59, сч. 1 109140949; Очистные Сиверка ул. Луговая ТП-95, сч. 1108152297; Очистные Сиверка ТП 95 резерв сч.1 108152295; Очистн. сооруж. ТП-100 сч.0747771005261539; ТП-100 Ф.Очистные резерв сч.00908258003021; Насосная 50 лет СССР ТП76 сч.009072039003306; Насосная 50 лет СССР ТП 76 сч.009072031003059; Артскважина Лесок ТП№31, сч.009081056009245.

Указано, что в случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня технологической брони в указанный срок, частичное ограничение будет произведено 29.03.2019 после 12.00 ч. с питающих центров сетевой организации персоналом филиала АО «РОЭК» «Касимовский район электрических сетей» путем сокращения подачи электроэнергии по вышеуказанным точкам поставки до величины технологической брони - 1039 кВт.

В случае непогашения задолженности в течение 5 дней с даты частичного ограничения до уровня технологической брони, 04.04.2019 до 12.00 ч. МУП «Водоканал» будет необходимо самостоятельно в присутствии представителей энергосбытовой организации и (или) сетевой организации ввести режим частичного ограничения энергопотребления путем сокращения потребления по вышеуказанным точкам поставки, до уровня аварийной брони, которая составляет 4 кВт.

В случае невыполнения действий по самостоятельному частичному ограничению до уровня аварийной брони после 12.00 ч. 04.04.2019 МУП «Водоканал», будет введено частичное ограничение режима потребления по вышеуказанным точкам поставки до уровня аварийной брони - 4 кВт.

Анализ уведомления от 18.03.2019 №345-0-313 показал, что ограничение энергоснабжения объектов будет иметь место и в ситуации частичной оплаты суммы в размере 4 133,91 тыс. рублей, то есть и в случае полного погашения задолженности в размере 3 042,41 тыс. рублей, но не оплаты текущих обязательств в размере 1 091,50 тыс. рублей.

Аналогичные по содержанию требования об исполнении текущих обязательств по оплате услуг энергоснабжения присутствуют и в уведомлениях ПАО «РЭСК» от 18.03.2019 №№ 345-0-314, №345-0-315, а также в уведомлениях от 18.04.2019 №№345-0-356, 345-0-357, 345-0-358.

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Правовые основы в сфере электроэнергетики, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии, определены Федеральным законом «Об электроэнергетике».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике» антимонопольное регулирование и контроль на оптовом и розничном рынках осуществляются антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, и принятыми в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации актами федерального антимонопольного органа.

На оптовом и розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и /или пресечение действий/бездействия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и/или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе злоупотребление доминирующим положением на оптовом и розничных рынках (часть 2 статьи 25 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Как следует из пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничного рынков, в том числе, его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает, в числе прочего:

-       обязательность предварительного (не менее чем за пять рабочих дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

-       ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекли за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии.

Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 (далее - Правила № 442).

В соответствии с абзацем 2 подпункта «б» пункта 2 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится, в том числе, при нарушении потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли- продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Таким образом, гарантирующий поставщик вправе инициировать процедуру введения режима ограничения электрической энергии и направить соответствующие уведомления потребителю и исполнителю только при наличии на то оснований, а в рассматриваемом случае - при возникновении задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности).

Инициирование процедуры введения режима энергопотребления в отсутствие правовых оснований, в том числе направление уведомлений об ограничении, основанных на вероятности неисполнения потребителем текущих платежей, действующее законодательство не предусматривает.

Совершение подобных действий ущемляет интересы потребителей, поскольку приводит к прекращению поставки электрической энергии по основаниям, не предусмотренным законом.

Однако, как указывалось ранее, в уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-313 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере 3042,41 тыс. руб., а также текущих платежей, срок оплаты которых приходится на 25.03.2019, в размере 1091,50 тыс. руб.

В уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-314 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере 12,16 тыс.руб., а также текущих платежей, срок оплаты которых приходится на 25.03.2019, в размере 21,01 тыс. руб.

В уведомлении о планируемом введении ограничения электропотребления от 18.03.2019 № 345-0-315 ПАО «РЭСК» сообщает МУП «Водоканал» о необходимости оплаты образовавшейся по состоянию на 18.03.2019 задолженности по оплате электрической энергии в размере 38,99 тыс. руб., а также текущих платежей, срок исполнения которых приходится на 25.03.2019, в размере 50,82 тыс. руб.

Включение аналогичных требований о необходимости оплаты текущих платежей содержится и в уведомлениях от 18.04.2019 (исх. №345-0-356, №345-0¬357, №345-0-358), направленных ПАО «РЭСК» МУП «Водоканал».

Следовательно, включение в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию противоречит абзацу 2 подпункта «б» пункта 2, абзацам 4-5 пункта 5 Правил № 442 и приводит к ущемлению интересов МУП «Водоканал» в части ограничения законного права на пользование услугами энергоснабжения.

Так, в случае исполнения гарантирующим поставщиком требований действующего законодательства, МУП «Водоканал» имело бы возможность получать электрическую энергию в случае перечисления 29.03.2019 (до 12-00) ПАО «РЭСК» суммы в размере 3 042,41 тысяч рублей. Однако, как это прямо следует из уведомления об ограничении от 18.03.2019 № 315-0-313, для предотвращения негативных последствий в виде прекращения энергоснабжения объектов централизованного водоснабжения и водоотведения МУП «Водоканал» обязано оплатить до 29.03.2019 сумму в размере 4 133,91 тыс. рублей.

С другой стороны, в случае наличия у МУП «Водоканал» по состоянию на 29.03.2019          задолженности перед ПАО «РЭСК» в размере 1 091,5 тыс. рублей (то есть неоплаты только «текущих» платежей в терминологии уведомления от 18.03.2019   № 345-0-313), заявитель обязан 29.03.2019 ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони; а 04.04.2019 - до уровня аварийной брони.

Однако абзацами 4-5 пункта 5 Правил № 442 императивно установлено, что в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, имеющего в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указана величина технологической брони, вводится частичное ограничение режима потребления до уровня технологической брони, указанного в акте, не ранее чем по истечении 10 дней после дня уведомления о введении ограничения режима потребления.

В отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и который имеет в отношении этих устройств и (или) объектов акт согласования технологической и (или) аварийной брони, в котором указаны уровни технологической и аварийной брони, частичное ограничение режима потребления до уровня аварийной брони, указанного в данном акте, вводится по истечении 5 дней (если иной срок не установлен актом согласования технологической и (или) аварийной брони) после дня введения частичного ограничения режима потребления до уровня технологической брони.

Таким образом, по правилам абзацев 4-5 пункта 5 Правил № 442 при наличии у МУП «Водоканал» задолженности вследствие неоплаты до 25.03.2019 платежа в размере 1 091,5 тыс. рублей (при условии полного исполнения иных обязательств об оплате), частичное ограничение его объектов до уровня технологической брони может быть осуществлено не ранее 05.04.2019, до уровня аварийной брони - не ранее 11.04.2019.

Между тем, из уведомления от 18.03.2019 №345-0-313 следует, что при наличии у МУП «Водоканал» задолженности в размере 1 091,5 тысяч рублей, ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов, поименованных в данном уведомлении, произошло бы в нарушение требований законодательства значительно раньше: до уровня технологической брони - 29.03.2019, до уровня аварийной брони - 04.04.2019.

К аналогичным последствиям может привести реализация уведомлений об ограничении от 18.03.2019 №№ 345-0-314, 345-0-315 и от 18.04.2019 №№ 345-0¬356, №345-0-357, №345-0-358.

Таким образом, рассматриваемые действия ПАО «РЭСК» приводят (могут привести) к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей услуг водоснабжения и водоотведения), а также интересов МУП «Водоканал» при осуществлении предпринимательской деятельности.

По результатам анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) Рязанской области установлено, что ПАО «РЭСК» в границах зоны деятельности, а также в соответствии с нормой, установленной пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признано занимающим доминирующее положение в границах зоны деятельности.

Таким образом, при осуществлении своей предпринимательской деятельности ПАО «РЭСК» обязано соблюдать запреты на осуществление монополистической деятельности, установленные в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Однако комиссия Рязанского УФАС России пришла к выводу о том, что материалами дела подтвержден факт нарушения ПАО «РЭСК» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося во включении в уведомления об ограничении режима потребления электрической энергии от 18.03.2019 №№ 345-0¬313, 345-0-314, №345-0-315 и от 18.04.2019 №№ 345-0-356, №345-0-357, №345-0¬358 обязательств по оплате текущих платежей за потребленную электрическую энергию.

Доводы ПАО «РЭСК» о том, что включение в тексты уведомлений указания на оплату текущих платежей явилось следствием технической ошибки, комиссией Рязанского УФАС России отклонены как несостоятельные по вышеизложенным основаниям.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации (пункт 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства») при оценке злоупотребления доминирующим положением следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона «О защите конкуренции», и в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В то же время, как отмечено в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.

В рассматриваемой ситуации, добросовестным со стороны гарантирующего поставщика является поведение, при котором на контрагента (МУП «Водоканал») не возлагается необоснованных ограничений в пользовании услугами энергоснабжения в отсутствии на то правовых оснований (в случае оплаты потребителем задолженности в сроки, установленные в уведомлениях об ограничении, но неисполнения обязательств, срок по которым на дату инициирования процедуры ограничения не наступил).

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующие положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно статье 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не являются и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ, влечет привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ПАО «РЭСК» усматривается состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 указанной правовой нормы предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализируя имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении документы, материалы, должностное лицо, рассматривающее настоящее дело, приходит к выводу о том, что ПАО «РЭСК» имело возможность соблюдения требований действующего законодательства и могло не допустить нарушение порядка процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии на объекты водоснабжения, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следствие, в действиях гарантирующего поставщика имеется состав административного правонарушения, определенного в части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Проверяя соблюдение процессуальных прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении и иные документы составлены в соответствии с процессуальными требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек. Других обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.

В соответствии с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (пункт 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Между тем в рассматриваемой ситуации ПАО «РЭСК», указывая в уведомлениях на необходимость погашения текущих платежей, срок оплаты которых на момент направления уведомлений не наступил, и неуплата которых может послужить основанием для введения ограничения электропотребления, фактически ущемляет права и законные интересы МУП «Водоканал» в предпринимательской деятельности.  Поскольку МУП «Водоканал» несет перед конечными потребителями ответственность за бесперебойную поставку ресурсов (коммунальная услуга по водоснабжению), то возможное введение ограничения электропотребления может привести к ущемлению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом вышеизложенного, а также характера анализируемого правонарушения и его последствий, оно не может быть расценено в качестве малозначительного.

Таким образом, основания для освобождения ПАО «РЭСК» от административной ответственности согласно статье 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной статьей либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Обращаясь с ходатайством к должностному лицу Рязанского УФАС России, защитник ПАО «РЭСК» просит учесть следующие смягчающие административную ответственность обстоятельства:

-добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение,

-предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения,

-добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного его органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль,

-обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях: наличие оснований для направления уведомлений о введении ограничения режима потребления электрической энергии в отношении МУП «Водоканал» (наличие задолженности).

Рассмотрев указанное ходатайство, должностное лицо Рязанского УФАС России полагает, что оно подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Так, должностное лицо, рассматривающее административное дело, отмечает, что такие обстоятельства, как добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, и предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, не могут быть учтены в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность. Поскольку данные обстоятельства могут быть учены при условии, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, приняло меры, направленные на добровольное прекращение противоправного деяния и предотвращение вредных последствий. Более того, добровольное прекращение противоправного поведения должно быть совершено лицом, привлекаемым к ответственности, на стадии рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, равно как и предотвращение вредных последствий должно иметь место сразу же после совершения административного правонарушения. Однако, должностным лицом Рязанского УФАС России установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательств, указывающие на совершение Обществом действий, направленных на добровольное прекращение противоправного поведения и предотвращение вредных последствий административного правонарушения. Поэтому у должностного лица, рассматривающего административное дело, отсутствуют основания в применении данных смягчающих ответственность обстоятельств.

Наличие оснований для ограничения режима энергопотребления в отношении МУП «Водоканал» (задолженности потребителя) также не является смягчающим административную ответственность обстоятельством. В рассматриваемой ситуации нарушение закона установлено в иных действиях привлекаемого к административной ответственности лица (включение в уведомления о планируемом ограничении режима энергопотребления указания на необходимость оплаты обязательств, срок исполнения по которым еще не наступил). При этом, соблюдение лицом установленных правил при совершении одних действий не может смягчать ответственность в случае нарушения закона другими действиями.

Между тем, должностное лицо, рассматривающее административное дело, считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль. В рассматриваемом случае подлежит учету исполнение ПАО «РЭСК» предписания № 062/04/10-338/2019 от 09.09.2019 (пункт 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ).

Оценивая ходатайство защитника ПАО «РЭСК» о применении части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, должностное лицо Рязанского УФАС России учитывает следующее.

Частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При применении правил назначения наказания, предусмотренных частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в каждом конкретном случае надлежит учитывать имущественное и финансовое положение правонарушителя и иные имеющие значение для назначения наказания обстоятельства.

При этом наказание должно отвечать целях административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административного правонарушения в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, отсутствие вредных последствий, должностное лицо Рязанского УФАС России считает возможным в рассматриваемом случае назначить ПАО «РЭСК» наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Применительно к рассматриваемой ситуации должностное лицо Рязанского УФАС России отмечает, что исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «РЭСК», не установлено.

Таким образом, с учетом пункта 7 части 1 статьи 4.2, части 3.2 статьи 4.1 и части 1 статьи 14.31, примечания к статье 14.31 КоАП РФ размер административного штрафа, накладываемого на публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания», рассчитан по формуле:

650 000 – 87 500 = 562 500 / ½ = 281 250 (рублей).

Следовательно, размер административного штрафа, накладываемого на ПАО «РЭСК», определен в размере 281 250 (двести восемьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 4.2, частью 3.2 статьи 4.1, статьями 23.48, 26.11, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

  1. Признать публичное акционерное общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» (ул. Дзержинского,  д. 21а, г. Рязань, 390005; ИНН 6229049014,  ОГРН 1056204000049) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, и назначить данному лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 281 250 (двести восемьдесят одна тысяча двести пятьдесят) рублей.
  2. Учитывая изменение экономической ситуации, связанное с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьями 1.2, 3.1, частью 2 статьи 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассрочить исполнение постановления по делу №062/04/14.31-371/2020 об административном правонарушении с 18.09.2020 на срок до 18.12.2020 включительно равными долями:

- до 18.10.2020 – 93 750,00 рублей,

- до 18.11.2020 – 93 750,00 рублей,

- до 18.12.2020 – 93 750,00 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки и срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Размер штрафа, подлежащий зачислению, должен быть внесен на р/счет УФК по Рязанской области №40101810400000010008 в ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области, г. Рязань, БИК 046126001.

Получатель платежа: УФК по Рязанской области (Рязанское УФАС России л/с 04591312100), ИНН 6231010720, КПП 623401001, ОКТМО 61701000.

Назначение платежа:

Код БК 161 1 16  01141 010031140

УИН 16100500000000572464 (назначение платежа – штрафы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке), денежное взыскание (штраф) за нарушение антимонопольного законодательства по 6постановлению Рязанского УФАС России №062/04/14.31-371/2020 от 30.06.2020.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (возможно направление на адрес электронной почты: to62@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в течение 10 суток (дней) со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель руководителя управления                                                    <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны